Личностный (субъективный) фактор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностный (субъективный) фактор.



И внешние, и внутренние формообразующие факторы воздействуют на графическую форму изданий через конкретных участников оформительского процесса – сотрудников секретариата, художников, художественных и технических редакторов. Чем выше профессионализм, художественная культура дизайнеров, чем лучше они владеют компьютерной техникой, тем лучше результат.

Из вышесказанного следует, что художественно-техническое оформление – это не произвольный, а строго детерминированный процесс, складывающийся под влиянием объективных и субъективных факторов, которые образуют закономерные связи между оформлением изданий и условиями их функционирования, их специфической природой.

С традиционным понятием «оформление» связана главным образом текущая работа над выпуском номера, начиная с подготовки редакционных материалов в печать и кончая макетированием полос или, при наличии настольно-издательской системы, их компьютерной верстки. Дизайн, кроме обычных операций с шрифтами и макетами, предполагает также художественно-техническое проектирование издания, создание его стабильной конструкции, которая служит моделью для серийного оформления номеров.

Понятие «формообразование изданий» включает в себя текущее и проектируемое оформление, нормирует и соподчиняет его с типологией, техникой, требованиями эстетики, читательской аудитории и т.д. Внешний, графический облик издания предстает здесь как результат воздействия формообразующих факторов. Процесс формообразования газет, еженедельников, журналов объясняет нам, почему данное издание или группа изданий имеет ту или иную конструкцию, что обусловливает преобладание тех или иных тенденций и стилей, воздействие каких факторов более значительно в один исторический период и менее значительно в другой.

Задачи оформления (дизайна) – способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов; облегчить их восприятие; руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы).

Можно говорить о национальных особенностях оформления, на которые влияют состояние экономики страны и развитие полиграфии, то, как происходило становление прессы, особенности структуры и потребностей читательской аудитории, специфика языка, письменность, алфавит.

Содержание и форма в газете. Содержание материалов определяет их форму во всех ее проявлениях: характер верстки, подачу материалов, приемы и средства технического оформления, их особенности. Но форма в газете – активная и подвижная категория, обладающая достаточной, хотя и относительной самостоятельностью. Одну и ту же страницу с одними и теми же по своему содержанию материалами можно оформить в нескольких вариантах; одна и та же форма может с одинаковым успехом служить в газете воплощению, раскрытию разного содержания (см. композиционно-графическую модель, КГМ); форма способна еще до ознакомления читателя с газетными материалами произвести на него впечатление. Поиск новых форм ведется оформителями, которые исходят как раз из относительной самостоятельности газетной формы. Только при этом важно правильно определить степень этой самостоятельности.

Лицо газеты определяется рядом объективных и субъективных причин. К объективным отнесем содержание, соответствующее определенному типу издания.

Субъективные причины, определяющие лицо газеты: опыт и вкус журналистов и полиграфистов, уровень подготовки сотрудников редакции, их профессиональное мастерство.

Таким образом, лицо газеты – это комплекс, состоящий из многих компонентов:

1. направление и характер материалов (содержание, жанры);

2. особенности языка и стиля;

3. формы подачи материалов, характерные только для этой газеты рубрики, отделы и разделы;

4. внешний вид, особенности графической формы, обусловленные версткой и техническим оформлением ее материалов (размещение материалов в номере, постоянные места отделов и рубрик газет; приемы оформления; текстовые и титульные шрифты; иллюстрации).

Лицо газеты складывается из двух сторон – из элементов, общих для всех газет, и из специфики, особенностей, отличающих его от лица всех остальных газет. Лицо газеты может совершенствоваться и улучшаться, но основы его, при сохранении того же характера газеты, следует сохранять неизменными.

Композиция – построение номера и каждой из его страниц. Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера – один из основных компонентов долговременной модели газеты.

Композиция – это всегда выражение некоторой идеи, а не простое механическое размещение сообщений на газетной полосе, это всегда поиск их взаимосвязи, их отношений (равнозначности, подчиненности и т.п.), помогающих читателю разобраться в предлагаемом материале, воспринять образ периодического издания.

Верстка – технический процесс монтажа печатной формы; размещение конкретных материалов в номере.

