Структура политико-психологических феноменов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура политико-психологических феноменов



Отечественная психология предлагает свою схему анализа содержательных частей, относящихся к предмету политической психологии, в которой за основу в первую очередь берется градация не политических явлений и процессов, а непосредственно психологических феноменов.

В широком смысле к ним относятся:
1) психика человека (его психические процессы, свойства, состояния и образования), участвующего в различных видах политической деятельности и находящегося сознательно или бессознательно под ее давлением, а также трансформации, которые она претерпевает в ходе борьбы за власть и политической активности;
2) изменения в психологии групп людей и социально-психологические процессы, возникающие в ходе их борьбы за власть и политической деятельности (массовидные феномены, групповые настроения, чувства и переживания, традиции и привычки).
Психика человека, участвующего в политике, под воздействием борьбы за власть и политической активности претерпевает коренные трансформации и изменения. «Объектом политической психологии, — справедливо отмечает А.И. Юрьев, — являются люди, осуществляющие власть и повинующиеся власти, обнаруживающие при этом психологические качества, встречающиеся только в области политики» (Юрьев А.И., 1992. С. 13).

По этой причине одна из главных задач политической психологии как науки состоит в том, чтобы всесторонне четко и точно выявить, досконально изучить и описать психологию индивида, оказавшегося под влиянием политики, и дать рекомендации, как правильно констатировать, интерпретировать и учитывать его состояния, переживания и все изменения, произошедшие в функционировании его индивидуальных свойств и качеств.

Под воздействием политики и условий, ею инициируемых, в общественном сознании в целом, в общностях людей в частности, в процессе спонтанного или специально инициируемого межличностного и межгруппового взаимодействия и общения начинают функционировать и социально-психологические процессы, хорошо известные специалистам-психологам. Но характер их протекания, параметры распространения значительно отличаются от того, что происходит вне политики. Особенно это касается их силы и специфики направленности. Достаточно, например, вспомнить о том, что творится в обществе (его больших или малых составных элементах) под воздействием революционных движений, политических забастовок, острых национальных конфронтации и просто напряженных избирательных кампаний.

В узком смысле под предметом политической психологии следует понимать те психологические феномены, которые возникают в процессе функционирования конкретных политических явлений и процессов. Это психологические особенности, закономерности и механизмы протекания: политической деятельности, собственно борьбы за власть, активности общественно-политических движений. Сюда же можно отнести и политическое поведение, как это делают ученые на Западе, психологическую специфику политического лидерства, парламентской работы, психологические характеристики различных субъектов и объектов политики (лидера, революционера, парламентария, участника массово-политического движения или партии).

В этом случае область предмета политической психологии {всего комплекса ее теоретических и практических знаний) будет очерчена четырьмя своеобразными сферами: мотиваци-онной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой.

К первой из них относятся мотивационные явления, включающие: мотивы (потребности), интересы людей, инициирующие их политическую активность и вызывающие определенные реакции на политические процессы, а также потребность во власти, лидерстве, достижении политических целей; индивидуальные и социально-политические характеристики политического сознания людей с учетом их классовой, национальной, конфессиональной и половозрастной принадлежности; установки и стереотипы, функционирующие у субъектов политики, в том числе участвующих в борьбе за власть; привычки, взгляды, склонности и убеждения человека и групп людей, вовлеченных в политическую деятельность и борьбу за власть; психологические механизмы перестройки индивидуального и группового политического сознания при решении различных политических задач и в различных условиях политической деятельности; психологические закономерности влияния мотивации и индивидуальных качеств субъектов и объектов политики на эффективность и характер политической деятельности, в том числе и их собственной; психологические группы веры в политические идеалы.

Вторая группа политико-психологических феноменов состоит из интеллектуально-познавательных психологических явлений и процессов, обеспечивающих понятийно-смысловое и интеллектуально-когнитивное усвоение воздействий политической реальности.

Психологи исследуют в частности: психологические закономерности политического мышления, его содержательные компоненты и структуру; психологические особенности формирования представлений и взглядов, относящихся к политической деятельности, борьбе за власть, в том числе и политическому соперничеству, лидерству, политическим кон-фронтациям; психологические закономерности и механизмы принятия политических решений; вопросы выработки специальных методов познавательного и интеллектуального стимулирования и контроля политической деятельности, борьбы за власть, ситуативного поведения субъектов и объектов политики; психологическое моделирование различных форм и способов, всего характера и содержания политической деятельности на основе анализа устойчивых социальных переменных и политических факторов в ходе борьбы за власть; формы и способы проектирования и прогнозирования путей и способов выхода из политических кризисов, экстремальных политических ситуаций.

