Социально-нравственное и личностное развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-нравственное и личностное развитие



Образовательная область: РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Цель:Создание эмоционально-психологического комфорта для воспитанников, адаптивной среды их жизнедеятельности.Формирование нравственных общечеловеческих и национальных ценностей, содействие накоплению социального опыта, успешной социальной адаптации, формированию позитивного образа «Я» Задачи: · формировать позитивную эмоциональную настроенность воспитанников к приему пищи, обеспечивать питьевой режим и режим питания воспитанников в течение дня; · обеспечивать физическую и психическую безопасность детей в течение дня, содействовать их устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности; · формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;   · воспитывать доброжелательное отношение к деятельности взрослых и сверстников, желание заниматься каким-либо делом (игрой, рассматриванием книг, рисованием и т. д.) рядом и вместе с другими детьми; · воспитывать навыки адаптивного поведения и общения (навыки преодоления дискомфорта, затруднения и т.д.); · поддерживать уверенность в себе, своих силах, проявления первых самостоятельных желаний; · формировать элементарные представления о себе и других (внешность, имя); · развивать познавательные потребности, познавательный интерес к себе и миру людей, окружающей действительности; · способствовать освоению воспитанниками предметной деятельности как ведущей;   · развивать сенсорно-перцептивные процессы и мелкую моторику в совместной предметной деятельности ребенка со взрослым; ·;развивать восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и речь, знаковую функцию сознания; · развивать и поощрять интерес к практическому познанию свойств и функций предметов окружающей действительности.
Компонент Содержание Время, отведенное на изучение содержания Виды детской деятельности Формы и методы организации образовательного процесса
Здоровье и личная гигиена · Приобщение к здоровому образу жизни. · Формирование потребности в чистоте и опрятности, понимание их смысла (”для здоровья“, ”для красоты“, ”чтобы другим было приятно смотреть и быть рядом“, ”чтобы взрослые радовались“). · Формирование умений: выполнять правила гигиены и навыки самообслуживания: чистить зубы, полоскать рот после приема пищи, умывать лицо, мыть руки перед едой и после каждого их загрязнения (самостоятельно засучивать рукава, намыливать руки, тщательно смывать мыльную пену водой, досуха вытираться полотенцем); самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, расстегивать и застегивать пуговицы на одежде (спереди), выворачивать одежду на лицевую сторону, складывать ее на место, расшнуровывать и расстегивать обувь, с помощью взрослого зашнуровывать или застегивать ее; овладевать простейшими действиями (надевать или снимать майку, платье и т.п.), из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание и др.); замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или обращаться за помощью к взрослым. · Поощрение осмысленного использования предметов индивидуального назначения: расческа, салфетка, стакан для полоскания, полотенце, носовой платок; · Формирование представлений о процессах умывания, одевания, купания, уборки помещений: правильное называние этих процессов, предметов и действий. В течение года   2 учебных часа в неделю по образовательной области Познавательная практическая Обследование, наблюдения
Общение Коммуникативные ситуации, рассказ
Игровая дидактические игры
Трудовая поручения
Художественная Восприятие произведений
Питание · Показ примера позитивного примера здорового питания. · Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанника, потребности самостоятельно пользоваться ложкой, не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее. · Формирование умений выполнять элементарные поручения: после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол. Постоянно в течение года   Познавательная практическая Обследование, элементарное экспериментирование
Общение Коммуникативная ситуация
Игровая Дидактические, сюжетно-отобразительные игры
трудовая Поручения
Безопасность жизнедеятельности · Элементарные правила поведения, способствующие сохранению своей жизни: не подходить близко к глубокой яме, при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки, держаться за перила, при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги, не брать в руки острые предметы, в многолюдных местах надо держаться за руку взрослого; · Соблюдение оптимального и рационального уклада жизни воспитанников в течение дня для обеспечения их психологического и физического благополучия, проявления внимания, ласки, заботы к воспитанникам при организации всех режимных процессов. Постоянно в течение года   Познавательная практическая Обследование, элементарное экспериментирование
Общение Коммуникативная ситуация
Игровая Дидактические и сюжетно-отобразительные игры
Трудовая Поручения
