Физиологические основы темперамента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические основы темперамента



Долго господствовала гуморальная теория темпераментов, ведущая свое начало от древнегреческого врача Гиппократа (460—377 до н. э.). Гиппократ объяснял различной пропорцией жидких веществ в организме. «темперамент» (от латинского темпера — пропорция),: сангвиник — человек полнокровный, холерик — желчный, флегматик - избытком лимфы, у меланхолика преобладает черная желчь. В новое время гуморальная теория объясняет особенности темпераментов химизмом крови, а также наличием в крови гормонов

Наиболее обоснованной И. П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека. Он определяет «темперамент, есть... основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума». Физиологической основой темпераментов являются устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы.

Типы нервной системы. Каждый тип представляет собой характерную совокупность трех основных свойств нервных процессов — силы, уравновешенности и подвижности.

Сила тормозного и раздражительного процессов характеризуется работоспособностью клеток коры головного мозга.

Уравновешенность нервных процессов представляет собой известную степень соответствия между силой раздражительного и тормозного процессов в коре головного мозга.

Подвижность нервных процессов характеризуется способностью нервных клеток более или менее быстро переходить от возбуждения к торможению и наоборот.

И. П. Павлов различает следующие типы нервной системы:

По силе раздражительного и тормозного процессов могут быть выделены сильныи и с лабый типы нервной системы.

Животное с сильным типом нервной системы адекватно реагирует на внешние раздражения

По уравновешенности нервных процессов могут быть выделены уравновешенный и неуравновешенный типы нервной системы. В первом случае наблюдается соответствие между силой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Сильное возбуждение уравновешивается такой же силой торможения в других отделах мозга.

По подвижности нервных процессов могут быть выделены подвижный и малоподвижный типы нервной системы. Первый характеризуется способностью нервных клеток коры быстро переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения и наоборот. Малоподвижный тип характеризуется замедленной сменой этих процессов, их «застойностью».

Эти особенности нервной системы выступают не изолированно, а всегда в органической связи друг с другом. Это позволило И.П.Павлову установить следующие четыре основных типа нервной системы: живой, безудержный, инертный и слабый, которым он дает следующую характеристику.

Живой тип характеризуется наличием сильной нервной системы, хорошей уравновешенностью возбудительного и тормозного процессов

Безудержный тип, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.

Спокойный тип я наличие сильной нервной системы, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, но вместе с тем их малой подвижностью.

Слабый тип слабая нервной системы, малой работоспособностью нервных клеток, их быстрой истощаемостыо. отличается слабым течением процессов возбуждения и торможения неадекватно силе получаемых

 

51.Созревание темперамента

Психофизиологические особенности темперамента детей от рождения до 7 лет

- динамические свойства психики оказываются в приспособительных реакциях детей сразу после рождения;

- отдельные свойства темперамента могут при жизни меняться, но тип темперамента остается постоянным;

- становление типа темперамента зависит от созревания нервной системы, эндокринного аппарата и специфических для каждого типа темперамента закономерностей;

- чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее она устает;

- реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением;

- взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения

Для маленьких сангвиников важно обеспечить сохранение их интересов, формировать умение разворачивать сюжет игры, находить в нем новые повороты

Для холерика свойственна высокая реактивность, повышен возбуждающая реакция на окружающую. Ребенок плохо управляет собой в необычных ситуациях, следует обеспечить контроль со стороны взрослого

Ребенок-меланхолик отмечается мечтательностью, некоторой отчужденностью от других детей, чрезмерно чувствительны к эмоционального отношения к ним окружающих Поэтому в воспитательных воздействиях должны преобладать поощрения над осуждением и наказание.

 

Формирование характера.

характер является развивающейся функционально целесообразной структурой, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации. Обсуждаются две проблемы: 1) наследственность и приобретенность черт характера; 2) временные рамки формирования характера.

1. Большинство психологов склоняются к мнению, что детерминанты свойств характера следует искать как в наследственных признаках, так и в особенностях средовых воздействий. средовые влияния на характер при неблагоприятном сочетании обоих факторов могут суммироваться и давать сильную степень отклонения, вплоть до патологической формы (развитие психопатии).

2. Вторая проблема - это временные рамки формирования характера. Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет является сензитивным периодом для становления характера. Под влиянием взрослых формируются черты характера: положительные-доброта, а отрицательные -эгоистичность

В дошкольном возрасте в играх и в процессе простейшего домашнего труда у детей формируются деловые качества: положительные - трудолюбие, отрицательные-лень

Черты характера оформляются и ярко выражены уже в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми людьми

Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте.

Нравственные и моральные качества характера активно развиваются в ранней юности.

К окончанию школы (к 18 годам) характер фактически сформирован.

Характер влияет практически на все психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) и эмоциональные состояния личности. От других компонентов личности он во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью

 

54.Представление как познавательный процесс.

Представление – психические процесс, при котором происходит отражение предметов или явлений, которые в настоящий момент не воспринимаются, но создается на базе прошлого опыта. Образ ранее воспринимаемого.

Типы представлений:

•Представление памяти- на основе восприятия.

•Представления воображ- на основе получ информ

Представления возникают в результате практической деятельности и связаны с другими психическими процессами (мышление, память, речь, воображение).

Характеристики:

1. наглядность – наглядность образа внешнего мира

2. фрагментарность

3. непостоянство и неустойчивость- образ то исчезает, то появляется.

4. представление- обобщающие образы.

Виды представления

По типу анализатора:

•Зрительные•Слуховые•Осязательные•Вкусовые•Температурные•Обонятельные

По степени обобщённости:•Частные представления (единичные)•Общие представления (географические, математические)

По степени волевых усилий:•Непроизвольные •Произвольные

Функции представлений:

1. Сигнальная функция (состоит в выработке сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности).

