Культура XVII – начала XVIII веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура XVII – начала XVIII веков



 

 

Социально-политические коллизии начала XVII века. Смута.

Новый характер русского мистицизма, повышенная эмоциональность, утонченность.

Особенности эстетического сознания XVII века. Маньеризм.

Словесность – зеркало эпохи.

Русский раскол. Нравственные и исторические предпосылки.

Никон и Аввакум. «Житие протопопа Аввакума» – новый этап в жанре агиографии.

Течения и толки русского раскола. Литература расколоучителей. Образ идеала в старообрядстве.

Секуляризация культуры. Западные влияния в религии.

Церемониальная эстетика.

Наука об искусствах. Зарождение светского образования.

Реформы Петра I, их социокультурная обусловленность.

Этика и эстетика данного времени. Развитие общественно-политической мысли (И. Посошков, Ф. Прокопович).

Градостроительство. Архитектура. Живопись. (И. Никитин, А. Матвеев).

 

В XVII в. в истории России завершается период средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя появились зачатки промышленности – первые мануфактуры. Утвердилась царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.

Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русского искусства. В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и оригинальные элементы. Это была культура переходного времени, новаторские тенденции четко обозначились лишь к концу века. Тогда начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык.

Во второй половине XVII в. официальная духовная культура раскалывается на несколько взаимоотталкивающихся и отрицающих друг друга направлений (народно-консервативное, церковно-государственное, традиционно-фольклорное), которым суждено было историей существовать в причудливых взаимопереплетениях, не приводящих, однако, к целостности, фактически до начала XX столетия.

Наиболее ярко выраженным и самодовлеющим среди данных направлений стало народно-консервативное движение раскола. Кризис патриархального миропонимания, развившийся в XVII в., оказался связанным с церковной реформой, проведенной в середине столетия (с 1652 г.) царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Итогом этих начинаний явился внутрицерковный раскол. Причин раскола приводят множество, но они отнюдь не связаны только и главным образом с обрядовой стороной богослужения. Последователи идеи «русского православия», утверждавшие самодостаточность, истинность «русской веры», религиозных обычаев, традиций старины увидели в реформе угрозу самому «русскому духу», «русской жизни». Приверженцы Никона очевидно ориентировались на Западную культуру, выступали за более тесные контакты России с другими православными народами. Вдохновителем и Учителем старообрядцев (ревнителей «старой веры») стал протопоп Аввакум. (1620–1682). Он был выдающимся писателем, создавшим около 80 произведений, важнейшим из которых принято считать его «Житие» – первое в русской литературе мемуарное сочинение. Расколоучители XVII в. поставили многие точки над «i» в средневековой эстетике, довели до логического конца многие ее линии и этим как бы высветили их для нашего сознания. Но в целом это направление не имело исторической перспективы: они подвели черту под прошлым, а будущее зарождалось в иных уровнях, движениях русской культуры конца XVII в.

И здесь, прежде всего, нужно отметить тенденцию к обмирщению русской культуры, постепенный отход от религиозных традиций к светским, гражданским мотивам, рост демократических традиций. Актуализировался интерес к человеческой личности, стремление к реализму во всех видах искусства – в литературе, в живописи и др. В искусстве XVII в. оформились новые направления: реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический, исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появление парсунной (от слова «персона»), то есть портретной, живописи; проникновение светских мотивов в музыку и, наконец, появление нового вида искусства – придворного и школьного театра. Однако окончательный перелом в русской культуре произошел в начале XVIII в.

XVIII столетие характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Их начало связано с реформами Петра I (1672–1725). В России утверждается самодержавная власть – абсолютная монархия. В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению ее в мировой историко-культурный процесс. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад. Таким образом, неким общим итогом историко-культурного процесса в это время становится определение и развитие национальной русской культуры. Появляются новые её сферы: наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др. Укрепляется Российская государственность, Россия становится одним из крупнейших государств мира. Завершается процесс обмирщения, секуляризации отечественной культуры, в Россию проникают идеи Просвещения; идет становление русского барокко, классицизма. Значительно расширяется сфера духовной деятельности русских людей. Развитие культуры Руси XVIII в. подготовило блестящий ее расцвет в XIX веке.

