И технология средств массовой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И технология средств массовой информации



Техника

И технология средств массовой информации

Раздел «Дизайн периодических изданий»

Методические материалы

Составитель

профессор В.В. Тулупов

 

Воронеж 2001

Содержание

Основные понятия и термины…………………………………………………3

Принципы газетного дизайна………………………………………………….6

Материально-технические средства производства газеты…………………..7

 

Система мер в газетно-журнальном деле и размерные характеристики изданий……………………………………………………………………………….8

 

Шрифт – основа дизайна………………………..……………………………10

 

Классификации шрифтов…………………………………………………….12

 

Шрифтовое оформление заголовочного комплекса и текста……………...17

 

Постоянные элементы газеты………………………………………………..21

 

Структура и композиция периодического издания…………………………27

 

Элементы планирования газетной полосы………………………………….27

 

Оформительская модель……………………………………………………..29

 

Использование цвета…………………………………………………………32

 

Использованная литература…………………………………………………34

 

Из программы курса «Техника и технология СМИ»………………………32

 

 

 

Основные понятия и термины

Слово «оформление» сегодня нередко заменяется словом «дизайн» не случайно. Есть тому несколько причин: это, во-первых, растущий интерес к формированию эстетических и функциональных качеств предметной среды, включая газеты и журналы. Это, во-вторых, внедрение в издательскую практику методов художественного конструирования, или композиционно-графического моделирования. Понятие «дизайн» в большей мере отвечает характеру и масштабу современных подходов к выпуску изданий. Понятия «оформление», «дизайн», «формообразование» стоят в одном синонимическом ряду и в то же время отражают разные стороны одного и того же процесса, разные его масштабы. Рассмотрим эти понятия в отдельности.

Художественно-техническое оформление газеты – это система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного – и дополнительных цветов.

Оформление – это тоже политика, тонкий инструмент комментария

Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) – это художественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения – все это отдельные элементы для конструирования полосы как единого целого. Цель дизайна – представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Газетный дизайн называют прежде всего функциональным, но в его логичности, простоте, четкости проявляется и его особенная красота. Конструирование полос происходит, как правило, на основе модульной верстки.

Внутренние – собственно газетно-журнальные – формообразующие факторы.

Типологический формообразующий фактор.

Первое, что необходимо учитывать при оформлении изданий, это их принадлежность к той или иной разновидности. При этом не исключается возможность заимствования оформительских приемов одним типом издания у другого, взаимообогащение дизайнерским опытом. Порой у читателей не возникает целостного представления о газете или журнале по причине отсутствия у последних своего «лица».

Соревновательный (конкурентный) формообразующий фактор.

Он понуждает редакции к поиску нестандартных приемов и способов подачи материалов, к совершенствованию оформительского мастерства на базе новых технологий, к выработке «фирменных» стилей оформления, выделяющих каждое конкретное издание среди подобных.

Эстетический фактор.

Сознательно или интуитивно журналисты (сотрудники редакционно-издательских служб) и дизайнеры создают удобочитаемые и привлекательные произведения периодической печати: усиливают или ослабляют контрасты, выравнивают пропорции частей полосы, уравновешивают их части, выстраивают симметричные или асимметричные конструкции…

Внешние факторы (они воздействуют на форму как бы извне, со стороны техники, коммерции, читательской среды и т.д.).

Технологический фактор.

Традиционная или современная (электронная) технология заметно влияют на внешний вид изданий. Внедрение в газетно-журнальное производство настольно-издательских систем (НИС) позволяет весь допечатный процесс осуществлять редакциям. Это ускоряет выпуск номеров, рационализирует труд сотрудников, расширяет возможности дизайна.

Рекламный фактор.

Сегодня в изданиях представлены и редакционная и рекламно-справочная части. Дизайнеры должны учитывать разную тональность редакционных и рекламных полос.

Международный фактор.

Выделяются англо-саксонская, германская, франко-итальянская, российская школы (стили) оформления. Наши дизайнеры все активнее перенимают мировой опыт оформления периодических изданий.

Национально-традиционный.

Опыт собственной печати, традиции и привычки своей читательской аудитории не может не оказывать влияния на «лица» российских газет и журналов.

