Основные направления процесса перехода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления процесса перехода



связаны с созданием развитой информацион­ной среды общества, рассматриваемой как со­вокупность технико-технологических, соци­ально-политических, экономических и социально-культурных компонентов, факто­ров и условий, при которых информация и знания становятся реальным и эффективным ресурсом социально-экономического и ду­ховного развития России.

Для формирования развитой информацион­ной среды общества должны рассматривать­ся решения, связанные с:

• развитием и модернизацией существу­ющей технико-технологической базы

перехода - информационно-коммуника­ционной инфраструктуры, информаци­онно-коммуникационных технологий и средств их реализации, индустрии про­изводства и распространения информа­ционных продуктов и услуг;

• разработкой и реализацией комплекса мер по политическому, экономическо­му и социально-культурному обеспече­нию процесса перехода к информацион­ному обществу.

3.14. Переход к информационному обществу - это длительный процесс последовательного при­ближения к некоторому среднемировому уровню, которое может быть оценено изме­нением (приращением) системы индикато­ров на макро- и микроуровнях, характеризу­ющих динамику развития тех или иных составляющих информационной среды.

4. Особенности и возможные пути перехода России к информационному обществу

4.1. Российский путь к информационному обще­ству определяется, как и для других государств, ее сегодняшними политическими, социально-экономическим и социально-культурными осо­бенностями. К таким особенностям следует отнести:

• нестабильность политического и эконо­мического положения в стране, не позво­ляющая государству быстро и эффектив­но решать экономические и организаци­онные проблемы обеспечения перехода к информационному обществу, рассчитан­ного на длительную перспективу;

• возрастающий уровень регионализации страны, снижение уровня и возможностей централизованного управления, возраста­ние степени воздействия, в том числе и финансового, местных органов власти на ход процессов информатизации;

• экономические условия, характерные для переходной экономики России: от­сутствие свободных инвестиций для финансирования программ и проектов, реализующих стратегию перехода к ин­формационному обществу, существен­ное падение объемов производства и, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях, общий застой в экономичес­кой деятельности и значительное сни­жение уровня жизни населения;

• снижение потребности в информации в государственном секторе экономики и рост информационных потребностей на­селения и общества в целом в обществен­но значимой политической, экономичес­кой и социальной информации, в том числе порождаемой государственными и негосударственными организациями;

• недостаточно высокий (по сравнению с развитыми странами) уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и промышленного производства информационных средств, продуктов и услуг, отсутствие у государ­ства средств для их модернизации и рас­ширения;

• вялое проведение рыночных реформ в экономике страны в целом и динамич­ное развитие российского рынка инфор­мационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг;

• предельно высокий уровень монополиза­ции средств массовой информации, сла­бая подконтрольность обществу системы формирования общественного сознания;

• опережающее, сравнимое по темпам ро­ста с развитыми странами, создание раз­личных систем связи - каналы переда­чи информации, коммутирующие комплексы, средства связи и т. д. - и ин­дустрии предоставления информацион­ных услуг;

• наличие, в основном, высокого научно­го, образовательного и культурного по­тенциала, созданного в СССР и еще со­храняющегося в России;

• сравнительно дешевая интеллектуаль­ная рабочая сила, которая еще способна ставить и решать сложные научно-тех­нические проблемы, движущей силой которой в большой степени является энтузиазм.

4.2. Рассмотренные выше политические и соци­ально-экономические условия, в которых еще порядка 10—15 лет будет происходить переход России к информационному обще­ству, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран и, следова­тельно, требуют определения пути, свой­ственного только России, однако учитываю­щего накопленный мировой опыт. Этот опыт показывает, чro каждая страна движется к ин­формационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложив­шимися политическими, социально-эконо­мическими и культурными условиями.