 

 

Темы контрольных работ

 

 

XVII век – последний щит средневековья [11, 15, 17, 18].

История и историки смутного времени [2, 9, 13, 21].

Русская культура в канун петровских реформ [11, 14, 18, 19].

Эстетика XVII века [6, 17, 18, 25].

Старообрядческие образы Идеала [3, 6, 16, 25].

«Житие протопопа Аввакума». Образ автора [8, 22].

Судьба и деяния патриарха Никона [7, 20].

Н. Бердяев о роли раскола в русской духовной культуре [1, 4].

Русская живопись XVII века. Средневековый реализм и символизм. Роль Подлинника [5, 6, 17].

XVII век в истории русской музыки [12, 26, 27].

Личность Петра I [1, 11].

Образ Петра в русской литературе [1, 7].

Изменения в быту. Эстетика петровской эпохи [1, 18].

Градостроительство и архитектура времени Петра [1, 10, 14].

Русский театр XVII–XVIII веков [24].

Русская поэзия XVII–XVIII вв. [19, 23].

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

 

1. Каковы главные отличия культуры Древней Руси от культуры России Нового времени?

2. Назовите произведения словесности XVI–XVII веков, позволяющие говорить о формировании русского человека новой духовной формации, носителе новых идей и литературном герое своего времени.

3. В чём на Ваш взгляд, основные причины церковного раскола?

4. Как отразились в искусстве, литературе, образовании процессы разрушения религиозного мировоззрения и «обмирщения» культуры?

5. Можно ли считать Петра I своеобразным преемником начинаний патриарха Никона? Почему?

6. Дайте краткую характеристику этических и эстетических принципов культуры петровского времени.

 

 

Литература

 

 

Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989.

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. М., 1985.

Бердяев Н. Душа России. М., 1990.

Бердяев Н. Русская идея. М., 1991.

Брюсова В. Т. Русская живопись XVII века. М., 1984.

Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XII–XVIII веков. М., 1992.

Гурьянова Н. С. Старообрядческие сочинения XIX в. О Петре I – антихристе // Сибирское источниковедение и археология. Новосибирск, 1980.

Демин А. С. Писатель и общество в России XVI–XVII веков. М., 1985.

Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII века. М., 1978.

Зодчие Москвы: XV–XIX вв. В 2 кн. М., 1981.

История русской литературы. В 4 т., Т. I: Древнерусская литература. Литература XVII века. Л., 1980.

История русской музыки. Т. I. М., 1973.

Кириллов И. А. Правда старой веры. М., 1916.

Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч.: В 3 т., Т. 3. М., 1957.

Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.

Никольский Н. М. История русской церкви. М.; Л., 1931.

Очерки русской культуры XVII века. В II ч., Ч. II. М., 1979.

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1989.

Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973.

Перец В. Н. Слухи и толки о патриархе Никоне в литературной обработке XVII–XVIII вв. // Историко-литературные исследования и материалы. Т. II: Из истории старинной русской повести. СПб., 1900.

Платонов В. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. СПб., 1913.

Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты. М., 1963.

Русская силлабическая поэзия XVII – XVIII вв. Л., 1970.

Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII–XVIII вв. М., 1981.

Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Избр. тр.: В 2 т. Т. 1. М., 1978.

Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.

Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М., 1975.

 

 

Глава 14. Россия в конце XVIII-XIX столетий.

"Золотой век" отечественной культуры

 

 

Русская культура II половины XVIII века. Общая характеристика.

М. В.Ломоносов и его роль в русской культуре.

Стили и жанры русской литературы XVIII века.

Искусство конца XVIII столетия. Живопись, скульптура, архитектура.

Война 1812 года. Новый этап в становлении национального самосознания.

Русское дворянство. Культура и быт.

Русская философия XIX века. Западники и славянофилы.

Литература «золотого века». Творчество А. С. Пушкина (становление русского литературного языка, «открытие» жанров, публицистика нового типа).

Поэзия М. Ю. Лермонтова.

Творчество Н. В. Гоголя и духовный климат эпохи.

Л. Н.Толстой и его роман «Война и мир».

Экзистенционализм Ф. М. Достоевского.

Русская реалистическая проза XIX века (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, А. П. Чехов).