Читательский фактор.

У каждого периодического издания – своя читательская аудитория. Оформители учитывают психологию восприятия представителей «читательского ядра» (возраст, пол, профессия, социальный статус и т.п.), мнения читателей о содержании и форме изданий, предложения и пожелания об изменениях в их структурах, в способах подачи публикаций, в подборе шрифтов и т.д.

Принципы газетного дизайна

- Зависимость оформления от содержания. Все элементы газетной формы определяются содержанием публикаций, их актуальностью, общественной, политической значимостью, тематической направленностью. Это обусловливает систематизацию, группировку материалов газеты, их объединение по какому-либо признаку – тематическому, временному, жанровому и т.п.(группировка – один из главных методов организации разрозненных материалов номера в единое целое: облегчает восприятие номера, усиливает воздействие материалов). Все элементы газетной формы, мешающие выявлению содержания публикаций, пониманию их значения и роли, быстрой ориентации читателя в материалах номера, должны устраняться из газеты.

- Уместность – объединение в группы, связанные по смыслу и коммуникативным функциям элементов. Среди элементов дизайна нет хороших и плохих, а есть лишь удачное или неудачное их применение. Соблюдение элементарных норм обеспечивает целостность произведения. Удачный графический дизайн всегда уместен.

- Пропорциональность – соотношение объектов между собой (размер графических элементов определяется их относительной значимостью и взаиморасположением). «Хорошие» пропорции выражаются отношениями 2:3, 3:5, 4:6, 8:10 и т.д.

- Направленность – эффективный графический дизайн ведет читателя по публикации. Процесс чтения имеет линейный характер и протекает во времени в виде ряда последовательных этапов.

- Единство стиля – стилистическая целостность создается единообразием оформления. Единство стиля держится на деталях. Задача дизайнера – поиск компромисса между стилистическим единством и многообразием элементов оформления (не скучный внешний вид при внутренней однородности).

- Контрастность в оформлении достигается сочетанием различных размеров, форм, цветов (при черно-белой печати – градации серого цвета); придает полосе живость и привлекательность. «Темные» части – крупные заголовки, набранные жирным шрифтом, темные снимки, плотные текстовые блоки; «серые» участки – подложки; светлые участки – содержащие малое количество текста; «воздух» – белое пространство. Различия содержания материалов газеты находят свое выражение и в различиях их оформления. Чем более важным представляется содержание публикации в газете, тем более сильного выделения оно требует.

Успешный графический дизайн основан на равновесии между контрастом и единством стиля. Контраст и единство стиля – это элементы дизайна, которые с полным правом можно рассматривать как единый прием. Стилистическая выдержанность делает полосу более удобной для читателя, а контраст помогает удержать его внимание.

- Целостность – работа дизайнера похожа на процесс складывания составной картинки, создания целостного образа. При этом не может остаться ни одной лишней детали, и все элементы должны гармонично сочетаться друг с другом.

- Сдержанность – простота оформления, «невидимость», «незаметность» хорошего дизайна для читателя являются добродетелью. Замечаемая структура оформления - свидетельство агрессивного дизайна. Примером сдержанности в оформлении может служить ограничение шрифтового разнообразия, обилия выделений.

- Внимание к деталям – успешный дизайн основан на повышенном внимании к деталям. Дизайн – это искусство обращения с деталями.

 

Шрифт – основа дизайна

Шрифт – комплект литер (букв), необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма. Шрифт – своеобразный выразитель культурного наследия, средство эстетического и художественного оформления носителя информации, а в полиграфии – одно из важнейших средств оформления любой печатной продукции.

В состав каждого шрифта входят литеры строчные, прописные, цифры и знаки. Кроме того, есть еще капительные буквы – их размер соответствует строчным, а рисунок – прописным. При ручном наборе использовались литеры, имевшие ножку, головку, очко, заплечики. Измерялись по следующим параметрам: рост литеры (расстояние от основания ножки до очка), кегль (расстояние между двумя гранями ножки по вертикали очка), толщина (расстояние между двумя боковыми гранями ножки), Кегль и толщина – величины переменные.

Существует сложившаяся терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его параметрам.

Гарнитура шрифта (Type family) – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.

