Естественнонаучная экспозиция и посетитель: к поиску новых моделей музейной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественнонаучная экспозиция и посетитель: к поиску новых моделей музейной коммуникации



Обращение к идее гармоничного единства природы, общества и человека как единственно возможному условию сохранения человеческой цивилизации связано с происходящим в настоящее время обострением экологических проблем. Реализация этой идеи возможна только при условии формирования экологического сознания средствами всей системы общественных институтов. В этой системе особая, очень ответственная роль принадлежит естественнонаучным музеям. Понимание важности этой роли, искренняя тревога за будущее музеев природы нашли отражение в ряде публикаций, дающих отчетливое представление об основных проблемах, стоящих перед музеям данного профиля. В то же время озабоченность несоответствием подавляющего большинства музеев требованиям сегодняшнего дня зачастую не позволяет выработать целостную концепцию их перспективного развития. И как ни велико желание подойти к решению проблемы с точки зрения чисто экспозиционного подхода, реальность настоящего (а тем более - будущего) требует рассмотрения всего спектра проблем, стоящих перед комплексным естественнонаучным музеем.

В первую очередь необходима выработка общей концептуальной модели, в которой были бы объединены основные задачи, факторы развития, условия и формы самореализации музея как социального института. За основу монет быть взята графическая концептуальная модель вузовского естественнонаучного музея (1). На рисунке приводится производная от этой модели схема, адаптированная для отдела природы областного краеведческого музея.

В значительной степени влияние на характер деятельности музея оказывает современный социальный заказ. Наиболее общая формулировка социального заказа, обращенного к данному типу музея, звучит как "... назревшая ныне необходимость широкого просвещения и популяризации музейными средствами учения о биосфере и основ экологии" (2). Такая позиция, однако, требует существенного уточнения, поскольку не учитывает ряда прогрессивных тенденций, наметившихся в развитии музейного дела в последние годы. В первую очередь это отказ от господствовавшей с начала 1930-х гг. "школоцентристской" точки зрения на образовательную деятельность музея (3), преодоление устоявшихся стереотипов во взглядах на содержание социальных функций музея (4), а в целом - замена традиционной целеустановки, заданной музею в незапамятные годы. Дело в том, что практически все, как уже существующие, так и находящиеся в стадии проектов музеи (отделы) природы (5), исповедуют в большей или меньшей степени принцип прагматизма, в основе которого заложено представление о природе как определенном наборе материальных ресурсов, а главным негативным последствием антропогенной деятельности считается возникновение экологического дискомфорта для человеческого организма.

Прагматизм порождает прагматизм. В результате после посещения экологических экспозиций взрослый посетитель выходит с мыслью, что "на его век еще хватит". Что же касается самых маленьких посетителей, то для них "прагматическая" экспозиция просто непонятна и неинтересна. Но, несмотря на это, мы никак не можем сойти с проторенной дороги природопотребительского прагматизма (хорошо-плохо, полезный-вредный), зачастую даже не задумываясь о том, что, принимая во внимание тесную


взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов биосферы, данные термины, используемые с учетом интересов только одного биологического вида - человека, звучат просто безнравственно.

И очень своевременным представляется утверждение Т.П.Полякова о том, что "... основы любой новой концепции "Природа-Человек" лежат в традиционном мифологическом сознании, подчиняющем результаты науки и искусства нравственным целям" (6). Именно в переориентации с прагматического на нравственно-этический подход заключается основное направление предъявляемого к музею современного социального заказа, содержание которого, суммируя сказанное, можно сформулировать как создание культуро-формирующей системы, способствующей развитию эмоционально-ценностных реакций посетителей на экологические проблемы, превращению музея в региональный культурно-экологический центр.

Следующий этап - разработка основополагающего документа, определяющего главные направления деятельности музея, условия и формы реализации музеем требований социального заказа. Каким быть музею природы? Ответ на этот вопрос должен быть получен в результате создания научной концепции. Новым звеном в этом процессе должен стать поиск каждым музеем своей собственной, имеющей генетическую связь с данной территорией, символики, утверждающей единство При-родя и Человека. Одним из таких символов может стать Исток Волги (7), или Вятский увал (8), или Тамбовский земляной вал - рукотворный оборонительный рубеж, с одной стороны, разделивший в пространстве и времени этапы естественного развития природы и ее "хозяйственного освоения", а с другой - соединивший далекое прошлое (до- и послеледниковую растительность, процесс генезиса черноземных почв, уникальным резерватом которых он сегодня является) и современность (что доказывается самим фактом его существования). Трудно представить более подходящий символ, не только поддающийся экспозиционному решению (в частности, с помощью пленочных монолитов), но и позволяющий объединить (пространственно и тематически) отделы истории и отделы природы в реализации сквозной темы, раскрывающей историческое единство Природы и Человека.