Направления и стили русского искусства (академизм, ампир, романтизм, критический реализм).

Художественные открытия передвижников.

Русская музыкальная школа. П. И. Чайковский.

Русский балет как явление мировой культуры.

 

Вторая половина XIII века – некий пролог к “золотому веку” отечественной культуры. Ряд замечательных событий связан со сферой среднего и высшего образования. 1724 г. – официальное открытие Академии наук. Первым русским академиком стал М. В. Ломоносов (1711–1765гг.). Он также известный русский поэт, заложивший основы современного русского языка. В 1755 г. по инициативе Ломоносова создаётся Московский университет, ставший крупным культурным центром. К концу XVIII в. расширяется книгоиздательская деятельность, главная заслуга в этом принадлежит русскому просветителю, журналисту и писателю Н. И. Новикову (1747–1818). Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Становятся популярными сатиры, оды, басни А. Кантемира, поэзия В. К. Тредиаковского, драмы А. П. Сумарокова, комедии Д. И. Фонвизина. Последняя четверть XVIII в. – время расцвета творчества крупнейшего русского поэта Г. Р. Державина. Литераторы XVIII в. явились представителями классического стиля. Задачей искусства, литературы классицисты считали воспитание человека в духе благородства и добродетели, излюбленными темами стали темы гражданственности, долга, преданности Родине. В это время русская литература впервые выступила как особая самостоятельная форма общественного сознания. Оригинальными чертами русского классицизма стали: внимание к конкретной российской действительности и остросатирическая направленность. Философской идеологической основой классицизма служили идеи Просвещения. Национальное своеобразие отечественного Просвещения проявилось в том, что на первый план выдвинулся образ просвещённого дворянина-патриота, а не представителя "третьего сословия", как в литературе Европы. Русские писатели выступали за идею просвещённой монархии (М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин), анализировали жизнь крестьян, критиковали крепостное право. Отечественная литературная традиция не испытала серьезного влияния барочной культуры, отголоски барочных образов, языка можно найти в сочинениях учителей старообрядчества.

В 60-е годы XIII столетия классицизм пришёл на смену барокко и в архитектуре, он достигает своего расцвета к началу XIX в. Главная ценность данного направления – ансамбль, организация пространства: строгая симметрия, прямые линии, стройные ряды колонн. Яркий пример: Дворцовая площадь архитектора К. И. Росси в Петербурге; Михайловский дворец (Русский музей) с площадью искусств. Русский классицизм в скульптуре представлен работами И. П. Витали (Триумфальные ворота в Москве), С. С. Пименова и Д. Демут–Малиновского (Триумфальная арка главного штаба в Петербурге), И. П. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому в Москве) и другие. Лучшими портретистами XVIII в. стали А. П. Антропов, Д. Т. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульптор Ф. И. Шубин. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных работах названных мастеров.

К концу XVIII в. огромную популярность приобретает театр, распространяется музыкальное искусство. В 1802 г. в Петербурге создаётся филармоническое общество, а в последней трети XVIII столетия формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы. На рубеже XVIII–XIX вв.. оформляется жанр камерной лирической песни – русского романса на темы из русской поэзии. Тонкие, душевные переживания человека, затронутые в проникновенных стихах, нашли отзвук в русском романтизме XIX века. Именно с романтизма – идейно-художественного направления в литературе начала XIX века – принято начинать анализ новой эпохи.

Русский романтизм был порождением глубокой неудовлетворённости передовой части русского общества существующей действительностью. Становление и развитие романтизма связанно с поэзией В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского, Д. В. Веневитинова, Д. Д. Денисова, А. И. Полежаева и др. Русский романтизм, как и всё отечественное искусство XIX века, стал огромным вкладом России в сокровищницу общечеловеческой культуры.

В XIX веке завершается процесс становления русской литературы, русского языка; окончательно оформляется образ национальной культуры. Именно в XIX столетии отечественная художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом, социально-политическом отношении Россия отставала от передовых европейских стран, то с точки зрения развития искусства, научных, технических открытий она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. Вопросы, поставленные отечественной культурой того времени, оказались актуальными и сейчас, они до сих пор находятся в центре этических, философских размышлений современности. Западные исследователи не случайно отнесли нравственные проблемы, над решением которых мучались гениальные художники XIX века, к разряду “вечных” или “проклятых вопросов”.

