Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демократические основы (принципы) правосудия
4.2.1 Понятие принципов правосудия Термин «принцип» означает обобщенное выражение какого- либо явления. Понятие «принцип» можно определять через слова «основное начало», «требование», «обязанность», «идея» и т. п. По латыни принцип — это первоначало, основа. Принципы правосудия — это основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности су- дов по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, а также дел подсудных Конституционному Суду РФ, конституционному (уставному) суду субъекта Российской Федерации. Деятельность по рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел существенно отличается от одноименной деятель- ности, по делам об административных правонарушениях, а также судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъекта Российской Феде- рации. Поэтому здесь, характеризуя систему принципов правосудия, основной акцент будет сделан на принципы правосудия, осуществ- ляемого в обычных формах. Принципы правосудия объективно существуют и соответст- вуют определенным признакам (критериям). 4.2.2 Критерии принципов правосудия Критерии принципов правосудия следующие. 1. Положение, составляющее принцип всегда закреплено в за- коне, то есть является правовым. 2. Принцип — это не любое, а основное, иначе говоря, отра- жающее сущность правосудия правило. Не будет уголовно- процессуальной, гражданской процессуальной или арбитражной процессуальной деятельности, даже если она осуществляется судом (судьей), когда последним нарушаются принципы правосудия. 3. Несоблюдение требований одного принципа правосудия неминуемо приводит к попранию какого-либо другого принципа той же отрасли права. 4. Принципы правосудия всегда отражают его демократизм. 4.2.3 Законность Законность — это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности при осуществлении правосудия — это требо- вание от судов осуществления своих функций и реализации полно- мочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, УПК, ГПК, АПК и иных законов, регулирующих уголовно-процессуальную, гражданскую процессуальную и арбитражную процессуальную дея-
тельность. Суды, реализуя свой правовой статус, должны правильно тол- ковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может быть признано оправ- дывающим нарушения законности при отправлении правосудия48. Только урегулированная законом деятельность может быть ча- стью уголовного, гражданского либо арбитражного процесса, по- этому нарушение нормы права может вывести действие за пределы уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства, а значит и за пределы правосудия. Полученное, к примеру, с наруше- нием закона доказательство признается недопустимым и не может быть положено в основу обвинения. Подобного рода правил в уголовном, а тем более в граждан- ском и арбитражном процессах множество. 4.2.4 Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осу- ществлении правосудия Исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ изложенные в главе 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина яв- ляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Наличие в конституции данной нормы права позволяет уче- ным обосновывать наличие такого принципа правосудия как обеспе- чение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении пра- восудия. Между тем следует помнить, что «обеспечивать правосуди- ем» и «обеспечивать при осуществлении правосудия» – это не одно и то же. Правосудием обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. Но правосудием обеспечиваются и интересы общества, законность и правопорядок, процесс предупреждения преступлений (ст. 2 УПК), права, свободы и охраняемые законом интересы юриди- ческих лиц, а также права и охраняемых законом интересы Россий- 48 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста- новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений
Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- 1997. С.282. ской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти Рос- сийской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправле- ния, прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, яв- ляющихся субъектами гражданских, трудовых, административно- правовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК) и др. Статья 18 Конституции РФ характеризует не только правосудие, но и сами права и свободы человека и гражданина, их статус и место в право- вой системе нашего государства. Между тем сами права и свободы человека и гражданина реа- лизуются при осуществлении правосудия. В уголовном, граждан- ском и арбитражном процессах применяются правила статей 19-21, 23, 26, 29, 32, 45-55, 60, 62 Конституции РФ. Исходя из положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, где отмечено, что каждому гарантирует- ся судебная защита его прав и свобод, физические и юридические лица вправе обжаловать в суд любое нарушающее их права или за- конные интересы действие или решение государственного органа (должностного лица). При получении показаний во время судебного разбирательства допрашиваемому разъясняется предусмотренное ч. 1 ст_______. 51 Консти- туции РФ его право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Более того, ряд вышеперечисленных статей Конституции РФ сами являются правовой основой отдельных принципов правосудия. 