Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Читтахаттхаттхера Ваттху. Притча о тхера Читтахаттхе
Анаваттхитачиттасса саддхаммам авиджанато париплавасадасса панна на парипурати. Анавассутачиттасса Анавахатачетасо Пуннапапапахинаса наттхи джагарато бхайам.
Стих 38 Если мысли человека непостоянны, Если он не знает истинной Дхаммы, Если он колеблется в своей вере, То его знание никогда не достигнет совершенства.
Стих 39 Если мысли человека свободны от страсти, Если он свободен от злобы, Если он отказался как от доброго, так и от злого, Если он бдителен, то для такого человека нет ничего опасного.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес эти стихи (38 и 39) в связи с историей о тхера Читтахаттхе. Один человек из Саватти после долгих поисков потерянного в лесу быка очень проголодался и пошел в деревенский монастырь, где ему дали остатки утренней еды Во время приёма пищи он подумал, что хоть он и много работал каждый день, он не мог получить такую хорошую еду, и, возможно, было бы неплохо стать монахом. Поэтому он попросил монахов принять его в Самгху. В монастыре он исполнял обязанности монаха, и, поскольку не было недостатка в пище, он вскоре набрал вес. Через некоторое время он устал от сбора подаяния и вернулся к мирской жизни. Через несколько дней он почувствовал, что жизнь дома требует слишком многих усилий и он вернулся в монастырь и был принят монахом во второй раз. И во второй раз он покинул Самгху и вернулся к домашней жизни. И в третий раз он вернулся в монастырь и снова ушёл оттуда. Так он уходил и возвращался шесть раз, и поскольку действовал он согласно своим прихотям, то стал известен как тхера Читтахаттха. Пока он ходил туда-сюда и не мог выбрать между домом и монастырём, его жена забеременела. Однажды во время своего последнего пребывания дома, он вошел в спальню своей жены, когда та спала. Она была практически голой, а та одежда, которая была на ней, частично упала. Она так громко храпела носом и ртом, что по губам потекла слюна. Так, с открытым ртом и раздувшимся животом, она была похожа на труп. Увидев её такой, он внезапно осознал непостоянство и отталкивающую природу тела, и он подумал: «Я был монахом несколько раз, и только из-за этой женщины я не смог остаться монахом». Поэтому, взяв жёлтые одежды, он ушёл из дома в монастырь в седьмой раз. По дороге он повторял слова «непостоянство» и «непривлекательность» (аничча и дуккха) и так по пути в монастырь он достиг Плода Сотапатти.
По прибытии в монастырь он попросил монахов принять его в Самгху. Они отказались, сказав: «Мы не можем принять тебя в монахи. Ты так часто брил голову, что теперь она похожа на обточенный камень. Тем не менее, он молил принять его в монахи в последний раз, и они согласились. Через несколько дней монах Читтахаттха достиг просветления и Различающего знания. Другие монахи, видя, что он так долго остаётся в монастыре, спросили его о причине этого. На это он ответил: «Я шёл домой, когда во мне всё ещё была привязанность, но сейчас эта привязанность отсечена». Монахи, не веря ему, пришли к Будде и рассказали ему об этом. Будда сказал им: «Тхера Читтахаттха сказал правду; раньше он не мог выбрать между домом и монастырём, так как в то время его мысли не были постоянными, и он не понимал Дхамму. Но теперь, когда тхера Читтахаттха уже просветлен, он отказался как от доброго, так и от злого». Затем Будда произнес следующие стихи:
Если мысли человека непостоянны, Если он не знает истинной Дхаммы, Если он колеблется в своей вере, То его знание никогда не достигнет совершенства.
Если мысли человека свободны от страсти, Если он свободен от злобы, Если он отказался как от доброго, так и от злого, Если он бдителен, то для такого человека нет ничего опасного.
Панчасатабхиккху Baттxy. Притча о пятистах монахах Кумбхупамам кайамимам видитва цагарупам читтамидам тхапетва йогхетха мирам панна вудхена джитанча раккхе анивесано сийа [61] Стих 40 Зная, что это тело (хрупкое) как глиняный кувшин, Стереги свой ум, как будто охраняешь укрепленный город, Борись с Марой оружием Знания; (а победив Мару) Продолжай стеречь свой ум, не привязываясь к достигнутому.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес этот стих (40) в связи с историей о пятистах монахах. Пятьсот монахов из Саватти, получив тему медитации от Будды, прошли расстояние в сто йоджан[62] от Саватти и пришли к большому лесу, как раз подходящему месту для медитации. Духи-хранители деревьев, живущие в этом лесу, подумали, что, если эти монахи останутся в лесу, то будет не правильно им жить со своими семьями на деревьях. Поэтому они спустились с деревьев, думая, что монахи остановятся там только на одну ночь. Но монахи оставались там и по истечении двух недель, поэтому они подумали, что, вероятно, монахи останутся до конца васса. Тогда им с семьями долгое время придется жить на земле. Поэтому они решили напугать монахов, производя ужасающие звуки и явления, чтобы они ушли. Они являлись в виде безголовых тел или голов без тела и т.д.
Монахи расстроились, покинули это место и вернулись к Будде, рассказав ему обо всем. Услышав их рассказ, Будда сказал, что это случилось из-за того, что в тот раз они ходили безоружными, и теперь им нужно вернуться, как следует вооружившись. Сказав это, Будда научил их всему Мета Сутта (учение о сотрадании-любви), начав со следующей строфы:
Каранийаматтха кусалена йанта сайтам падам абхисамечча Сакко йджу ча сухуджу ча сувачо ч'асса муду анатимани.
[«Тот, кто обучен (пониманию), что хорошо и полезно (как мирское, так и выше мирского) и стремится достичь Абсолютного Покоя (Нирваны), должен действовать (так): он должен быть умелым, прямым, абсолютно прямым, уступчивым, мягким и незаносчивым».]
Монахам было наказано повторять этот стих с момента, когда они подойдут к лесу, и войти а монастырь, повторяя её же. Монахи вернулись в лес и сделали, как им было сказано. Духи-хранители, чувствуя сострадание монахов, ответили, им, приняв их и не причиняя им никакого вреда. Больше не было ужасающих звуков и видений. Так, в спокойствии, монахи медитировали о теле и осознали его хрупкую и непостоянную природу. Из монастыря Джетавана Будда сверхсилой узнал об успехах учеников и послал к ним своё сияние, чтобы они почувствовали его присутствие. Он сказал им: «Как вы, монахи, поняли, тело действительно непостоянно». Затем Будда произнес следующий стих:
Зная, что это тело (хрупкое) как глиняный кувшин, Стереги свой ум, как будто охраняешь укрепленный город, Борись с Марой оружием Знания; (а победив Мару) Продолжай стеречь свой ум, не привязываясь к достигнутому.
По окончании проповеди пятьсот монахов достигли просветления.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.011 с.) |