Схема 4. Социальные основы стабильности и нестабильности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 4. Социальные основы стабильности и нестабильности



Наконец, четвертое направление исследований Вебера-политолога — анализ политического процесса как в своей основе элитарного и содержащего в себе угрозу перерождения демократии в диктатуру. Особую, по мнению социолога, опасность представляет в данном отношении бюрократия, владеющая экспертным знанием и получающая поэтому уникальную возможность концентрировать власть в своих руках. Здесь мысль Вебера развивается во многом схоже с направленностью размышлений его друга Р. Михельса. И поскольку в условиях любого политического устройства власть неизбежно концентрируется в руках узкого круга лиц, возникает вопрос, как избежать связанных с такой концентрацией опасностей. Как ограничить власть бюрократии и сохранить общественный строй демократическим, стабильным и развивающимся?

В поисках ответа на этот вопрос Вебер формулирует концепцию "плебисцитарного вождистского" типа демократии, задача которой состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить контроль за действиями административной бюрократии, не допустить ее в политику, а во-вторых, обеспечить необходимый обществу конкурентный отбор политических лидеров. По мысли Вебера, решение этих задач возможно лишь в случае противопоставления харизматической власти лидера власти бюрократического аппарата, в случае его опоры в своих действиях непосредственно на народные массы, "через голову" бюрократии. Только такое соединение рационально-правовой власти, олицетворением которой является бюрократия, и власти харизматической личности, опирающейся на иррациональную веру масс в ее экстраординарные качества, может, согласно Веберу, обеспечить необходимые обществу стабильность и процветание.

Таковы лишь самые основные положения политологического и социологического наследия Вебера.

10.

Некоторым психоаналитикам понятие политического психоанализа представляется тавтологией, поскольку они исходят из того, что психоанализ но определению имеет немаловажное значение в исследовании политических проблем, и поэтому прилагательное кажется им излишним. С точки зрения иных психоаналитиков, это определение грешит противоречием, потому что между психоанализом и политикой нет ничего общего.

 

Они полагают, что психоанализ представляет собой технику саморефлексии, которая может применяться исключительно в личных целях и предназначена для лечения определенных психических недугов. В политике, напротив, остро стоит проблема власти, и поэтому речь идет не о саморефлексии, а скорее о защите и реализации своих (по определению, экспансивных) интересов.

В связи с этим считается, что в политике психоаналитическая саморефлексия едва ли приемлема, а тем более желательна, поскольку она лишает человека самоуверенности и снижает его способность к решительным практическим действиям. Следовательно, стремление использовать психоаналитические знания в политике возникает лишь по вине мании величия тех психоаналитиков, которые мечтают таким образом «исцелить мир».

 

Два этих полярно противоположных мнения могут служить наглядной иллюстрацией той напряженной ситуации, в которую попадает исследователь, приступивший к изучению отношений между политикой и психоанализом. Консервативно настроенные политики и психоаналитики единодушно отказывают психоанализу в праве на политическое значение. Однако среди психоаналитиков и представителей других дисциплин немало и тех, кто склонен идеализировать психоанализ в качестве «профилактической консультации для политики».

 

Противоречия, возникающие всякий раз, когда поднимается вопрос о том, могут ли психоаналитики вмешиваться в общественные и политические процессы, и каким образом может осуществляться подобное вмешательство, стары как сам психоанализ. В работах Фрейда представлены оба направления: психоанализ в качестве анализа культуры который посредством толкования бессознательных элементов общественного сознания создает условия для критической оценки структур ответственных за подавление, и психоанализ в качестве индивидуального анализа, который и в этом случае позволяет устранить симптомы и расстройства отношений, обусловленные бессознательными факторами.

 

Контакты между психоанализом и политикой вызывают тревогу с обеих сторон, хотя речь идет всего лишь о связи между практикой и рефлексией. Иногда в рамках психоанализа возникает тенденция к отрицанию любого практического действия, которое пренебрежительно именуют «отыгрыванием»; в политике, напротив, рефлексия и анализ мотивов того или иного поступка недооцениваются и отвергаются как излишний «психологизм». Скорее всего, и психоаналитики, и политики считают, что в таких понятиях, как практическая рефлексия и рефлективные действия, содержится вопиющее противоречие.