К третьей группе политико-психологических явлений психологи относят следующие эмоционально-волевые феномены: индивидуальные и групповые чувства, настроения и переживания, возникающие в ходе политической деятельности и сопровождающие ее; психологические закономерности влияний эмоций и чувств, воли на результативность и содержание деятельности субъектов и объектов политики, формирование симпатий и антипатий, политической фрустрации, напряженности и т.д.; психологические закономерности адаптации к воздействию положительных и отрицательных факторов и условий политической деятельности; особенности формирования эмоционально-волевой готовности к политической деятельности и борьбе за власть; массовидные социально-психологические явления и процессы, возникающие в процессе политической деятельности.

И, наконец, в четвертую группу политико-психологических феноменов психологи включают коммуникативно-поведенческие явления и процессы, охватывающие информационное и межличностное взаимодействие, общение и взаимоотношения субъектов и объектов политики: наиболее общие закономерности и особенности политического общения, взаимодействия и взаимоотношений как индивидов, так и групп людей (в том числе и в зависимости от их принадлежности к конкретным классам, нациям, конфессиям, профессиональным и половозрастным общностям); психологические особенности социализации субъектов и объектов политической деятельности (партийных и беспартийных, лидеров и простых участников и т.д.); ролевое поведение людей, вовлеченных в политику, борьбу за власть; психологические механизмы формирования и развития общественного мнения в условиях политической активности; закономерности проявления, роста и снижения общественного интереса к политике; способы и приемы формирования имиджа политических лидеров; своеобразие руководства и управления в политической деятельности и борьбе за власть; своеобразие зарождения и трансформации стихийных форм политической активности, политического экстремизма и аморализма в политической деятельности и борьбе за власть; особенности функционирования массовых коммуникативных процессов в ходе политической деятельности и борьбы за власть; формы и способы организации и проведения собраний, митингов в ходе политической деятельности; социально-политические закономерности информационного обеспечения политической деятельности и борьбы за власть.

Сюда же можно отнести и более глобальные феномены (описываемые по классовому, национальному, конфессиональному и половозрастному признакам), такие, например, как психологическая специфика процессов взаимодействия национальных политических культур и их представителей; психологические особенности соотношения и взаимовлияния политических процессов и культурных традиций; социально-этнические закономерности воздействия и протекания политической деятельности в различных регионах земного шара; психологические закономерности проявления навыков и умений политической деятельности в различных регионах; формирование и развитие духовного и нравственного потенциала личности и группы как основы политической деятельности.

Все эти явления и процессы затрагивают многие стороны жизни большого числа людей, влияют на их поведение и деятельность и поэтому должны изучаться социальными психологами.

91. Сущность и структура политической культуры

Политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

Характерные черты политической культуры;

1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;

2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;

5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;

7) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Элементы структуры политической культуры:

— политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.). Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политаческого строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

 

92. Типы политической культуры

 

Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей.

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура;

4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявленииими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

 

93. Политическая социализация

Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоение личностью или социальной группой норм, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией и осуществляется следующими основными путями: “во-первых, непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образцам и принятым реакциям в рамках общей социализации личности; во-вторых, путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и общественного опыта, что позволяет сгладить, “усреднить” различия индивидуального восприятия; в-третьих, с помощью идеологических импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах политической системы, а в других — вразрез с ними” (Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С.207).

Факторами политической социализации служат семья, школа, средства массовой информации, участие в деятельности политических организаций и политических событиях. На характер, специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, где она осуществляется. Однако доминирование в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций отнюдь не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека большую возможность выбора своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса.

Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством передачи исторического опыта служат традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиции находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.

Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание тех элементов политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является

такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, уроки исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.

94. Негативные явления политического процесса

 

В совокупности протекающих в обществе политических процессов исследователи выделяют форму, которая отражает движение политической системы в целом, смену ее состояний, затрагивающую все общество. Речь идет о процессе политического развития государства. Сразу отметим, что общий политический процесс не есть простая сумма частных процессов. Он отличается от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.

Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция, кризис. Эволюция -- основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны (количественные и качественные): в расстановке политических сил, в политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), в структурах политической власти и т.д.

Постепенность перемен, как характерная черта эволюции общественной системы, предполагает, что в отдельные периоды общий политический процесс протекает в формах, которые не выводят политическую систему за рамки сложившихся отношений между институтами политической власти и гражданами. Речь идет о простом воспроизводстве правящими властными структурами сложившихся отношений между властвующей элитой страны, с одной стороны, и электоратом, политическими партиями, общественными движениями, органами местного самоуправления и т.д. -- с другой. В этих условиях все попытки политических нововведений отступают на второй план в сравнении с установившимися традициями и преемственностью в политической жизни.