Такой символический образ должен стать стержнем, этической основой новой экспозиции, которая и является квинтэссенцией информационного потенциала музея. Но здесь отчетливо ощущается определенный дисбаланс между особой ролью экспозиции и ее второстепенным положением в рамках социальной функции образования и воспитания. Очевидно, что понятия "образование" и "воспитание" уже не в состоянии охватить всей полноты задач, поставленных современным социальным заказом, и могут рассматриваться лишь как отдельные элементы некоторой функции с более глубоким содержанием. Возникает необходимость введения понятия "культурно-экологической коммуникации" как комплексной формы реализации информационного потенциала музея (отдела) природы, в содержание которой входят экспозиционная, образовательная, воспитательная и рекреационно-досуговая деятельность.

В качестве одного из основных факторов развития естественнонаучного музея (отдела) в целом и экспозиционной работы - в частности, следует рассматривать внешний экспозиционный фонд. Необходимость в его целенаправленном формировании и оформлении как самостоятельной структурной единицы именно для отделов природы объясняется значительной обедненностью фондов (как в количественном, так и в качественном, тематическом, отношениях) естественнонаучных материалов (по сравнению с историческими). В результате диапазон тем для выставочной работы является настолько ограниченным (как правило, это минералы, охотничьи трофеи и коллекции насекомых, чаще всего экзотических), что говорить о реальных перспективах в данной области просто не имеет смысла. Материальной базой для


серьезных качественных изменений в организации выставочной работы является внешний экспозиционный фонд, представляющий собой сочетание таких разнородных элементов, как фонды других музеев, частные коллекции, произведения работников искусства (художников, скульпторов), оригинальные материалы, участвовавшие в конкурсах, проводимых музеем, произведения народного творчества (в том числе из природных материалов) и другие. Отдельные элементы этого фонда эпизодически использовались музеями и раньше, но это не рассматривалось как система.

Целенаправленная деятельность по формированию этого фонда преследует по меньшей мере две очень важные цели:

1. Переход на качественно новый уровень выставочной работы в музее.

2. Включение в процесс формирования музейной и экологической культуры новых
категорий населения, способствуя тем самым превращению их из пассивных
потребителей музейной информации в активных участников культурно-
коммуникационного процесса - субъектов музейной коммуникации.

Музеи Западной Европы и США уже имеют опыт в создании системы общественных помощников или "друзей музея" (9).

Поворотным пунктом в эволюции представлений о содержании естественнонаучной экспозиции стало признание необходимости скорейшего отказа от так называемой "типовой тематической структуры". Создание нестандартных, более образных экспозиционных решений, связанных с художественным осмыслением природы, требует не только традиционного "научного", но и культурологического подхода (10), применения в равной степени как научных, так и нравственно-эстетических критериев. Возрастание значения последнего связано с усиливающейся в настоящее время тенденцией обращения теоретиков и практиков музейного дела к детской аудитории (преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста): ведь именно эстетическое отношение человека к действительности может стать основой формирования целостной личности, а привлекательность музея для посетителей, особенно самых юных, в значительной степени определяется сочетанием рационального и эмоционального компонентов в восприятии музейной экспозиции (11). И только как необъяснимый парадокс можно рассматривать ситуацию, когда, вопреки официальному признанию детей приоритетными посетителями, составляющими в некоторых музеях до 65% (12), и многолетней ориентации деятельности музеев на школьную (детскую) аудиторию, существующие экспозиции оказались ни в коей мере не рассчитанными на ребенка (13), а по материалам социологического исследования, проведенного автором настоящей статьи, за последние 5 лет в отделах природы краеведческих музеев Росии отмечены лишь единичные случаи создания выставок, специально рассчитанных на детей до 14 лет. В устранении этого противоречия можно видеть одно из основных направлений развития экспозиционной мысли в ближайшей перспективе.

