Понятие о качестве продукции. Показатели качества продукции (единичные и комплексные), методы их расчета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о качестве продукции. Показатели качества продукции (единичные и комплексные), методы их расчета.



Понятие о качестве продукции. Показатели качества продукции (единичные и комплексные), методы их расчета.

 

под качеством понимается совокупность свойств про­дукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность характер­ных свойств и характеристик продукции или услуги,которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности, и которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. [3]

Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, т.е. изделиями конкурентов, перс­пек­тивных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.

Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования.

Система показателей качества продукции необходима для отражения экономической сущности качества через технические характеристики и свойства.

Показатель качества – это количественное выражение одного или нескольких характеристик или свойств объекта применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации. Меры, направленные на повышение качества продукции, должны быть комплексными и охватывать мероприятия по улучшению качества сырья и исходных материалов, совершенствование технологии, послепродажного обслуживания и т.д.

Наиболее широко в практике оценки уровня качества используется единичные показатели, имеющие отношение к одному из свойств (характеристик) качества продукции.

Все единичные показатели подразделяются на экономические и технические, а последние, в свою очередь, делятся на эксплуатационные и производственно-технологические.

К эксплуатационным относятся:

-показатели назначения

- показатели надежности;

- эргономические показатели

- эстетические показатели;

- экологические показатели;

- патентно-правовые показатели;

К производственно-технологическим показателям относятся: трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, стандартизация и унификация, блочность.

К экономическим показателям относятся капиталовложения в производство, капиталовложения в эксплуатацию, себестоимость единицы продукции, отпускная цена.
=* Ki,

где

– значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;

– значение единичного базового показателя качества.

Ki – относительный показатель качества;
При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

 

К = f(n,bi,ki), i = 1,2,3,……..,ni,

 


где K – комплексный показатель качества продукции;

n – число учитываемых показателей;

bi– коэффициент весомости i-го показателя качества;

ki –i-й показатель качества (единичный или относительный).
Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости f применяются опытно-статистические и экспертные методы.

Комплексный показатель качества продукции – это показатель, характе­ризующий несколько ее свойств. Например, КГ – коэффициент готовности

,

где Т – наработка изделия на отказ (показатель безотказности);

ТВ – среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), т.е. КГ характеризует два свойства изделия – безотказность и ремонтопригод­ность.

В свою очередь

,

где ТО – среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;

ТУ – среднее время, необходимое для устранения отказа.

 

2 Роль статистических методов в системах управления качеством. Характеристика групп статистических методов управления качеством

 

Статистические методы играют важную роль в объективной оценке количественных и качественных характеристик процесса и являются одним из важнейших элементов системы обеспечения качества продукции и всего процесса управления качеством. Неслучайно основоположник современной теории менеджмента качества Э. Деминг много лет работал в Бюро по переписи населения и занимался именно вопросами статистической обработки данных. Он придавал огромное значение статистическим методам.

Для получения качественной продукции необходимо знать реальную точность имеющегося оборудования, определять соответствие точности выбранного технологического процесса заданной точности изделия, оценивать стабильность технологического процесса. Решение задач указанного типа производится в основном путем математической обработки эмпирических данных, полученных многократными измерениями либо действительных размеров изделий, либо погрешностей обработки или погрешностей измерения.

Существуют две категории погрешностей: систематические и cлучайные. В результате непосредственных наблюдений, измерений или регистрации фактов получается множество данных, которые образуют статистическую совокупность и нуждаются в обработке, включающей систематизацию и классификацию, расчет параметров, характеризующих эту совокупность, составление таблиц, графиков, иллюстрирующих процесс.

Центр группирования. Одной из основных характеристик статистической совокупности, дающей представление о том, вокруг какого центра группируются все значения, является среднее арифметическое.

Величина рассеяния. Статические совокупности могут иметь близкие или даже одинаковые значения центра группирования, но отдельные значения величин в них могут существенно отличаться, вследствие того, что разброс значений относительно центра бывает разный.