Верстка находит свое наглядное выражение в процессе макетирования, с ее помощью композиция газеты конкретно воплощается в действительность.

Виды верстки.

1. По конфигурации материалов.

- простая,

- ломаная.

2. По направлению разверстки материалов на полосе.

- вертикальная,

- горизонтальная,

- смешанная.

3. По степени симметрии размещения материалов на полосе.

- симметричная,

асимметричная.

Все компоненты лица газеты получают свою фиксацию в так называемой модели газеты.

Модель (композиционно-графическая модель – КГМ), по Д.Георгиеву (Болгария), это:

1. «формула» газеты, которая сжато определяет ее главные задачи и общественную роль;

2. «типологическая концепция» дает указания на особенности читательской аудитории газеты, ее содержание и тематические направления, на использование жанровых форм, стиля, на ее объем, периодичность и тираж;

3. «графическая концепция» содержит характеристики структуры газеты – размещения ее материалов и рубрик, композиции страниц, всех постоянных графических элементов, от которых зависит характер ее оформления;

4. «организационная концепция» определяет структуру редакции, основы планирования и организации ее работы, систему изучения эффективности издания и т.д.

 

Принципы газетного дизайна

- Зависимость оформления от содержания. Все элементы газетной формы определяются содержанием публикаций, их актуальностью, общественной, политической значимостью, тематической направленностью. Это обусловливает систематизацию, группировку материалов газеты, их объединение по какому-либо признаку – тематическому, временному, жанровому и т.п.(группировка – один из главных методов организации разрозненных материалов номера в единое целое: облегчает восприятие номера, усиливает воздействие материалов). Все элементы газетной формы, мешающие выявлению содержания публикаций, пониманию их значения и роли, быстрой ориентации читателя в материалах номера, должны устраняться из газеты.

- Уместность – объединение в группы, связанные по смыслу и коммуникативным функциям элементов. Среди элементов дизайна нет хороших и плохих, а есть лишь удачное или неудачное их применение. Соблюдение элементарных норм обеспечивает целостность произведения. Удачный графический дизайн всегда уместен.

- Пропорциональность – соотношение объектов между собой (размер графических элементов определяется их относительной значимостью и взаиморасположением). «Хорошие» пропорции выражаются отношениями 2:3, 3:5, 4:6, 8:10 и т.д.

- Направленность – эффективный графический дизайн ведет читателя по публикации. Процесс чтения имеет линейный характер и протекает во времени в виде ряда последовательных этапов.

- Единство стиля – стилистическая целостность создается единообразием оформления. Единство стиля держится на деталях. Задача дизайнера – поиск компромисса между стилистическим единством и многообразием элементов оформления (не скучный внешний вид при внутренней однородности).

- Контрастность в оформлении достигается сочетанием различных размеров, форм, цветов (при черно-белой печати – градации серого цвета); придает полосе живость и привлекательность. «Темные» части – крупные заголовки, набранные жирным шрифтом, темные снимки, плотные текстовые блоки; «серые» участки – подложки; светлые участки – содержащие малое количество текста; «воздух» – белое пространство. Различия содержания материалов газеты находят свое выражение и в различиях их оформления. Чем более важным представляется содержание публикации в газете, тем более сильного выделения оно требует.

Успешный графический дизайн основан на равновесии между контрастом и единством стиля. Контраст и единство стиля – это элементы дизайна, которые с полным правом можно рассматривать как единый прием. Стилистическая выдержанность делает полосу более удобной для читателя, а контраст помогает удержать его внимание.

- Целостность – работа дизайнера похожа на процесс складывания составной картинки, создания целостного образа. При этом не может остаться ни одной лишней детали, и все элементы должны гармонично сочетаться друг с другом.

- Сдержанность – простота оформления, «невидимость», «незаметность» хорошего дизайна для читателя являются добродетелью. Замечаемая структура оформления - свидетельство агрессивного дизайна. Примером сдержанности в оформлении может служить ограничение шрифтового разнообразия, обилия выделений.

- Внимание к деталям – успешный дизайн основан на повышенном внимании к деталям. Дизайн – это искусство обращения с деталями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.009 с.)