Взаимодействие со взрослым · Формирование культуры поведения: здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить. · Развитие и поддержка потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослого, в общении и сотрудничестве с ним по поводу предметов, игрушек и действий с ними, стремления слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы (убрать в шкаф свою одежду, поднять упавшую вещь и др.).   В течение года     Познавательная практическая обследование
Общение Коммуникативная ситуация
Игровая Дидактические, сюжетно-отобразительные, театрализованные игры
Трудовая Поручения
Художественная рассматривание иллюстраций, рисование, инсценировка сказок, потешек, песенок
Взаимодействие со сверстниками · Участие в совместной деятельности: игре, развлечении и т.д. · Элементарные способы общения, умения обращаться с просьбой, поменяться игрушкой с другим ребенком.   В течение года   Общение Коммуникативные ситуации Беседа, рассказ
Игровая игры
Трудовая поручения
Художественная Художественное творчество ребенка
Адаптивное социальное поведение · Представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя (нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова и т.д.). · Применение общепринятых способов оказания и принятия помощи, выражения благодарности словом, улыбкой, жестом. · Проявление сочувствия, умения пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он обижен, огорчен, расстроен. В течение года   Общение Коммуникативные ситуации
Игровая Дидактическая игра
Трудовая Поручения
Представления о родном крае, отношение к нему · Элементарное осознание родственных связей, осознание себя членом семьи (примерные темы: Моя комната, Мой дом, Дом бабушки и дедушки). · Представления о доступных воспитаннику культурных ценностях: родном городе (деревне), национальных праздниках и развлечениях. · Первоначальные представления о родном крае (растения и животные, явления природы и т.д.). В течение года Познавательная практическая Целевая прогулка. Наблюдения. Обследование.
Общение Рассказ Коммуникативная ситуация
Игровая Подвижная, дидактическая
Художественная Национальные праздники. Детские развлечения. Восприятие произведений искусства. Художественное творчество ребенка.
Представления о себе · Различение детей и взрослых по внешним признакам (одежде, прическе), имени, предпочтению игрушек. · Осознание своей половой принадлежности. · Создание условий для самопознания, узнавания себя в зеркале, на фотографии. в течение года   Познавательная практическая Обследование наблюдение
Общение Коммуникативная ситуация
Игровая Дидактическая игра
Трудовая Поручение
Представления о других Представления о родителях, близких взрослых. в течение года   Познавательная практическая Наблюдения
Общение Беседа
Художественная Рассматривание фото
Самоэффективность и самоконтроль · Действия по разрешению (когда можно) и остановка по запрету (когда нельзя). · Проявление первых самостоятельных желаний («хочу», «не хочу»). · Поддержка адекватной самооценки ребенка.   в течение года   Познавательная практическая Обследование
Общение Коммуникативная ситуация
Игровая Различные игры
Трудовая Поручения
Художественная Художественное творчество ребенка
Виды детской деятельности Познавательная практическая. Знакомство с предметами окружающего мира (природной и социальной среды), показ способов действия с ними, побуждение ребенка воспроизводить правильные способы, формирование перцептивных действий. Побуждение ребенка переходить от манипулятивных к предметным, а затем и к орудийным действиям. Поддержка и стимулирование проявлений познавательных потребностей ребенка, опираясь на непроизвольные познавательные процессы и преобладание эмоциональности над произвольностью. Формирование умения действовать по замыслу, отсроченному от его реализации во времени. Общение. Расширение безопасного круга общения ребенка, переход от взаимодействия «рядом» к взаимодействию «вместе». Организация эмоционально-делового общения, отклика на обращения ребенка в соответствии с его потребностями. Поддержка и отклик на просьбы ребенка рассказать об окружающем мире. Помощь ребенку в установлении контактов с другими детьми. Создание условий для возникновения положительных эмоций в процессе общения. Поддержка желания подражать положительным примерам взрослых и детей. Игровая. Побуждение к переходу от игры «рядом» к игре «вместе». Создание условий для эмоционального реагирования, появления желания участвовать в игре. Помощь в освоении разных видов игрушек. Обучение способам использования игрушек и иных предметов в разных видах игр. Трудовая. Наблюдение за хозяйственно-бытовой (трудовой) деятельностью взрослых. Предметы домашнего обихода (орудия труда), необходимые в хозяйственно-бытовом труде (веник, грабли, лопатка, стиральная машина и др.). Представления о результатах использования орудий труда. Художественная. Эмоциональный отклик в процессе восприятия произведений искусства. Формирование навыков освоения предметов, с помощью которых осуществляется художественная деятельность (бумага, карандаш и др.). в течение года   Познавательная практическая Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты.