Форма распределения вероятности. Для характеристики формы распределения обычно используют ту математическую модель, которая наилучшим образом приближает к виду кривой распределения вероятностей, полученной при анализе экспериментально полученных данных.

Закон нормального распределения. Большинство случайных явлений, происходящих в жизни, в частности, в производстве и научных исследованиях, характеризуются наличием большого числа случайных факторов, описывается законом нормального распределения, который является основным во многих практических исследованиях. Однако нормальное распределение не является единственно возможным.

Для практики большой интерес представляет возможность судить о распределении случайных величин и определять производственные погрешности во всех изготовленных изделиях и погрешности научных экспериментов по результатам измерения параметров статистической совокупности полученным из партии малого объема. Эта методика была разработана Карлом Госсетом в 1908 году и опубликована под псевдонимом Стьюдент.

 

3 Контроль качества продукции. Виды контроля. Показатели дефектности продукции.

 

В зависимости от объема контролируемого материала различают сплошной контроль и выборочный контроль качества продукции. При сплошном ККП контролируются все единицы продукции, при выборочном - относительно небольшое количество единиц продукции из совокупности, к которой она принадлежит.

Решение о качестве совокупности называется партией и принимается на основе результата контроля выборки из этой партии. Не исключено, что продукция одного наименования, типоразмера и типономинала, изготовленная по одной технологии в одинаковых условиях и в определенный промежуток времени, характеризуется показателями качества, распределение которых подчиняется законам математической статистики. Выборочный контроль, процедуры и правила которого основаны на законах математической статистики, называется статистическим контролем качества продукции.

Этот метод достаточно эффективен благодаря небольшим затратам и высокой степени достоверности. Выборочный контроль, не основанный на статистическом методе, может привести и приводит в конечном итоге к ошибочным результатам.

Очень близко друг от друга стоят для решения годности и приемки продукции приемочный контроль и ККП для оценки состояния технологических процессов и решение о необходимости их наладки. Приемочный контроль может быть необязательно готовой продукции, а заготовок, полуфабриката или модели перед ответственной операцией по оснащению комплектующими изделиями.

До недавнего времени контроль состояния технологии переводили в плоскость статистических методов. Это закономерно, если на процесс имеются сертификат и компьютер (система компьютеров), которые в моменты сдвига от программы или отказа на процессоре внесут коррекцию. Если же технологический процесс не отлажен под оптимальный, не имеет сертификата и управляющей системы, то возможны сбои, которые дадут в продукции скрытые дефекты и, в худшем случае, проявятся у потребителя, чем нанесут ущерб имиджу предприятия (фирмы).

Немало споров вызывают виды контроля: активный и пассивный. Надо полагать, что ни один мало-мальски уважающий себя предприниматель не будет заниматься простой фиксацией брака. В принципе такой учет нужен, но гораздо предпочтительнее форма активного контроля, которая обязывает принимать решения по улучшению качества продукции.

В зависимости от места ККП в процессе ее изготовления различают входной контроль, операционный контроль, контроль готовой продукции, иногда именуемый финишным, контроль транспортирования и хранения продукции на предприятии (фирме) и т.п.

Долгое время считалось, что входной контроль не является обязательным, хотя и признавались его полезность и необходимость в ряде случаев. Эта тенденция являлась ошибочной. Как мы писали ранее, зарубежные фирмы придают этой форме контроля огромное значение, хотя известна крайняя строгость в поставках по договорам, и даже держат специалистов на предприятиях, обеспечивающих сырьем, комплектующими изделиями и полуфабрикатами. Примерно такое же отношение в отечественной практике было, да и существует ныне, к показателям качества при транспортировании и хранении. Что греха таить, зачастую изготовленная на достаточно высоком уровне продукция утрачивала качество при небрежном обращении либо хранении. Эти факторы должны отслеживаться в первую очередь в системе ККП на предприятии (фирме).