На развитие культуры общественной мысли XIX века огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 года, вызвавшая в стране патриотический подъём и рост национального самосознания. Другими событиями, повлиявшими на формирование культуры “золотого века”, её особенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные революции.

Развитие культуры XIX века принято делить на два основных этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 года. В данный период важнейшие достижения искусства, науки, философии сосредоточились в дворянской среде, именно этот класс стал носителем культуры. В образовательном, интеллектуальном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. Кроме того, культурная жизнь была более интенсивной, плодотворной в столицах, а провинция, окраины переживали своеобразный застой.

Второй этап охватывает 60–80-е годы XIX века, время бурного развития капитализма, потребовавшего решения серьёзных теоретических и практических задач образования, науки, техники.

Совершенно особое место в искусстве XIX века заняла литература. Развиваясь по различным направлениям, ведущим из которых был критический реализм, она отличалась гуманизмом, подлинной народностью, вниманием к нелёгкой судьбе “маленького” человека, что было созвучно настроениям части российского общества. Произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого составили "золотой фонд" мировой литературы.

В творчестве Глинки, создавшего классическую музыку на основе народного творчества, воплотился русский национальный характер. Продолжая его традиции, члены “Могучей кучки” (созданной композитором М. А. Балакиревым), а позже и Чайковский, пишут выдающиеся произведения, посвященные историческому прошлому своего народа, вечной борьбе добра и зла, стремлению человека к счастью.

Возможности изобразительного искусства, направленного на непосредственное отражение условий социальной жизни, быта людей, их чувств, мыслей, переживаний, в XIX столетии получили полную реализацию. В отличие от западных художников, считавших искусство формой самовыражения, русские мастера стремились говорить людям правду, проявляли глубокий интерес к отечественной истории, эстетической и этической оценке человека, его места в обществе. Примером тому могут служить произведения П. Федотова, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В. Перова, В. Серова и другие. С картины А. Иванова “Явление Христа народу” в живописи утверждаются народнический реализм, дух свободы, надежды, непримиримости к враждебным силам. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства, вера в созидательные силы народа определили важнейшую его черту на протяжении всего XIX века и начала XX.

Ускоренное потребностями капиталистического хозяйства, развитие естественных наук, не подвергшихся цензурным ограничениям, широкие связи русских учёных с западными специалистами свидетельствовали о достойном месте России в мировом содружестве.

В новой социально-экономической обстановке конца XIX – начала XX вв. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжали развиваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризовалась поиском, утверждением новых идей, форм, образов в искусстве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это время взлёта и одновременно упадка культуры, получившее у исследователей название “ серебряный век ”. Представители “серебряного века” сделали ставку на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катастрофы, как способ выражения тончайших человеческих чувств.

 

 

Темы контрольных работ

 

 

Русская живопись XVIII века [7, 11, 17, 20, 21, 22].

Знаменитые русские зодчие (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков) [6, 7, 20].

История русских экспедиций XVIII века. Академические экспедиции В. Беринга, А. Чирикова, С. Крашенинникова [3, 4].

Русская литература XVIII века. Этапы, стили, направления [8].

М. В. Ломоносов как феномен отечественной науки и культуры [4, 12, 16].

Эстетика русского дворянства [10].

Герои войны 1812 года [10].

Русский балет [15, 20].

Культурная доктрина славянофилов [1, 8, 9].

«Мой Пушкин». История первого знакомства с творчеством великого писателя [8, 13, 17].

Мои любимые герои в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» [1, 8].

Ницше и Достоевский. Теория сверхчеловека: «за» и «против» [1, 2, 8, 19].

Русская музыка – отражение духа народного [7, 20].

История высшего образования в России [5, 10].

Жизнь и творчество великого русского художника эпохи «Товарищества передвижных художественных выставок» [7, 11, 17].

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

 

1. В чём заключается своеобразие русского Просвещения?

2. Перечислите стили и жанры русской литературы XVIII века.

3. Охарактеризуйте взаимосвязь новых сфер культуры (науки, художественной литературы, живописи, театра) к концу XVIII века.

