Выводы из классической экономической теории о предпринимательстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выводы из классической экономической теории о предпринимательстве



Важнейшее значение для развития современного предпринимательства имел вывод учёных-экономистов XVIII-XIX вв. о том, что предприниматель - это собственник капитала, владелец собственного дела, управляющий им, часто совмещающий, функции собственника с личным производительным трудом.

Сторонники классической экономической теории первыми определили одно из важнейших свойств предпринимательства - рисковый характер этой деятельности. Для достижения успеха необходимо уметь предвидеть риск.

В трудах классиков изложена точка зрения о новаторской, инновационной функции предпринимательства, базирующейся на постоянном комбинировании факторов производства, на поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов. Они доказали необходимость развития конкуренции в предпринимательской среде, ограничения монополистической деятельности, а также вмешательства государства в свободную предпринимательскую деятельность, важную роль таких регуляторов предпринимательства, как налоги, пошлины, проценты и др.

 

Развитие учения о предпринимательстве в XX в.

Вторая половина XX в. - это период развития в большинстве западных стран практического цивилизованного предпринимательства.

Яркую роль в развитии учения о предпринимательстве сыграли выдающиеся ученые-экономисты, как Ф. Хайек, Й. Шумпетер и П. Друкер.

По мнению Ф. Хайека, предприниматель как хозяйствующий субъект характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции. Он считал, что бизнес как сумма стихийных процессов значительно шире предпринимательства, равнозначного, по его мнению, любой другой рыночной профессии.

По мнению Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической проблемой, так как они выполняют функции создания чего-то нового, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычное и испытанное.

Й. Шумпетер считает, что своеобразие поведения предпринимателя заключается в двух моментах. Во-первых, быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие; во-вторых, быть предпринимателем – значит делать не так, как делают другие.

И. Шумпетер считал, что для развития предпринимательства необходимы два основных фактора: а) организационно - хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода. Он был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.

По его мнению П. Друкера, предприниматель - это человек, который открывает свое собственное новое дело, бизнес. Предпринимательство нельзя отнести ни к науке, ни к искусству. Это конкретная деятельность, практика.

П. Друкер считает, что в принципе предпринимательство не является рисковой деятельностью, за исключением осуществления бизнеса в отдельных отраслях. А предприятия разоряются, потому что предприниматели являются некомпетентными людьми в той сфере бизнеса, в которой функционировали их предприятия.

 

Сущность предпринимательства

По мнению американских ученых, предпринимательство — это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство — это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство неразрывно связано с такими понятиями, как «динамизм», «инициатива», «смелость».

В западных странах предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого — постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

По мнению А.В. Бусыгина, предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, есть, прежде всего, мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования.

Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела.

Предпринимательство — это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты.

 

Определение сущности предпринимательской деятельности в законодательных актах

Впервые наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.). Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Было установлено, что предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность.

В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности в ГК РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:

1) это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;

2) это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

3) это деятельность рисковая;

4) предпринимательство — это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое, извлечение прибыли;

5) это деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрировавшими в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;

6) основной мотив осуществления предпринимательской деятельности — получение прибыли;

 

Предпринимательство как явление и как процесс

Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства и с другими участниками предпринимательской деятельности.

Предпринимательство как процесс представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей начиная с момента возникновения предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект. Предпринимательство — это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют.

 

Функции предпринимательства

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую, политическую.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов.

Предпринимательству свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию. Эта функция все более обнаруживается в формировании нового слоя людей – людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Так же предпринимательство это создание рабочих мест.

Важнейшая функция предпринимательства — организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.007 с.)