Информация как социальный феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация как социальный феномен



Существенным свойством людей, которое отличает их от других живущих на нашей планете живых существ, является наша способность использовать информацию для создания знаковых систем. Обычно информацию, особенно в ее современном статусе, рассматривают в связи с теми средствами, которые участвуют в ее производстве, распространении, обработке, хранении и выдаче. В таком ключе обращают внимание на имманентные свойства информации – ее количество и форму, скорость передачи и обработки и другие. Однако главной характеристикой информации является ее понимание как социального феномена, т.е. той её роли, которую играет информация в жизнедеятельности общества и его отдельных членов. В этом случае в поле внимания попадают другие свойства информации, такие как распространенность и в то же время ее редкость, неисчерпаемость и в то же время ее конечность, право собственности на информацию и широкие возможности ее функционирования в обществе, избирательность информации, возрастание стоимости информации по мере ее практического использования и другие.

Обращаясь к этому аспекту информации, мы обнаруживаем, что информация не только была необходимым элементом общества – общество всегда было информированным, оно не могло функционировать без информации. По мере становления человека в качестве социального существа роль информации возрастала. Определяющую роль в росте и использовании информации, в увеличении ее значимости в жизнедеятельности человека играл труд, который всегда носил и носит общественный характер и предполагает накопление знаний, обмен этими знаниями в процессе общения людей друг с другом. Именно, благодаря использованию в процессе своего общения информации, люди стали понимать друг друга, согласовывать свои действия для достижения социально значимых целей. По мере накопления социального опыта расширяется объем информации, образуя информационное пространство. Масштабы информационного пространства, его протяженность и глубина возрастали по мере роста общественного разделения труда и усложнения социальной дифференциации общества. Это привело к тому, что информация, в конце концов, становится главнейшим элементом общественной жизни. Общество из информированного становится информационным. Становление такого общества и переживает современное человечество.

Роль информации как социального феномена явно недооценивается и, в конечном счете, ее предстоит еще изучить. К.К.Колин пишет, что «роль информации при изучении как природных явлений, так и социальных процессов является определяющей и ранее явно недооценивалась. Нам еще предстоит осознать, что именно информационные процессы лежат в основе всех эволюционных изменений окружающего нас мира, что информация является таким же фундаментальным и всеобщим свойством мироздания, как вещество и энергия» (36, 5).

В формирующемся обществе информация не только выступает в качестве его важнейшего компонента, но и используется для производства новой информации и знаний. М.Кастельс в связи с этим пишет: «знание и информация являются критически важным элементом во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и обработке информации. Однако специфически важным для информационального способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности» (31, 39). Таким образом, фундаментом информационного общества является изменение социального статуса информации. В прежние времена она была предназначена для воздействия на технологию. Ныне информация сама подвергается технологическому воздействию, знание воздействует на само знание, получая новые данные.

История общества - многофакторный процесс, который можно рассматривать в различных аспектах – экономическом и политическом, социальном и культурном. Именно поэтому существует различная периодизация общества – формационная, цивилизационная, исторически-временная и др., дополняющие друг друга. Но в каком бы ракурсе мы не видели исторический процесс, его непременным фактором является информация – ее получение, трансформация, аккумуляция и использование. «Коль скоро это понимание исторического процесса понимается принимается, становится очевидным, - пишет А.И.Ракитов, - что информационная составляющая и образующая истории играет в ней фундаментальную системообразующую роль» (83, 26). Нынешнее общество из информированного превращается в информационное.

Безусловно, называя формирующееся общество информационным, мы оставляем за рамками многие существенные факторы общества, абсолютизируя научно-техническую составляющую наступающей повой эпохи, учитываем лишь ограниченный срез социальной действительности. Но, вместе с тем, в этом случае выделяется наиболее существенная черта формирующегося общества, его отличие от предшествующего индустриального общества, подчеркивается, что в основе развития этого общества лежит особая субстанция, именуемая «информацией». Именно она обладает свойством взаимодействовать как с духовным, так и с материальным миром общества и тем самым определять его развитие.

В современном мире идет процесс становления особого типа реальности – информационной. Именно использование информации в различных сферах жизнедеятельности общества является ныне ключевым фактором социальной действительности. Если вещественный фактор определяет 16% экономического роста общества, природные условия - 16%, то интеллектуальный потенциал, использование информации - 64%. Наряду с веществом и энергией информация становится третьим (и ведущим) фактором объективной реальности. Именно под воздействием широкого использования информации происходят существенные социальные сдвиги. Они проявляются, в частности, в глобализации общества,, отчуждении и появлении новой формы неравенства – информационной. Все это оказывает существенное воздействие на культурный потенциал общества и представляет определенный интерес в аспекте нашего анализа информатизации культуры.

Не меньший теоретический и практический интерес вызывают те противоречия, которые формируются в процессе глобализации культуры. Речь идет о противоречии между формирующейся мировой культурой и национальными культурами отдельных народов, стран, регионов, которыми грозит потеря идентичности. Д.Бэлл справедливо пишет, что «важнейшим социологическим вопросом становится вопрос о том, сможем ли мы спасти национальную культуру, которая отличает одну страну от другой» (2, CXXVIII).

