Демократические основы (принципы) правосудия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократические основы (принципы) правосудия



4.2.1 Понятие принципов правосудия

Термин «принцип» означает обобщенное выражение какого-

либо явления. Понятие «принцип» можно определять через слова

«основное начало», «требование», «обязанность», «идея» и т. п. По

латыни принцип — это первоначало, основа.

Принципы правосудия — это основные правовые положения,

выражающие природу и сущность организации и деятельности су-

дов по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских дел,

дел об административных правонарушениях, а также дел подсудных

Конституционному Суду РФ, конституционному (уставному) суду

субъекта Российской Федерации.

Деятельность по рассмотрению и разрешению уголовных и

гражданских дел существенно отличается от одноименной деятель-

ности, по делам об административных правонарушениях, а также

судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом РФ,

конституционными (уставными) судами субъекта Российской Феде-

рации. Поэтому здесь, характеризуя систему принципов правосудия,

основной акцент будет сделан на принципы правосудия, осуществ-

ляемого в обычных формах.

Принципы правосудия объективно существуют и соответст-

вуют определенным признакам (критериям).

4.2.2 Критерии принципов правосудия

Критерии принципов правосудия следующие.

1. Положение, составляющее принцип всегда закреплено в за-

коне, то есть является правовым.

2. Принцип — это не любое, а основное, иначе говоря, отра-

жающее сущность правосудия правило. Не будет уголовно-

процессуальной, гражданской процессуальной или арбитражной

процессуальной деятельности, даже если она осуществляется судом

(судьей), когда последним нарушаются принципы правосудия.

3. Несоблюдение требований одного принципа правосудия

неминуемо приводит к попранию какого-либо другого принципа

той же отрасли права.

4. Принципы правосудия всегда отражают его демократизм.

4.2.3 Законность

Законность — это общеправовой конституционный принцип.

Принцип законности при осуществлении правосудия — это требо-

вание от судов осуществления своих функций и реализации полно-

мочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, УПК, ГПК,

АПК и иных законов, регулирующих уголовно-процессуальную,

гражданскую процессуальную и арбитражную процессуальную дея-

тельность.

Суды, реализуя свой правовой статус, должны правильно тол-

ковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и

материального права. Малейшее отступление от этого требования не

только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб

делу укрепления законности. Ничто не может быть признано оправ-

дывающим нарушения законности при отправлении правосудия48.

Только урегулированная законом деятельность может быть ча-

стью уголовного, гражданского либо арбитражного процесса, по-

этому нарушение нормы права может вывести действие за пределы

уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства, а

значит и за пределы правосудия. Полученное, к примеру, с наруше-

нием закона доказательство признается недопустимым и не может

быть положено в основу обвинения.

Подобного рода правил в уголовном, а тем более в граждан-

ском и арбитражном процессах множество.

4.2.4 Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осу-

ществлении правосудия

Исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ изложенные в

главе 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина яв-

ляются непосредственно действующими. Они определяют смысл,

содержание и применение законов, деятельность законодательной и

исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются

правосудием.

Наличие в конституции данной нормы права позволяет уче-

ным обосновывать наличие такого принципа правосудия как обеспе-

чение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении пра-

восудия. Между тем следует помнить, что «обеспечивать правосуди-

ем» и «обеспечивать при осуществлении правосудия» – это не одно

и то же.

Правосудием обеспечиваются права и свободы человека и

гражданина. Но правосудием обеспечиваются и интересы общества,

законность и правопорядок, процесс предупреждения преступлений

(ст. 2 УПК), права, свободы и охраняемые законом интересы юриди-

ческих лиц, а также права и охраняемых законом интересы Россий-

48 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста-

новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений

Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.-

1997. С.282.

ской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти Рос-

сийской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправле-

ния, прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, яв-

ляющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-

правовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК) и др. Статья 18

Конституции РФ характеризует не только правосудие, но и сами

права и свободы человека и гражданина, их статус и место в право-

вой системе нашего государства.

