Понятие и факторы политической идентификации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и факторы политической идентификации.



Политич идентификация - отождествление субъектом политич процесса себя с опред политич позицией и признание этого другими субъектами политич отношений.

Результатом политич идентификации явл политич идентичность, одна из составляющих политич культуры. Значения идентичности, возникающие у субъекта и окружающих его, формируются под влиянием явлений трех типов: психологич деятельности субъектов, системы ценностей и стереотипов, которые интериоризируются субъектами, и спецификой политич позиции (ее функц-ми особенностями и «смыслом», придаваемым ею со стороны участников политического процесса).

Политич идентичность, также как и соц, имеет групповую природу. Т.е она проявл в ощущении принадлежности к к-л группе (например, партии, идеологическому течению и т.д.) и/или как отождествление группой себя с какой-либо политической позицией и признание этого со стороны других субъектов политического процесса (например, борьба партий за возможность сформировать правительство и проводить опред политич курс, а также последующее поведение ее как правящей партии с целью доказательства своего соответствия этой позиции). Политич идентичность и идентификация также тесно связаны с явлениями легитимности и легитимации, ибо идентичность и идентификация предполагает признание правомерности занятия той или иной позиции со стороны др субъектов политич отношений. Рос социолог Ю.Качанов: «Политич идентичность субъекта установлена, когда другие субъекты политич отношений кодифицируют его как… опред агента путем приписывания ему тех же значений идентичности, кот он признает для себя сам».

Политич идентификация происходит в процессе политич социализации, опред субъективных дефиниций и соотнесения себя с участниками сообществ, разделяющих иные политич ценности и ориентации, занимающих иную политич позицию и т.д. В последнем случае наглядно проявляется справедливость тезиса о необходимости иного для форм-я групповой идентичности сообщества.

Осн факторы формирования и развития политич идентичности: соц стратификация, политич культура, процессы общей и политич социализации, политич институты.

Любая идентичность предполагает акты самоидентификации. Нужны когнитивные средства, позволяющие политич сознанию форм и сохр свою идентичность. В случае политич идентичности речь идет об идентификации индивидов или групп с политич значимыми символами. Как очень точно заметил М. Эдельман, для большинства людей политика представляет собой непрерывный «парад абстрактных символов».

Индивиды, принимая и отчасти конструируя свою политическую идентичность, отождествляют себя не с людьми как таковыми, не с конкретными событиями, а с людьми и событиями, приобретшими для них символическое значение. Когда некто говорит «Я — либерал», он подразумевает, что его «Я» подводится под категорию либерализма, представленную как набор некоторых символов.

Символ выполняет в этом акте важную коммуникативную функцию: он представляет собой концентрированное выражение тех смыслов и эмоций, которые сдерживают, как обруч, человеческие коллективы и помогают им психологически и материально выжить. Не с каждым политич сообществом возможна политич идентификация. Политич сообщество должно иметь свой уникальный символич язык.

Выделяют индивидуальную и групповую политическую идентичность. Индивидуальная политическая идентичность предполагает соотнесение человеком себя с определенной политической позицией или группой. Под групповой политической идентичностью участников политических отношений понимают ощущение групповой сплоченности, основанное на приверженности групповым социально-политическим ценностям, идеологическим ориентациям и/или обладании общим (сходным) политическим статусом.

По объекту идентификации с определенной группой можно выделить идентичность члена группы интересов, партии, идеологического течения, жителя города или региона, гражданина государства и т.п. Как правило, у людей преобладает смешанная идентификация. Так, житель Петрозаводска может ощущать себя одновременно коммунистом и жителем города.

Политическая идентификация в современной России.

Соврем рос политич партии зачастую трудно идентифицируемы по своим политич программам и партийному имиджу, поэтому политич идентичность далеко не всегда предполагает партийную принадлежность. Для соврем рос политич коммуникации характерен взаимный перехват идей и лозунгов, размытость и метафоричность понятий, неопределенность «друзей» и «врагов». Все это существенно затрудняет идентификацию с политич акторами, рождая, с одной стороны, инфляцию символических значений, а с другой – большую потребность в «настоящих символах».

Актуальны проблемы развития политич идентичности в условиях постиндустриального и глобализирующегося общества, для которого присущи процессы ослабления традиционных типов социальной идентификации (социально-классовой, идеологической) и появление новых видов идентификации, связанных с самореализацией и самоопределением личности. В этом плане все более заметную роль стал играть гендерный фактор в политике, влияние которого в индустриальном обществе не было столь сильным. В этом аспекте политическая наука создавала свои теории в расчете как бы на бесполого избирателя, оставляя вне поля зрения гендерные различия.

Содержание и типы избирательных систем.

Избират система — это сов-ть установл законом правил, принципов и приемов проведения голосования, опред его результатов и распред депутатских мандатов. Избират система — это также опред порядок форм-я выборов гос и местной власти. Избират система является важнейшим элементом политич системы государства. Избират система охватывает принципы и условия участия в форм-и избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

В соврем мире существуют два типа избират систем - мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарнаяизбират система от франц majorite (большинство). Победителем и обладателем соотв выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, кот получил большинство голосов избирателей.

3 варианта: 1)мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, кот сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников; 2)мажоритарная система абсолютного большинства, при кот для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос); 3)мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при кот для победы в I туре необх набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 2-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет голосов при мажоритарной системе осущ по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

Достоинства мажоритарной системы:

1. универс система, т.к исп ее, можно избирать как отд представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы госвласти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. при мажорит системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты, избиратель может принимать во внимание не только его парт принадлежность (или отсутствие таковой), политич программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профес пригодность, репутацию, соотв нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.

3. могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политич партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. большая степень независимости выбранных от политич партий и парт лидеров, т.к они получают мандат непосредственно от избирателей, что позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соотв с кот источником власти должны выступать избиратели, а не парт структуры.

Мажорит избират система не явл идеальной. Ее достоинства реализ в высокой степени зависимости от “среды применения”, в качестве кот выступает полити режим. При тоталит полит режиме ни одно из достоинств этой избират системы не мб реализовано.

Недостатки мажорит системы:

1)“пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, кот были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти “непобедившие” голоса могут составлять весьма значит часть, а иногда — не намного меньшую, чем голоса, опред победителя.

2) финансово затратная система из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.

3)большая вероятность форм-я слишком дисперсных, мало структурир и плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается.

Пропорциональная избират система: депутатские мандаты распред прямо пропорц-но поданному за ту или иную политич партию количеству голосов избирателей. При пропорц системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

Субъекты избират пр-са – политич партии, а не отд кандидаты. 1 тур выборов, вводится “барьер проходимости”, кот обычно сост 4-5 процентов от количества поданных в общенац масштабе голосов избирателей. Мелкие и хуже организов-е партии не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. Поданные за эти партии голоса избирателей перераспред в пользу тех партий, кот сумели набрать проходной балл и могут рассчит на депутатские мандаты. В основном - тем партиям, кот сумели получить наиб сумму голосов. Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые”, кот делают упор на массовую поддержку своих членов и сторонников.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом (избирателями) появл фигура своеобразного политич посредника в лице парт лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

С мешанная или мажоритарно-пропорциональная система. Не предст собой отд, самост тип избират системы, а хар-ся механич объединением, параллельным действием двух осн систем.

Функц-е такой избират системы вызвано политич компромиссом между партиями, кот заинтересованы в основном в мажорит системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорц систему. При таком соотношении колич-во одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорц системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избират округу, и за список одной из политич партий по общенац избирательному округу. Такая система внастоящее время действует для выборов, Государственной Думы России и некоторых парламентов других стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.01 с.)