2. Регулирующая функция связана с отбором тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий.Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

3. Настроечная функция предполагает формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

4) Тренирующая

Представления являются одной из важных форм субъективного отражения объективного мира. Они имеют очень большое значение в жизни и деятельности человека. Если бы человек не имел представлений, содержание его сознания было бы ограничено только наличными восприятиями, в нем отражались бы образы только тех предметов, которые непосредственно действовали бы на него в каждый данный момент.

55)Мышление и речь.

Человеческое мышление рождается с помощью языка, развивается с помощью языка и выражается в речи. Мышление и речь взаимно поддерживают друг друга.

Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке - устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями.

Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи: кто ясно мыслит, тот ясно излагает, четко выражает свои мысли в речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Речь - помощник мышления

Когда ситуация для человека простая, когда его мышление с ней справляется легко, речь для мышления не нужна, мышление протекает без речи. "Подумал - сказал", "Взглянул - сформулировал" - речь оформляет только итоги мышления. в речевом сопровождении не нуждается. В более трудных ситуациях мышлению бывают нужны помощники, и одним из таких помощников является речь: внешняя или внутренняя.

Иногда речь сопровождает мышление не потому, что перед человеком встала трудная задача, а вследствие не вполне развитости самого процесса мышления. Менее развитое мышление течет вместе с речью, нуждаясь в ней как в необходимом средстве.

Для детей, для людей невысокого уровня культуры и для многих женщин характерно, что их мышление без речи невозможно, точнее - в сопровождении речи оно происходит более легко и привычно. Например, в процессе обычной жизни женщина начинает говорить только для того, чтобы понять саму себя, свои мысли и что она хочет сказать. Ей затруднительно сформулировать коротко тезис заранее: главную свою мысль она понимает только тогда, когда проговорила все, что в ней было.

Впрочем, мужчины также используют рассказ своих мыслей вслух, кому-либо, чтобы уточнить свои мысли и формулировки. Речь помогает самопониманию: пониманию выражаемого смысла. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

Кроме того, речь помогает выстраиванию правильного размышления и решению задач. Проговаривание (вначале проговаривание вслух, потом про себя, во внутренней речи) - распространенный прием для помощи мышлению, для его правильного выстраивания. Некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Четкое проговаривание, формулирование вслух определений, правил и производимых шагов облегчает решение задач.

Речь помогает и запоминанию мысли. Чтобы запомнить пришедшую мысль, очень полезно ее проговорить вслух. Когда вы ее проговорите и услышите от себя сами, вспомнить ее суть и основные формулировки будет проще

 

57. Что такое психика? Особенности психического отражения.

Психика – это субъективное отражение объективной реальности. Это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе простроенного субъективного образа целесообразно регулировать свою деятельность и деятельность организма. Психика определяется через отражение.

Существуют различные уровни отражения:

1) Физическое – в неживой природе и заключается в запечатлении влиянии одного предмета или явления на другое. («Вода камень точит» - галька отражает воздействие воды)

2) Физиологическое – на уровне живой природы (плотоядные растения) организмы обладают свойством раздражимости. Это свойство всех живых тел приходить в состояние раздражимости (свойство всех живых тел приходить в состояние активности под влиянием внешних воздействий.

Чувствительность – способность к ощущению. Это раздражимость по отношениям к воздействиям среды, которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию. Организм начинает реагировать на биологически-нейтральный раздражитель, лишь сигнализирующие о биологической значимости.

3) Психическое отражение - это наиболее сложный вид отражения, оно свойственно только человеку и животным. Критерием психического отражения является способность организма реагировать не на непосредственно жизненно значимый раздражитель, а на другой, который сам по себе нейтрален, но несет в себе информацию о присутствии жизненно значимого воздействия.

(Пример с зайчиками)

Функций психики три: коммуникативная, познавательная и регулятивная.

Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.
Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

Специфика психического отражения.

I. Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность; правильность отражения подтверждается практикой.

II. Психическое отражение имеет активный характер, оно связано с поиском и отбором адекватных условиям среды способов действий.

III. В процессе деятельности психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

IV. Субъективность психического отражения: каждый психический акт является результатом действия объективного через субъективное отражение, через человеческую индивидуальность и налагает отпечаток своеобразия на его психическую жизнь.

V. Носит опережающий характер: обеспечивает предвосхищение в деятельности и поведении человека.

 

 

58. Уровни развития способностей.

Способности – это индивидуально психологические способности людей, обеспечивающие успех в деятельность в общении, карьере и легкость овладения навыками. Проявляются в умении, в знании, навыках, но не сводятся к ним, главное – насколько легко человек овладевает ими.

Задатки- Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей

С пособности - Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности

Одаренность - Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности (Академическая, Интеллектуальная, Творческая (о леворуких), Лидерская, Художественная, Психомоторная)

Талант - Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности

Гениальность - Высшая ступень талантливости. Способность создавать что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии в разнообразных сферах творчества. Высокий уровень развития всех способностей

Теория патологичности гения – проявление гениальности связано с определенным нарушением психики. Гете и Байрон, например, сравнивали те состояния, в которых они отдавались творчеству с грезами лунатиков. Итальянский психиатр Ломброзо построил на этом популярную теорию, изложенную в его книге «Гениальность и помешательство». Он считал, что лиходарочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (Эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, последовательность и настойчивость в любых своих действиях, отсутствие угрызений совести, гордость и стремление к цели) – типичные характеристики «обычного» гения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.032 с.)