4. Каково значение дворянской культуры в духовной жизни русского общества конца XVIII–XIX веков?

5. Назовите представителей русского славянофильства. В чем современное значение их философии?

6. Расскажите о Товариществе передвижных выставок. Произведения каких художников вызывают у Вас особый интерес?

7. Назовите имена великих русских композиторов XIX века и их произведения.

8. Творчество какого великого писателя XIX века наиболее полно передаёт, по Вашему мнению, дух времени?

9. Почему XIX век называют «золотым веком» русской культуры?

 

 

Литература

 

 

Адушкин Г. Е. Нравственные уроки русской классической литературы. М., 1986.

Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.

Берг Л. С. История русских географических открытий. М., 1992.

Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники XVI–XIX в. М., 1984.

Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978.

Иконников А. В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990.

История русского искусства. В 13 т / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. М., 1953–1969.

История русской литературы: В 4 т. Т. III. Л., 1982.

Кулешова В. И. Славянофилы и русская литература. М., 1976.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1994.

Прытков В. А. Любимые русские художники. М., 1963.

Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. М., 1965.

Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы. Л., 1982.

Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1979.

Носова В. Балерины. Анна Павлова. Екатерина Гельцер. М., 1976.

Павлов Е. Г., Федоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1986.

Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века / Отв. ред. Г. Г. Поспелов. М., 1994.

Томашевский Б. В. Пушкин. М., 1990.

Фридлиндер Г. Достоевский и мировая литература. Л., 1985.

Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

Морозов А. А., Софронова Л. А. Эмблематика и её место в искусстве барокко // Славянское барокко. М., 1979.

Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVII – начала ХХ века. Л., 1973.

 

 

Глава 15. Русская культура

Конца XIX – начала ХХ века

 

Серебряный век русской культуры. Искусство и поэзия.

Русский модерн: символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубофутуризм, имажинизм.

Нарастание кризиса в обществе и культуре.

Духовные искания русской религиозной философии. «Вехи».

Социально-экономические и политические предпосылки формирования нового политического строя. Первая мировая война.

Великая Октябрьская социалистическая революция. Взгляд из XX столетия.

«Мы наш, мы новый мир построим». Разрыв преемственности в развитии культуры.

Литература первой волны русской эмиграции.

Культура 20–30-х годов и НЭП.

Проблемы «культурного строительства». Деятельность РАПП. Теория пролетарской культуры Н. Богданова.

Русский авангард. Живопись 20–30-х годов.

Сталинский террор. Трагическая судьба О. Мандельштама, Н. Гумилева, А. Ахматовой, М. Зощенко, М. Цветаевой, А. Платонова, М. Булгакова.

 

Конец XIX – века начало XX вв. – время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других направлений, методов и вошло в историю как с еребряный век русской культуры. Происходит отход от канонов классического искусства, поиск утончённых, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении. Идеологической базой культуры явился критический идеализм – разновидность религиозно-философского учения, в частности философии В. П. Соловьёва.

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники провозгласили культ творчества, себя же – предвестниками близкой мировой катастрофы. Искусство стало рассматриваться в качестве некого варианта Исхода из царства хаотичной, жестокой реальности. Начинают развиваться новые литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубофутуризм, имаженизм, авангардизм, ставшие основой модернизма (фр. moderne новейший, современный) как художественно-эстетического направления XX века.

Модернизм отразил кризис прежнего типа мировосприятия, кризис эстетики, которая по сравнению с новейшей стала именоваться классической. Одной из главных составляющих модернизма является символизм. В России данное направление было представлено группой художников (Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус и др.), связавших искусство с богоискательством и богостроительством, с идеями “религиозной общественности”. В 90-е годы эти писатели демонстративно отказались от классических традиций русской литературы, провозгласили "иные" принципы творчества, связанные с отказом от гражданственности в искусстве, культом красоты как высшей ценности, который нередко был проникнут аморализиом. Критика тогда же назвала их декадентами. Второе течение (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соллогуб и др.) рассматривало символизм как чисто литературное явление. Этим авторам было свойственно импрессионистическое восприятие жизни, стремление к чисто художественному обновлению русской поэзии. Литературоведы назвали их “старшими” символистами. “Младшие” символисты – А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьёв, Эллис при своём вхождении в литературу выступили как приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Вл. Соловьёва.

