Глава 12. Под знаком вечности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12. Под знаком вечности.



Русская культура конца XIV – начала XVI века

 

 

Лихая година. Монголо-татарское нашествие в исторической судьбе России.

Трагедия русской культуры, затруднение ее связей с западноевропейской традицией.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Битва на Куликовом поле (1380г.).

Значение киевской старины, г. Владимира и Византии в культурном возрождении Руси.

Эстетика духовных феноменов и культура XV века.

Софийность русского искусства.

Летописная культура этого времени («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»).

Публицистические произведения Фёдора Карпова, Ивана Пересветова, Максима Грека, А. М. Курбского, Ивана Грозного.

Рациональная и антицерковная идеология XVI века. Ереси.

Зодчество и живопись классического русского средневековья. Экспрессивно-эмоциональный стиль конца XIV века. Феофан Грек.

Андрей Рублев и его «Троица».

Русские школы иконописи (Московская школа, «Строгановская школа», «Годуновская школа»).

Словесное святое мастерство. Слово и деяние.

 

Монголо-татарское нашествие 1237–1241 гг. и вторжение немецких рыцарей на северо-западеДревней Руси поставили страну на край гибели. Литература XIII в. характеризуется трагическим пафосом, актуализацией национально-патриотических отношений. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовой битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые, развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси, наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров. Московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси.

Победе на Куликовом поле посвящено выдающееся произведение того времени – «Задонщина» (от места битвы за Доном). Вместе с литературой активно развивается зодчество. Традициям старого зодчества отвечали церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). В это же время складывается новый стиль в архитектуре, его особенности: нарядное внешнее убранство храмов украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами. Рост значения Москвы как центра объединенных русских земель нашел воплощение в строительстве нового кирпичного Кремля – с его стенами, башнями, соборами и гражданскими постройками. Московский Кремль стал символом русской земли, уникальным памятником не только русского, но и мирового значения, как собор Василия Блаженного, старинные русские монастыри.

Свою страницу в историю русского искусства вписали выдающиеся живописцы. Особое место среди них занимает Феофан Грек. Родом из Византии, он обошел в скитаниях Византию, Крым, Русь. Его иконы и фрески (живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде) отличаются монументальностью, драматизмом, смелой и свободной живописной манерой.

Искусство Феофана Грека, его работы над росписью церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов в Кремле определили в те годы развитие московской живописи. Другим известным мастером XIV века стал великий русский художник Андрей Рублев. Он принадлежал к монахам Андроникова монастыря, в котором умер и похоронен. Творчество Рублева знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. Во времена творчества этого иконописца московская школа живописи достигла своего расцвета. Произведения мастера отличают глубокая человечность, одухотворённость образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы. Рублев участвовал в создании росписи, икон в старом Благовещенском соборе (Московский Кремль), Успенском соборе (Владимир), Троицком соборе (Троице-Сергиева лавра), Спасском соборе Андроникова монастыря. Искусство великого творца проникнуто возвышенно-светлым настроением, гармонией, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта его стиля – лирическая умиротворенность: персонажи Рублёва мягче, человечнее, чем у Ф.Грека. Наиболее известное произведение художника – икона «Троица».

Для историко-культурного развития русских земель период конца XV–XVI вв. переломный. Продолжалось образование единого русского государства, страна освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Это оказало существенное влияние на становление культурных процессов. Русское государство осознается центром мирового православия (теория старца Филофея о «Москве – Третьем Риме»), наследующего великие традиции Рима и Византии.

Хозяйственные и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности; в 1553 г. появляется книгопечатание. Первого марта 1564 г. увидела свет первая русская датированная печатная книга – «Апостол», а в 1565 г. – «Часослов». Всего до конца XVI в. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания. Среди литературных памятников XV в. выделяется огромный десятитомный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» («Чтения Ежемесячные»), – написанные митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого подвижника. Свод житейских правил, наставлений, возникших в среде новгородского боярства и купечества, содержал «Домострой». Он защищал патриархальный уклад в семье, утверждая абсолютный авторитет и власть главы семьи над ее членами.

