Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)



 

Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось превращение римского государства в неограниченную военно-бюрократическую мо­нархию восточного типа («доминат», от доминус – господин). Становление домината завершилось делением империи на четыре части. Оно узаконило уже назревшее хозяйственное обособление частей государства, связанное с частичным возвратом к натуральному хозяй­ству.

На рубеже III-IV вв. в самом Риме еще сильны были старые архитектурные традиции. Дворец Диоклетиана в Салоне (Спалато, совр. Сплит) резче отразил новые тенденции в понимании дворцового сооружения как в конструкциях, так и в деко­ре. Громадные размеры (108×220 метров) и великолепие дворца, предназначавшегося для проживания Диоклетиана после его ухода от власти, дают представление о богатстве военно-бюрократической знати при поздней империи, несмотря на ее общее разорение и упадок (рис. 10.32).

Дво­рец, построенный на берегу моря, окружен стеной с башнями. Главные помещения императорских покоев были обращены в сторону моря (рис. 10.30). В средней части «морской» стены размещался вход во дворец по каналу, прорытому от побережья. Посетители могли попасть во дворец на лодках с крупных морских судов, которые оставались дрейфовать на внешнем рейде. В это беспокойное время города становились крепостями, а виллы и дворцы – замками (рис. 10.33).

В плане дворца использована схема римского военного поселения (каструма). Преобладание мавзолея над храмом указывает на возросшее значение культа императора. Высо­кий октогон (восьмигранник) мавзолея окружен колоннадой (рис. 10.34).

Легкий купол (D = 13,5 м) сложен из кирпи­ча, а не из бетона и притом, по-видимому, без опалубки (рис. 10.35).

Это новое слово в античной технике. Зал расчленен декоративным двухъярусным ордером. Мавзолей – одна из многих центрических усыпальниц с внутрен­ним обширным пространством. Он наделен суровым величием, подобающим усыпальнице богоподобного монарха (рис. 10.36).

Арка, как и ку­пол, издавна считалась символом небесного свода. Эта конструкция занимает особое место и во дворце гоните­ля христиан Диоклетиана, и в раннехристианских церквах. Под аркой или под ароч­ным антаблементом изображались и императоры, и христианские пророки (рис. 10.37).

Так называемой «триумфальной ар­кой» стали подчеркивать в хри­стианских базиликах алтарь. Ордер дворца отли­чается от ордера в одновремен­ных термах Диоклетиана. Порез­ку здесь сменили резьба, резкие контрасты черных теней с белым мрамором. Отклонения от клас­сических образцов, наметившиеся в храмах Баальбека, доведены теперь до предела. Грубая, глубокая резьба усиливает мрачное великолепие дворца-крепости.

В архитектуре дворца ярко выражены восточные эле­менты. В портики введен мотив арочного анта­блемента. Этот мотив, издавна применявшийся в Передней Азии для оформления входа в го­род или святилище, был перенесен на жи­лище императора. Аркады по колоннам обрам­ляют площадь между мавзолеем и храмом (рис. 10.38). Меньшие декоративные аркатуры, опертые когда-то на колонны, поддерживаемые консо­лями, венчают фасады (рис. 10.37-Б). Этот прием получил дальнейшее развитие в средневековой архитектуре. Аркада по колон­нам применялась в римской архитектуре еще при Адриане. Но грандиозный, открытый на фасад свод наиболее характерен для дворцов пар­фянского и особенно сасанидского Ирана (г. Ктесифон). Главные улицы дворца обрамляли аркады на колоннах. Фасады дворца были украшены аркатурами (декоративными пилястрами в виде накладных аркад, опирающихся на кронштейны). Примером тому могут служить Северные (Золотые) ворота дворца. Этот прием получил дальнейшее развитие в средневековом зодчестве.

Очень широко в обработке архитектурных деталей применялся орнамент, выполненные буравом. С его помощью в мраморных капителях просверливали многочисленные темные отверстия. Исчез богатый рельеф и пластика классического периода. Форма деталей стала схематизированной и упрощенной. Все внимание художника была направлено на «разрыхление» поверхности сооружения огромным количеством мелких отверстий и форм.

Это заставило её как бы «вибрировать» мелким контрастом темных и светлых пятен, растворять материала в мелочной игре светотеней.

Начатый в колонне Марка Аврелия, этот прием был продолжен в раннехристианской и в мусульманской архитектуре (арабские государства Испании, Египта, Передней Азии, Турции).

1. 25 Билет: Зарождение христианской архитектуры. Катакомбы, первые церкви

 

Скрываясь от преследований властей, первые христиане собирались в катакомбах – подземных галереях и залах, вырытых в вулканических породах. Они служили христианам убежищами, местами собраний и даже кладбищами. Узкие (обычно около 1 м шири­ны) подземные коридоры катакомб с двумя-тремя ярусами ниш для захоронения выдалбли­вались в мягкой каменной породе. В них часто выделялись квадратные помещения для сарко­фагов с арочными нишами по трем сторонам. Эти небольшие помещения крестообразной в плане формы стали позднее местом, где хри­стиане собирались у саркофагов особо почитае­мых усопших членов общины, так как члены христианской общины не сжигали тела покойников, как это делали «язычники». Время от времени они расширялись, образуя более вместительные подземные залы собраний членов общины. Простираясь на десятки километров, катакомбы Рима, Александрии, Эфеса, Сиракуз образовывали целые подземные города, напоминающие лабиринты (рис. 11.2).