Формирование мировой культуры – это процесс, который начался не сегодня. Вся история культуры есть пролог формирования мировой культуры. Отличительными чертами формирования мировой культуры эпохи информатизации общества являются не только то, что в этом формировании огромную роль играет современная информационная технология, но и то, что оно совершается быстрыми и все убыстряющимися темпами, подминая под себя элементы национальных культур или модернизируя их в духе американизма. Мировая культура – это не абстракция, а феномен, возникающий на использовании лучших достижений национальных культур, имеющих общечеловеческую значимость. В свою очередь, национальные культуры используют в своей эволюции мировую культуру как критерий общечеловеческих ценностей, что не позволяет национальным культурам замыкаться в узко-национальные рамки и выходить на широкий простор общечеловеческой культуры. Следовательно, между мировой и национальными культурами существует органическая гармония, которая является общим стимулом эволюции всего культурного потенциала человечества в лице мировой и национальных культур.

К сожалению, такую гармонию не обеспечивает в полной мере сегодняшний процесс глобализации культуры, идущий, иногда, под флагом пропаганды американской культуры как высшей формы современной культуры.. При этом, пропагандируются не лучшие гуманные достижения культуры американского народа, которые, безусловно, есть как и у всякого другого народа. Пропагандируются власть силы, насилия, эротика и порнография, развращающая молодое поколение и не приносящее никакого морального и эстетического наслаждения поколению старшему. Борьба с американизацией культуры становится ныне не только делом различных прогрессивных движений, но и функцией правительств (например во Франции, Индии и других странах).

Как видим, информация оказывает воздействие на самые различные сферы жизнедеятельности людей и в этом ракурсе она по праву оценивается в качестве важнейшего социального феномена формирующегося общества, которое поэтому вполне естественно называть информационным обществом.

Следует при этом подчеркнуть, что роль информации в обществе, по мере усиления масштабов ее информатизации, возрастает в такой степени, что экстраполяция темпов этого возрастания дает основание некоторым исследователям говорить о качественном преобразовании характера общественного развития. В одних случаях утверждается возможность формирования сверхинтеллекта, который будет регулировать общественную жизнь. «Развитие уже только информационно-компьютерных технологий, -пишет В Мудрых, - приведет к формированию реального сверхинтеллекта: думающего, заботящегося, помогающего не только советом, всегда в любую минуту приходящего на помощь к каждому рожденному биосуществу» (60, 66). В другом случае утверждается о формировании коллективного разума как регулятора общества. «Я определяю информационное общество как общество, - писал Н. Н. Моисеев, - в котором Коллективный интеллект (Коллективный Разум) играет в его функционировании роль, аналогичную той, который играет разум человека в его организма, т.е. содействует развитию общества и преодолению все возрастающих трудностей… И действует во блага человечества, формируя новый гомеостаз» (56, 87). Этот Коллективный разум, по мнению автора, формирует принципиально новое взаимоотношение людей с природой, нечто вроде новых биосоциальных законов. Наконец, существует точка зрения, позволяющая ее сторонникам утверждать, что в будущем на смену законам общественного развития прийдут информационные законы, которые и возьмут на себя функцию саморегулирования социальных процессов. Подобные утверждения содержатся, к примеру, в работе Ю.С. Затуливетера «Информационная природа социальных перемен».

По мнению автора этой работы, социальный прогресс всей докомпьютерной истории обеспечивался информационными усилиями людей. Сегодня монополия людей в этой области завершается. Открывается новый период истории. Человечество во имя своего выживания должно делегировать большую часть своих информационных функций компьютерной среде. Это новое начало человеческой истории, характеризующаяся средой, «в которой смогут непрерывно функционировать глобальные распределённые вычислительные процессы, способные со временем взять на себя информационные функции саморегулирования социальных процессов» (23,80). В силу этого обстоятельства, продолжает Ю.С.Затуливетер, «человек осваивает и строит мир, в котором Информация объективно становится главным социальным регулятором» (Там же, с. 89). Исходя из этих обстоятельств, автор следующим образом определяет сущность информационного общества: «информационное общество – такое общество, в массовом сознании которого осмыслена и в социальных менталитетах закреплена прямая зависимость общества от законов развития Информации» (Там же, с. 94).

Несмотря на кажущийся разнобой приведенных суждений о будущем общества, различные мнения– от восторженных до откровенно скептических - все они имеют нечто общее: судьба будущего общества тесно связана с развитием информации; роль информации в будущем обществе необычайно возрастает, и она становится важнейшим социально значимым фактором.

Представим информацию как особое свойство структуры пространства, которое обладает ограниченной способностью к рассеиванию. Тогда никакая однажды возникшая информация не теряется, образуя так называемое «информационное поле» или информационное пространство. Это информационное пространство представляет собой физическое пространство, в котором циркулируют информационные потоки, перемещающиеся в пространстве (передача информации) и во времени (хранение информации). Информационное пространство создается людьми, которые производят, собирают, преобразуют и хранят информацию в соответствии со своими потребностями. Вместе с тем, люди являются главными потребителями информации, циркулирующей в информационно пространстве. Поэтому люди одновременно являются создателями информационного пространства и его потребителями для реализации поставленных целей. Разум отдельного человека, вооруженного информацией, становится главным средством производства. Т. Сакайя, видный японский экономист, проработавший ряд лет на командных должностях национальной экономики, пишет, что «наиболее важным средством умножения созданной знанием стоимости оказывается разум отдельного человека» (70,356). Следовательно, информационное пространство невозможно без деятельности людей. Это обстоятельство является важным аргументом рассмотрения информации как социально значимого феномена.

Существование информационного пространства дает возможность взглянуть на процесс творчества не только как на самостоятельный процесс создания индивидом новых и социально значимых интеллектуальных и материальных артефактов, но как на процесс своеобразного «подключения» творческого индивида к информационному пространству. Такое «подключение» открывает широкие возможности творчества индивида и неограниченные возможности функционирования культуры, идентичной формирующемуся информационному обществу – информационной культуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.01 с.)