Стями. Общая характеристика полномочий судебной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стями. Общая характеристика полномочий судебной власти



Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в

Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за-

конодательную, исполнительную и судебную. Органы законода-

тельной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Су-

дебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было во-

ли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1 ст. 5 Феде-

рального конституционного закона «О судебной системе Российской

Федерации»). Она является одной из важнейших составных ветвей

государственной власти28. Поэтому от суда нельзя требовать осуще-

ствления функций, несовместимых с его независимым статусом29.

28 См.: Суменков Г.Н. Социально-политические проблемы реформирования судебной

системы современной России: Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. полит. наук.-

М.: Московский гос. открытый педагогический университет, 2000. С. 8.

29 См.: По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 3 части первой

статьи 232, части четвертой статьи 248 и части первой статьи 258 Уголовно-процессуального

кодекса РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советско-

го районного суда города Нижний Новгород: Постановление Конституционного Суда РФ от 20

апреля 1999 г. № 7-П// СЗРФ.- 1999. № 17. Ст. 2205.

Самостоятельность и независимость — первый признак су-

дебной власти. Самостоятельность и независимость судебной власти

обеспечивается закрепленными в Конституции РФ специальными

требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должности судей и

порядку их назначения, гарантиями несменяемости, независимости и

неприкосновенности судей30.

Принцип разделения государственной власти на законодатель-

ную, исполнительную и судебную действует в целях обеспечения

сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех

полномочий или большей их части в ведении одного органа госу-

дарственной власти либо должностного лица (п. «д» ч. 1 ст. 1 Феде-

рального закона «Об общих принципах организации законодатель-

ных (представительных) и исполнительных органов государствен-

ной власти субъектов Российской Федерации»). Принципом функ-

ционирования механизма (системы) государственной власти в Рос-

сийской Федерации, кроме того является взаимодействие (сотрудни-

чество) властей в целях достижения общих конституционных целей

и задач (обеспечение стабильности конституционного строя, прав и

свобод человека и гражданина и др.)31.

Не смотря на разделение государственной власти на законода-

тельную, исполнительную и судебную, все ветви власти, в том числе

судебная власть, реализуются в рамках государственной службы.

Поэтому принципы судебной власти производны от закрепленных в

ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы

Российской Федерации» принципов государственной службы. Соот-

ветственно судебная власть основывается на принципах:

1) верховенства Конституции РФ и федеральных законов над

иными нормативными правовыми актами;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непо-

средственного действия: обязанности органов судебной власти при-

знавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражда-

нина;

3) единства системы судебной власти, разграничения предме-

тов ведения между Российской Федерацией и субъектами Россий-

ской Федерации;

30 См.: По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона РФ «О статусе

судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина И А.В. Барба-

ша: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6-П// СЗ РФ.- 1996. № 14.

Ст. 1549.

31 См.: По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской

Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г.№ 28-П// СЗРФ.-

1998. № 52. Ст. 6447.

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной

власти;

5) конкурсного _______отбора кандидатов на должности судей в соот-

ветствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для нижестоящих судов решений, принятых

вышестоящими судами в пределах их полномочий и в соответствии

с законодательством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к органам

судебной власти и судьям;

8) профессионализма и компетентности судей;

9) гласности в осуществлении судопроизводства;

10) ответственности судей за подготавливаемые и принимае-

мые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих

должностных обязанностей;

11) внепартийности судебной власти; отделения религиозных

объединений от государства;

12) стабильности кадров в органах судебной власти.

Данные принципы распространяются на судей по должности,

то есть государственных служащих.

Судебная власть в Российской Федерации может осуществ-

ляться коллегиально судьями, с привлечением присяжных и арбит-

ражных заседателей и судьей единолично. Все виды судопроизвод-

ства, за исключением конституционного, допускают рассмотрение

дел единолично судьей, что не противоречит положениям главы 7

Конституции РФ. Судья в таком случае действует как носитель

именно судебных функций, то есть выступает в качестве органа су-

дебной власти32. Соответственно не только на судебную власть, су-

дебный орган (суд), но и на судью распространяются вышеперечис-

ленные принципы.