4.2.5 Осуществление правосудия только судом Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Кон- ституции РФ), возлагает на суд всю полноту ответственности за пра- вильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи воз- можно лишь при условии понимания судьями личной ответственно- сти за законность и обоснованность принимаемых решений49. Правовая основа данного принципа содержится не только в ст. 118 Конституции РФ, но и в ст. 49 Конституции РФ, где говорится, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается не- виновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотрен- ном федеральным законом порядке и установлена вступившим в за- конную силу приговором суда. Из названного положения вновь сле- дует правило, что именно суд устанавливает виновность лица. Так 49 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста- новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- 1997. С.282. как под правосудием по уголовным делам понимается деятельность суда, направленная прежде всего на установление виновности или невиновности подсудимого, то смысл закрепленной в ст. 49 Консти- туции РФ нормы можно прочитать и несколько иначе: «Каждый об- виняемый в совершении преступления считается невиновным, пока не будет осуществлено правосудие в предусмотренном федеральным законом порядке вступившим в законную силу приговором суда». Осуществление правосудия только судом — это принцип, по- ложение отражающие сущность и демократизм правосудия Россий-
ской Федерации. Правосудие в Российской Федерации осуществля- ется только судами, учрежденными _______в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом «О су- дебной системе Российской Федерации», не допускается (ст. 4 Феде- рального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Правосудие в уголовно, гражданском и арбитражном процес- сах — это деятельность суда по рассмотрению уголовных и граж- данских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств), направленная на ус- тановление виновности подсудимых, применение к ним мер наказа- ния либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешения дела по существу. Существуют и иные — особые формы правосудия. Во- первых, это деятельность суда по рассмотрению дел об админист- ративных правонарушениях, направленная на установление винов- ности лица в совершении правонарушения, наложение администра- тивного взыскания либо на прекращение дела производством. Во- вторых, — осуществляемая в пределах предоставленных полномо- чий, деятельность Конституционного Суда РФ (конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации), заключающаяся в рассмотрении и разрешении по существу подсудных ему дел. Высший орган правосудия нашего государства требует по ка- ждому факту вынесения неправосудного приговора тщательно вы- яснять причины допущенной судебной ошибки и принимать меры к привлечению виновных судей к установленной ответственности, вплоть до постановки вопроса о прекращении их полномочий50. 50 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста- новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений Правосудие по уголовным делам осуществляется только суда- ми общей юрисдикции, а по гражданским делам и делам об админи- стративных правонарушениях — судами общей юрисдикции и ар- битражными судами. Деятельность арбитражных судов урегулиро- вана АПК и КоАП, а деятельность судов общей юрисдикции – УПК, ГПК и КоАП. К федеральным судам общей юрисдикции относятся
Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ (республик, вхо- дящих в состав Российской Федерации, краев, областей, города Мо- сквы и С.- Петербурга, автономной области и автономных округов), районные суды, а также военные и специализированные суды (ст. 1 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»). Правосудие осуществ- ляется не только федеральными судами. Согласно ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» правосудие осуществляется также судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — ми- ровыми судьями. Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитраж- ного Суда РФ; федеральных арбитражных судов округов; арбитраж- ных апелляционных судов, арбитражных судов первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, авто- номной области, автономных округах (ст. 3 Федерального конститу- ционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации). Приведенный перечень судов общей юрисдикции и арбитраж- ных судов исчерпывающий. Он расширительному толкованию не подлежит. Третейские суды, комиссии по трудовым спорам и другие формирования, имеющие отношение к разрешению гражданско- правовых споров, правосудия не осуществляют. 4.2.6 Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей, подчинение их только закону Согласно требованиям ст. 120 Конституции РФ судьи незави- симы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному зако- ну. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта госу- дарственного или иного органа закону, принимает решение в соот- ветствии с законом. Суды осуществляют судебную власть самостоя- тельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (п. 1 ст. 5 Федерального конституционно- го закона “О судебной системе Российской Федерации”). Необходи- мо строго соблюдать требования установленного Конституцией и законами РФ демократического принципа правосудия — самостоя- Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.— 1997. С.283. тельности судов, независимости судей (присяжных и арбитражных заседателей) и подчинения их только закону. Несоблюдение этого принципа является существенным нарушением процессуального за- кона, влекущим отмену судебного решения51. Установленный Конституцией РФ принцип самостоятельности судов, независимости судей (присяжных и арбитражных заседате- лей) и подчинение их только закону обязывает суды пресекать лю- бые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о при- влечении к ответственности таких должностных лиц52. Несмотря на то, что присяжные и арбитражные заседатели разрешают дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них, в целях формирования у арбитражных заседателей юридиче- ского правосознания, повышения их активности в рассмотрении су-