4.3. В США, ЕС, Японии:

• Имеется эффективно функционирую­щая рыночная экономика, обеспечиваю­щая постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, имеется мощный средний класс, являю­щийся основным потребителем инфор­мационных услуг. Экономики этих стран располагают свободными средствами для поддержки процессов информатиза­ции и развития информационно-комму­никационной инфраструктуры, суще­ствуют государственные стратегии и программы построения в этих странах информационного общества - в России всего этого практически нет.

• Практически закончены процессы пере­структуризации промышленного произ­водства и перехода от ресурсоемкого (сырье, энергия, труд) к наукоемкому производству - в России этого сегодня не происходит. t

• Уровень информатизации систем управ­ления разного уровня и принадлежнос­ти (государственные, коммерческие, му­ниципальные и др.) достаточно высок - в России такой уровень в масштабе страны будет достигнут еще не скоро.

• Имеется хорошо развитая инфраструк­тура производства и предоставления на­селению информационных продуктов и услуг, высокий уровень информацион­ной культуры населения, сложившейся системы компьютерного образования, домашней компьютеризации, использо­вания сети Интернет - в России это все еще находится в начальном состоянии.

Однако:

• Еще и сегодня в России одна из лучших систем общего образования, не полно­стью потерян научный потенциал в об­ласти информатики, имеются интерес­ные теоретические разработки мирового уровня.

• Россия обладает великим культурным наследием и современной самобытной многонациональной культурой, что от­крывает большие возможности напол­нить российским содержанием предос­тавляемые населению информационные продукты и услуги.

• Развитие российских телекоммуника­ций всех видов идет опережающими темпами по сравнению с другими обла­стями экономической деятельности, что позволяет рассчитывать на успешное формирование инфраструктуры предо­ставления населению информационных и коммуникационных услуг.

4.4. Переход к информационному обществу лю­бой страны - это процесс, требующий боль­ших материальных затрат на формирование и развитие информационной среды, развитие индустрии информационных услуг и «доведе­ние» их до каждого члена общества. Сегодня, например, США вложили и продолжают вкла­дывать в развитие этой индустрии до 10% сво­его ВВП, но и получают за счет этого более 25% своего ВВП. Примерно такие же объемы ха­рактерны и для других развитых стран. Рос­сия едва ли может быть исключением.

4.5. Из сказанного вытекает, что возможны два варианта перехода России к информацион­ному обществу.

Первый вариант - повторение того пути, ко­торый уже пройден или проходится други­ми странами, в основном, европейскими. Он требует значительных капиталовложений, достаточно короткий по времени (не более 7-10 лет до выхода на среднеевропейский уровень информатизации при условии 2-3% темпа экономического роста). Скорость дви­жения по такому варианту будет обеспечи­ваться выделенными средствами (не менее 5-7% ВВП). Кроме того, этот путь будет тре­бовать существенного изменения российско­го менталитета и переориентации обще­ственного сознания на цели, приоритеты и направления развития, свойственные амери­канскому или европейскому образу жизни.

Второй вариант - нахождение пути, ориенти­рованного на чисто российские критерии и ха­рактеристики качества жизни, социально-куль­турные особенности и требующего в сегодняш­них социально-экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь нетрадиционный, неап­робированный. Однако он требует хотя бы ми­нимальных темпов экономического роста, по­литической стабильности в обществе и поли­тической воли исполнительной и законода­тельной власти, поставившей перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.

4.6. Для реализации первого пути требуется по­лучить основные объемы инвестиций из за­рубежных источников или от отечественныхкоммерческих структур и населения. Оба ва­рианта не реальны - сегодня и в обозримом будущем никто такие средства не даст, т. к. уверенности в их возврате у зарубежных кре­диторов нет, да и «выращивать» за собствен­ные деньги конкурента никто не будет. Полу­чить средства от собственных коммерческих структур и населения в ближайшие годы не представляется возможным - для этого необ­ходимы существенно более высокий уровень развития этих структур, заметное оживление рыночных преобразований и повышения ка­чества жизни населения.