Архитектура конца XV–XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими умельцами участвуют итальянцы. Во внешнем виде соборов уже ярко выражается светский стиль архитектуры (Архангельский собор, 1505–1508). Светские постройки возводятся и в Московском Кремле (Княжеский дворец, 1487 – 1491; Теремной дворец, 1635–1636; в 1776–1787 г. – здание Сената, чуть позже Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, 1844 – 1851).

В законченном живописном ансамбле Московского Кремля воплотились идеи величия, силы единого Русского государства. Продолжалось храмовое строительство в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове. Развивалось также и другое направление в зодчестве, связанное со строительством небольших посадских и вотчинных храмов. К этому времени была изобретена новая система кирпичных перекрытий – кресчатого свода, что позволило строить небольшие бесстолпные храмы. Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Вариантом шатрового храма стал Покровский собор, получивший название собора Василия Блаженного – по имени известного московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. В XVI в. огромный размах получило строительство крепостей, так называемое " крепостное строительство ". Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове и других русских городах.

Церковная живопись конца XV–XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия. Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, развивается жанр исторического портрета.

Таким образом, завершение формирования русской народности, пришедшееся на данный этап исторического развития, положило начало созданию общерусской культуры, способствовало появлению новых оригинальных направлений в русской литературе, архитектуре, живописи.

 

 

Темы контрольных работ

 

 

Образование Русского централизованного государства. Культурное значение [13].

Материальная культура русичей XIV–XVI веков [5, 13, 16].

Теория «Москва – Третий Рим» и ее значение в духовной жизни Древней Руси [11].

Евангелие и древнерусская литература [7].

Рационалистическое мировоззрение средневековых русичей [10, 13, 14].

Начало книгопечатания. Иван Федоров [16].

Публицистика XIV–XVI веков. Переписка А. М. Курбского и Ивана Грозного [10, 14, 20].

Русское зодчество. Московский Кремль [5, 16, 18, 19].

Творчество Феофана Грека [3, 12, 22, 23].

Иконы Андрея Рублева [1, 8, 12, 13, 17, 22, 23].

Дионисий. Жизнь и творчество [12, 18, 22].

Музыка и театр в XVI веке [24].

Формирование характера русского народа XIV–XVI веков [2, 10, 13].

Литературное наследие Максима Грека [6, 9, 21].

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

 

1. Каковы на Ваш взгляд, причины поражения русских князей в битве с татаро-монголами?

2. Как отразилась борьба русского народа против татаро-монгольского ига в искусстве того времени?

3. Назовите памятники письменности, наиболее полно отразившие особенности народных верований и быта XIV–XVI веков.

4. Опишите идеалы святости средневековой Руси.

5. Обозначьте этапы становления и развития проблемы социальной справедливости в средневековой Руси.

6. В чём заключается своеобразие русского зодчества и живописи периода XIV–XV веков?

7. Расскажите о русских школах иконописи.

8. Как проявился процесс образования единого русского государства в становлении культурной жизни страны в XV–XVI веках?

 

 

Литература

 

 

Алпатов М. Андрей Рублев. М., 1972.

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII веков. М., 1985.

Вздорнов Т. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М., 1922.

Грабарь И. О древнерусском искусстве. М., 1966.

Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983.

Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

Демина Н. "Троица" Андрея Рублёва. М., 1963.

Иванов А. И. Литературное наследие М. Грека. Л., 1969.

Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970.

Кириллов И. Третий Рим (Очерки исторического развития идеи русского мессианизма). М., 1914.

Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV – начало XV в.) М.; Л., 1962.

Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI веков. М.; Л., 1960.

Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи XIV–XVIII веков. М.; Л., 1941.

Очерки русской культуры XVI века. В II ч. Ч. II. М., 1977.

Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974.

Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40–70-х годов XVI в. М., 1972.

Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI века. М., 1975.

Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV веков. Л., 1987.

Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977.

Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи. М., 1916.

Трубецкой Е. Умозрение в красках: Три очерка о русской иконе. Париж, 1965.

Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.

 

 

Глава 13. Конец русского средневековья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.016 с.)