 

Психоаналитики, рискнувшие «выйти из-за кушетки» и представить общественности свое личное мнение потому или иному политическому вопросу, опираясь на психоаналитическую теорию, сталкиваются с конфликтами, о которых они не могли и помыслить, пока оставались «за кушеткой». С одной стороны, открытое выражение собственного мнения чревато чувством тревоги, поскольку дестабилизирует работу бессознательных механизмов, отвечающих за преодоление страха. С другой стороны, психоаналитик действует в подобных случаях по собственной инициативе и, в отличие от привычной ему ситуации, когда он откликается на просьбу определенного страдающего и нуждающегося в помощи человека, имеет дело с представителями общественности, страдания которых вытеснены под давлением различных практических интересов и действий.

 

Однако несмотря на все проблемы, связанные с отношениями между психоанализом и политикой, нельзя забывать о том, что психоанализ как особый способ мышления начал влиять на общественное мнение с момента своего возникновения. Хотя в свое время Фрейд, уступая под нажимом разгромной критики, отказался от идеи сексуального соблазнения детей взрослыми людьми, современные представления о распространенности и пагубности сексуального насилия над детьми едва ли могли бы сформироваться без участия психоанализа.

 

Аналогичным образом, открытия, сделанные психоаналитиками, могут прямо или косвенно влиять на развитие просвещения в других областях. Новые политические понятия, например, концепция «взаимных гарантий», согласно которой ни один участник конфликта не может получить удовлетворение за счет другой конфликтующей стороны, и подлинное разрешение конфликта возможно лишь в условиях взаимных гарантий, подразумевающих эмпатию к тревогам другого человека, а также анализ проблем, связанных с возникновением и функциональными особенностями образа врага, то есть субъективного «фантазма», а не реального «объективного врага», — все это не могло бы возникнуть в нашем обществе без знаний, накопленных психоанализом.

 

Разумеется, следует принимать во внимание и то обстоятельство, что психоанализ и политика влияют друг на друга. Изменения в общественном сознании оказали значительное влияние на развитие психоанализа, психоаналитических теорий и терапевтических методов. Многие теории, имеющие ключевое значение для современного психоанализа, не могли возникнуть во времена Фрейда, поскольку в те годы эти идеи просто не «носились в воздухе». Тем не менее психоанализ и политика могут оказать друг на друга конструктивное влияние только при условии непосредственных контактов между ними. Если психоаналитики и политики будут настаивать на том, что между психоанализом и политикой «нет ничего общего», или высказывать сомнения в практической ценности психоанализа или политики, то в конечном счете многое потеряют и те, и другие.

 

Поэтому понятие политического психоанализа несет двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, речь идет о психоанализе политики, который занимается толкованием бессознательных фантазий, связанных с политической и общественной жизнью, с другой стороны, — и это часто упускают из вида, — о политике психоанализа, то есть о том, в какой мере психоаналитические теории являются лишь отражением и констатацией общественного сознания или выходят за рамки общественного сознания и характерных для него защитных механизмов и таким образом могут объяснять данные явления. Плодотворное развитие политического психоанализа и психоаналитической мысли в целом возможно лишь в том случае, если психоаналитики смогут ответить на данный вопрос, однако для этого им необходимо изучить общество, в котором существует психоанализ.

Фрейдистская версия

Мощное воздействие на методы и проблемное поле современной политологии оказали идеи Зигмунда Фрейда и его последователей. В их трудах внимание концентрируется непринципиально новом объекте интереса теоретиков политики - роли бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается как результат неосознаваемых влечений, возникающих в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, в семейных контактах, в воспитании. Формируется установка на выявление подсознательной мотивации политического поведения, его неосознаваемых оснований, таких как влечение к агрессии, нарциссизм, сексуальное утверждение, чувство вины.