Между тем, как уже отмечалось, судебная власть в Российской

Федерации реализуется не только судьями. Одним из признаков су-

дебной власти является то, что в установленном законом порядке к

осуществлению правосудия привлекаются представители народа

присяжные и арбитражные заседатели. На них в полной мере рас-

пространяться данные принципы не могут.

Судебная власть осуществляется посредством (в форме) кон-

ституционного, гражданского, административного и уголовного

судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Федерального

конституционного закона «О судебной системе Российской Федера-

32 См.: По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального за-

кона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой: Опреде-

ление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О// СЗ РФ.- 1998. № 34. Ст. 4368.

ции»). Это еще одна отличительная черта — признак судебной вла-

сти.

Обособление указанных видов судопроизводства вызвано тем,

что различные процессуальные процедуры, обусловливаемые харак-

тером рассматриваемых дел, природой и значимостью применяемых

санкций, имеют неодинаковые правовые последствия33.

Вот, к примеру, как отличаются на первый взгляд аналогичные

последствия разрешения дела о несоответствии закона Конституции

РФ Конституционным Судом РФ от вывода любого другого суда о

не конституционности того или иного закона. Решения Конституци-

онного Суда РФ, в результате которых неконституционные норма-

тивные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу

действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения

нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как норматив-

ные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по

своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных су-

дов.

В то же время Конституционный Суд РФ, принимая решение

по делу, оценивает также смысл, придаваемый рассматриваемому

нормативному акту сложившейся судебной практикой. Таким обра-

зом, он выражает свое отношение как к позиции законодателя (иного

нормотворческого органа), так и к ее пониманию правопримените-

лем, основываясь при этом на толковании положений Конституции

РФ, в сфере которого, по смыслу ч. ч. 5, 6 ст. 125 Конституции РФ,

только Конституционный Суд РФ выносит официальные решения,

имеющие общеобязательное значение. Поэтому его постановления

являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими

органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого

неконституционного акта, а также обязывают всех правопримените-

лей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми

позициями Конституционного Суда РФ.

Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не

обладают такой юридической силой. Они не обязательны для других

судов по другим делам, так как суды самостоятельно толкуют под-

лежащие применению нормативные предписания, следуя при этом

Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции

РФ). Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут

быть оспорены в установленных федеральным законом процессу-

33 См.: По делу о проверке конституционности части второй статьи 266 и пункта 3 час-

ти первой статьи 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жало-

бами граждан Е.А. Арбузовой, О.Б. Колегова, А.Д. Кутырева, Р.Т. Насибулина и В.И. Ткачука:

Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. № 9-П// СЗ РФ.- 1999. № 23. Ст.

2890.

альных формах. Кроме того, не предусмотрена обязательность офи-

циального опубликования этих решений, что в силу ч. 3 ст. 15 Кон-

ституции РФ, согласно которой применению подлежат только офи-

циально опубликованные акты, также исключает для других право-

применителей и обязательность следования им при разрешении дру-

гих дел. Возможность опубликования отдельных судебных решений

или извлечений из них не является достаточной гарантией для реа-

лизации указанной конституционной нормы.

В силу изложенного согласно Конституции РФ решения судов

общей юрисдикции и арбитражных судов не признаются адекватным

средством для лишения нормативных актов, названных в п. п. «а» и

«б» ч. ч. 2, 4 ст. 125 Конституции РФ, юридической силы в связи с

их неконституционностью. Таким образом, на конституционном

уровне закреплено, что выводы других судов о неконституционно-

сти закона не могут сами по себе послужить основанием для его

официального признания не соответствующим Конституции РФ и

утрачивающим юридическую силу34.

Судебная власть реализуется специальным государственным

органом – судом. Это следующий признак судебной власти. Судеб-

ную власть посредством конституционного судопроизводства осу-

ществляет Конституционный Суд РФ. Именно он является судебным

органом конституционного контроля (ч. 1 ст. 18 Федерального кон-

ституционного закона «О судебной системе Российской Федера-

ции»). Посредством гражданского (арбитражного) судопроизводства

судебная власть реализуется судами общей юрисдикции и арбит-

ражными судами, а посредством административного и уголовного

судопроизводства – судами общей юрисдикции.