Однако в рамках эволюционной формы общий политический процесс часто выражается в качественных и количественных изменениях политической системы. Эти перемены отражают ее развитие. Как правило, речь идет о том, что политическая власть находит адекватные меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене методы организации; политической жизни и управления страной. С учетом интересов различных групп населения используются новые и более гибкие стратегии и технологии властвования. Эволюционный режим развития политического процесса позволяет решать политические проблемы по мере их возникновения и, что особенно важно, позволяет избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело.

Сущность революционной формы развития общего политического процесса означает коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности. Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит резкое разрушение всех политических органов. Политическая революция, как правило, сопровождается многочисленными жертвами, гибелью и трагедией миллионов людей.

Наконец, третьим состоянием (формой) общего политического процесса является политический кризис. Его главный показатель -- потеря властными структурами контроля над развитием крайне обострившихся противоречий. Эта форма общего политического процесса характеризуется разбалансированностью деятельности политических институтов, слабой управляемостью экономической и других сфер, нарастанием недовольства народа и т.д. Причины политического кризиса в основном лежат в области экономических и социальных отношений. Поэтому для преодоления политического кризиса необходимо проведение реформ в различных сферах, в том числе и в политической. В отличие от политической революции политические кризисы, как правило, не ведут к смене государственного строя, однако это драматические периоды в судьбах общества.

Очевидно, что с развитием общества меняется соотношение форм общего политического процесса, меняются тенденции. В частности, с уверенностью можно сказать, что политическая революция все более становится угасающей закономерностью в политической жизни общества. Тот факт, что революция как форма общего политического процесса в современном мире становится все более редким явлением, имеет свои причины.

95. Структура международных отношений

 

Современные международные отношения имеют сложную внутреннюю структуру. По своему характеру международные отношения подразделяются на политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. Среди них на первом плане, несомненно, стоят международные политические отношения. Политические отношения определяются как отношения между государствами по реализации их интересов на мировой арене. Любые проблемы межгосударственных отношений, ставшие предметом государственной политики, в том числе и внешней, пройдя сквозь механизм и процесс разработки и осуществления этой политики, приобретают политический характер, воплощаются в межгосударственных политических отношениях. Экономические, научно-технические, идеологические, культурные и военные отношения воздействуют на политические отношения, преломляясь через внешнюю политику, через процесс формирования и реализации внешней политики государств. Любые внутриобщественные явления становятся объектом межгосударственных политических отношений тогда и постольку, когда и поскольку они опосредованно становятся объектом внешней политики и государств, воплощаются во внешнеполитические цели, внешнеполитическую деятельность.

В структуре международных отношений приятно выделять несколько уровней: глобальный, региональный, субрегиональный, международно-ситуационный, групповой, двусторонний. Выделение первых трех уровней основано на геополитическом подходе и определяется пространственными факторами. Три последних могут быть выделены на глобальном и на региональном, и на субрегиональном уровне международных отношений.

Глобальный уровень международных отношений охватывает наиболее общие проблемы мировой политики, экономического и социального развития человеческой цивилизации. Ни одно государство или иной актор международной жизни не моет игнорировать проблемы глобального характера, хотя непосредственное участие в их решении является неодинаковым. Чем крупнее государство по своему размеру, чем выше его экономический и политический потенциал, тем больше оно вовлечено в глобальные политические и социально-экономические процессы.

При анализе регионального уровня международных отношений важнейшая роль отводится категории «международный политический регион». Она означает отдельную подсистему международных отношений, которая складывается в крупных географических зонах. Но исключительно географический фактор не является главным для выделения международного политического региона. В его основе лежат особые экономические, политические и иные отношения, складывающиеся между входящими в данные регион государствами. Географические границы региона могут поэтому меняться в зависимости от динамики этих отношений или под влиянием иных факторов, например религиозного или политического характера.

Различия между региональным и субрегиональным уровнями международных отношений весьма условны и зависят о точки отсчета. ВЫ одном случае та или иная географическая зона может быть названа «регионом», а в другом – «субрегионом». Так или иначе, субрегион является частью региона и представляет собой локальные группы государств с более тесными взаимоотношениями, имеющими свою специфику по отношению ко всему региону в целом.

Международно-ситуационный уровень может проявляться, как уже было сказано, на любом структурном уровне системы межгосударственных отношений. Его главный отличительный признак – наличие конкретной международно-политической ситуации, порождающей особый узел политических, военно-стратегических и иных межгосударственных отношений. Типичный пример международно-политической ситуации – международный конфликт.

