Проблема периодизации развития в зарубежной и отечественной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема периодизации развития в зарубежной и отечественной психологии.



С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют саморазвитие и принципы обучения.

Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Большое значение он придавал периоду кризиса - времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.

Критерием возрастной периодизации Леонтьева являются ведущие деятельности.Развитие ведущей деятельности обусловливает изменения в особенностях личности ребенка на данной стадии развития. В основе возрастной периодизации Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития.Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Фрейд в основу переодизации положил физиологический признак(перемещение сексуальной энергии-либидо).Эриксон в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал чувство самоотождествления. Каждая стадия характеризуется задачами возраста,а задачи выдвигаются обществом. Решение задач определяется достигнутым уровнем психомоторного развития и духовной атмосферы общества в котором живет человек.

А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность:адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности.

На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям - сензитивность. Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.

Известно, что паспортный возраст и возраст актуального развития необязательно совпадают. Ребенок может опережать, отставать и соответствовать паспортному возрасту. Каждый ребенок имеет свой путь развития, и это следует считать его индивидуальной особенностью.

Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.

 

45. Гуманистическая психология, её основные положения.

Гуманистическая психология как самост.направление возникло в 60г.20в. Лидирующими фигурами были-Роджерс,Маслоу,Оллпорт,Бюлер,Мэй. Основатели гуманистической психологии стремились исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека. В качестве предмета исследования выступала здоровая творческая личность, целью которой является самоактуализация,самоосуществление. Гуманистическая психология в первую очередь обращается к таким способностям как:любовь,творчество,рост,высшие ценности,бытие,самоактуализация,спонтанность,игра,юмор,аффективность,честность,психологическое здоровье… В дальнейшем в центре становятся вопросы практического применения в рамках психотерапии и проблем образования.Роджерс разработал теорию полноценного функционирования творческой л-ти-направление личностно-ориентированная психотерапия.

Гуманистическая психология была направлена на целостную л-ть,с ее реальными проблемами,верой доброту и собственные силы человека,учетом реальности чувств и подчеркиванием уникальности л-ти.

Гуманистическая мысль оказала значительное воздействие на развитие психотерапии и теории л-ти. Она расширила предметную сферу психологии, включив в нее отношения л-ти и понимание контекста ее поступка.

Основные положения гуманистической психологии:-человек д.изучаться в его целостности;-каждый человек уникален,поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан,чем статистические обобщения;-человек открыт миру,переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;-человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;-человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации,которые являются частью его природы;-человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям,которыми он руководствуется в своем выборе;-человек-активное,творческое существо.

Гуманистическая теория Маслоу ярко проявляется в ключевой для него концепции самоактуализации. Самоактуализация —стремление человека к наивысшей реализации своего потенциала. Маслоу характеризует самоактуализацию как желание человека стать тем, чем он может стать, достичь вершины своего потенциала. По Маслоу, самоактуализирующийся человек —психически здоровый человек, сумевший полностью раскрыть свой потенциал.

 

46. Структурно-уровневый анализ личности. Направленность личности и ее образование.

Личность-индивид как субъект деятельности. Это индивид в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Это особое качество, которое приобретает индивид при жизни в обществе. Структура л-ти-связь относительно устойчивых компонентов л-ти, способностей, темперамента,характера и волевых качеств.

Структура л-ти по Платонову:

1.подструктура биологических свойств(скорость протекания нервных процессов,половые,возрастные свойства)-биологический уровень(низший);

2.подструктура форм(особенности познавательных процессов-мышления,памяти,восприятия,ощущения,внимания, и особенности эмоциональных процессов-эмоции,чувства)биосоциальный уровень;

3.подструктура опыта(ЗУН,привычки)-социально-биологический уровень;

4.подструктура направленности(убеждения,мировоззрение,интересы)-социальный уровень(высший).

Высшим уровнем личности является ее направленность,которая включает желания,интересы,склонности,идеалы,взгляты чел,егомировоззрение,самооценки. Направленность л-ти формируется под влиянием воспитания в об-ве.

Топографическая модель структуры личности 3. Фрейда.

Фрейд выделил в структуре личности три главных психологических компонента «Оно» (ид), «Я» (эго) и «сверх — Я» (супер — эго).

«Оно» бессознательная часть психики,вроженные инстинктивные влечения. Насыщено сексуальной энергией-либидо. Оно подчиняется принципу удовольствия-удовольствие и счастье главные цели в жизни человека.

«Я» — это подструктура личности, связанная с сознанием, управляющая контактом с внешним миром и отвечающая за принятие решений.«Я» стремится выразить и удовлетворить желания «Оно» в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. ««Я» подчиняется принципу реальности. «Я» является исполнительной подструктурой личности, опирающейся на рациональное, логическое мышление.

Для того чтобы индивид эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и правил поведения, совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации, или при формировании «сверх — Я». «Сверх — Я» — это третий компонент личности, ее подструктура, представляющая собой внутренние освоенные индивидом социально значимые нормы и стандарты поведения. По Фрейду, данный слой психики личности формируется в процессе воспитания, благодаря взаимодействию ребенка с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. «Сверх — Я» проявляется у человека, прежде всего, ввиде совести. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновения чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать, или сделал то, что не должен был делать.

Направленность личности —устойчивое стремление человека к определенному роду занятий, базирующееся на сильном и устойчивом интересе к нему. Возникающая направленность м.изменить весь образ жизни учащегося, не только в положительную, но и в отрицательную сторону. Удовлетворение интереса (в отличие от любопытства) не приводит к его исчезновению, наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес является постоянным усилителем энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности (когда интересно, не надо заставлять себя напрягаться), либо, наоборот, стимулирует волевое усилие человека, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, поддерживает целеустремленность.

Направленность принято различать по отношению сферам жизнедеятельности человека:

1.направленность на себя-формирует стремления индивида на первенство;

2.направленность на взаимодействие и общение-ориентация на совместную деятельность и соц.одобрение;

3.направленность на задачу,на дело-формирует заинтересованность в решение деловых проблем,бескорыстное стремление к познанию.

Благодаря направленности,люди способны преодолевать препятствия,проявлять усилие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.008 с.)