Нам представляется, что при отлаженном и регулируемом технологическом процессе утрачивает свое прежнее значение такая форма, как операционный контроль. Она являлась ведущей на процессах, где не существовало автоматической системы слежения за отклонениями и сбоями. Кроме того, она всегда носила эпизодический и более того фиктивный характер, когда на операциях в специальных картах представлялись оценки с первого или какого-либо другого предъявления. Операционный контроль, пожалуй, эффективен там, где процесс замедлен, и можно отследить показания приборов или произвести инструментальные замеры. К чисто "показушным" следует отнести инспекционный и летучий контроль. В условиях конкурентной экономики затраты на такого рода контроль вряд ли оправданы. Однако полностью исключить их нельзя, хотя бы в целях пополнения банка данных о состоянии дел с качеством.

ККП, в процессе которого определяют значения одного или нескольких параметров, а последующее решение о контролируемой совокупности (группе, партии) принимают в зависимости от этих значений, называется контролем по количественному признаку.

ККП, в ходе которого каждую проверенную ее единицу относят к определенной группе, а последующее решение о контролируемой совокупности принимают в зависимости от соотношения числа ее единиц, оказавшихся в разных группах, называется контролем по качественному признаку.

Контроль по альтернативному признаку является частным случаем, когда совокупность продукции состоит из двух групп: годной и дефектной продукции. Решение о контролируемой совокупности принимается в зависимости от числа обнаруженных дефектов, приходящихся на определенное число единиц продукции.

Контроль по количественному признаку дает больше информации, чем контроль по качественному и альтернативному признакам. Вместе с тем затраты на контроль по количественному признаку больше, чем затраты на два других вида контроля. Поэтому при планировании и разработке технологии контрольных операций часто отдают предпочтение контролю по альтернативному признаку.

Следует хотя бы коротко рассказать о средствах контроля, которые в дальнейшем будем именовать СК. Общепризнано, что СК - это техническое устройство, вещество и (или) материал для проведения контроля. СК и их характеристики должны быть указаны в нормативных документах, сопровождающих готовую продукцию, в частности, в приложении к сертификату, как и инструкция к применению.

Многообразие СК требует определенной классификации. В основу такой классификации, мы полагаем, целесообразно положить следующие признаки:

-по средству получения информации;

-по требованиям к контролируемому параметру;

-по точности;

-по конструкции.

контроль качество продукция сертификация

При визуальном и органолептическом контроле, как мы указывали, используются, как правило, органы чувств и зрения человека, в некоторых случаях усиливаемые оптическими, механическими, химическими и др. средствами.

При регистрационном контроле, например, числа дефектных единиц продукции могут использоваться как органы чувств человека, так и специальные счетчики. Наиболее совершенный вид контроля инструментальный. Он осуществляется с помощью. всевозможных средств измерений, являющихся в этом случае СК. Контроль качества продукции по альтернативному признаку может осуществляться визуально, при этом кроме органов зрения СК являются также различного рода эталоны и образцы.

Распространенными средствами инструментального контроля по альтернативному признаку являются предельные калибры (гладкие, резьбовые, щупы и т.п.). Предельные калибры также могут применяться и для контроля по качественным признакам. В этом случае для каждой группы значений показателей качества, указанной в НТД, есть свои предельные калибры.

При контроле по количественному признаку используют преимущественно средства измерений. В то же время для контроля качества химикатов, например, широко применяются стандартные образцы, взаимодействие которых с контролируемым веществом оценивается по результатам измерений.

Наконец, контроль функционирования ряда технических устройств принято считать испытаниями (к слову сказать, четкого различия в понятиях контроль и испытания для широкой области условий нет). В этом случае СК отождествляется со средствами испытаний.

При выборе СК важное значение имеет обоснование требований к их точности. Мы акцентируем внимание на том, что систематическая погрешность и среднее квадратичное отклонение при контроле должны быть в 2,5-3 раза меньше соответствующих значений контролируемого параметра. Заметим, что в то же время применение высокоточных СК при невысокой точности контролируемого параметра экономически нецелесообразно, а в некоторых случаях недопустимо.

Характер конструкции СК в значительной степени определяется видом контролируемого параметра: линейного, углового, весового, теплового, электрического, радиотехнического, магнитного, механического и др. Многообразие конструкций СК может быть представлено автоматизированными и неавтоматизированными, переносными и стационарными, универсальными и специальными и т.д.