Следовательно, приемлем только второй путь.

4.7. Основой российского пути должны явиться:

• информатизация всей системы общего и специального образования - от детского сада до окончания высшей школы и пос­ледующих форм подготовки и переподго­товки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и спо­собностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала;

• формирование и развитие индустрии информационных и коммуникацион­ных услуг, в том числе домашней ком­пьютеризации, ориентированной на массового потребителя;

• обеспечение сферы информационных ус­луг духовным содержанием, отвечающим

российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.

4.8. Решение этих трех масштабных, исторических для России, задач будет означать реальное превращение информации и знаний в подлин­ный ресурс социально-экономического и ду­ховного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского обще­ства, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и ис­пользование информации, расширение воз­можностей саморазвития личности.

В итоге Россия может выступить как носи­тель специфической модели цивилизацион-ного развития, во многом корректирующей западный эталон. Историческая преемствен­ность, национальная идентичность, восста­новление нравственного сознания, образо­вание единого духовного пространства страны - таковы основные особенности вы­бираемого пути России к информационно­му обществу.

Движение по этому пути, особенно на первых этапах, требует широкой общественной под­держки, глубокого осознания целей перехода к информационному обществу и политичес­ких, экономических, социальных и культур­ных преимуществ, которые предоставляет населению жизнь в информационном мире.

Для этой поддержки должны быть скоордини­рованы усилия многих специалистов- гумани­тариев по формированию облика гражданина информационного мира, модели его жизнеде­ятельности. Эта поддержка должна получить самое широкое пропагандистское обеспечение во всех печатных и электронных СМИ.

4.9. Информатизация системы общего образова­ния, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информа­ционного общества — основная перспектив­ная задача перехода к информационному об­ществу. Ее всеобъемлющее решение потребует длительного времени, не менее 10-15 лет, в течение которых может быть разра­ботана и реализована новая идеология непре­рывного образования на всех уровнях — от детского сада до обучения и переподготовки взрослых — с разумным сочетанием государ­ственных и негосударственных образователь­ных институтов. Необходимо учесть, что в России имеется серьезный задел в области применения информационных и телекомму­никационных технологий в высшей школе, однако совершенно недостаточны работы по компьютеризации школ, особенно в неболь­ших городах и на селе. Важную роль в инфор­матизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, элект­ронные библиотеки и работа в Интернете.

4.10. Формирование и развитие индустрии ин­формационных и коммуникационных услуг, ориентированной на массового потребителя,

является одной из основных задач развития информационной среды общества, обеспечи­вает заинтересованность населения в исполь­зовании информации как ресурса обществен­ного и индивидуального развития, личное, в том числе финансовое, участие в процессе перехода к информационному обществу.

Решение данной задачи позволит:

• непосредственно «довести» характерные черты информационного общества до каждого человека и вывести его на более высокий уровень информационной куль­туры и компьютерной грамотности;

• обеспечить развитие наиболее динамич­ного сектора рынка информационных и коммуникационных средств, информа­ционных продуктов и услуг;

• при правильной государственной поли­тике обеспечить поддержку отечествен­ных производителей информационных продуктов и услуг и занятие ими этого сектора рынка;

• решить ряд сложных проблем социально­го характера - телеработа, медицинская помощь на дому, организация досуга, электронная торговля, информационно-культурное обслуживание, в том числе инвалидов и т. д.

4.11. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим россий­ским культурно-историческим традициям, яв­ляется политической задачей, решение кото­рой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитание этого поколения в ат­мосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально уменьшить негатив­ное воздействие на молодых людей англоязыч­ной информационной экспансии, культурно-оккупационного характера Интернета. Должна быть оказана всесторонняя поддерж­ка организации мощного русскоязычного сек­тора в Интернете. Все это создаст предпосыл­ки для преодоления идеологического диктата и распространения политического и духовно­го влияния США через современные комму­никационные сети и системы.