На смену символизму в русской литературе пришёл акмеизм (гр. akme высшая степень чего-либо, пышное цветение). Его представители – поэты Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Кузьмин. Творчеству акмеистов присущи стремление примириться с действительностью, уйти от нравственных противоречий: они тяготели к эстетизму, усложнённой метафоричности. Однако, как правило, сами акмеисты (или адамисты) в оригинальном творчестве отступали от провозглашённых канонов.

В начале XX века борьба на литературном фронте не затихает. Возникают новые группы, которые выступают уже не только против реалистического искусства, но и против предшественников – модернистов. Среди группировок, активно сражающихся с символизмом, отличаются кубофутуристы и эгофутуристы (лат. futurum будущее). Знаменитым эгофутуристом стал И. Северянин, провозгласивший в качестве теоретических основ поэзии Интуицию и Эгоизм. Кубофутуристы, или будетляне, с первых поэтических выступлений стремятся эпатировать публику. Они не только отказываются от классики, но и выражают презрение всей литературе в целом. Для поэзии А. Кручёных, В. Маяковского, Д. Бурлюка, В. Хлебникова характерно подчёркнутое внимание к темам города, технического прогресса, некое анархическое бунтарство по отношению к современной действительности.

Творчество великого русского поэта С. Есенина рассматривают в контексте имажинизма (фр. image образ). Имажинизм – литературное направление, утверждавшее примат самоцельного образа, формотворчества над смыслом, идеей. Автором манифестов имажинизма был известный поэт и писатель начала века – А. Мариенгоф. Между тем в поэзии первых двух десятилетий XX века творили художники, произведения которых нельзя отнести ни к одному из течений декаденстства. Это М. Цветаева, М. Волошин, Н. Клюев и др.

Реалистическое направление в русской литературе рубежа веков продолжали Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин и А. Куприн. Одновременно в реализме появились новые художественные качества – опосредованное отражение действительности. Этим обусловлено распространение неоромантизма, виднейшим представителем которого стал молодой М. Горький.

Одним из главных событий общественно-культурной жизни России конца XIX века явилось открытие в Москве Художественного театра, основанного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Замечательными постановками модернистического плана прославился ученик Станиславского Е.Б. Вахтангов.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Виднейшими представителями русской вокальной школы стали Ф. Шаляпин, Л. Собинов, Н. Нежданова. В творчестве композиторов молодого поколения наблюдается отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско–этическим проблемам (С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Стравинский).

Поляризация художественных сил в начале XX века, полемика множества художественных группировок активизировали выставочную и издательскую деятельность. К 90-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из основополагающих манифестов которого явилась книга Ларионова “Лучизм”, а подлинными теоретиками и практиками стали В. Кандинский, К. Малевич. В то же время творчество К. Петрова-Водкина, декларировавшего преемственную связь с древнерусской иконописью, свидетельствовало о жизненности традиций. Очень разнообразными, интересными были работы художников “Мира искусства” (А. Бенуа, В. Добужинского, К. Сомова, Л. Бакста), многие из них участвовали в постановках знаменитых дягелёвских “Русских сезонов”.

Революция 1917 года и последующие за ней социальные потрясения, пережитые Россией, обусловили серьёзные изменения в художественной жизни. Эмигрировали многие деятели искусства, литературы, видные религиозные философы и учёные. Двадцатые годы связаны с деятельностью Российской ассоциации пролетарских писателей – РАПП, которая представляла левое течение в культуре, боролась за утверждение в литературе новых форм, соответствующих новой революционной действительности. Заметным явлением этого периода стали художественные выставки, проводимые Товариществом передвижных выставок, но в целом к началу тридцатых годов в искусстве от былого многообразия форм, стилей, жанров и направлений остаются только воспоминания. Метод социалистического реализма, провозглашённый в качестве официальной художественной доктрины, вводит некое единство требований, предъявляемых к произведениям искусства. Успех творчества теперь зависит не столько от таланта мастера, сколько от его идеологической позиции, и если последняя расходилась с общепринятыми представлениями о гражданском долге, обязательствах, справедливости, то художник лишался права н а творчество, а порой и права на жизнь. Подтверждением тому стал и трагические судьбы Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Зощенко, М. Цветаевой и многих, многих других, отказавшихся в угоду власти “наступить на горло собственной песне”.