Между тем сами права и свободы человека и гражданина реа-

лизуются при осуществлении правосудия. В уголовном, граждан-

ском и арбитражном процессах применяются правила статей 19-21,

23, 26, 29, 32, 45-55, 60, 62 Конституции РФ. Исходя из положений

ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, где отмечено, что каждому гарантирует-

ся судебная защита его прав и свобод, физические и юридические

лица вправе обжаловать в суд любое нарушающее их права или за-

конные интересы действие или решение государственного органа

(должностного лица).

При получении показаний во время судебного разбирательства

допрашиваемому разъясняется предусмотренное ч. 1 ст_______. 51 Консти-

туции РФ его право не свидетельствовать против себя самого, своего

супруга и близких родственников.

Более того, ряд вышеперечисленных статей Конституции РФ

сами являются правовой основой отдельных принципов правосудия.

4.2.5 Осуществление правосудия только судом

Конституционные положения, согласно которым правосудие в

Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Кон-

ституции РФ), возлагает на суд всю полноту ответственности за пра-

вильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи воз-

можно лишь при условии понимания судьями личной ответственно-

сти за законность и обоснованность принимаемых решений49.

Правовая основа данного принципа содержится не только в ст.

118 Конституции РФ, но и в ст. 49 Конституции РФ, где говорится,

что каждый обвиняемый в совершении преступления считается не-

виновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотрен-

ном федеральным законом порядке и установлена вступившим в за-

конную силу приговором суда. Из названного положения вновь сле-

дует правило, что именно суд устанавливает виновность лица. Так

49 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста-

новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений

Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.-

1997. С.282.

как под правосудием по уголовным делам понимается деятельность

суда, направленная прежде всего на установление виновности или

невиновности подсудимого, то смысл закрепленной в ст. 49 Консти-

туции РФ нормы можно прочитать и несколько иначе: «Каждый об-

виняемый в совершении преступления считается невиновным, пока

не будет осуществлено правосудие в предусмотренном федеральным

законом порядке вступившим в законную силу приговором суда».

Осуществление правосудия только судом — это принцип, по-

ложение отражающие сущность и демократизм правосудия Россий-

ской Федерации. Правосудие в Российской Федерации осуществля-

ется только судами, учрежденными _______в соответствии с Конституцией

РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе

Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не

предусмотренных Федеральным конституционным законом «О су-

дебной системе Российской Федерации», не допускается (ст. 4 Феде-

рального конституционного закона «О судебной системе Российской

Федерации»).

Правосудие в уголовно, гражданском и арбитражном процес-

сах — это деятельность суда по рассмотрению уголовных и граж-

данских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, в

порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду

новых или вновь открывшихся обстоятельств), направленная на ус-

тановление виновности подсудимых, применение к ним мер наказа-

ния либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на

разрешения дела по существу.

Существуют и иные — особые формы правосудия. Во-

первых, это деятельность суда по рассмотрению дел об админист-

ративных правонарушениях, направленная на установление винов-

ности лица в совершении правонарушения, наложение администра-

тивного взыскания либо на прекращение дела производством. Во-

вторых, — осуществляемая в пределах предоставленных полномо-

чий, деятельность Конституционного Суда РФ (конституционного

(уставного) суда субъекта Российской Федерации), заключающаяся

в рассмотрении и разрешении по существу подсудных ему дел.

Высший орган правосудия нашего государства требует по ка-

ждому факту вынесения неправосудного приговора тщательно вы-

яснять причины допущенной судебной ошибки и принимать меры к

привлечению виновных судей к установленной ответственности,

вплоть до постановки вопроса о прекращении их полномочий50.

50 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста-

новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений

Правосудие по уголовным делам осуществляется только суда-

ми общей юрисдикции, а по гражданским делам и делам об админи-

стративных правонарушениях — судами общей юрисдикции и ар-

битражными судами. Деятельность арбитражных судов урегулиро-

вана АПК и КоАП, а деятельность судов общей юрисдикции – УПК,

ГПК и КоАП. К федеральным судам общей юрисдикции относятся

Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ (республик, вхо-

дящих в состав Российской Федерации, краев, областей, города Мо-

сквы и С.- Петербурга, автономной области и автономных округов),

районные суды, а также военные и специализированные суды (ст. 1

Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»). Правосудие осуществ-

ляется не только федеральными судами. Согласно ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст.