 

 

11. Структура политического знания

Политическая теория

Предметом политической теории является политика как таковая, со своими структурными и функциональными особенностями. Такой уровень анализа называется академическим. В исследованиях, относящихся к политической теории, внимание акцентируется на анализе наиболее базисных свойств, фундаментальных проблем политического знания. Можно сформулировать следующую дефиницию: политическая теория - это система знаний, идей о политике, отражающая и характеризующая процессы и явления политической жизни общества, законы становления, функционирования и развития политических систем, институтов и различные политические процессы.

Эмпирическая политология

По своему характеру политологическое знание может быть подразделено на теоретическое и эмпирическое. Для первого характерно глубокое обобщение накопленного фактического материала из области политической жизни, вскрытие на этой основе глубинных ее черт, тенденций и закономерностей развития. В центре же эмпирических политологических исследований находится само накопление, сбор указанного материала на основе непосредственного наблюдения, эксперимента, опроса участников политических событий и процессов, анализа документов, данных статистики и т.д., его первичная обработка, включая начальный уровень обобщения. Таким образом, эмпирическая политология исследует действия, поступки, характеристики политического поведения людей и социальных общностей, а также отражение политической реальности в фактах сознания (мыслях, оценках, суждениях).

Прикладная политология

По целям, задачам и направленности политологические исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Первые направлены на построение и совершенствование теории и методологии, обогащение основ самой науки политологии, а вторые - на исследование и решение вопросов преобразования политической жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области (например, по урегулированию политических конфликтов, достижению политического согласия в обществе, по теории и практике ведения переговоров, по организации избирательных кампаний, по формированию общественного мнения и использованию СМИ и т.д.). Следует подчеркнуть, что прикладной характер могут иметь как эмпирические, так и теоретические политологические исследования. Таким образом, прикладная политология - это область политико-практических, управленческих приложений теоретического и эмпирического политологического знания, политологической методологии и методов исследования.

Сравнительная политология

Выводы политической теории в значительной степени опираются на результаты сравнительной политологии, специального направления политических исследований. Его суть заключается в сопоставлении различных политических институтов, выявлении характерных моделей функционирования отношений власти. Следовательно, сравнительная политология, сопоставляя однотипные политические явления и процессы, выявляет их общие черты и специфику, а также наиболее эффективные формы политической организации или оптимальных путей решения задач.

12. Политология в системе др. гумм. Наук

Предмет политологии — политика, которая традиционно изучается различными науками, — предопределяет характер ее отношений с другими отраслями знания. Политология активно использует методы и достижения других социальных наук.
Эволюция политического знания была тесно связана с разви­тием философии. Сегодня, когда произошло естественное дис­танцирование этих двух наук, философия по-прежнему играет важную методологическую функцию по отношению к полито­логии: именно в сфере философского анализа формируется общий взгляд на политику, понимание ее взаимосвязи с другими секторами общественной жизни, основные принципы анализа политики.
Политология активно использует материалы и достижения исторической науки, помогающие учитывать опыт и традиции, выявлять тенденции политических процессов и их последствия. На историческом материале осуществляется сравнительный ана­лиз различных политических систем, раскрываются их культур­но-исторические корни.
Экономическая теория помогает объяснить чрезвычайно важ­ный для политики и понимания ее природы вопрос о том, как формы движения товаров и услуг влияют на власть и государство.
Достижения психологии дают возможность представить внутреннюю, глубинную сторону политических процессов, по­нять мотивы и эмоциональную основу поведения человека в этой сфере. Особое значение имеет исследование механизмов массовых политических действий.
У социологии политология активно воспринимает методы изучения политической жизни, особенно тех событий и процес­сов в политике, которые происходят при участии больших масс людей. Достижения социологического знания влияют на техно­логию политики — тактику избирательной борьбы, методы про­паганды, способы управления массовым поведением.
Традиционно тесными были отношения политической науки и юриспруденции, очевидное взаимопроникновение этих ветвей знания определяется их общим предметом: и политическая, и юридическая науки сосредоточивают исследовательское внима­ние на государственно-правовых явлениях. У этих наук общая история и общие основатели. Дифференциация политической и правовой науки связана с постепенным обособлением, структу­рированием предметов изучения. Предмет политологии не огра­ничивается государственно-правовыми явлениями, а включает такие области и проблемы, как, например, лидерство, участие в политике, принятие политических решений и т.д., которые явно выходят за сферу правовой науки.
Юриспруденцию интересуют те политические отношения, которые осуществляются при участии государства и регулиру­ются правом. В сфере ее внимания находится структура полити­ческих, властных отношений, нормы и другие формы обеспече­ния их устойчивости. Политология обращена к изучению дина­мичной, изменчивой стороны этих отношений, несущей на себе отпечаток воздействия человеческого сознания, деятельности, культуры.
Политология представляет собой совокупность наук, отлича­ющихся друг от друга методами, подходами, способами исследо вания политической жизни, но объединяемых единством пред­мета, которым является или политика в целом, или отдельные ее \ стороны. В структуру политологии как достаточно развет­вленную систему знаний о политике входят следующие науки:

· история политической мысли (история политических уче­
ний). Она изучает этапы эволюции представления о политиче­
ской жизни и ее компонентах (в первую очередь, государства и
права), которые существовали в различные исторические эпохи;

· политическая философия (философия политики). Часть
политологии, которая изучает и осуществляет формирование
категориального, понятийного аппарата политической науки,
определяет принципы исследования и место политики в системе
социальных отношений;

· политическая социология. Наиболее разветвленная от
расль политического знания, занятая изучением конкретных по­
литических явлений и процессов, построенных на сборе, обоб­
щении и анализе эмпирических данных. В настоящее время слу­
жит рациональной базой реальной политики, используется для
прогнозирования и принятия политических решений, при поста­
новке задач и выборе тактики достижения политических целей;

· политическая психология. Она изучает политическое по­
ведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

· политическая антропология. Ее объект — человек, в той
или иной форме занимающийся политической деятельностью.
Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту
сферу социальной жизни, интересуется личностным измерением
политических отношений, стремится установить «следы присут­ствия» человека в политике.


Предметом политологии является, политическая жизнь в целом, перед данной наукой стоит задача выявления ее основных компонентов, закономерностей, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Объекты политологии определяются задачами, стоящими перед исследователем — это те конкретные области политичес­кой жизни, которые им непосредственно изучаются: политичес­кие отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

13. институционализм

Вплоть до начала XX в. в политической науке наряду с нормативным методом господствовал институциональный подход, и сегодня занимающий в ней приоритетные позиции. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Институциональный метод политической науки занимается непосредственно изучением всего спектра государственных институтов, политических и правовых норм развития, парламентской деятельности государства, регламента, разделения властей на различные ветви и уточнение их функциональной нагрузки и т.д., что, можно назвать одним словом - государствоведение.

Институциональные подходы

Попытки институциональных подходов без труда обнаруживаются уже в работах политических философов. В значительной степени они связаны со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная от конституции, и их смысл для существования и нормального развития общества. Немалую услугу оказали здесь идеи Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка, Т. Джефферсона и американских "федералистов".

В данном подходе основное внимание уделяется политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным процедурам, механизмам разделения властей и конституционному устройству). Представители данного направления не обязательно являются по своему профилю и интересам юристами, но непременно строят свой анализ, исходя из сложившихся и общественно укорененных политических форм. Эти формы или институты, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с другой стороны, призваны вносить в общество стабилизирующее, упорядочивающее начало.

Совокупность и способ взаимодействия политических институтов нередко называют политической системой общества, подчеркивая тем самым, что она включает в себя лишь те формы, которые уже обрели статус легитимных и существование которых закреплено в законном порядке.

