Представление о культуре в исторической динамике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление о культуре в исторической динамике



 

С середины XVIII в. термин «культура» понимался, с одной стороны, как целенаправленное воздействие человека на природу, а с другой – как воспитание и обучение самого человека. Тогда же стали делить культуру на материальную и духовную: первая – продукт материальной деятельности в различных областях промышленного производства, а вторая – результат духовной деятельности человека. Это различные виды искусства, философия, этика, право, политика, религия и прочие нематериальные результаты деятельности человека. Специалисты по теории культуры группируют основные определения ее следующим образом: 1). Описательные. Суть таких определений: культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. 2). Исторические – подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. 3). Нормативные – акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура – это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением. 4). Ценностные: культура – это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения. Существуют также психологические, символические, идеологические, структурные определения, а также определения на базе теорий обучения. Сущность культурно-исторического подхода состоит в том, что культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она в целом исторична. Культура – это аккумулятор и транслятор исторического опыта, постоянное осознанное движение общественной практики, воспроизводство и создание новых культурных ценностей.Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны, а именно, начиная с 19 века понятие «культура» стало пересекаться с понятиями «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Сопоставляя культуру и цивилизацию, ученые пришли к выводу, что первая охватывает сферу духовных, научных и художественных действий человека. Цивилизация же определяет материальные формы бытия, технический уровень производства предметов потребления. В целом, культуру можно понять только через призму деятельности человека, культура не может существовать вне человека. Историко-культурный подход подразумевает, что человек овладевает той культурой, которая была создана до него и осваивает социальный опыт предшественников, таким образом, культура в своём историческом развитии передаётся от одного поколения к другому, каждый раз обогащаясь новыми достижениями. Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. В реальной жизни материальная и духовная культуры тесно взаимосвязаны. Если говорить о категориях культуры, то культуру выражают культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам в целом. По носителю культуру также принято подразделять на мировую и национальную. В культурном пространстве функционируют как доминирующая культура, так и различные субкультуры и контркультуры. Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов. Первый - 150 тысяч лет-IV тыс. до н.э. Он приходится на культуру первобытного общества. Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т. д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Фрэзер ввёл понятие «симпатическая магия», который объясняет феномен магического первобытного мышления: магия основывается на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду, либо побывавшие в непосредственном контакте, образуют друг с другом сверхъестественную связь. Исследователи также полагают, что первобытные люди практиковали контактную, имитативную и контагиозную магию. Второй период длился с IV тыс. до н. э. до V века н. э. Третий период приходится на V — XVII века. Четвертый период охватывает период с XV-XVI века до настоящего времени. Данилевский обосновал понятие культурно-исторического типа, т.е. особой культуры, которая раскрывает свои возможности в конкретный исторический период. С его точки зрения, существует множество цивилизаций. Каждая из них возникает, развивает свои собственные ценности и нормы, а затем погибает вместе с ними. Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая большие или меньшие влияния предшествующих и современных цивилизаций. Однако эта закономерность не распространяется на отдельные черты цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой. Каждый из исторических типов культуры, в свою очередь, представлен двумя основными формами: первая — архаика (первобытные культуры) и цивилизация (великие культуры древности бронзового века); вторая — культуры Востока и Запада. Подход к культуре на принципах доосевой архаики подразумевает следующее: в соответствии с концепцией рассмотрения культуры и ее исторических типов, решающее значение имеет именная (и связанная с ней — текстовая) матрица как средство освоения, хранения, передачи и обновления коллективного человеческого опыта, его информативной, нормативной, ценностной и практической составляющих. Современные семиотические и культурологические исследования подводят к мысли, что именно развитие знаковых систем (т.е. языка) явилось тем основным фактором и рычагом, который привел к формированию человека, выделив его из царства животных. Позднее появляется письменность, которая ознаменовала переход от варварства к цивилизации, к исторической реальности. Первый этап развития первобытной истории чаще всего называют эпохой первобытного человеческого стада. Он открывается появлением искусственных орудий труда и, следовательно, возникновением древнейших людей, образующих первые, пока еще слабо спаянные производственные коллективы. Второй этап развития первобытной истории обычно называют эпохой первобытной родовой общины или эпохой родового строя. Эта эпоха открывается крупным сдвигом в развитии производственных сил, связанным прежде всего с широким применением специализированных каменных орудий для производства орудий и влекущим за собой возникновение первой прочной формы социальной организации – родовой общины. Третий этап первобытной истории (эпоха разложения формации) открывается новым крупным сдвигом в развитии производительных сил, связанным в первую очередь с появлением на смену камню металла. На этом этапе происходит быстрое развитие всех отраслей хозяйственной деятельности, появляется избыточный продукт, получают широкое распространение грабительские войны из-за накопления богатств. Историческое развитие опыта умножало в первобытных людях элементы рационального. Историческая ограниченность этого опыта создавала почву для иллюзорного. В борьбе этих двух начал (рационального, стихийно-материалистического и примитивно-идеалистического отношения первобытного человека к природе) и развивалось мировоззрение людей первобытного общества, создавалась их духовная культура. Как такового искусства в первобытном обществе не существовало, ибо его нельзя отделить от мифологии, магии, ритуалов. Содержательную сторону первобытного искусства составляли магические представления. Самыми первыми представлениями такого рода были рисунки, изображавшие руки (чаще левые), что служило знаком обладания и магической власти над данной территорией. В первобытной культуре миф выполнял важнейшую функцию: он выражал и обобщал верования, обосновывал сложившиеся моральные нормы, доказывал целесообразность обрядов и культов, содержал практические правила человеческого поведения[3].




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.025 с.)