Возможное решение этого вопроса известно: достаточно обратиться к отечественного (периода 1920-х гг.) и зарубежному опыту по созданию детских экспозиций. Варианты могут быть разные: от широко распространенных за рубежом детских музеев (14) до целенаправленных, адресованных конкретным возрастным группам, детских выставок (15) и специально организованных зон для работы с детьми в рамках существующих экспозиций (16). Поле деятельности неограниченно: излишне напоминать, что в настоящий момент нет ни одной детской естественнонаучной экспозиции (в качестве хорошей предпосылки создания такой экспозиции могут рассматриваться сценарные предложения М.Б.Гнедовского к проекту Государственного дарвиновского музея) (17). Безусловно, задачи экспозиционеров существенно усложнятся, так как речь идет не о подмене глубокого научного


содержания дешевым развлекательным оформительством, а об использовании профильных наук как основы для радикальных качественных изменений в самом процессе музейно-экспозиционной популяризации, в "эстетизации" музейной коммуникации.

Вероятно, следует согласиться с утверждением Ю.У.Гуральника о том, что дальнейшее совершенствование музея будет в меньшей степени связано с какими-то принципиальными перестройками, а в большей - с качественными видоизменениями самого процесса контакта с посетительскими аудиториями (18). Это подтверждается и анализом работ зарубежных музееведов: так, по мнению П.Кольба, привлекательность музеев для юных посетителей связана прежде всего с многообразием программ и мероприятий, сопровождающих экспозиции и выставки (19). Первым шагом в этом направлении можно считать разработку программ музейного всеобуча (20). Поскольку естественнонаучная тематика занимает в этих программах более чем скромное место (так как составлены они преимущественно сотрудниками научно-просветительных отделов), особое значение приобретает создание системы экологического всеобуча.

Организация экспозиционного пространства является сегодня наиболее актуальной проблемой. Даже поверхностное (без специальных расчетов) знакомство с некоторыми экспозициями отделов природы краеведческих музеев России убеждает в том, что они совершенно не соответствуют новым требованиям организации процесса культурно- экологической коммуникации (особенно это касается детской аудитории). Это несоответствие выражается в отсутствии в экспозициях (полностью или частично) в первую очередь таких элементов, как:

рекреационная зона (зона отдыха);

зона тактильного восприятия музейной информации (одно из главных "табу" современного музея - "не трогать!");

зона творчества (художественного осмысления полученной информации);

игровое пространство.

Отрицательные последствия отсутствия в музее зоны отдыха очевидны. Вследствие крайней тесноты редкий музей предоставляет уставшим после полугора-двухчасового осмотра посетителям стулья или банкетки. В результате многие покидают музей раньше, чем они действительно хотели бы это сделать.

Сложнее решить вопрос о предоставлении посетителям возможности непосредственного (тактильного) контакта с экспонатами. Безусловно, в большинстве случаев это недопустимо по соображениям обеспечения сохранности. Наиболее предпочтительный вариант - создание так называемой "комнаты открытий" (21), в которой посетители (в первую очередь, дети) могут удовлетворять естественную потребность не только осматривать предметы, но и брать их в руки. Такая зона может быть совмещена с зоной творчества. Отсутствие подобных зон существенно затрудняет процесс контакта с посетителями. В качестве примера можно отметить опыт отдела природы Тамбовского областного краеведческого музея (далее ТОКМ). В результате активного использования внешнего экспозиционного фонда в течении 1989-1991 гг. было создано несколько оригинальных и разноплановых выставок (рассчитанных преимущественно на детей, составляющих до 70% посетителей данного музея): "Порхающие цветы" (вышивка бабочек Е.Э.Тизенгаузен), "Зимний букет" (использованы материалы станции юных натуралистов), "Мохнатая азбука" (произведения московских художников-анималистов В.М. и Ю.М.Смириных). Для выставки "Мохнатая азбука" вместо привычных эколого-систематических описаний использовались специально написанные тамбовским поэтом Г.Поповым своеобразные, проникнутые тонким юмором, стихотворения. Но, несмотря на необычность экспонатов, нестандартный этикетаж, ожидаемого признания выставка не получила из-


за недостатков в организации экспозиционного пространства: ввиду отсутствия выставочного зала выставки размещались в отделе природы.