11 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых

судьях в Российской Федерации» правосудие осуществляется также

судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — ми-

ровыми судьями.

Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитраж-

ного Суда РФ; федеральных арбитражных судов округов; арбитраж-

ных апелляционных судов, арбитражных судов первой инстанции в

республиках, краях, областях, городах федерального значения, авто-

номной области, автономных округах (ст. 3 Федерального конститу-

ционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации).

Приведенный перечень судов общей юрисдикции и арбитраж-

ных судов исчерпывающий. Он расширительному толкованию не

подлежит. Третейские суды, комиссии по трудовым спорам и другие

формирования, имеющие отношение к разрешению гражданско-

правовых споров, правосудия не осуществляют.

4.2.6 Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных

и арбитражных заседателей, подчинение их только закону

Согласно требованиям ст. 120 Конституции РФ судьи незави-

симы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному зако-

ну. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта госу-

дарственного или иного органа закону, принимает решение в соот-

ветствии с законом. Суды осуществляют судебную власть самостоя-

тельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только

Конституции РФ и закону (п. 1 ст. 5 Федерального конституционно-

го закона “О судебной системе Российской Федерации”). Необходи-

мо строго соблюдать требования установленного Конституцией и

законами РФ демократического принципа правосудия — самостоя-

Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.—

1997. С.283.

тельности судов, независимости судей (присяжных и арбитражных

заседателей) и подчинения их только закону. Несоблюдение этого

принципа является существенным нарушением процессуального за-

кона, влекущим отмену судебного решения51.

Установленный Конституцией РФ принцип самостоятельности

судов, независимости судей (присяжных и арбитражных заседате-

лей) и подчинение их только закону обязывает суды пресекать лю-

бые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам

надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о при-

влечении к ответственности таких должностных лиц52.

Несмотря на то, что присяжные и арбитражные заседатели

разрешают дела в условиях, исключающих постороннее воздействие

на них, в целях формирования у арбитражных заседателей юридиче-

ского правосознания, повышения их активности в рассмотрении су-

дебных дел и ответственности за выполнение своего гражданского

долга перед первым вступление в процесс присяжным и арбитраж-

ным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия,

его демократические принципы, специфику исполнения заседателя-

ми своих обязанностей, требования, предъявляемых к судьям. Иначе

затруднительно обеспечить разрешение дела на основе закона.

Независимость судей и подчинение их только закону — это не

лозунг, это положение, обеспеченное существованием определен-

ных, закрепленных в ст. ст. 9-16 Закона РФ «О статусе судей в Рос-

сийской Федерации» гарантий того, что этот процессуальный прин-

цип возможно реализовать. Таковыми являются следующие:

— требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назна-

чения;

— присяга судей;

— предусмотренная законом процедура осуществления право-

судия;

— запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было

вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

— установленный порядок приостановления и прекращения

полномочий судьи;

— право судьи на отставку;

— неприкосновенность судьи;

51 См.: О соблюдении законодательства, регламентирующего участие арбитражных за-

седателей в осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3

апреля 1987 г. № 1// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Рос-

сийской Федерации) по уголовным делам. - 1997. С. 293.

52 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста-

новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений

Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.-

1997. С.282.

— система органов судейского сообщества;

— предоставление судье за счет государства материального и

социального обеспечения53, соответствующего его высокому стату-

су.

— Обязанность органов внутренних дел принять необходимые

меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохран-

ности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соот-

ветствующее заявление.

— Право судьи на хранение и ношение служебного огне-

стрельного оружия.

Одной из основных гарантий обеспечения независимости су-

дей при осуществлении правосудия является закрепленный Консти-

туцией РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым

судебная власть самостоятельна и действует независимо от законо-

дательной и исполнительной властей54.