Начертание (Type fase) – это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной (light – ultra bold).

Пропорции шрифта – это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.

Контрастность – это один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.

Понятие комплектности или комплект знаков (по другой терминологии – полиграфический алфавит) определяется совокупностью всех необходимых для набора текста на одном или нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.

Для каждого исторического периода характерен шрифт определенного рисунка. Так в средние века в западноевропейских странах были распространены шрифты готического типа, а в России – церковнославянские. Затем, с ХУ века в Европе, с ХУШ века – в России стали применяться соответственно шрифты типа антиквы и гражданский. Гражданский шрифт был введен Петром 1 в 1710 году (просуществовал до 1740 г.). С середины и до конца ХУШ века складывалась отечественная шрифтовая школа, в дальнейшем на графику русских типографских шрифтов оказали влияние французские словолитни, располагавшиеся в Петербурге. В конце Х1Х и начале ХХ вв. основную роль стали играть немецкие словолитни (Москва, Рига, Харьков, Тифлис), где в том числе нарезались шрифты по рисункам русских художников и граверов. Так влияние западной традиции привело к некоторому сближению графики русского шрифта с латинским.

В советский период отечественная шрифтография активно развивалась, и к началу 70-х годов российская библиотека типографских шрифтов состояла из 38 гарнитур шрифтов 114 гарнитуро-начертаний русско-латинской графической основы письменности для машинного набора; из десятка шрифтов ручного набора и из 52 гарнитур шрифтов особой графической формы письменности, в основном для обеспечения экспортных поставок строкоотливного наборного оборудования в страны Азии и Африки. К этому списку необходимо добавить 24 гарнитуры шрифтов текстового и заголовочного набора, разработанных в эксклюзивном порядке и принадлежащих издательству газет «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда» и журналу «Огонек» (т.н. монопольные шрифты).

С появлением отечественных фотонаборных машин второго поколения, а затем и автоматизированной системы переработки текста и черно-белых иллюстраций, для их обеспечения была разработана еще 31 гарнитура в 90 гарнитуро-начертаний. Таким образом, к началу 90-х годов отечественная библиотека типографских шрифтов насчитывала более 300 гарнитуро-начертаний. Библиотека содержала весь спектр шрифтов, предназначенных для набора всех типов печатных изданий. В ее состав входили шрифты для набора газет (Новая газетная, Газетная рубленая, Газетная Трудовская, Звездочка, Норма и др.), периодических и толстых журналов (Журнальная, Новая журнальная, Журнальная рубленая, Огонек и др.), художественной литературы и академических изданий (Банниковская, Байконур, Обыкновенная новая, Академическая и др.), школьных учебников (Литературная, Школьная, Букварная), справочников и энциклопедий (Кудряшовская энциклопедическая, Энциклопедия-4, Словарная Кудряшова) и т.п. К сожалению, мало было разработано шрифтов для акцидентного набора (так называемые малые наборные формы: бланки, пригласительные билеты, визитные карточки, меню и т.п.), кроме: Каллиграфической, Декора и Рукописной Жихарева, а также шрифтов для рекламной продукции: Гранит, Реклама и Древняя.

Исторические названия размеров шрифтов: Бриллиант – 3 п., Диамант – 4 п., Перл – 5 п., Нонпарель – 6 п., Миньон – 7 п., Петит – 8 п., Боргес – 9 п., Корпус – 10 п., Цицеро – 12 п., Миттель – 14 п., Терция – 16 п. (говоря, что кегль данного шрифта равен тому или иному числу пунктов, имеют в виду не высоту отпечатка буквы на бумаге, а эту высоту плюс небольшое расстояние над верхним и нижним выносными элементами – то, что в металлической литере обеспечивали заплечики – своеобразный естественный пробел между строками).

Нонпарель – от фр. несравненный (фр. словолитчик Дидо в ХУШ в.), петит – от фр. маленький, боргес – от фр. городской, гражданский, корпус – от лат. corpus juris civilis - свод гражданских законов византийского императора Юстиниана – название книги, которая была напечатана шрифтом такого размера, цицеро – по имени древнеримского политического деятеля, сборник писем которого была напечатана в 1467 г. шрифтом такого размера (создан учеником Гуттенберга Шеффером), миттель – от нем. середина - средний по размеру шрифт, существовавший в свое время, терция – от лат. третий – в свое время третий по размеру шрифт.

Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности: кегль шрифта может быть 11, 13, 19, 25 пунктов и даже 9,3; 18,8 и т.д.

 

Классификации шрифтов

Типы и группы шрифтов.

Главное требование к шрифтам – удобочитаемость, легкость восприятия набранного ими текста. Следует помнить и об их изобразительных свойствах, способности воздействовать на эмоции читателя, а следовательно и повышать действенность печатного слова.

В эпоху Ренессанса и позднее в печатном деле утвердились шрифты типа антиква (от лат. antiquus – древний), в графическую основу которых был положен рисунок древнеримских букв, отличающихся изяществом пропорций и линий. В России гражданский шрифт этого типа ввел в начале XYIII века Петр Первый. С появлением вариантов антиквы и новых стилей шрифтовой графики предпринимались попытки разделить шрифты на типы и группы, классифицировать их по формообразующим признакам – по контрасту основных и дополнительных линий и по конфигурации засечек. Существуют три классификации – историческая, типографская и компьютерная.

Историческая классификация шрифтов.

Современные шрифты в основной своей массе или копируют, или варьируют старые шрифты, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, Клод Гарамон и другие знаменитые художники и графики. В этой классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на три типа – антикву, египетские и гротеск.

Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической, антикве контраст малозаметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой, или классической, антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженным контрастом и засечками. Литературная гарнитура относится к этому типу шрифтов.

Египетские шрифты ведут свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных на папирусе (один из современных шрифтов этого типа, Мемфис, назван именем столицы древнего Египта). Их отличает примерно равная толщина штрихов и засечек, причем последние имею форму брусочков (отсюда современное название шрифтов – брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек. Брусковая газетная относится к этому типу шрифтов.

Шрифты типа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия (франц. grotesque – причудливый, комичный). В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием названные рублеными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах. Журнальная рубленая относится к этому типу шрифтов.

Классификация типографских шрифтов.

В государственном стандарте на шрифты 1972 г. все типографские шрифты разделены на шесть основных и одну дополнительную группы. Из трех разновидностей антиквы образованы три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконстрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные – переходной, обыкновенные – классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдают гротесковую природу шрифтов этого типа. Контрастные рубленые (например, гарнитура Центральная) вместе с другими «нарушителями» стандарта оказались за пределами классификации. Особую разновидность представляют декоративные шрифты, в которых буквы обозначены контуром, заштрихованы, дополнены тенью или комбинируются из контура, штрихов и тени.

Итак, в основу типографской классификации шрифтов положены два графических признака – засечки и контраст, что позволяет сгруппировать все шрифты в 6 основных и 1 дополнительную группы. Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры. Каждая гарнитура имеет исторически сложившееся название (Литературная, Обыкновенная, Академическая), характерное назначение шрифта (ЖР, ГР, букварная, школьная) или название по фамилии автора (Бажановская, Телингатера)… Поскольку гарнитура – это комплект шрифтов одного рисунка в разных начертаниях и кеглях, шрифт, имеющий свои стилевые признаки, отличающие его от других шрифтов, считается самостоятельной гарнитурой и имеет свое название.

Вот важнейшие графические элементы, из которых буквы построены:

- основные штрихи,

- соединительные (дополнительные) штрихи,

- концевые элементы.

К основным штрихам относятся вертикальные штрихи и косые, направленные сверху вниз (слева направо). В большинстве шрифтов (но не во всех) эти штрихи толще остальных.

Соединительные штрихи – это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх. Как правило, они тоньше основных.

Основные и соединительные штрихи типографского шрифта соответствуют нажимным и безнажимным штрихам рукописного шрифта (почерка). Это естественно, поскольку печатной книге предшествовала рукописная, и лучшие почерки ее переписчиков служили прототипом для типографских шрифтов. Есть еще одна особенность, напоминающая о связи типографских шрифтов с рукописными, - это своеобразные наплывы, или утолщения, расположенные посередине высоты букв или несколько смещенные.