Несколько слов о техническом контроле и о том, кто его осуществляет. Прежде всего, техническим контролем (или даже сокращенно ТК) называется проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. Объектами же ТК являются продукция, процессы ее создания, применения, транспортирования, хранения, технического обслуживания и ремонта, а также соответствующая техническая документация.

Любая партия изделий, поступающая на контроль, может содержать некоторую долю дефектных единиц продукции. Эта доля дефектных единиц характеризуется уровнем дефектности. Под уровнем дефектности понимается доля дефектных единиц продукции на 100 единиц продукции.

В качестве такой оценки при контроле по количественному признаку используется предельное значение контролируемого параметра в выборке, а при контроле по альтернативному признаку - число дефектных единиц продукции или число дефектов на 100 единиц продукции в выборке, которое затем сравнивается с контрольными нормативами.

Входной уровень дефектности (ВУД)

Под ВУД понимают уровень дефектности в партии, поступающей на контроль или в потоке продукции за определённый интервал времени. ВУД не зависит от плана контроля, а является характеристикой качества изготовленной продукции. Более достоверное представление о качестве продукции дают средний входной и средний выходной уровни дефектности, определённые по нескольким партиям. Оценку среднего входного уровня дефектности находят путём деления общего числа дефектных единиц продукции, обнаруженных в выборках нескольких партий, поступивших на контроль за определённый интервал времени, на общее число проконтролированных единиц в тех же партиях.

 

4 Государственная система стандартизации. Органы и службы стандартизации РФ. Характеристика стандартов различных уровней.

 

По определению Международной организации по стандартизации (ИСО)

стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения

деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех

заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной

экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники

безопасности.

Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через

комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты,

комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также

через установление в стандартах технологических требований и показателей

качества, единых методов испытаний и средств контроля.

Стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения

качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей,

а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических

требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и

услуг.

Объектом стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для

которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры,

правила и т.п. стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его

отдельных составляющих (характеристик).

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов

стандартизации.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации

различается в зависимости от того, участники какого географического,

экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участи в

стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это

международная стандартизация.

Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для

соответствующих органов государств одного географического, политического или

экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация

осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих

региональных и международных организациях.

Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве.

При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных

уровнях: государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе

экономики, на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик,

заводов) и учреждений.

Государственная система стандартизации РФ (ГСС РФ) начала формироваться в1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России.Основой ГСС является фонда законов, подзаконных актов, нормативных документовпо стандартизации. Этот фонд представляет четырехуровневую систему:1. Техническое законодательство.2. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.3. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ4. Стандарты предприятий и технические условия.Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно представляетсовокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановленийПравительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти),применяемых для государственного регулирования качества продукции и услуг.Правовую основу его составляют прежде всего законы РФ «О стандартизации» от10.06.93№ 5154-1 (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ); «Об обеспеченииединства измерений»; «О сертификации продукции и услуг».Нормативные документы II уровня представлены:§ государственными стандартами Российской Федерации;§ межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными вдействие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качествегосударственных стандартов Российской Федерации;§ государственными стандартами бывшего Союза ССР (ГОСТ);§ правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;§ общероссийскими классификаторами технико-экономической исоциальной информации.Нормативные документы III уровня представлены стандартами, сфера применениякоторых ограничена, определенной отраслью народного хозяйства — отраслевымистандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-технических иинженерных обществ (СТО).Нормативные документы IV уровня представлены НД, сфера действия которыхограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий (СТП)и техническими условиями (ТУ).Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации» устанавливает основныеположения, принципы, понятия, порядок организации работ в областистандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех предприятийнезависимо от их формы собственности, а также для частных предпринимателей.Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и ихподразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ постандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне,основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включаякоординацию деятельности государственных органов управления РоссийскойФедерации, взаимодействие с органами власти республик в составе РоссийскойФедерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов,с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами постандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляетГосударственный Комитет Российской федерации по стандартизации и метрологии(Госстандарт России). Работы по стандартизации в области строительстваорганизует Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищнойполитике России (Госстрой России).Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в областистандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдениемобязательных требований государственных стандартов, участвует в работах помеждународной (региональной) стандартизации, организует профессиональнуюподготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а такжеустанавливает правила применения международных (региональных) стандартов,правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РоссийскойФедерации. Госстандарт РФ выполняет следующие функции:§ координирует деятельность государственных органовуправления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации и метрологии;§ взаимодействует с органами власти республик в составероссийской федерации и других субъектов федерации в области стандартизации,сертификации и метрологии;§ направляет деятельность технических комитетов исубъектов хозяйственной деятельности по разработке и применению стандартов, атакже по другим проблемам сообразно своей компетенции;§ подготавливает проекты законов и других правовых актов впределах своей компетенции;