 

 

Темы контрольных работ

 

 

Философия русского модерна [2, 27, 29].

Художественные течения «серебряного века» [2, 27, 29].

Русские мыслители о противоречиях русской культуры (Н. Бердяев, Н. Лосский, И. Ильин, Н. Федотов) [5, 11].

Мой любимый поэт серебряного века [2, 4, 6, 12, 13, 22, 24].

Соцреализм: миф или реальность? [3, 23, 27].

Соцреализм и модернизм: судьба двух методов освоения действительности [3, 27].

Художники русского зарубежья [4, 8, 12, 15, 17, 19, 21, 24, 28].

Крестный путь русской интеллигенции. Сборник «Вехи» [3, 5, 23].

А.Платонов и культура XX века [1, 16].

«Мастер и Маргарита» М. Булгакова – роман-завещание [25].

Судьба русской сатиры [25, 27].

Серебряный век в мемуарах и воспоминаниях [2, 4, 15, 26].

Живопись 20-30-х годов [9, 10, 14, 20].

Литература первой волны эмиграции [8, 12, 17, 18, 19, 21].

Русские композиторы XIX века [27].

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

 

1. В чём смысл названия серебряный век?

2. Назовите основные художественные течения серебряного века и их представителей.

3. Расскажите о стиле модерн в русской архитектуре.

4. Охарактеризуйте теорию «культурного строительства» А. Богда-нова.

5. В чём причины первой волны русской эмиграции?

6. Какова роль культуры русского зарубежья в современной духовной жизни нашей Родины?

7. Расскажите о русском авангардизме. Перечислите его представителей в живописи 20–30-х годов.

 

 

Литература

 

 

Андрей Платонов: Мир творчества. В 2 кн. / Сост. Н. В. Корниенко, Е. Д. Шубина. М., 1994.

Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 Т. Л., 1991.

Белова Т. В. Культура и власть. М., 1991.

Берберова Н. Курсив мой. Автобиография. М., 1996.

Вехи. Интеллигенция в России: Сборник статей о русской интеллигенции Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. О. Гершензона, А. С Изгоева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве, С. Л. Франка. М., 1991.

Виленкин В. В сто первом зеркале (О творчестве А. Ахматовой). М., 1987.

Вернуться в Россию – стихами … "200 поэтов эмиграции: Антология / Сост. В. Крейд. М., 1995.

Костиков В. Не будем проклинать изгнание. Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990.

Живопись 1920–1930. Государственный русский музей. М., 1989.

Живопись 20–30-х годов / Сост. А. М. Муратов. СПб., 1991.

... Из русской думы: В 2 т. Т. 2. / Сост. Ю. И. Селивёрстов. М., 1995.

Ковчег. Поэзия первой эмиграции / Сост. В. Крейд. М., 1991.

Масленикова З. Портрет Б. Пастернака. М., 1990.

Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях / Сост. А. Д. Сарабьянов. М., 1992.

Одоевцева И. На берегах Сены. М., 1989.

Платонов А. Вся жизнь. М., 1991.

Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919–1939. М., 1994.

"Мы жили тогда на планете другой … ". Антология поэзии русского зарубежья. 1920–1990. В 4 кн. Кн.2, 3. М., 1994.

С того берега: Писатели русского зарубежья о России. Произведения 20–30 гг. Кн. 1–2. / Сост. И. А. Курамжин. М., 1992.

Советское искусство 20-30-х годов / Отв. ред. Е. Н. Петрова. Л., 1988.

Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.

Сонет серебряного века. Русский сонет конца XIX – начала ХХ века / Сост О. И. ФедотоваМ., 1990.

Тоталитаризм и культура: Материалы круглого стола // Вопросы литературы. 1992. Вып. I.

Культурное наследие российской эмиграции 1917–1940. В 2 кн. Кн. 2. М., 1994.

Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М., 1991.

Кельдыш Ю. в. Русские композиторы второй половины XIX в. М., 1960.

Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. М., 1995.

Сарычев В. Эстетика русского модернизма. Воронеж. 1994.

 

 

Глава 16. Культура ХХ века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.174 с.)