Общение Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
Игровая Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, театрализованная)
Трудовая Поручение
Художественная Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Психические познавательные процессы Сенсорика.Представления о свойствах предметов в процессе активной предметной деятельности без ограничения материала по форме, цвету, величине и др. Различение предметов, контрастных по форме, цвету, величине. Активное развитие зрительного и слухового восприятия. Мышление.Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышленияпри решении практических задач в процессе предметной деятельности и применении простейших орудий (переход от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям). Развитие мыслительных процессов – переход от использования готовых связей между предметами (орудиями) или связей, показанных взрослыми, к их установлению и использованию в новых условиях. Проведение обобщений, основанных на опыте практической предметной деятельности и закрепляющихся в слове. Развитие знаковой функции сознания (пользование игрушками-заместителями, предметами-заместителями, словами, точками, линиями и др. знаками) Развитие потребности детей в использовании одних предметов в качестве заместителей других. Память.Активизация в процессе усвоения детьми жизненного опыта интенсивно развивающейся непроизвольной двигательной, эмоциональной и образной памяти. Внимание. Воображение.Развитие воссоздающего непосредственного воображения под влиянием интереса и эмоций. Поддержка стремления «сочинять» и «воображать» собственные сказки и рассказы по собственному хотению. Постоянно в течение года   Познавательная практическая   Общение     Игровая     Трудовая   Художественная Наблюдение, обследование   Коммуникативная ситуация   Игра (дидактическая, подвижная)   Поручение   Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Способы познания · умение располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения, собирать и разбирать пирамидки, вкладыши; · формирование умения обследовать предмет детально (ощупывание, осматривание, прокатывание и др.); · использование предметов-заместителей в игре; предметов-орудий (сачок, черпачок и др.); · активизация умения задавать вопросы «Кто?», «Что?»; · экспериментирование во всех видах деятельности; · представления о свойствах предметов как о «постоянном» образце для определения свойств любых других предметов, как реальных, так и их изображений, представлений в памяти; умение правильно выполнять действия без предварительного примеривания, делать зрительный выбор по образцу из двух предметов, различающихся по форме, величине или цвету (отношения по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами (больше - меньше)). Постоянно в течение года   Познавательная практическая наблюдение, обследование
Общение Коммуникативная ситуация
Игровая Дидактическая игра
Трудовая Поручение
Художественная   восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д.).

Познавательное развитие

Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ математиЧЕСкИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Цель: Развитие интереса к математическим характеристикам окружающего мира. Задачи: · формировать элементарные количественные и пространственно-временные представления; · формировать умения группировать объекты по 1 признаку.
Компонент Содержание Время, отведенное на изучение содержания Виды детской деятельности Формы и методы организации образовательного процесса
Количество и счет · умение различать группы предметов, представленные единично и множественно (обозначать группы предметов словами «один» и «много», находить их на своем столе, в отдельных местах помещения, самостоятельно создавать группы, отвечать на вопрос словами «много» и «один»); · умение устанавливать взаимно однозначное соответствие между предметами наложением, приложением (устанавливать отношения «один» - «один»); · введение в пассивный словарь детей числительных «один», «два», «три» без счета; · различение групп из 1, 2, 3 предметов без счета. В течение года Познавательная практическая наблюдение, обследование
Общение Коммуникативная ситуация, рассказ
Игровая Дидактическая игра
Трудовая поручение
Художественная Восприятие произведений искусства. Художественное творчество воспитанника.
Величина · умение сравнивать предметы по величине и обозначать словами «больше» - «меньше» результат сравнения, обозначать словами «большой», «маленький» величину предметов; · различать и показывать высокие и низкие предметы, высоту своего тела, сравнивать по высоте, показывать результат сравнения и использовать адекватно ситуации слова «выше», «ниже». В течение года Познавательная практическая наблюдение, обследование
Общение Коммуникативная ситуация.
Игровая Дидактическая игра
Трудовая поручение
Художественная Восприятие произведений искусства. Художественное творчество ребенка
Геометрические фигуры и форма предметов · знакомство (назвать и показать) с различными по цвету и величине геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др.; · действия с фигурами, группировка их по 1 признаку (или цвету или величине, или форме). В течение года Познавательная практическая наблюдение, обследование
Игровая Дидактическая игра
Трудовая поручение
Художественная Восприятие произведений. Художественное творчество ребенка. Конструирование.