дебных дел и ответственности за выполнение своего гражданского долга перед первым вступление в процесс присяжным и арбитраж- ным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия, его демократические принципы, специфику исполнения заседателя- ми своих обязанностей, требования, предъявляемых к судьям. Иначе затруднительно обеспечить разрешение дела на основе закона. Независимость судей и подчинение их только закону — это не лозунг, это положение, обеспеченное существованием определен- ных, закрепленных в ст. ст. 9-16 Закона РФ «О статусе судей в Рос- сийской Федерации» гарантий того, что этот процессуальный прин- цип возможно реализовать. Таковыми являются следующие: — требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назна- чения; — присяга судей; — предусмотренная законом процедура осуществления право- судия; — запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; — установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; — право судьи на отставку; — неприкосновенность судьи; 51 См.: О соблюдении законодательства, регламентирующего участие арбитражных за- седателей в осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. № 1// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Рос- сийской Федерации) по уголовным делам. - 1997. С. 293. 52 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста- новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- 1997. С.282. — система органов судейского сообщества; — предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения53, соответствующего его высокому стату- су. — Обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохран- ности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соот- ветствующее заявление. — Право судьи на хранение и ношение служебного огне- стрельного оружия. Одной из основных гарантий обеспечения независимости су- дей при осуществлении правосудия является закрепленный Консти- туцией РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законо- дательной и исполнительной властей54. Требования к судье, кандидату в судьи и порядок назначения кандидата на должность судьи следующие. Согласно ст. ст. 4 и 5 За- кона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может быть: а) гражданин РФ; б) достигший предусмотренного законом возраста; в) имеющий высшее юридическое образование; г) имеющий необходимый стаж работы по юридической про- фессии_______; д) не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; е) сдавший квалификационный экзамен и ж) получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть гражда- нин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юриди- ческой профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достиг- ший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической про- фессии не менее 10 лет; судьей верховного суда республики, крае- вого, областного суда, суда города федерального значения, суда ав- 53 См. об этом подробнее раздел «12.4 Материальное и социальное обеспечение судей» настоящей работы. 54 См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты го- сударственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 1997 г. № С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 г. № ВК-6-08/835// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету.- 1998. № 1. тономной области, суда автономного округа, окружного (флотско- го) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж рабо- ты по юридической профессии не менее семи лет; судьей арбит- ражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. По общему правилу полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком. Исключение из этого правила лишь мировые судьи и впервые назначенные судьи судов первого звена судебной системы. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на долж- ность населением соответствующего судебного участка сроком не более чем на пять лет. Судьи федеральных судов, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ впервые назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Председатели судов общей юрисдикции и арбитражных судов в случаях установления фактов нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них и членов их семей, посягательства на их имущество должны принять меры, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контроли- рующих органов», незамедлительно информировать соответствую- щие органы, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ об этих обстоятельствах. Никто не вправе вмешиваться в деятельность суда по осущест- влению правосудия. Однако это правило не распространяется на случаи осуществления некоторыми государственными органами проверок тех видов осуществляемых судом видов деятельности, ко- торые не затрагивают существа принимаемых арбитражными суда- ми решений. К примеру, государственные налоговые инспекции мо- гут проверять правильность исчисления судами размера государст- венной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях пре- дупреждения ошибок по указанным вопросам55. 55 См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты го- сударственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 Законом строго определен перечень оснований приостановле- ния и прекращения полномочий судьи. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалифи- кационной коллегии судей при наличии одного из следующих осно- ваний: 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве канди- дата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ; 4) избрание судьи в состав органа законодательной (предста- вительной) власти РФ или органа законодательной (представитель- ной) власти субъекта РФ. Полномочия судьи прекращаются по следующим основани- ям: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважи- тельным причинам осуществлять полномочия судьи; 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномо- чий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограни- чены определенным сроком; 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по дос- тижении предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращение гражданства РФ; 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью су- дьи; 8) вступление в законную силу обвинительного приговора су- да в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; 10) смерть судьи или вступление в законную силу решения су- да об объявлении его умершим; ноября 1997 г. № С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 г. № ВК-6-08/835// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету.- 1998. № 1. 11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднени- ем или реорганизацией суда; 12) достижение предельного возраста пребывания в должно- сти судьи. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включа- ет в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность зани- маемых им жилых и служебных помещений, используемых им лич- ных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему доку- ментов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной коррес- понденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, дру- гих электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей со- общений). Неприкосновенность судьи гарантируется следующими право- выми положениями. 1. Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выражен- ное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором су- да не будет установлена виновность судьи в преступном злоупот- реблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, ре- шения или иного судебного акта. 2. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в от- ношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: — в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Гене- ральным прокурором РФ на основании заключения судебной кол- легии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в дейст- виях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ; — в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбит- ражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или обла- стного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда — Генеральным проку- рором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ; — в отношении иных судей — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей вер- ховного суда республики, краевого или областного суда, суда горо- да федерального значения, суда автономной области и суда авто- номного округа, военного суда соответствующего уровня, о нали- чии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соот- ветствующей квалификационной коллегии судей. 3. Решение по вопросу о привлечении судьи к администра- тивной ответственности принимается: — в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верхов- ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, ок- ружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ; — в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, су- да автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ. 4. Судья, задержанный по подозрению в совершении престу- пления или по иному основанию либо принудительно доставлен- ный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением слу- чаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. 5. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается: — в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верхов- ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, ок- ружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ; — в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в со- ставе трех судей соответственно верховного суда республики, крае- вого, областного суда, суда города федерального значения, суда ав- тономной _______области, суда автономного округа по ходатайству Гене- рального прокурора РФ. Судебное решение об избрании в отношении судьи Консти- туционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии су- дей. 6. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, за- явленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ. Существуют и иные гарантии независимости (неприкосновен- ности) судей и подчинения их только закону. Правила, касающиеся неприкосновенности судьи, в полной мере касаются и присяжных (арбитражных) заседателей, исполняющих обязанности в суде. 4.2.7 Осуществление правосудия на началах равенства всех пе- ред законом и судом В соответствии с положениями ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким- либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по призна- кам их государственной, социальной, половой, расовой, националь- ной, языковой или политической принадлежности либо в зависимо- сти от их происхождения, имущественного и должностного положе- ния, места жительства, места рождения, образования, рода и харак- тера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмот- ренным законом основаниям (ст. 7 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации»). Судьи должны с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судебного