 

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Исходя, из перечисленных целей и задач стандартизации можно сделать вывод, что важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются: содействие научно-техническому и экономическому развитию и повышение качества продукции, поэтому с течением времени и техническим прогрессом, её цели и задачи могут, а скорее всего и будут изменяться.

К главным принципам стандартизации, вошедшим повсеместно в мировую практику, следует отнести следующие:
· комплексность – систематизация и оптимальная увязка всех взаимодействующих факторов, обеспечивающих требуемый технический уровень и качество продукции в процессе установления и применения нормативной документации (НД). Комплексная стандартизация в горно-добывающей промышленности – это процесс установления и применения НД, определяющей качество минерального сырья и продуктов его переработки, технологических процессов добычи и обогащения, методов контроля, правил приемки, хранения и транспортировки;
· опережающее развитие – это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации и установление повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время;
· общая классификация – выделение у объекта основных классификационных признаков и их ранжирование по значимости.
В теории стандартизации разработано пять методов: пассивный; симплификация; унификация; типизация; агрегатирование.
Пассивный метод стандартизации осуществляется на основе достигнутого качества, при этом используют ту продукцию, выпуск которой освоен, и не учитывают требований потребителей.
Симплификация (метод ограничений) – это процесс, который заключается в простом сокращении количества марок или разновидностей продукции до некоторого технически и экономически обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без внесения каких-либо технических изменений.
Унификация представляет собой рациональное сокращение числа марок, типов и видов продукции одинакового функционального назначения для того, чтобы виды продукции были взаимозаменяемыми в потреблении. Это позволяет создать комплексы из ограниченного числа разновидностей, чтобы путем комбинирования двух или более разновидностей можно было создавать большую номенклатуру изделий.
Типизацией называется разработка и установление типовых конструктивных или технологических решений, которые содержат общие характеристики. Она позволяет сократить затраты времени на проектирование и разработку технологического процесса и решать задачи целой отрасли промышленности, обеспечивая единство технических требований и показателей различного оборудования, поставляемого предприятиями смежных отраслей или других государств.
Агрегатирование – компоновка разнообразной номенклатуры машин, агрегатов, технических средств путем применения ограниченного числа стандартизированных, обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью.

 

Измерение -- нахождение физической величины опытным путем с помощью научных знаний. Они служат для обеспечения качества изделий, взаимозаменяемости деталей и узлов, совершенствования технологии производства, его автоматизации и стандартизации.

Можно выделить три главные функции измерений в народном хозяйстве: учет продукции народного хозяйства; научные исследования, испытания и контроль продукции; контроль и регулирование технологических процессов.

Косвенное измерение характеризуется тем, что искомое значение величины находят на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям (нахождение объема цилиндра по результатам измерения его диаметра и высоты).

Совокупные измерения представляют собой одно временные измерения нескольких одноименных величин, при которых искомые их значения находят решением системы уравнений, получаемых при прямых измерениях различных сочетаний этих величин (определение Массы отдельных гирь набора по известной одной из Них и по результатам прямых сравнений масс различных сочетаний гирь).

Требования к системе менеджмента качества стандарта ИСО серии 9001.