К важнейшим концевым элементам букв относятся засечки (отсечки, сериф) – небольшие штрихи, подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи; а таже точки и «хвостики», которыми заканчиваются некоторые штрихи.

Соединительные штрихи важны так же, как и основные. Ведь некоторые буквы, например, «и», «н», «п», отличаются только расположением соединительных штрихов. Концевые же элементы не являются необходимыми – их отсутствие не помешает узнать ту или иную букву. Однако наличие (или отсутствие) концевых элементов и их форма в довольно большой мере определяют графический облик – рисунок шрифта и влияют на его удобочитаемость.

Неодинаковая толщина штрихов придает шрифту контрастность. Чем больше разница между толщиной основных и дополнительных штрихов, тем контрастность шрифта резче, и наоборот. При одинаковой (зрительно) толщине всех штрихов шрифт совершенно теряет контрастность и становится монотонным.

Неодинаково и расстояние между основными штрихами букв. Это расстояние называется внутрибуквенным просветом. При небольших внутрибуквенных просветах и нормальной толщине штрихов шрифт производит впечатление узкого, вытянутого по вертикали; по мере увеличения внутрибуквенных просветов шрифт воспринимается как более широкий и округлый.

Степень контрастности, наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов и степень округлости, длина выносимых элементов – вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности шрифтов и обеспечивающие самобытность каждого.

1. Группа рубленых шрифтов. Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют: Древняя, Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Правдинская, Гротеск, Букварная, Плакатная, Агат, Московская, Советская, Спутник.

2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Примерно равное соотношение ширин соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов: Акцидентная Телингатера, Волгоградская, Севастопольская, Октябрьская.

3. Группа медиевальных шрифтов. Характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, с заческами в виде плавного утолщения концов основных штрихов и наклонным расположением оси симметрии округлых букв: Литературная, Банниковская, Заголовочная газетная, Лазурского, Ладога.

4. Группа обыкновенных шрифтов. Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Оси округлых букв вертикальные: Обыкновенная, Обыкновенная новая, Елизаветинская, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур.

5. Группа брусковых шрифтов. Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама.

6. Группа новых малоконтрастных шрифтов. Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Коринна, Школьная, Энциклопедическая, Новая газетная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Малановская, Кудряшовская словарная, Кудряшовская энциклопедическая, Баченаса.

7. Дополнительная группа. Шрифты, не имеющие ярко выраженных графических признаков (сюда же входят шрифты, подражающие рукописному начертанию букв): Пальмира, Каллиграфическая, Машинописная, «1812 год», Жихарева, Рукописная Коробова.

Все шрифты различаются по начертанию (основные графические признаки рисунка шрифта сохраняются).

1. По насыщенности (относительной толщине основных и соединительных штрихов).

- светлые (не более 23%), внутрибуквенный просвет в 2-4 раза больше толщины основного штриха.

- полужирные (до 34%), соотношение от 1:1 до 1:1,5.

- жирные (34% и более), внутрибуквенный просвет уже толщины основного штриха.

Это отношение толщины основного штриха знака к его высоте у строчных букв типа «Н», «П» и т.д. – для кеглей 8, 9, 10, 11 и 12.

2. По наклону (основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта).

- прямые – шрифты с вертикально расположенными основными штрихами.

- наклонные имеют, как правило, наклон в правую сторону на 15 градусов.

- курсивные; строчные буквы курсивного шрифта во многих случаях приближаются к построению рукописных букв.

3. По плотности очка (по относительной ширине, или расстоянию между основными штрихами).

- нормальные (свыше 60% до 85%),

- узкие (свыше 45% до 60%),

- сверхузкие (не более 45%),

- широкие (свыше 85% до 105%),

- сверхширокие (не менее 115%).

Плотность очка определяется по зрительному отношению сторон прямоугольника, образованного осями вертикальных штрихов и линиями, проведенными между верхними и нижними соединительными штрихами (высота знака).

4. По заполненности основных штрихов.

- контурные имеют контурное построение штрихов и за их пределами – тень, как бы отбрасываемую буквой, что создает впечатление объемности шрифта,

- оттеночные (оттененные),

- штрихованные.