Представители институционального подхода в своих исследованиях политических режимов описывают процессы их функционирования и перехода, главным образом, на языке смены и упорядочения институтов. Общепринятые в политической науке типологии режимов составляются преимущественно с учетом того, какие институты существуют в данном режиме, в какой комбинации и каким образом они функционируют. Демократия, например, понимается, прежде всего, как система, организованная в соответствии с процедурой всеобщих, равных и тайных выборов; легитимизирующая все, в том числе, оппозиционные партии и движения; предоставляющая своим гражданам широкий набор прав и свобод и т.д. Авторитаризм, согласно такому объяснению, напротив, характеризуется наличием одной, правящей партии или институциональной группировки, осуществляющей руководство с опорой на силовые структуры. Тем самым, при всех достоинствах институционализма из его поля зрения выпадают те политические явления и процессы, которые по различным причинам находятся за пределами существующих институтов. Построенные таким образом рассуждения едва ли способны адекватно объяснить, например, в чем причина падения Веймарской республики с существовавшими в ней демократическими политическими институтами.

В то же время, лучшие представители институционализма неизбежно выходят в своем анализе за пределы данного направления, понимая его ограниченность. Примером могут служить работы С. Хантингтона, одного из самых известных представителей институционального направления. Хотя Хантингтон рассматривает институты как приоритетные в решении задач политического развития, он противопоставляет им неинституциональное, неупорядоченное начало общественной жизни — политическое участие. Поэтому политика под его пером предстает как динамическое единство институционализации и тех социально-политических процессов, которые не только укрепляют имеющиеся политические институты, но и подрывают их прочность. С логической точки зрения эта позиция безупречна и открывает широкие возможности для исследования.

Институционализм

Нетрудно видеть, что политическую реальность можно представить в двух состояниях: с одной стороны, она существует как взаимодействие, функционирование государств, партий, институтов и их облеченных властью представителей, с другой - это сложная цепь действий, контактов людей и их сообществ со своими специфическими мотивами, основаниями, результатами.

Формирование политической теории как отрасли знания шло прежде всего за счет становления институциональной версии политики, в которой она предстает в виде совокупности структур, организаций, устойчивых отношений и образований, в основе которых находятся нормы - уставы, программы - и смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями, в решений таких проблем, как формирование образа идеального государства и идеального правителя, поиск наиболее целесообразных форм устройства политической власти и их описание, методов разрешения политических конфликтов на внутригосударственном и межгосударственном уровне. Политика вслед за Платоном и Аристотелем мыслится как инструмент достижения, вернее, организации благой жизни.

Результаты этих поисков были оформлены в достаточно четкие представления о типах государственной власти:

· демократия - организованная власть народа;

· монархия - наследуемая власть одного лица;

· тирания - власть одного лица, захваченная им и не ограниченная законом;

· охлократия - власть толпы;

· аристократия - власть избранных;

· республика - государственное устройство, где власть осуществляют выборные лица.

В рамках институционального подхода произошло обоснование принципа разделения властей, осуществленное прежде всего в работах Дж. Локка и Ш. Монтескье, которые выделили три основных вида государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную), доказали опасность их совмещения в одном органе или лице, рассмотрели механизм их оптимального сочетания, взаимодействия, который заключается в уравновешивании ветвей власти.

 

14. Реализм как методологический принцип.

Основным оппонентом "либерализма" выступает школа политического реализма. Она стала доминирующим подходом в годы холодной войны и не потеряла значения и сегодня. Теоретические истоки этого подхода восходят к идеям Н. Макиавелли и Т. Гоббса, которые рассматривали политику как преобладание силы. Но задолго до них смысл подобного понимания взаимоотношений между народами выразил древнегреческий историк Фукидид в известной формуле "сильные делают то, что им позволяет их мощь, а слабые принимают то, что они должны принимать".