Признавая необходимость практической деятельности ребенка в качестве основополагающего принципа в процессе воспитания и обучения, следует прогнозировать приоритетное развитие экспозиций, оптимальное функционирование которых предусматривает не только визуальное изучения, но и активное участие в творческом процессе (вышивка, рисование, моделирование и др.).

Наряду с созданием зоны творчества развитие системы музейного всеобуча еще в большей степени требует организации в музее игрового пространства. Оно включает не только площади, предназначенные для экспозиции, но и для всего комплекса подготовительных работ для проведения игровых занятий, существенно отличающихся от привычных, экскурсионных. Осуществление этого процесса может иметь наряду с традиционными (развитие эмоционально-чувственной сферы, обогащение новыми знаниями) и совершенно непредвиденные направления. Одно из них - возрождение детского фольклора. Так, в процессе разработки сценариев специальных игр-экскурсий по заказу сотрудников отдела природы ТОКМ Г.Попов написал цикл экологических стихотворений и считалок (см. Приложение 1). Использование их в регулярных занятиях с дошкольниками с последующим изучением "конкурентоспособности" в сравнении с небезупречными по содержанию образцами (например, известным "Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана...") позволит оценить возможность музея в новой для него сфере деятельности.

К сожалению, несмотря на то, что современная педагогическая наука рассматривает игру как наиболее эффективную форму занятий с детьми младшего возраста (22), задача организации игрового пространства в большинстве музеев сегодня не только не решается, но даже и не ставится. Проблема эта требует особого внимания в связи с тем, что развитие музейного всеобуча с неизбежностью приведет (в связи с большим объемом работы и ограниченностью штатов работников музеев) к выходу музейного игрового пространства за территориальные границы музея. В процесс реализации музейно-педагогических программ окажется вовлеченным широкий круг педагогов. Это, в свою очередь, сделает возможным возникновение обратной связи, когда культурно-экологические программы, вышедшие из стен музея, возвратятся обратно для реализации, пройдя процесс усвоения и творческой переработки.

Новый социальный заказ потребует и поиска новых критериев оценки существующих и, главным образом, проектируемых отделов природы. До настоящего времени анализ содержания естественнонаучных экспозиций проводился преимущественно с точки зрения их научного содержания в свете современных достижений профильных наук (23), а главной целью совершенствования экспозиции считалось повышение эффективности воспитательной и образовательной работы (24). Очевидно, что возникающая задача разработки дополнительных критериев оценки проектируемых естественнонаучных экспозиций - нравственно-эстетических, психолого-педагогических, рекреационных - не может быть решена только музейными работниками. Важнейшей предпосылкой успеха является последовательное возрастание влияния на процесс культурно-экологической коммуникации непрофильных наук. Их роль должна быть различной: от определяющей основные параметры любой проектируемой экспозиции и характер ее последующего использования (эстетика, культурология, социология, психология и др.) до вспомогательной, позволяющей расширить хронологические или тематические рамки экологической экспозиции (история, археология, этнография, искусствоведение). Процесс этот неизбежен, но, признавая за музеем право на превращение из обычного просветительного учреждения в особую систему производства культурных ценностей,


необходимо сделать его двусторонним. Это позволит решить более масштабную задачу: превратить музей из системы, интегрирующейся в культурно-историческую среду, в систему, ее формирующую (25), перейти от пассивного отражения действительности к активному воздействию на нее.

Осуществление этого процесса не может не сопровождаться расширением способов воздействия музея на различные стороны общественной жизни. В дополнение к официально признанным (но далеко не всегда успешно реализуемым) видам музейной деятельности могут появиться и такие, связь которых с современным музеем представляется нетрадиционной. Так, официальную прописку с прилагательным "музейный" получили праздники и игры, театрализованные представления, духовная музыка и литературное кафе; музей становится местом проведения школьной производственной практики и центром возрождения и распространения местных народных промыслов и ремесел. Освобождение от жестких рамок стереотипов краеведческой тематики по мере использования межмузейного обмена выставками может утвердить музей в роли инициатора культурных процессов, а широкое распространение внедидактических форм работы - превратить его в центр формирования творческой личности.