разбирательства при осуществлении ими пра- ва представлять доказательства, заявлять ходатайства и участвовать в исследовании собранных по делу доказательств. Председательствующий по делу обязан обеспечить лицам, участвующим в судебном заседании, возможность реального осуще- ствления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие равенство прав участников процесса56. Возникает вопрос, в чем именно заключается равенство перед судом, а в чем — перед законом? Равенство граждан перед судом за- ключается в том, что независимо, какой суд общей юрисдикции или арбитражный суд рассматривает первый раз дело, он всегда пользу- ется одним и тем же, предусмотренным ГПК, УПК или АПК поряд- ком судебного разбирательства. Одинаков порядок рассмотрения гражданских и уголовных дел и в случае осуществления производст- ва в апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, и при во- 56 См.: Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их про- ведения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 февраля 1967 г. № 35// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уго- ловным делам.- 1997. С.355. зобновлении дел по вновь открывшимся (ввиду новых) обстоятель- ствам. Из этого принципа правосудия вытекает также то, что надле- жащим судом для рассмотрения дела признается суд, созданный и действующий на основании закона (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Данное обстоятельство подразумевает закрепление в Конституции РФ и принятом в соот- ветствии с нею законе правомочий различных судов. Данный прин- цип находит свое выражение в статьях 47, 118, 120 и 128 Конститу- ции РФ и лежит в основе определения предметной, территориальной и инстанционной подсудности дел, а также разграничения видов су- дебной юрисдикции57. Равенство граждан перед законом гарантируется, прежде все- го, наличием в нашем государстве одного УК, ГК, Семейного кодек- са РФ, Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса РСФСР, Трудо- вого кодекса РФ и т. д. Если каким то образом были нарушены нор- мы соответствующих законов, то независимо от происхождения, со- циального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства как правонарушителя, так и пострадавшего и других обстоятельств, нарушенные права и законные интересы лиц судом будут восстановлены. Равенство граждан перед законом, между тем, не может быть ограничено лишь равенством перед УК, ГК, Семейного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и т. д. Граждане равны и перед всеми иными законами. К числу таковых относятся и нормативно-правовые акты, содержащие нормы как материального, так и процессуального права. 4.2.8 Состязательность и равноправие сторон В силу конституционного положения об осуществлении судо- производства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) суд по каждому делу обязан обеспечить равенство прав участников судебного разбирательства по представ- лению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств58. Ос- новное содержание принципа состязательности и равноправия сто- 57 См.: По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19- П// СЗ РФ.- 1998. № 25. Ст. 3004. 58 См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8// Сборник Постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- М.: Издательство «Спарк», 1997. С. 532. рон в гражданском, уголовном и арбитражном процессах составляют следующие правила. — Сторонами осуществляется исследование доказательств. — Стороны равны в правах. — Суд руководит процессом, создавая необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения про- цессуальных действий и в случаях, предусмотренных ГПК, УПК и АПК, оказывает им содействие в осуществлении их прав. — Разрешает дело суд. Реализация данного принципа в уголовном, гражданском и арбитражном процессах несколько отличается друг от друга. Так, по действующему УПК: 1. Собирать письменные документы и предметы для приоб- щения их к уголовному делу в качестве доказательств вправе не только сторона обвинения, но и подозреваемый, обвиняемый, а также гражданский ответчик и их представители. Защитник, кроме того, уполномочен на получение предметов, документов и иных сведений; опрос лиц с их согласия; и истребование справок, харак- теристик, иных документов. 2. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь обязан выяснить, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное за- седание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты. 3. В описательной части обвинительного заключения следо- ватель отражает перечень доказательств, не только подтверждаю- щих обвинение, но и тех, на которые ссылается сторона защиты. 4. К обвинительному заключению прилагается список подле- жащих вызову в судебное заседание лиц со стороны и обвинения, и защиты. 5. Очередность исследования доказательств на судебном следствии определяется не судом, а стороной, представляющей до- казательства суду. 6. При согласии подсудимого дать показания (при допросе свидетеля) первыми его допрашивают стороны и только после это- го вопросы может задавать суд. 7. Подсудимым и потерпевшим предоставлено право с разре- шения председательствующего давать показания в любой момент судебного следствия и др. В гражданском процессе анализируемый принцип правосудия приводит к тому, что: — суд или судья оставляет заявление без рассмотрения если стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились по вторичному вызову, или же когда истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторично- му вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу (ст. 222 ГПК);
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.414 с.) |