Региональный и субрегиональный уровни международных отношений по своей природе представляют собой отношения групповые. Но особый групповой уровень может быть выделен и внутри каждого отдельного Регина и субрегиона. В качестве примера групповых отношений на глобальном уровне могут быть названы отношения в стратегическом «треугольнике» США-КНР-СССР на заключительном этапе холодной войны.

96. Внешняя политика, ее сущность и принципы

 

Внешняя политика – неотъемлемое направление деятельности государства. Ее сущность заключается в налаживании отношений с другими государствами, и она является логическим продолжением внутренней политики. Однако внешнюю политику нельзя определять только как продолжение внутренней, внешняя политика имеет собственные специфичные черты, которые отличают ее от внутренней:

• определение и реализация целей во внешней политике осуществляется с учетом интересов других суверенных государств – участников международной политики;

• внешняя политика обладает собственным обособленным организационно-институциональным обеспечением.

Но при всей специфичности внешней политики нельзя забывать и про ее взаимосвязь с внутренней.

Цели внешней политики любого государства строго разграничены. Они обусловлены общественно-политическим устройством, формой проявления, традициями, идеологией, связями с другими государствами. Среди основных целей внешней политики выделяют:

• обеспечение национальной безопасности государства. Очевидно, что обеспечение безопасности государства отвечает его жизненным потребностям Без реализации этой цели внешней политики как таковой не может существовать;

• рост экономического, политического и оборонного потенциала государства. Является одной из важнейших целей внешней политики. Государство через свою внешнюю политику может приумножать свои силы (через принадлежность к военным блокам, получение экономической помощи и т. д.)

• упрочение международных связей и позиций государства. Престиж государства в международной политике возможен только при выполнении первых двух целей.

Подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, Союз с Россией - вот ее принципы.

Глава государства последовательно и планомерно проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, которые могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы.

Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, транснациональной преступностью.

Планомерность и постепенность государственной политики заключается в том, чтобы свести к минимуму негативные последствия расширения Евросоюза, восстановить полноценный политический диалог, обеспечить дальнейшее наращивание усилий по развитию всего комплекса отношений.

Одним из приоритетных принципов внешней политики белорусского государства является планомерное строительство Союзного государства России и Беларуси.

Республика Беларусь неизменно проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью наших совместных интересов. Отношение со странами, членами Содружества Независимых Государств, выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Страны Содружества - важнейший торгово-экономический партнер Республики Беларусь. Беларусь выступает за скорейшее формирование Единого экономического пространства в рамках Содружества.

Последовательность внешней политики проявляется в отношениях с государствами «пояса добрососедства». Выступая на втором Всебелорусском народном собрании, Президент Беларуси А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Польша, Украина, Литва, Латвия - это наши соседи, а их, как известно, не выбирают. Они Богом даны». Логично, что формирование «пояса добрососедства», развитие отношений с Украиной является одной из основных задач внешней политики белорусского государства. Белорусская сторона нацелена на динамичное развитие всего комплекса двусторонних отношений с Киевом. Уже немало сделано для достижения поставленной цели, в то же время потенциал белорусско-украинских связей пока использован далеко не в полной мере.

Задача укрепления экономики Беларуси как фундамента благосостояния народа выдвинула в число важнейших приоритетов внешней политики экономическую дипломатию. Задача неуклонного наращивания экспортного потенциала страны была в числе важнейших приоритетов социально-экономического развития Беларуси на период 2001-2005 годов. Важным направлением внешнеэкономической деятельности стало привлечение в Беларусь иностранных инвестиций. Возросший объем международных связей, задачи интеграции белорусской экономики в систему современных мирохозяйственных связей и эффективного использования имеющегося отечественного научно-технического потенциала, настоятельно требуют обновления основных производственных фондов, внедрения новейших зарубежных технологий.

97. Функции внешней политики. Виды международного сотрудничества

 

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся: 1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран. 2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства. 3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: [c.167] диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач. Работники дипломатической службы, как правило, готовятся в специальных высших учебных заведениях, в частности, в России – это Московский государственный институт международных отношений и Дипломатическая академия. Дипломат – это должностное лицо государства, которое представляет его интересы за рубежом в посольствах или миссиях, на международных конференциях по внешней политике, по защите прав человека, имущества и граждан своего государства, временно находящихся за границей. Поэтому дипломат должен обладать искусством ведения переговоров с целью предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиска консенсуса (согласия), компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям.

К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодическое беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях.

Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главными определяющими которого являются обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права, созданного на основе взаимных уступок и компромиссов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.06 с.)