Общенаучные методы научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общенаучные методы научного исследования



 

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

2) учение о научном методе познания.

Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.

Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.

Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению.

Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения, движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях.

Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический методы, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический метод, метод системного анализа.

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.

Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменятся в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

1. Непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;

2. Опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.

Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Существуют следующие разновидности сравнительного метода: метод сходства, метод различия, метод контрольной группы.

Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной (экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме изучаемого.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверятся выдвигаемая гипотеза.

Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

Образец оформления титульного листа реферативной работы представлен в Приложении 1.

 

Написание дипломной работы

Общие положения

 

Выпускники высших учебных заведений подлежат итоговой государственной аттестации. Эта аттестация состоит из аттестационных испытаний, одним из видов которой является защита выпускной квалификационной работы.

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «бакалавр» – в форме бакалаврской работы; для квалификации «дипломированный специалист» - в форме дипломной работы.

Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач. Квалификационная (дипломная) работа бакалавра представляет собой разработку (исследование) одной из актуальных проблем теории либо практики в сфере экономики, права, менеджмента, маркетинга и др. Это исследование должно базироваться на знании законодательной, научной, учебной литературы, состояния практики в рамках предмета исследования. Квалификационная (дипломная) работа бакалавра носит обычно теоретический, обобщающий характер и содержит некоторые отдельные самостоятельные выводы и рекомендации.

Квалификационная (дипломная) работа специалиста должна представлять собой относительно законченное теоретическое или опытно-экспериментальное исследование одной из актуальных проблем; содержать научный анализ научно-практической литературы, состояния практики; содержать самостоятельные научно обоснованные выводы и предложения.

Дипломная работа – это выпускная квалификационная работа исследовательского характера, выполненная на заключительном этапе обучения студента и имеющая своими целями:

1. Систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности;

2. Выявление способности применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач;

3. Выявление умения делать обобщения, выводы, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области.

В выпускной работе студент должен продемонстрировать умение выделить актуальную в той или иной области проблему, сформулировать цель и задачи исследования, выдвинуть гипотезу и доказать ее верность. Для этого необходимо проанализировать имеющийся эмпирический[1] материал и научную литературу и сделать обоснованные выводы.

 

Структура дипломной работы

Работа должна содержать аннотацию, введение, основную часть, заключение.

Аннотация (приложение 1) объемом в одну страницу должна содержать библиографическое описание работы, назначение работы, порядок расположения разделов, краткое изложение сущности работы, основные принципы решения поставленных задач. Указание на наличие приложений.

Чаще всего трудности студентов и замечания преподавателей связаны с двумя структурными компонентами исследовательской работы – с введением и заключением. Именно в них содержатся основные квалификационные характеристики научно-исследовательской работы, поэтому необходимо остановиться на них подробнее.

Введение исследовательской дипломной работы, как правило, включает следующее:

- обоснование актуальности темы, сопровождаемое кратким очерком истории вопроса, который в итоге должен подвести к выводу, что именно данная проблема еще не решена (или решена лишь частично или не в том аспекте, который выбран студентом);

- определение объекта и предмета исследования; Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Не следует стремиться вместить в дипломную работу все, что известно об объекте исследования. Необходимо придерживаться четко определенных границ исследования, заданных во введении, пользоваться отсылками к другим работам, в которых подробно анализируются явления, только упоминаемые в дипломной работе. Это придаст труду необходимую солидность, позволит продемонстрировать осведомленность автора о научных разработках по смежным темам. Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема работы посвящена уличной преступности, то объектом исследования является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом – основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника и т.д. Объект всегда шире, чем предмет;

- постановку проблемы, для чего необходимо отделить факты, не объясненные наукой и требующие объяснения, от тех, что уже осмыслены исследователями и являются не противоречащими существующим теориям;

- краткую и предельно точную формулировку цели работы, которая конкретизируется и развивается в нескольких последовательно выполняемых задачах (например, изучить, описать, установить, выявить зависимость, доказать и т.д.). Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной работы студентом-выпускником. Задачи исследования квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы решения проблемы исследования по достижению основной цели;

- объяснение структуры работы, которая должна соответствовать задачам исследования и их последовательности;

- указание на методы исследования (сравнительно-исторический, историко-генетический, описательный, измерение, анкетирование, шкалирование, моделирование);

- указание, на каком конкретном материале выполнена работа (какими хронологическими рамками, видами СМИ, публикациями и т.д. ограничены рамки исследования);

- характеристику основных источников получения информации (первичных, т.е. материалы архивов, подшивка газет, журналов и т.д., и вторичных, т.е. труды ученых).

Уместно уже во Введении сформулировать рабочую гипотезу, т.е. свою версию решения поставленной научной проблемы. Гипотезы бывают:

1. Описательные, когда предполагается существование какого-либо явления, соотношения;

2. Объяснительные, когда вскрываются причины исследуемого;

3. Описательно-объяснительные.

Главное – гипотеза должна быть проверяемой. И основные главы работы должны содержать развернутое доказательство истинности выдвинутой гипотезы как следствия ее проверки посредством оптимально отобранных методов или специально разработанной методики. Только тот исследовательский труд можно считать состоявшимся, который содержит строго аргументированное подтверждение или опровержение выдвигаемых положений. Доказательство – необходимая стадия и основное содержание исследовательской работы. Обычно объем введения не превышает 5-7% объема основного текста.

В заключении обычно содержатся:

- вывод о достижении поставленной в работе цели и о решении ее задач, заявленных во введении;

- указание на главный итог и важные побочные результаты исследования, если таковые имеются;

- указания на практическую и теоретическую значимость выполненной работы;

- обозначение дальнейших перспектив работы, обусловленных вновь возникшими в процессе исследования вопросами.

Объем заключения не должен превышать 5-7% объема основного текста.

Основной объем текста должен быть представлен главами основной части, содержание которых должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать на строго отобранном материале, аргументировано доказывающем правильность рабочей гипотезы. Обычно в выпускную квалификационную работу включают две-три главы, состоящие из нескольких параграфов.

Примерное содержание глав квалификационной работы

Глава 1

Как правило, первая глава содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт (исторические проблемы).

Глава 2

Традиционно во второй главе уже проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики.

Глава 3

Обычно это глава, где приводятся доказательства ранее выдвинутых предположений и строится аргументация, приводятся расчеты, формулируются выводы и предложения.

Безусловно, представит определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.

В заключительных абзацах отдельных частей диплома необходимо давать промежуточные выводы, что придаст им композиционную законченность, позволяет отслеживать последовательность уже решенных задач.

Текст выпускной работы завершают приложения. Это вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождали бы текст основной части работы: копии документов, выдержки из отчетных материалов, ранее не опубликованные или малодоступные тексты, расчеты, карты, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации и т.д. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте, которые оформляются обычно в скобках.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 8495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.203 (0.028 с.)