Кроме рисунка и начертания, шрифты отличаются друг от друга по размеру (кеглю). С 6 до 13 пунктов – текстовые шрифты, с 14-16 начинаются титульные. Их высшая градация может достигать двух (96 п.), трех (144 п.) и более квадратов. На этом уровне они переходят в разряд афишно-плакатных. В размерной классификации шрифтов зафиксирован последний этап их художественно-технического формообразования.

Требования к шрифтам – гигиенического, производственного, экономического и художественного характера. Текстовые шрифты должны быть удобочитаемыми, экономичными, технологичными и т.д.

Удобочитаемость – газетный шрифт в кеглях 6, 8, 9 не должен быть узким (4:5 или 5:6 – такова пропорция очка, а не 1:2, что характерно для узких шрифтов). Засечки повышают удобочитаемость, делают букву как бы рельефной, ее очертания выделяются на бумаге. Оптимальный кегль текстового шрифта – 8 или 9 пунктов.

Износоустойчивость (это требование остается для ручного и горячего набора, когда рисунок шрифта не должен иметь деталей, легко устраняемых в процессе давления на шрифт – при матрицировании или отливке стереотипа; в рисунке шрифта не должно быть ловушек для краски – остроугольных сочленений штрихов, в которые во время печатания забивается краска. Иначе рисунок искажается – затрудняется чтение текста).

В профессионально разработанных шрифтах за счет оптимально выбора величины очка знака (печатающая поверхность выпуклого изображения буквы или знака на литере) и его свисающих элементов, положения линии шрифта на кегельной площадке (условной линии, на которой стоят все знаки в строке набора), величины верхних и нижних пробелов от свисающих элементов знака до краев кегельной площадки, уже заложен интерлиньяж (расстояние между линиями шрифта расположенных одна под другой строк) с учетом удобочитаемости. Т.е. уже в процессе проектирования шрифта в него закладываются все требования, влияющие на интерлиньяж, что обеспечивает оптимальную плотность набора полосы, экономичность набора и нормальное восприятие текста. Такой интерлиньяж называют базовым.

Опытами доказано, что для обеспечения хорошей удобочитаемости величина междустрочных пробелов (интерлиньяж) должна по крайней мере равняться величине пробелов между словами.

 

 

Классификация компьютерных шрифтов.

Импортное происхождение компьютеров сделало необходимым заимствование опыта и традиций зарубежных школ шрифтовой графики, описания компьютерных шрифтов в англоязычных терминах.

I. Классификация, принятая в системе Microsoft Windows:

1. Группа Roman определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони);

2. Группа Swiss – рубленые шрифты с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и др.);

3. В группу Modern входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (например, Курьер);

4. Script определяет рукописные шрифты;

5. Decorative – декоративные шрифты;

6. Dont now – шрифты, о которых нет информации.

II. Более полно и конкретно описание шрифтов по системе IBM Classification (оно и более приближено к исторической классификации):

1. Первую группу составляют шрифты Oldstyle Serifs, основанные на латинской традиции XY-XYII веков. Они соотносятся с гуманистической антиквой, подклассам (гарнитурам) этой группы присущи малая контрастность и плавный переход штрихов к засечкам.

2. Группа Transitional Serifs унаследовала признаки переходной антиквы.

3. Группа Modern унаследовала признаки новой антиквы.

4. Clarendon объединяет признаки первых двух групп.

5. Slab Serifs – однотипные с брусковыми шрифтами.

6. Freedom Serifs – шрифты с засечками неопределенной формы.

7. San Serifs - беззасечковые шрифты.

8. Ornamentals - декоративные шрифты.

9. Scripts – рукописные шрифты.

10. No Classification – не поддающиеся определению шрифты.

Компьютерные шрифты классифицируются также по методам их цифрового описания: растровые, штриховые (векторные), контурные и алгоритмические.

Выбор шрифтов.

Одногарнитурный, малогарнитурный, многогарнитурный стили шрифтового оформления.

Наиболее удобочитаемым основным текстовым шрифтом в газете считается светлый, прямой, нормальный восьмого-девятого кегля.