5. Социально-культурное обоснование выбранного пути

5.1. Три указанные выше стратегические направ­ления перехода должны быть ориентированы на формирование таких ценностных и пове­денческих стереотипов поведения населения, которые отвечают, с одной стороны, культурно-историческим традициям народов России, а с другой - высоким требованиям цивилизационного развития в XXI веке. Движение по выбранному пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые типы социальных отношений, усилить интеллекту­альный, творческий потенциал человека, при­общить его к мировым культурным ценнос­тям. Это особенно важно для победы идеалов духовности и нравственности в информацион­ном пространстве современной культуры, раз­дираемом конкурентной борьбой.

5.2. Благодаря глобализации аудиовизуальных средств массовой информации, компьютер­ных сетей, доступности информационных развлечений возникает глобальная мода, ин­тенсивно формирующая новые модели и нор­мы поведения, особенно в среде молодежи. Важно преодолеть их навязывание и дать воз­можность небольшим сообществам или наци­ональным образованиям развивать свою культуру, сохранять язык, формировать чув­ство духовного единства.

5.3. Применение новых информационных и те­лекоммуникационных технологий порожда­ет новые формы рабочих отношений как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуально­го труда. Эти новые отношения («сетевая» культура, телеработа и др.), несмотря на воз­растание информационного давления на че­ловека, помогают технологически и психоло­гически решать главную задачу — повышение эффективности любых видов деятельности.

5.4. Применение информационных и телекоммуни­кационных технологий в системе образования и в сфере индивидуального потребления ин­формационных продуктов и услуг суще­ственно повышает уровень общего и профес­сионального образования, должно помочь получить престижную и более высоко опла­чиваемую работу, формировать свой соб­ственный культурный облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени раз­вернуть личные способности. Дистанцион­ное образование на основе современных ин­формационных технологий является для многих стран, и для России тоже, единствен­ным шансом подготовить людей для жизни и работы в информационном мире XXI века.

6. Основные направления реализации перехода к информационному обществу

6.1. Основные направления реализации предла­гаемого пути перехода должны охватывать две главные составляющие информационной среды общества:

• создание и развитие технико-технологи­ческой базы реализации выбранного пути;

• разработку и реализацию политических, социальных, экономических, правовых, организационных и культурных реше­ний, обеспечивающих движение по выб­ранному пути.

6.2. Оба эти направления следует рассматривать в качестве основных объектов государственной информационной политики обеспечения пере­хода к информационному обществу. Эти на­правления выбираются на основе определения приоритетов и временных горизонтов разви­тия входящих в них элементов, учета тенден­ций их эволюции в развитых странах, оценки исходного уровня (существующего положе­ния). Основное внимание следует уделять складывающимся в России к настоящему вре­мени реальным экономическим, организаци­онным и правовым предпосылкам и услови­ям движения к информационному обществу.

6.3. В технико-технологическое направление входят следующие компоненты:

• формирование и развитие информаци­онно-коммуникационной инфраструк­туры страны, обеспечивающей реализа­цию процессов создания, хранения, распространения и использования ин­формации и обеспечение доступа к ней широких слоев населения (нацио­нальных и корпоративных информаци­онных и телекоммуникационных сетей и систем, российских звеньев мировых открытых сетей, сетей связи; центров обработки информации различного на­значения и т. д.);

• совершенствование и развитие системы национальных информационных ресур­сов и технологий доступа к ним (баз и банков данных, архивов, библиотек и музейных хранений и т. п.);

• совершенствование и развитие вычисли­тельных ресурсов (модернизация парка СВТ в целом и по типам ЭВМ, домаш­ние компьютеры, системное и приклад­ное программное обеспечение, система сервисного обслуживания и т. п.);

• совершенствование и развитие телеком­муникационных ресурсов (линии и каналы связи всех видов, коммутационная техника, комплексы приемо-передающих систем и устройств, компьютерная телефония и т. п.);

• создание и развитие новых информаци­онных, компьютерных и телекоммуни­кационных технологий, обеспечиваю­щих реализацию процессов сбора, накопления, хранения, передачи и дос­тавки информации, ее целостность, до­ступность и конфиденциальность;

• совершенствование и развитие техничес­кой базы и технологий средств массовой информации (компьютерная техника для электронных и печатных изданий, радио- и ТВ-студий, приемо-передающие устройства и т. п.).