Пространство · умение ориентироваться на листе бумаги (в середине листа, вверху, внизу); · умение ориентироваться на себе (показывать на себе и называть части тела, детали частей тела); · умение ориентироваться в знакомом помещении. В течение года Познавательная практическая наблюдение, обследование
Общение рассказ
Игровая Дидактическая игра
Трудовая поручение
Художественная Восприятие произведений искусства. Художественное творчество ребенка.
Время · знакомство с частями суток (утро, день, вечер, ночь), временами года (зима, лето, весна, осень) на основе характерных действий детей в эти отрезки времени, ярких проявлений живой и неживой природы. В течение года Познавательная практическая Наблюдение
Общение Рассказ
Художественная Восприятие произведений искусства
Образовательная область: РЕБЕНОК И Природа
Цель:Формирование основ понимания своего единства с природой. Задачи: · развивать у детей чувство радости от общения с животными и растениями; · формировать конкретные представления о животных, растениях ближайшего окружения, предметах и ярких явлениях неживой природы на основе восприятия их всеми органами чувств; · включать ребенка в различные виды деятельности в природе.
Компонент Содержание Время, отведенное на изучение содержания Виды детской деятельности Формы и методы организации образовательного процесса
Неживая природа · Свойства объектов неживой природы: воды (может быть как снег и лед, прозрачная, без запаха), песка, глины, камней и т. д. · Состояния погоды (идет дождь, идет снег, светит солнце, дует ветер).   В течение года Познавательная практическая Обследование, Экспериментирование
Общение Коммуникативная ситуация, Беседа
Игровая Дидактическая игра, игра с природными материалами
Художественная Рассматривание иллюстраций, картин
Растения · отличительные признаки конкретных растений ближайшего окружения (1-2 дерева, 1 кустарник и цветущее растение на участке и в помещении): цвет, размер листьев, цветков, плодов; · огородные культуры (помидор, огурец, морковь, капуста), плодовые растения (яблоко, груша). Основные признаки: внешний вид, название, вкусовые качества. В течение года Познавательная практическая Обследование, экспериментирование
Общение Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
Игровая Дидактическая игра,
Трудовая Поручения по уходу за растениями
Художественная Рассматривание иллюстраций
Животные · животные ближайшего окружения: птицы (ворона, воробей и др.), насекомые (бабочка, жук), звери, аквариумные рыбки; · общие представления о строении, отдельных частях тела, размере, форме; · яркие отличительные призна­ки внешнего вида конкретных животных (у коровы, козы – рога, у петуха – гребешок и т.д.); · особенности движения животных (собачка бегает, птичка летает, рыбка плавает и т.д.); · особенности звуков, издаваемых разными животными; детеныши животных. В течение года Познавательная практическая Обследование, наблюдения
Общение Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
Игровая Дидактическая игра, Имитационная игра
Трудовая Поручения по уходу за животными
Художественная Рассматривание иллюстраций, картин.
Организм человека · части тела человека: нос, глаза, уши, ноги и др. у себя и окружающих. Общие представления о том, что могут делать глаза, уши, руки и т. д. В течение года Познавательная практическая Обследование
Общение Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
Игровая Дидактическая игра
Трудовая Поручения
Художественная Рассматривание иллюстраций
Взаимосвязи в природе Яркие признаки сезонов (осенние листья, снег, цветение растений и т. д.).   В течение года Познавательная практическая Наблюдение
Общение Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
Игровая Дидактическая игра
Художественная Рассматривание иллюстраций

Речевое развитие

Образовательная область: Развитие речи
Цель: Развитие у детей лексический, фонетической стороны речи, ее грамматического строя, понимание речи взрослого. Развитие диалогической речи детей как средства общения. Задачи: · приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания взрослого и выполнять несложные поручения, понимать речь взрослого, обращенную ко всем; · обогащать пассивный словарь и формировать собственную речь ребенка; · побуждать пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими; · развивать навыки общения с помощью слова; · побуждать участвовать в диалоге со взрослым и детьми; · развивать начатки монологической речи.