Требования к судье, кандидату в судьи и порядок назначения

кандидата на должность судьи следующие. Согласно ст. ст. 4 и 5 За-

кона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может

быть:

а) гражданин РФ;

б) достигший предусмотренного законом возраста;

в) имеющий высшее юридическое образование;

г) имеющий необходимый стаж работы по юридической про-

фессии_______;

д) не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на

должность судьи;

е) сдавший квалификационный экзамен и

ж) получивший рекомендацию квалификационной коллегии

судей.

Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть гражда-

нин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юриди-

ческой профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ,

Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достиг-

ший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической про-

фессии не менее 10 лет; судьей верховного суда республики, крае-

вого, областного суда, суда города федерального значения, суда ав-

53 См. об этом подробнее раздел «12.4 Материальное и социальное обеспечение судей»

настоящей работы.

54 См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты го-

сударственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28

ноября 1997 г. № С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 г. №

ВК-6-08/835// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету.-

1998. № 1.

тономной области, суда автономного округа, окружного (флотско-

го) военного суда, федерального арбитражного суда округа может

быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж рабо-

ты по юридической профессии не менее семи лет; судьей арбит-

ражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного

(уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда,

гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть

гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по

юридической профессии не менее пяти лет.

По общему правилу полномочия судьи в РФ не ограничены

определенным сроком. Исключение из этого правила лишь мировые

судьи и впервые назначенные судьи судов первого звена судебной

системы. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность

законодательным (представительным) органом государственной

власти субъекта Российской Федерации либо избираются на долж-

ность населением соответствующего судебного участка сроком не

более чем на пять лет. Судьи федеральных судов, за исключением

судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего

Арбитражного Суда РФ впервые назначаются на должность сроком

на три года, по истечении которого они могут быть назначены без

ограничения срока их полномочий до достижения им предельного

возраста пребывания в должности судьи.

Председатели судов общей юрисдикции и арбитражных судов

в случаях установления фактов нарушения принципа независимости

и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них

и членов их семей, посягательства на их имущество должны принять

меры, предусмотренные Федеральным законом «О государственной

защите судей, должностных лиц правоохранительных и контроли-

рующих органов», незамедлительно информировать соответствую-

щие органы, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ об этих обстоятельствах.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность суда по осущест-

влению правосудия. Однако это правило не распространяется на

случаи осуществления некоторыми государственными органами

проверок тех видов осуществляемых судом видов деятельности, ко-

торые не затрагивают существа принимаемых арбитражными суда-

ми решений. К примеру, государственные налоговые инспекции мо-

гут проверять правильность исчисления судами размера государст-

венной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях пре-

дупреждения ошибок по указанным вопросам55.

55 См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты го-

сударственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28

Законом строго определен перечень оснований приостановле-

ния и прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалифи-

кационной коллегии судей при наличии одного из следующих осно-

ваний:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда,

вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо

привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному

делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве канди-

дата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ

или органа законодательной (представительной) власти субъекта

РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (предста-

вительной) власти РФ или органа законодательной (представитель-

ной) власти субъекта РФ.

Полномочия судьи прекращаются по следующим основани-

ям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважи-

тельным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномо-

чий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограни-

чены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по дос-

тижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства РФ;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью су-

дьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора су-

да в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему

принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении

дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения су-

да об объявлении его умершим;

ноября 1997 г. № С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 г. №

ВК-6-08/835// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету.-

1998. № 1.

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднени-

ем или реорганизацией суда;

12) достижение предельного возраста пребывания в должно-

сти судьи.

Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включа-

ет в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность зани-

маемых им жилых и служебных помещений, используемых им лич-

ных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему доку-

ментов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной коррес-

понденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, дру-

гих электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей со-

общений).

Неприкосновенность судьи гарантируется следующими право-

выми положениями.

1. Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не

может быть привлечен к какой-либо ответственности за выражен-

ное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом

решение, если только вступившим в законную силу приговором су-

да не будет установлена виновность судьи в преступном злоупот-

реблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, ре-

шения или иного судебного акта.

2. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в от-

ношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по

другому уголовному делу принимается:

— в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Гене-

ральным прокурором РФ на основании заключения судебной кол-

легии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в дейст-

виях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного

Суда РФ;

— в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбит-

ражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или обла-

стного суда, суда города федерального значения, суда автономной

области и суда автономного округа, федерального арбитражного

суда, окружного (флотского) военного суда — Генеральным проку-

рором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех

судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков

преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии

судей РФ;

— в отношении иных судей — Генеральным прокурором РФ

на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей вер-

ховного суда республики, краевого или областного суда, суда горо-

да федерального значения, суда автономной области и суда авто-

номного округа, военного суда соответствующего уровня, о нали-

чии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соот-

ветствующей квалификационной коллегии судей.

3. Решение по вопросу о привлечении судьи к администра-

тивной ответственности принимается:

— в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верхов-

ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда

республики, краевого, областного суда, суда города федерального

значения, суда автономной области, суда автономного округа, ок-

ружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного

суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда

РФ по представлению Генерального прокурора РФ;

— в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в

составе трех судей соответственно верховного суда республики,

краевого, областного суда, суда города федерального значения, су-

да автономной области, суда автономного округа по представлению

Генерального прокурора РФ.

4. Судья, задержанный по подозрению в совершении престу-

пления или по иному основанию либо принудительно доставлен-

ный в любой государственный орган, если личность этого судьи не

могла быть известна в момент задержания, после установления его

личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением слу-

чаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения

безопасности других людей.

5. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры

пресечения заключения под стражу принимается:

— в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верхов-

ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда

республики, краевого, областного суда, суда города федерального

значения, суда автономной области, суда автономного округа, ок-

ружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного

суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда

РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ;

— в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в со-

ставе трех судей соответственно верховного суда республики, крае-

вого, областного суда, суда города федерального значения, суда ав-

тономной _______области, суда автономного округа по ходатайству Гене-

рального прокурора РФ.

Судебное решение об избрании в отношении судьи Консти-

туционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения

заключения под стражу исполняется с согласия соответственно

Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии су-

дей.

6. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, за-

явленному до начала судебного разбирательства, рассматривается

Верховным Судом РФ.

Существуют и иные гарантии независимости (неприкосновен-

ности) судей и подчинения их только закону. Правила, касающиеся

неприкосновенности судьи, в полной мере касаются и присяжных

(арбитражных) заседателей, исполняющих обязанности в суде.

4.2.7 Осуществление правосудия на началах равенства всех пе-

ред законом и судом

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все

равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-

либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по призна-

кам их государственной, социальной, половой, расовой, националь-

ной, языковой или политической принадлежности либо в зависимо-

сти от их происхождения, имущественного и должностного положе-

ния, места жительства, места рождения, образования, рода и харак-

тера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а равно и по другим не предусмот-

ренным законом основаниям (ст. 7 Федерального конституционного

закона РФ «О судебной системе Российской Федерации»).

Судьи должны с одинаковым вниманием относиться ко всем

участникам судебного разбирательства при осуществлении ими пра-

ва представлять доказательства, заявлять ходатайства и участвовать

в исследовании собранных по делу доказательств.

Председательствующий по делу обязан обеспечить лицам,

участвующим в судебном заседании, возможность реального осуще-

ствления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать

нормы, гарантирующие равенство прав участников процесса56.

Возникает вопрос, в чем именно заключается равенство перед

судом, а в чем — перед законом? Равенство граждан перед судом за-

ключается в том, что независимо, какой суд общей юрисдикции или

арбитражный суд рассматривает первый раз дело, он всегда пользу-

ется одним и тем же, предусмотренным ГПК, УПК или АПК поряд-

ком судебного разбирательства. Одинаков порядок рассмотрения

гражданских и уголовных дел и в случае осуществления производст-

ва в апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, и при во-

56 См.: Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их про-

ведения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 февраля 1967 г. № 35// Сборник

постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уго-

ловным делам.- 1997. С.355.

зобновлении дел по вновь открывшимся (ввиду новых) обстоятель-

ствам.