6.4. В политическое, социально-экономическое и социально-культурное направления входят следующие компоненты:

• формирование и развитие единого ин­формационно-культурного простран­ства как необходимого условия полити­ческого и духовного объединения наро­дов России и вхождения страны в ми­ровое информационное сообщество как равноправного партнера, расширения международного научного и культурно­го сотрудничества;

• совершенствование и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации;

• совершенствование и развитие системы распространения массовой информации и формирования общественно-полити­ческого климата в стране, благоприят­ного для перехода к информационному обществу;

• совершенствование и развитие системы обеспечения личной и общественной бе­зопасности в информационной сфере, предотвращение угроз использования новых информационных технологий в качестве оружия, информационного тер­роризма и информационного криминала;

• укрепление и развитие экономического потенциала процессов формирования информационного общества (государ­ственная поддержка отечественных про­изводителей средств информатизации, информационных продуктов и услуг; комплекс мер по экономическому регу­лированию рынка информационных технологий, продуктов и услуг, в том числе в области налоговой, таможенной и кредитно-финансовой политики);

• формирование развитых информацион­ных потребностей и информационной культуры населения и стимулирование платежеспособного спроса на информа­ционные продукты и услуги;

• государственная поддержка производи­телей и потребителей информационных технологий, продуктов и услуг для соци­ально значимых программ (сфер труда и занятости, здравоохранения, социально­го обеспечения, высшего и среднего об­разования, дошкольного обучения, миг­рации населения, культуры, быта и досуга и т. п.);

• развитие массовой домашней компью­теризации;

• государственная поддержка систем мас­совой подготовки и переподготовки кад­ров для работы в информационных и коммуникационных системах нового поколения.

6.5. Программные решения и мероприятия в обо­их направлениях тесно взаимосвязаны. Совме­стная их реализация (политические и правовые меры, экономические и технологические реше­ния) требует задания межведомственных ком­плексных программ, подпрограмм и проектов, а также коммерческих проектов, например, по обеспечению безопасности, развитию россий­ской части Интернета, информационно-техно­логической поддержке системы образования, коммуникационных систем и сетей для населе­ния и т. п.

Выделение второго направления в целост­ную компоненту представляется необходи­мым, так как реализация Концепции только за счет технико-технологических проектов при дополнении их отдельными организаци­онно-правовыми и экономическими механиз­мами, как показывает весь предшествующий опыт выполнения программ информатиза­ции, не приводит к успеху.