Перечень полномочий судов общей юрисдикции и арбитраж-

ных судов не является закрытым, поскольку статьи 126 и 127 Кон-

ституции РФ допускают рассмотрение ими и иных, не названных в

этих конституционных нормах категорий дел, что связано с возмож-

ностью введения для данной категории судов (на основании ст. 128

Конституции РФ) новых судебных процедур, не нашедших закреп-

ления в действующей Конституции РФ35.

Назначение судебной власти — следующий ее признак. Су-

дебная власть — стержневой инструмент, обеспечивающий право-

вой порядок. Ее роль в поддержании законности и привлечении на-

34 См.: По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции

Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-

П// СЗ РФ.- 1998. № 25. Ст. 3004.

35 См.: По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции

Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-

П// СЗ РФ.- 1998. № 25. Ст. 3004.

рушителей таковой к ответственности не менее ключевая, чем у

иных правоохранительных органов36.

Исключительной прерогативой судебной власти является

осуществление ею правосудия. У данного признака судебной власти

имеется и обратная сторона — возложение на судебную власть ка-

ких бы то ни было функций, несовместимых с ее исключительными

прерогативами по осуществлению правосудия, недопустимо37.

Содержание судебной власти требует соответствующей фор-

мы ее выражения. Поэтому согласно закону судебная власть имеет

свои символы. Так, на здании суда устанавливается Государствен-

ный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний по-

мещаются изображение Государственного герба Российской Феде-

рации и Государственный флаг Российской Федерации. При осуще-

ствлении правосудия судьи облачаются в мантии. Судьям, в том

числе пребывающим в отставке, удостоверения выдаются соответст-

вующим государственным органом или лицом, их назначившим (ст.

21 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Данные

символы государственной власти имеют место и в зале судебных за-

седаний мировых судей (ст. 11 Федерального закона «О мировых

судьях в Российской Федерации»). Более того, применительно к во-

енным судам в законе закреплено правило, согласно которому воен-

ные суды должны размещаться в зданиях, внешний вид и внутреннее

устройство которых соответствуют конституционному статусу су-

дебной власти в Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 Федерального

конституционного закона «О военных судах Российской Федера-

ции»).

В литературе обосновывается наличие у судебной власти и

иных признаков:

— принадлежность судебной власти судам, образующим еди-

ную судебную систему;

— осуществление ее на основе и строго в соответствии с про-

цессуальным законом;

— суды являются правоприменительными органами38;

— властный характер полномочий суда;

36 См.: Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных на-

правлениях политики Российской Федерации): Послание Президента РФ Федеральному Собра-

нию от 6 марта 1997 г.// Рос. газета.- 1997. № 47.

37 См.: По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 3 части первой

статьи 232, части четвертой статьи 248 и части первой статьи 258 Уголовно-процессуального

кодекса РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советско-

го районного суда города Нижний Новгород: Постановление Конституционного Суда РФ от 20

апреля 1999 г. № 7-П// СЗРФ.- 1999. № 17. Ст. 2205.

38 См.: Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб-

ник/ Под ред. В.И. Швецова.- М.: «ТЕИС». 1996. С. 24-26.

— выполнение требований суда и исполнение его решений

обеспечивается силой государства39.

Ни в коем случае не умаляя значения данных характеристик

судебной власти, обращаю внимание лишь на то, что нами не найде-

но правовых норм, где бы они были прямо закреплены примени-

тельно именно к судебной власти, а не всего-навсего к деятельности

суда или путям обеспечения единства судебной системы40.

Судебная власть, таким образом, — это предназначенная для

обеспечения правового порядка, поддержания законности и привле-

чения нарушителей таковой к ответственности разновидность госу-

дарственной власти, реализуемая посредством конституционного,

гражданского, административного или уголовного судопроизводст-

ва, самостоятельными и независимыми, обладающими исключи-

тельным полномочием на осуществление правосудия, специальными

государственными органами – судами, в состав которых могут вхо-

дить представители общественности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.064 с.)