Компонент Содержание Время, отведенное на изучение содержания Виды детской деятельности Формы и методы организации образовательного процесса
Словарь   · Расширение пассивного словаря на основе знаний и представлений детей об окружающем, понятных бытовых ситуаций, игровых действий. · Освоение воспитанником и закрепление в его активном словаре названий действий с предметами, качеств, свойств и функций предметов. · Обогащение словаря словами — названиями предметов питания, одежды, игрушек, мебели, домашних животных и их детенышей, названий частей и деталей предметов (рукава и воротник у рубашки; колеса и кузов у машины), профессий людей (врач, шофер, воспитатель), растений. · Обогащение активного словарного запаса воспитанника различными частями речи: существительными - названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений (дерево, трава, цветы), некоторых овощей, фруктов, домашних животных, их детенышей, названиями профессий (врач, шофер, воспитатель), частей и деталей предметов (воротник, рукав и т.п.); прилагательными, обозначающими видимые и яркие признаки знакомых предметов (большой, зеленый, сладкий, горячий, круглый и т.п.); глаголами, обозначающими некоторые действия (мыть, варить, лечить, надевать и т.д.); побуждая детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек; наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко). · Развитие навыков обобщения с помощью слова. В течение года   2 учебных часа в неделю по образовательной области Познавательная практическая Наблюдения, целевая прогулка, экскурсии-осмотры
Общение Коммуникативные ситуации, беседа, рассказ
Игровая Дидактические, сюжетно-ролевые игры
Трудовая поручения
Художественная Восприятие произведений искусства (слушание стихов, потешек, песенок, сказок, рассказов)  
Грамматический строй речи   · Формирование навыка употребления формы множественного числа существительных. · Обучение различению близких по звучанию форм единственного и множественного числа существительных (ложка-ложки). Освоение воспитанником способов согласования прилагательного с существительным и глагола в форме прошедшего времени с существительным. · Побуждение воспитанников отвечать на вопросы педагога отдельными словами, фразами. · Освоение предлогов, развитие умения употреблять их в составе различного типа конструкций. · Стимулирование процесса оформления мыслей ребенка и выражения их в предложении, развитие умения говорить предложениями, придавая словам грамматически правильные окончания. · Первоначальное овладение интонациями вопроса, восклицания. · Ответы на вопросы отдельными словами, фразами. · Поощрение детского словотворчества. В течение года Познавательная практическая Наблюдения, целевая прогулка, экскурсии-осмотры
Общение Коммуникативные ситуации, беседа, рассказ
Игровая Дидактические игры с картинками и игрушками
Художественная Восприятие произведений искусства (слушание стихов, потешек, песенок и их последующее воспроизведение; слушание сказок, рассказов)
Звуковая культура речи   · Формирование внимания к звуковой стороне речи. · Овладение ребенком произношением звуков родного языка: правильным произношением гласных (а, у, и, о, э, ы) и согласных (м, б, п, т, д, н, к, г, ф, в) звуков. · Произношение звукоподражаний разной степени сложности: из одного продолжительного звука: ааа, ууу; из одинаковых слогов а-а-а, би-би, бай-бай, мяу-мяу, ква - ква; из разных слогов: а-у, у-а, и-го-го. · Воспроизведение интонации, ритмического рисунка речи. · Произношение звукоподражаний с разной громкостью, в разном темпе, с разной высотой голоса. · Развитие речевого дыхания. · Содействие развитию речевого слуха и артикуляционного аппарата как основы развития речи. В течение года Общение Коммуникативные ситуации, беседа, рассказ
Игровая Артикуляционная гимнастика, дидактические игры на звукоподражание
Художественная Восприятие произведений искусства (слушание стихов, потешек, песенок и их последующее воспроизведение)
Связная речь · Формирование умений: задавать вопросы, высказываться об игрушках, изображенных на картине, о прочитанном; рассказывать небольшие стихотворения, потешки, сказки; говорить фразами из 3-5 слов. · Общение на близкие ребенку темы изличного опыта, из жизни близких людей, животных, внеситуативный диалог (о том, что сейчасне находится в поле зрения). · Речевые контакты ребенка со сверстниками, обращения их друг к другу; поощрение интереса ребенка к делам сверстников, желание сопровождать речью свои действия. · Привлечение воспитанников к участию в рассказе-образце, побуждение их к подражанию, ответу на вопрос; проговариванию отдельных слов, фраз. · Развитие умения с помощью интонации передавать цель (повествование, побуждение, вопрос) высказывания. В течение года     Познавательная практическая  
Общение Коммуникативные ситуации, беседа, рассказ
Игра Подвижные, Театрализованные игры
Художественная Восприятие произведений искусства (слушание стихов, потешек, песенок и их последующее воспроизведение, слушание коротких рассказов, сказок)


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.54.128 (0.011 с.)