6.6. Оценка результатов движения к информа­ционному обществу, достигнутых на отдель­ных этапах перехода к информационному обществу, строится на основе мониторинга развития информационной среды с помощью различных показателей. Некоторые из них носят оценочный характер, другие получают в процессе обработки статистических данных. Самые общие показатели соотносятся с па­раметрами социально-экономического разви­тия (показатели ВВП на душу населения, доля затрат на образование в государствен­ном бюджете, параметры совокупного платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги, размеры инвестиций в вы­сокотехнологичные отрасли, процент заня­тых в сфере обработки информации и инфор­мационно-вычислительного обслуживания и т. п.). Другая группа показателей характери­зует развитие непосредственно технологичес­кого базиса информационного общества и его отдельных составляющих. Например, могут использоваться динамика роста числа поль­зователей Интернета, количество ЭВМ на 1000 жителей, количество домашних компь­ютеров, количество русскоязычных сайтов в Интернете, емкость информационного рын­ка. Для этих же целей следует использовать традиционно собираемые статистические данные по количеству и типам баз данных, по количеству действующих библиотек, куль­турно-информационных и образовательных центров, оснащенных компьютерной техни­кой, количеству абонентов этих библиотек и центров, в том числе в отдаленных регионах, количеству и типам используемых каналов связи, количеству и типам телекоммуникаци­онных сетей и подключенных к ним терми­налов (в различных разрезах: в стране в це­лом, по регионам и; областям, отраслям, организациям и предприятиям, формам соб­ственности и т. п.). Положительная динами­ка этих индикаторов за год или несколько лет в среднем на 10-20% будет свидетельствовать о постоянном развитии технологического ба­зиса информационной среды. Должны быть также оценены масштабы и глубина потреб­ления информационных и коммуникацион­ных технологий, информационных продуктов и услуг в различных областях общественной жизни: в сфере труда и занятости, образова­нии, здравоохранении, социальной сфере, в организации быта и досуга и др. Вместе взя­тые эти показатели и индикаторы будут харак­теризовать последовательное продвижение страны по выбранному пути к информацион­ному обществу.

7. Первоочередные задачи государственной политики обеспечения перехода к информационному обществу

7.1. Для всех трех основных направлений перехо­да к информационному обществу важным яв­ляется решение следующих первоочередных задач государственной политики:

• Формирование общегосударственной Программы перехода России к инфор­мационному обществу высокого стату­са и приоритета. Программа должна иметь «рамочный» характер и интегри­ровать в себе все другие программы и проекты информатизации.

• Разработка Концепции нормативно-пра­вового обеспечения процесса перехода, являющейся основой государственного воздействия на этот процесс. Концепция должна определять основные направле­ния и задачи совершенствования суще­ствующей системы информационного законодательства, в том числе в области авторского и смежных прав и охраны интеллектуальной собственности.

• Приоритетное развитие существующих и создание новых специализированных се­тевых структур и технологий, построенных на основе международных стандартов.

• Организация и развертывание широкой общественно-политической пропаган­дистской поддержки процесса перехода.

7.2. В области образования должны быть реше­ны следующие задачи:

• Выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам со­временных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства муль­тимедиа и т. д.).

• Создание специализированных общедо­ступных информационных ресурсов (базы и банки данных, электронные биб­лиотеки и т. д.), ориентированных на решение образовательных задач, в том числе как бесприбыльных.

• Создание сети специализированных об­разовательных центров регионального и городского подчинения, а также центров подготовки и переподготовки препода­вателей и учителей, оснащенных совре­менными средствами информатизации.

7.3. В области формирования и развития индуст­рии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя, должны быть решены следующие задачи:

• Разработка дешевых специализирован­ных устройств для сетевого взаимодей­ствия пользователей с информационны­ми системами, общедоступных термина­лов информационно-справочных и кон­сультативных систем социального назначения.

• Разработка систем программно-содер­жательной и сервисной поддержки до­машней компьютеризации.

• Создание экономических условий, об­легчающих интеграцию государствен­ных и негосударственных структур в освоении и развитии рынка информаци­онных и коммуникационных услуг для населения.

7.4. В области обеспечения сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традици­ям, должны решаться следующие задачи:

Разработка дешевых средств компьюте­ризации массовых библиотек, музеев, архивов и других учреждений культуры, разработка и широкое внедрение средств электронной полиграфии в практику книгоиздания и массовой печати.

Создание общедоступных баз и банков данных в области гуманитарных и соци­альных наук.

Создание широкой сети культурно-ин­формационных и информационно-раз­влекательных центров в регионах, в больших и малых городах, в том числе и в странах ближнего зарубежья.

Создание и развитие мощного русско­язычного сектора в Интернете, техноло­гическая поддержка сайтов культурно-информационных центров.

 

 

Приложение 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.045 с.)