Культура Древнего Рима: архитектура, скульптура, живопись 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Древнего Рима: архитектура, скульптура, живопись



 

Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VIII в. до н.э. – V в. н.э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти – население Италии, греческих областей, эллинистических государств (Египет, Пергам и пр.). Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. Так формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднее античная греко-римская культура (I – V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств. Римскую идеологию и систему ценностей определял прежде всего патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и законотворчество. Римская ментальность (от лат. – умственный, духовный, психический) – духовность, способ мышления, склад ума – резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники. Мощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Многочисленные деятели римской культуры: прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы – в подавляющем большинстве были не римлянами. В конце III в. до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе – эпическая поэзия. Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится исторический. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в. до н.э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал «Всемирную историю», вернее, историю римских войн и побед, обусловленных не только римскими добродетелями, но и римским совершенным строем, совмещавшим преимущества монархии (магистраты), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам величественных сооружений. Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Развитие архитектуры (не только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в г. Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Однако римскую скульптуру по сравнению с греческой отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы. В целом, для культуры Рима были характерны мультирелигиозность и мифоритуальное единство, заимствованное римлянами у греков[36].


5. Культура западноевропейского Возрождения: предпосылки, периодизация, источники, основные проблемы в искусстве Возрождения. Локальные варианты

 

Итальянское Возрождение делят на 5 этапов:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

2. Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)

3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

5. Северное Возрождение — XVI век

Во второй половине ХV в. параллельно с зарождением капиталистических отношений в ряде стран Западной и Центральной Европы (а в Италии уже в Х1V в.) начинается новый период в культурном и идеологическом развитии, получивший в историографии название эпохи Возрождения или Ренессанса. Культура Возрождения противостоит феодальной средневековой европейской культуре, она создала духовные ценности, ставшие важнейшей частью общечеловеческой культуры. Культура Возрождения складывается в Италии в ХIV – XV вв., а в XVI в. Ренессанс становится общеевропейским явлением. Основными чертами культуры Возрождения являются гуманистическое мировоззрение, идеалом являлась всесторонне развитая человеческая личность, человек, а не бог, стал в центре идеологии гуманистов. Человек рассматривался как творец, почти равный богу, а сфера его творчества – земля, мир культуры[37]. Критиковалось феодальное мировоззрение с его аскетизмом, суевериями, отстраненностью от мира и другими чертами.

В эпоху Возрождения философы и мыслители выдвинули два главных ориентира, касающихся соотношения «человек – мир»:

1. равноправие небесного и земного миров для человека как принадлежащего обоим универсумам;

2. культ творческой деятельности, способствующий обеспечению единства природы и культуры, возводящий человека в ранг творца, являющегося продолжением и завершением Божественного творения.

Господствовавший в эпоху Возрождения антропоцентрический гуманизм провозгласил человека венцом мироздания и преобразователем Вселенной[38].

В тесной связи с философской картиной мира находится и эстетика эпохи Возрождения. В первую очередь, антропоцентризм выдвинул совершенно иное понимание красоты человеческого тела, более того, телесная оболочка человека приобрела особую значимость. Однако возрожденческое понимание телесности сильно отличалось от античного понимания, А.Ф. Лосев справедливо отмечал следующее: «Возрожденец всматривался в человеческое тело как в таковое и погружался в него как в самостоятельную эстетическую данность. Не столь важны были происхождение этого тела или его судьба, эмпирическая и метафизическая, сколь его самодовлеющая эстетическая значимость, его артистически выражающая себя мудрость»[39].

Во-вторых, мышление эпохи Возрождения отличалось «скульптурностью», под которой лежал антропоцентризм, являющийся основой философской картины мира эпохи Ренессанса. В эту эпоху индивидуальная человеческая личность утверждала себя, и самоутверждение её носило преимущественно творческий характер.

В эпоху Возрождения, как справедливо отмечал А.Ф. Лосев, «человек впервые стал думать, что реально и субъективно-чувственно видимая им картина мира и есть самая настоящая его картина, что это не выдумка, не иллюзия, не ошибка зрения и не умозрительный эмпиризм, но то, что мы видим своими глазами, – это и есть на самом деле»[40].

Культура Возрождения – это демократическая культура периода начавшегося кризиса феодализма, в ней представлена общая основа, на которой выросла культура Нового времени с ее субкультурами: буржуазной, демократической, социалистической, а также социально не детерминированная общечеловеческая субкультура. Культура Возрождения характеризовалась быстрым развитием национальных культур. В Италии особую роль в культуре сыграли Данте Алигьери (1265 – 1321), создавший на итальянском языке «Божественную комедию»; Франческо Петрарка (1304 – 1374), ставший непосредственным родоначальником гуманистического движения, прославившийся стихами о любви к Лауре, причем любовь предстает в космическом масштабе; Джованни Боккаччо (1313 – 1375), автор «Декамерона»; Джованни Пика делла Мирандола (1463 – 1494), создавший один из самых знаменитых трактатов, выразивших гуманистическое мировоззрение, – «Речь о достоинстве человека», в котором обосновывается особое положение человека в мире. Среди выдающихся писателей Возрождения можно выделить Эразма Роттердамского (1469 – 1536), Франсуа Рабле (1494 – 1553), Мишеля Монтеня (1533 – 1592), Мигеля Сервантеса (1547 – 1616), Вильяма Шекспира (1564 – 1616).

Искусство Возрождения стремилось к тому, чтобы найти художественные формы, способные выразить все богатство человеческой натуры и величие человеческого духа. В искусстве и всей идеологии появляется новый центр: могучая и прекрасная личность, которая становится фокусом жизни, воплощением ее лучших творческих начал, божеством земной жизни. Возрождалось по-новому понимаемое античное наследие в связи с возникновением широкого общественного интереса к культуре, а именно к наукам и искусству, основы которых были заложены этой культурой. Возрождались философия и естествознание, литература и театр. Кончился, наконец, тысячелетний гнет католической церкви, отвергавшей и извращавшей античную культуру. В эпоху Возрождения наследие, полученное Европой от древних ее обитателей, творчески перерабатывалось и только после этого усваивалось. Наиболее ярко особенности английского Возрождения проявились в сценическом искусстве. Самым выдающимся представителем французского гуманизма XVI в. был Франсуа Рабле (1494 –1553 гг.). Наиболее известным произведением Рабле является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В целом, в Англии, Франции, Германии и Северной Европе большие успехи были достигнуты в области архитектуры, живописи, науки, философии, литературы. В Испании Возрождение было связано с золотым веком испанской литературы (прежде всего, речь идёт о знаменитом Мигеле Сервантесе и его романе «Дон Кихот»). Возрождение создало социально-экономические, социально-психологические и научно- теоретические предпосылки становления культуры, как относительно самостоятельного феномена, и развития понятийного аппарата теории культуры и самой категории «культура» в системе научного знания[41].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.006 с.)