 

Стандарт ISO 9001 содержит набор требований, предъявляемых к системам менеджмента качества организаций. Независимое подтверждение соответствия системы менеджмента качества организации требованиям ISO 9001 может быть получено от третьей стороны - органа по сертификации. Более миллиона организаций по всему миру имеют сертифицированные системы менеджмента качества, применяя стандарт ISO 9001 как один из наиболее распространенных инструментов построения эффективной системы управления. Стандарт ISO 9001 определяет требования к системам менеджмента качества, которые организация должна выполнить, чтобы продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям. Организации, которые стремятся к признанию их системы менеджмента качества, могут использовать данный стандарт для сертификации и для выполнения контрактных обязательств. Требования стандарта ISO 9001 являются общими и универсальными, поэтому могут быть применимы к любому бизнесу.

Стандарт ISO 9001, новая версия которого была выпущена в 2008 году, устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые применимы ко всем организациям вне зависимости от вида деятельности, размера, географического расположения, принадлежности к государственному сектору. Стандарт ISO 9001 - единственный в серии стандарт, на соответствие требованиям которого система менеджмента качества организации может быть сертифицирована. Несмотря на добровольность сертификации системы менеджмента качества, такая сертификация обеспечивает независимую оценку системы менеджмента качества.

Сущность процессного подхода к управлению качеством. Содержание этапов внедрения процессного подхода.

Стандарты серии ISO 9000 способствуют принятию процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества для увеличения удовлетворенности потребителя, посредством выполнения его требований. Для эффективного функционирования организации необходимо, идентифицировать многочисленные взаимосвязанные между собой виды деятельности и управлять ими. Любая деятельность или операция, которая имеет вход и преобразовывает его в выход, может быть рассмотрена как процесс. Часто выход одного процесса является непосредственным входом в последующий процесс.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывном управлении, что обеспечивает хорошую взаимосвязь как между отдельными процессами в рамках организации, так и их комбинацией и взаимодействием.

Применение процессного подхода предполагает следующие действия:

- определение процесса, с помощью которого достигается желаемый результат;

- выявление всех заинтересованных лиц процесса;

- выявление формы организации взаимодействия участников процесса с функциональными подразделениями предприятия;

- оценка возможных рисков, последствий и влияния процессов на потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон;

установление ответственности и полномочий для управления процессом.

Особенностью стандартов МС ISO моделей систем качества является предупреждение дефектов продукции на этапах ее разработки и изготовления, а также ориентация систем качества на требования потребителя.

Принципы обеспечения качества:

1. Взаимодействие с внешней средой, с заказчиками и рынком сбыта, в результате определяются требования и характеристики качества продукции, исходя из требований, анализируются технологические возможности и определяется

2. Политика в области качества. Политика в области качества - это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством. Оформляется она в виде краткого заявления руководителя предприятия и, как правило, включается в «Руководство по качеству», которое служит описанием системы качества и представляется заказчикам при заключении контрактов. Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, уровень и вид будущих улучшений, необходимых для успешной работы предприятия, повышение квалификации работников предприятия, а также - общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия.

3. Планирование качества. Осуществляется планирование, как правило, на двух уровнях:

1-й уровень - планирование, в котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегическое планирование включает в себя также распределение ресурсов, адаптацию к изменениям внешней среды. Стратегия качества может быть изложена вместе с политикой качества.

2-й уровень - текущее планирование качества, включающее, как правило, мероприятия, намечаемые на предстоящий год. Эти мероприятия обычно предусматривают:

- снятие с производства устаревших изделий;

- модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества;

- разработку и освоение новых изделий;

- проведение научно-исследовательских работ.

Содержание методологии «Шесть сигм», особенности реализации, достоинства и недостатки.

Применяется в деятельности предприятий любых размеров и любой направленности при решении проблем, связанных с качеством продукции, затратами и поставкой.

Цель метода

Повышение рентабельности всех видов деятельности в результате достижения уровня дефектности не более 3,4 дефекта на миллион изделий (возможностей).

Суть метода

"Шесть сигм" (Six Sigma) - это систематизированная совокупность инструментов, позволяющих:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.076 с.)