Светлый – потому что это спокойный, не утомляющий при длительном чтении цвет; прямой – потому что мы с детства привыкаем к прямостоящим буквам и чтение курсива требует от нас большего напряжения; нормальный – потому что уравновешенная пропорция 4:5 более приятна нашему глазу, чем узкая или широкая; петит и боргес – потому что буквы этого размера сравнительно легко читаются в узкой колонке и достаточно экономны. С позиции удобочитаемости рекомендуется набирать основной текст шрифтами типа антиквы, так как буквы с контрастными штрихами и засечками узнаются быстрее, чем буквы рубленых шрифтов, лишенные этих графических признаков.

В выборе шрифтов для заголовков на первый план выступает функциональный подход к их графическим качествам, поэтому здесь обычно применяются жирные и полужирные начертания.

Можно с уверенностью сказать, что наиболее популярной гарнитурой XX века является Таймс. Ее создателем стал Стенли Морисон (1889-1967). В 1929 году он был зачислен в штат газеты «Таймс», и уже 3 октября 1932 года газета вышла в свет с новой, удивительно красивой и удобочитаемой гарнитурой Times New Roman. Морисон продолжал совершенствовать семейство шрифтов Times до 1960 года. В настоящее время существуют десятки русифицированных вариантов этой гарнитуры, как правило, с различными межбуквенными расстояниями.

Цифровая обработка шрифтов.

Допечатный процесс сегодня включает набор текста, сканирование и последующую обработку изобразительного материала, верстку и как заключительный этап – вывод фотоформ. Если издание монохромное, редакция может обойтись офисными принтерами, разрешаю способность которых сейчас доходит до 1800 dpi (dots per inch – точек на дюйм; американский дюйм составляет 25,4 мм). Но чтобы печатать полноцветное издание высокого качества, нужно использовать ФНА (фотонаборный автомат). Если использовать чужой 9удаленный) ФНА, можно обратиться к стандартизированному языку печати Postscript (данный стандарт разработан фирмой Adobe, в настоящее время наиболее распространенным форматом является Adobe PostScript Level 2). Для того чтобы написать файл корректно, необходимо точно знать марку выводного устройства и установить для него правильный драйвер в меню контрольной панели – иначе ФНА «не поймет» параметров печати.

Как правило, возникают две проблемы: программные ошибки в написании PostScript файла; несовпадение шрифтов (в том числе одноименных), разумеется, только в том случае, если шрифты не включены внутрь PostScript файла. Первая проблема решается довольно просто – следует использовать хорошо знакомые лицензионные программы известных фирм, например, Adobe и QuarkXPress фирмы Quark. Adobe PageMaker 6.5, Adobe Illustrator корректно генерируют PostScript, тогда как PageMaker 5.0 часто допускает ошибки. Со шрифтами дело обстоит сложнее. При русификации шрифтов возникает опасность получения плохо воспринимаемых гарнитур из-за программных ошибок.

Сегодня наиважнейшей задачей стал стандартизация гарнитур. В издательском деле и в СМИ используются совершенно различные компьютерные платформы. Для СМИ удобнее применять гарнитуры в международном формате PostScript, это обеспечит шрифтовое совпадение. Возможность использования гарнитур в данном формате возникла с появлением программ Adobe Type Manager, или, как ее обычно зовут в среде профессионалов, АТМ. Этот программный продукт предоставляет новые возможности работы со шрифтами в форматах PostScript Type I и TrueType. Пользователь воспринимает как должное мгновенное отображение шрифтов любого кегля или начертания на мониторе.

Если дизайнеры редко используют некоторые шрифты, их можно обозначить как отдельную шрифтотеку и подключать только в случае необходимости, не перегружая оперативную память многосотенным набором шрифтов. В этом случае упрощается и работа с типографией, где для каждого издания может существовать определенная шрифтотека.

Иногда редакции и типографии различаются настольно-издательскими системами и (что еще более существенно) компьютерными платформами: почти все российские типографии оборудованы графическими станциями на платформе Macintosh, в то время как многие редакции используют PC. Сейчас Adobe Type Manager, начиная с версии Deluxe 4,0 (6), позволяет импортировать и экспортировать сформированные шрифтотеки даже между различными компьютерными платформами.

 

Шрифтовое оформление элементов заголовочного комплекса и текста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.1 с.)