  • Основными положениями политического реализма являются следующие:
    • идея анархичной и конфликтной природы международных отношений. Коллизии и войны - естественное состояние мировой политики. Причина мировой нестабильности кроется в отсутствии верховного арбитра. Если в политических отношениях каждой страны присутствует иерархичность, субординация, правовая регламентация, то в международной среде отсутствует какая-либо правящая структура, способная поддерживать порядок. Поэтому каждое государство, защищая свои интересы, может рассчитывать только на себя и использовать любые средства;
    • главными и единственно значимыми субъектами международных отношений являются государства, которые в своей политике руководствуются собственным национальным интересом. Интересы одного государства находятся в противоречии с интересами других, т.к. каждая сторона заинтересована в обладании ресурсами, которые всегда являются дефицитными;
    • государство стремится обеспечить собственную безопасность (выживание) и может даже стремиться к доминированию. Согласно взглядам одного из родоначальников этого направления Г. Моргентау, сущностью мировой политики является борьба государств за доминирование: стремление его сохранить, упрочить или продемонстрировать;
    • возможности доминирования зависят от мощи государства, показателем которой является его способность влиять на поведение других государств3. Каждое государство стремится извлечь максимум выгод и преимуществ из своего положения;
    • единственная реалистическая возможность обеспечения мира заключается в нахождении баланса сил, т.е. достижения равновесия между государствами. Только угроза применения силы, а более всего - взаимного уничтожения, позволяет сохранить стабильность в мире. Сторонники политического реализма скептически относятся к возможности регулирования международных отношений с помощью норм права и моральных ценностей, хотя и не отрицают необходимости гармонизации этих отношений;
    • достижение баланса сил предполагает деятельность государств на национальном уровне (наращивание военной и экономической мощи) и международном уровне (создание коалиции союзников, ослабление противников).

Сторонники этого подхода видят гарантии сохранения стабильности в поддержании многополярного баланса сил, в то время как биполярный или однополярный мир таит в себе опасность угрозы миру. При этом однополярность (доминирование одной сверхдержавы) рассматривается как самая нестабильная система, поскольку заставляет другие государства предпринимать меры по восстановлению баланса сил4.

Реализм

Становление данной методологической позиции, оказывающей по сию пору мощное воздействие на политическую практику и познание, связано с именем Н. Макиавелли, который доказал, что в политической сфере, люди руководствуются, специфическими интересами и мотивами поведения, что успех здесь определяется верным расчетом, умением трезво предвидеть последствия своих действий и событий, глубоким знанием природы человека, которая отнюдь не благая.

Смысл реалистического видения и отношения к политике заключается в верном понимании ее природы, которая состоит в том, что здесь взаимодействуют носители политической власти, выстраивающие свои отношения по иным правилам, нежели это допускается в отношениях между частными лицами. Критерии допустимого и недопустимого, принимаемого и не одобряемого в этих двух сферах не совпадают, хотя радикально и не отрицают друг друга. Вариантов поведения в сфере отношений публичной власти меньше, а доступных средств - больше, и успех одобряет примененное средство.

Реализм в политике заключается:

· в придании силе ведущего значения в политике, в признании, что главными инструментами государственной власти служат войска и законы, поэтому не следует избегать зла при наведении порядка, ведь «от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государством, страдают лишь отдельные лица»;

· в правильном истолковании природы действующего в политике человека: сочетающей черты как человека, так и зверя, с повадками как льва, так и лисицы;

· в признании интереса в качестве ведущего мотива человеческой деятельности; так как «люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества», по возможности не следует совершать ничего, что возбуждает ненависть и презрение подданных; дела, неугодные подданным, поручать совершать другим, угодные - совершать самому; не вторгаться в частную жизнь.

15. Детерминизм и индетерминизм в политологии

Статус любой науки предполагает возможность объяснения ею причин и предвидения явлений, происходящих в области ее исследовательского интереса. История политической мысли дает огромное разнообразие ответов на вопрос о том, что определяет поведение людей в этой сфере, от чего зависит облик политических событий. Среди этих факторов называют географическую среду и климат, экономику и технику, идеологию и психологию, «дух народа» и бессознательные влечения. Но история показывает и то, что всякий раз, когда ученые придерживаются той или иной жесткой схемы истолкования политической жизни, многие важные ее стороны и проблемы остаются вне исследовательского внимания, объяснение грешит односторонностью и его полнота оказывается возможной только при существенном искажении реальности в угоду избранной схеме.

Многообразие позиций сводится к двум основным схемам: детерминистской и индетерминистской. Первая исходит из признания и проведения ее в качестве объяснительного принципа зависимости политической жизни от тех или иных факторов внешней по отношению к политике среды, географических условий, экономики, социальной структуры, культуры, психологии и т.д.