В более поздних катакомбах появились «архитектурные» детали, более присущие «языческим» храмам – полуколонны, пилястры, примитивные антаблементы и т.п. Вход в катакомбы нередко решался в виде часовни, в которой совершались установленные обряды. Примеры тому – часовни Св. Домитиллы (рис. 11.3) и Св. Каллиста в Риме (рис. 11.5).

Во II веке христиане собирались в доме любого из членов общины или в домах проповедников (пасторов). В III веке местом сбора по-прежнему служили частные дома, но уже специ­ально нанимавшиеся или купленные общиной и называвшиеся церквами.

Во многих городах было по нескольку таких церквей. Таков дом-церковь III в. н. э. в Дура Евро­пос на Евфрате. Помещения обык­новенного перистильного дома были обращены в зал молитвенных собраний и баптистерий, в кладовые для имущества общины, в винный погреб и склад одежды для раздачи бедным. Своей же специфически христианской архитек­туры еще не было. Арочная сень над купелью баптистерия была подобна балдахину в синагоге той же Дура Европос (рис. 11.4).

В языческих храмах Сирии, в сасанидских дворцах и во дворце Диоклетиана, в синагогах и в церквах, а также в изобразительном искусстве поздней античности главное звено композиции равно подчеркивалось аркой на колоннах, что связа­но со всеобщим тогда пониманием купола и свода как символов свода небесного. Первые катакомбы начали строить в I веке, но наибольшее их число относится к III – началу IV века. Древнейшие пещеры украшались фресками, немного напоминающими фрески из Помпей (рис. 11.5).

Подземные молитвенные залы (капеллы) стали прообразами древнейших православных храмов. Чтобы получить естественное освещение, их помещали довольно близко к земной поверхности. Достаточно обширные «залы» напоминали пещеры, высеченные в непрочной вулканической породе. В подобной ситуации сводчатая или купольная конструкция потолков была единственно правильным решением. Для повышения прочности каменные своды подпирались деревянными либо каменными столбами. Верх куполообразного потолка очень близко подходил к поверхности земли. Иногда здесь устраивался люминарий (световой фонарь или колодец), через который в зал попадал солнечный или лунный свет. В целях маскировки люминарий был очень маленьким. Поэтому световой поток, проникавший внутрь капеллы, был слабым. Это вносило в интерьер молитвенного зала элемент «таинственности». Для увеличения освещенности приходилось добавлять огонь факелов и свечей. Все эти композиционные принципы стали присущи архитектуре центрических православных храмов.

В III веке появились специальные постройки для проведения собраний – церкви. Позже под них стали приспосабливать языческие храмы (Парфенон, Гефестейон, Пантеон), что уберегло последние от разрушения (рис. 11.6).

Христианская культовая архитектура появилась после превращения христианства в государственную религию. Она стала развиваться в двух направлениях:

- базиликальные типы храмов (Западная Римская империя);

- центрические, купольные храмы (Восточная Римская империя).

 

 

Римские базилики

 

Перелом в истории христианства и раннехристианской архитектуры наступил в Римской империи в начале IV в. н. э. Античный мир стоял на пороге гибели. Последние императоры попы­тались использовать в своих целях христианство, которое стало официальной религией империи. Так, уже в IV в. церковь осуждала епископов, призывавших к уходу в монастыри. Чтобы стимулировать постройку церквей магнатами, Иоанн Златоуст (конец IV в.) разъяснял, что в имениях «не будет ни криков, ни смут, ни противников, ни ересей» при наличии пастыря, то есть при условии, если будет построена цер­ковь. Вместе с тем христианская церковь за­претила использование языческих храмов, которые безжалостно разрушались. Сторонни­кам старой культуры иногда удавалось сохранить, а затем превратить в цер­ковь тот или иной античный храм. Церкви строились повсе­местно, причем преимуще­ственно по типу базилики; реже – центриче­ские. Центрическая форма выбиралась чаще для надгробных церквей и для баптистериев. Известны случаи, когда баптистерием становил­ся центрический зал античных терм.

Приходская базилика должна была вместить многолюдную общину, причем не только всех прихожан, но и желавших стать христиа­нами («оглашенных»). Отсюда ее относительно большие размеры. Чаще всего базилика была трехнефной со средним повышенным нефом (базиликалъный разрез) (рис. 11.7). Ей часто предше­ствовал перистильный двор, на который тогда было перенесено название «атрий». Помещение алтаря почти всегда имело вид полукруглой апсиды.