Из этого принципа правосудия вытекает также то, что надле-

жащим судом для рассмотрения дела признается суд, созданный и

действующий на основании закона (ст. 6 Европейской конвенции о

защите прав человека и основных свобод). Данное обстоятельство

подразумевает закрепление в Конституции РФ и принятом в соот-

ветствии с нею законе правомочий различных судов. Данный прин-

цип находит свое выражение в статьях 47, 118, 120 и 128 Конститу-

ции РФ и лежит в основе определения предметной, территориальной

и инстанционной подсудности дел, а также разграничения видов су-

дебной юрисдикции57.

Равенство граждан перед законом гарантируется, прежде все-

го, наличием в нашем государстве одного УК, ГК, Семейного кодек-

са РФ, Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса РСФСР, Трудо-

вого кодекса РФ и т. д. Если каким то образом были нарушены нор-

мы соответствующих законов, то независимо от происхождения, со-

циального и имущественного положения, расовой и национальной

принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии,

рода и характера занятий, места жительства как правонарушителя,

так и пострадавшего и других обстоятельств, нарушенные права и

законные интересы лиц судом будут восстановлены.

Равенство граждан перед законом, между тем, не может быть

ограничено лишь равенством перед УК, ГК, Семейного кодекса РФ,

Земельного кодекса РФ и т. д. Граждане равны и перед всеми иными

законами. К числу таковых относятся и нормативно-правовые акты,

содержащие нормы как материального, так и процессуального права.

4.2.8 Состязательность и равноправие сторон

В силу конституционного положения об осуществлении судо-

производства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3

ст. 123 Конституции РФ) суд по каждому делу обязан обеспечить

равенство прав участников судебного разбирательства по представ-

лению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств58. Ос-

новное содержание принципа состязательности и равноправия сто-

57 См.: По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции

Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-

П// СЗ РФ.- 1998. № 25. Ст. 3004.

58 См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации

при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября

1995 г. № 8// Сборник Постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской

Федерации) по уголовным делам.- М.: Издательство «Спарк», 1997. С. 532.

рон в гражданском, уголовном и арбитражном процессах составляют

следующие правила.

— Сторонами осуществляется исследование доказательств.

— Стороны равны в правах.

— Суд руководит процессом, создавая необходимые условия

для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела:

разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности,

предупреждает о последствиях совершения или несовершения про-

цессуальных действий и в случаях, предусмотренных ГПК, УПК и

АПК, оказывает им содействие в осуществлении их прав.

— Разрешает дело суд.

Реализация данного принципа в уголовном, гражданском и

арбитражном процессах несколько отличается друг от друга. Так,

по действующему УПК:

1. Собирать письменные документы и предметы для приоб-

щения их к уголовному делу в качестве доказательств вправе не

только сторона обвинения, но и подозреваемый, обвиняемый, а

также гражданский ответчик и их представители. Защитник, кроме

того, уполномочен на получение предметов, документов и иных

сведений; опрос лиц с их согласия; и истребование справок, харак-

теристик, иных документов.

2. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника

с материалами уголовного дела следователь обязан выяснить, какие

свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное за-

седание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты.

3. В описательной части обвинительного заключения следо-

ватель отражает перечень доказательств, не только подтверждаю-

щих обвинение, но и тех, на которые ссылается сторона защиты.

4. К обвинительному заключению прилагается список подле-

жащих вызову в судебное заседание лиц со стороны и обвинения, и

защиты.

5. Очередность исследования доказательств на судебном

следствии определяется не судом, а стороной, представляющей до-

казательства суду.

6. При согласии подсудимого дать показания (при допросе

свидетеля) первыми его допрашивают стороны и только после это-

го вопросы может задавать суд.

7. Подсудимым и потерпевшим предоставлено право с разре-

шения председательствующего давать показания в любой момент

судебного следствия и др.

В гражданском процессе анализируемый принцип правосудия

приводит к тому, что:

— суд или судья оставляет заявление без рассмотрения если

стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не

явились по вторичному вызову, или же когда истец, не просивший о

разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторично-

му вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу (ст.

222 ГПК);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.414 с.)