В рамках индетерминистской схемы политика объявляется «областью выбора, а не необходимости», отрицается ее зависимость от внешних объективных обстоятельств. В развернутом виде аргументацию в пользу такой версии политики можно найти у классика позитивистской политической мысли К. Поппера, стремившегося доказать невозможность нахождения необходимых и устойчивых связей - исторических закономерностей средствами науки. Среди приводимых аргументов особенно важны следующие:

  • очевидная невозможность точного описания объекта с практически бесконечной степенью сложности, коим и является общество;
  • невозможность объективного описания деятельности огромно го множества субъектов, составляющих общество;
  • выявившаяся в ходе истории человеческой мысли неоправданность каких-либо схем исторического развития: круговорота, прогрессивного развития, смены формаций и замкнутых на себя цивилизаций.

Исходя из этого, делается вывод о том, что законы, долговременные тенденции исторического движения выявить практически невозможно, что человеческому мышлению присуща лишь способность установить, недолго длящиеся, но зато очевидные тенденции исторических изменений и приспосабливаться к ним каждый раз с появлением новых обстоятельств и тенденций, меняя план и направление действий.

16. Бихевиоризм, его роль в развитии политического знания. «Пост–

бихевиоральная революция».

Влияние позитивистской методологии привело к принятию бихевиоризма как способа объяснения политических явлений, означавшего сосредоточение исследовательских усилий на фиксации, описании и объяснении политического поведения в качестве единственного фрагмента политической реальности, подлежащего эмпирической фиксации.

Обращение к фактам, конкретным действиям и их результатам предполагает возможность применения различного рода формализованных методов (математического аппарата, графических схем), проведения экспериментов, анкетных опросов и т.д. Основная схема объяснения политического поведения берется из психологии, где точные методы анализа поведения уже были разработаны и активно применялись.

Заслуга бихевиоризма состояла в активном вовлечении в политический анализ психологических методов исследования. Сама категория политического поведения, понимаемого как спонтанное, несанкционированное взаимодействие субъекта политики с окружающей его средой, возникла в рамках бихевиористского направления. При этом подходе политический анализ проводился, отталкиваясь не столько от имеющихся институтов, сколько от наполняющего их человеческого содержания, не столько от норм, сколько от реальности. Соответственно возникал и иной, более современный взгляд на политические режимы, на их способность изыскивать для себя социально-психологическую поддержку, яснее осознавать среду своего функционирования и характер зависимости от факторов психологического порядка. В центре внимания бихевиористов оказались вопросы общественного мнения, политических мотиваций и предпочтений людей, причины возникновения явлений политического насилия и абсентеизма и многие другие.

Анализируя эмпирические методы в политологии, особое внимание следует обратить на роль бихевиоризма в их развитии. Именно с появлением бихевиоризма связывают революцию в политологии и общественных науках в целом, которая произошла в середине XX столетия. Бихевиоризм представляет собой не просто метод, а целое методологическое направление в социальных и гуманитарных науках. Термин бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - одно из ведущих направлений в американской психологии XIX - начала XX вв., буквально - наука о поведении. Бихевиоризм возник под влиянием позитивизма и быстро распространился на все общественные науки.

Кредо бихевиоризма - политология должна изучать непосредственно наблюдаемое (вербальное, словесное, практическое, осознанное и мотивируемое подсознанием) политическое поведение людей с помощью строго научных, эмпирических методов.

Конституирующими началами этого подхода в политологии выступают следующие парадигмы:

- личностное измерение политики. Коллективные, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом политического исследования. Политолог должен ориентироваться на точный анализ наблюдаемых феноменов индивидуального и группового поведения;

- доминирование психологических мотивов в политическом поведении;

- разграничение фактов и ценностей, освобождение науки от ценностных суждений. Ценности и оценки могут быть объектом, но не результатом исследования. В процессе познания ученый должен быть свободен от личной пристрастности и общественных запросов и руководствоваться лишь фактами и логикой. Его задача - выявление закономерностей и объяснение событий, но он не должен давать им оценку и практические рекомендации о том, что следует делать;

- использование в политологии методов и достижений других наук, в том числе естественных;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.075 с.)