Христианская базилика происходит, по-види­мому, от многих источников. Схема плана раз­рабатывалась не только в гражданских базили­ках, но и в частных домах, дворцах (например, базилика дворца Флавиев) и в подземных святилищах мистериальных культов. Апсида тоже вошла в со­став храмов и гражданских базилик. В тронном зале и в базилике дворца Флавиев кресло им­ператора обычно стояло в апсиде. Культовая статуя часто обрамлялась ею, как, например, в храме Венеры на форуме Цезаря, в храме Марса Ультора, в Пантеоне. В больших гражданских ба­зиликах трибунал тоже помещался в апсиде. Во всех этих случаях апсида открывалась в зал аркой, отмечавшей ведущее звено композиции.

Преобладание базиликальной формы в культовой архитек­туре IV-V веков объясняется, скорее всего, тем, что с нею не связывались одиозные пред­ставления о языческом храме, а также тем, что гражданские базилики могли вмещать в отличие от храмов много народа, что было основ­ным требованием и к базилике христианской. В IV и даже в V веках церковная служба не совсем утратила демократичность раннего христианства. Алтарная апсида еще не отделя­лась иконостасом от собиравшихся в нефах ве­рующих, а проповедь и чтение книг велись среди прихожан, для чего амвон и кафедра устраивались в огражденном пространстве сред­него нефа.

Трехнефная базилика, предваряемая атрием и завершаемая апсидой, стала ведущим типом церковного строительства. Нагрузка от покры­тия и верхней части стен передавалась на раз­делявшие нефы колонны обычно арками (арка­да по колоннам), реже – архитравным перекры­тием. Тип базилики подвергался переработке на местах в зависимости от преобладающих мате­риалов и от специфики местного ритуала. Од­нако тесные взаимосвязи внутри христианского мира обусловили единство культовой архитек­туры, несмотря на распад империи и на по­стоянные распри между отдельными епар­хиями.

Отсутствие сводов и куполов свойственно многим раннехристианским храмам и обусловливалось, по-видимому, общим упадком сводостроения. В культовом строительстве IV-V вв. преобладало деревянное покрытие, кото­рому иногда придавали пирамидальную или ку­польную форму. Однако в конструкции и деко­ративном убранстве сохранялись и местные строительные традиции; так, в некоторых рай­онах Сирии дома и базилики покрывались по древнему обычаю каменными плитами по по­перечным аркам, как это делается до настоя­щего времени.

 

Базилика (рим. «торговый, судебный зал») – зальное помещение для проведения собраний христианской общины в Западной Европе. Основными догматами католицизма (греч. «всеобщий, вселенский») являются следующие:

- признание Иисуса Христа («Сына Божьего») богом. Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына;

- непогрешимость главы католической церкви (папы римского), который является «наместником Бога на земле»;

- безбрачие католического духовенства (целибат), препятствующее раздроблению церковного имущества;

- учение о «запасе добрых дел» («божественной благодати», распределяемой священниками); оно имеет целью поднять авторитет католической церкви.

 

В соответствии с первым постулатом католицизма, объектом почитания в римских базиликах является изображение казненного Иисуса Христа, расположенное в алтарной части. В западноевропейской базилике все взгляды прикованы к алтарю, абстрактному божеству, которого прихожанин должен слушаться и бояться.

Доминирование базиликальной схемы в католических храмах объясняется тем, что базилика всегда была светским зданием и нисколько не походила на языческие храмы греков и римлян. Во-вторых, римское здание суда могло вместить большое число посетителей (базилика Ульпиа на форуме Траяна, базилика Максенция и др.). Как известно, это было основное требование к внутреннему пространству христианской церкви.

Наиболее крупные базилики имели до трех-пяти нефов, причем высота боковых нефов постепенно увеличивалась по направлению к центральному нефу.

Формы апсид и их ориентация видоизменялись в различных провинциях Римской империи. Большинство раннехристианских церквей было развернуто апсидами на восток, в сторону восходящего Солнца или «Утерянного Рая» («Небесного Иерусалима»). Утренние лучи как бы «пронзали» апсиду насквозь, и этот световой эффект выгодно обыгрывался зодчими, которые создавали разнообразные оптические иллюзии («божественное сияние» нимба вокруг головы Христа, сияние контуров распятия, одежд святых и т.п.). Несущие стены центрального нефа обычно имели облегченную («дематериализованную») структуру. Как правило, они решались в виде аркады в нижней части стены. В её верхней части оставлялись световые проемы. В дальнейшем этот прием был доведен до совершенства в романской и готической архитектуре, в зодчестве эпохи Возрождения.

Покрытия древнейших христианских базилик были деревянными (плоскими, одно- или двускатными, пирамидальными, купольными). Большое значение христиане придавали интерьеру базилики. В отличие от языческих храмов, здесь молящиеся собирались не снаружи, а внутри здания. Поэтому интерьер церкви отделывался мрамором, золотом, мозаикой, которые совершенно скрывали грубую каменную кладку. На полу изображались орнаменты (например, тема «лабиринта»), в апсиде, на стенах и колоннах – фигурные изображения Бога, Иисуса Христа, Богоматери, христианских святых и апостолов. Фасады, как правило, были лишены украшений (позднеримская традиция).

Все средства архитектуры и монументально-декоративного искусства (свет, цвет, осевая композиция, обрамление апсиды аркой и т.п. – были направлены на то, чтобы акцентировать алтарную часть, привлечь к ней взоры верующих.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.028 с.)