Решение обозначенных проблем невозможно в организационных и тематических рамках Старого музея. Нужен Новый музей - музей со своим лицом, деятельность которого базируется на новых принципах организации экспозиционного пространства и контактов с посетителями. Нам нужны разные музеи, нет и не может быть "музея для всех": создателей такого музея ожидает судьба слона-живописца из басни С.Михалкова (к сожалению, мы все, в большинстве случаев, выступаем в роли таких слонов). Каждый человек - и большой, и маленький - должны иметь возможность найти свой музей природы. Музеев таких пока нет, но с их созданием следует поторопиться.

Приложение Г.Попов "Экологические" стихотворения и считалочки

Лиса

Лиса хитра - а как иначе? За нами нужен глаз да глаз! Она хитрит с одной задачей: Чтоб шубку уберечь от нас.

Лиса красива, только худо -Мех лисий нынче - моды крик. И для иных лиса не чудо, А просто рыжий воротник!

Барсук

Не ругайте барсука, Что он так наел бока, -Ведь придется похудеть За зиму ему на треть!

Летом ел он, что придется, Что под лапу попадется,


Стало зябко на дворе -Спать залег в своей норе. И, мечтая о весне, Жир расходует во сне...

Ласка

Все зверек красивый ласка -Что фигура, что окраска... Проскользнет в любую щель, Если есть такая цель, Схватит за загривок мышь -Что, мол, в закромах шалишь? Участь вора решена, Наша каша спасена!

Считалочка

Вы не видели, ребята, Как смешные лягушата Накупавшися в пруду, Заиграли в чехарду?

Раз, два, три, четыре, пять -Не дают себя считать, Прыг да скок, да скок да прыг Не присядут ни на миг!

Раз, два, три, четыре, пять -Вот и сбились мы опять!

Филин

Филину ночная тень -Как другому ясный день. Зорко видит... Ну, а слышит Даже топот мелкой мыши!

Птица, мышь, зверек иной -Не зевайте под сосной: Хватка есть и быстрота У пернатого кота!

Суслик

Суслик сытым быть умеет (Хочешь жить - соображай!) Он не пашет и не сеет, А снимает урожай!



Он в уборочную пору Колоски таскает в нору, Знает - не страшна зима, Коль заполнишь закрома!

Литература

1. Иванов Д.Л., Иксанова ИВ. Опыт построение графической концептуальной
модели вузовского (академического) естественнонаучного музея // Музееведение. На
пути к музею XXI века. - М., 1989. - С. 102-110. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры.)

2. Экологическое образование музейными средствами. - М., 1989. - С.5.

3. Гнедовский М.Б., Макарова Н.Г., Юхневич М.Ю. Музей и образование.
Материалы для обсуждения. - М., 1989. -С.З.

4. Ванслова Е.Г. и др. Социальные функции музея: споры о будущем (материалы
дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры) // Музееведение. На пути к музею
XXI века. - М., 1989. - С. 186-204. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры.)

5. Иксанова ИВ., Соустин А.С. К вопросу о разработке научной и художественной
концепции регионального музея природы (экспериментальная работа НИИ культуры
Бурятской АССР) // Вопросы экспозиционной работы краеведческих музеев. - М.,
1979. - С.96-111. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры.); Снегирев В.В. Перспективы
профилирования филиалов и создания природоведческих экспозиций в Калининском
государственном объединенном историко-архитектурном и литературном музее //
Музееведение: Естественнонаучные музеи (теория и практика работы). - М., 1984. -
С.68-83. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры.)

6. Поляков Т.П. Мифологическое сознание и музей XXI века (на примере
концепции музея-заповедника "Исток Волги" // Музееведение. На пути к музею XXI
века. - М., 1989. - С. 157. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры.)

7. Там же.-С. 150.

8. Соловьев А.Н. На холмах Вятского увала // Советский музей. - 1985. - N3. -
С.31-33.

 

9. Лисюк В.Е., Силищев С.С., Кольб ИЛ. Детский музей в США. Факты,
интерпретации, методы посредничества. К вопросу о сравнительной музейной
педагогике. - М., 1986; Кузьмина Е.Е. Работа зарубежных музеев с подрастающим
поколением (на материалах музеев Англии). - М., 1990.

10. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных
методов построения экспозиции // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации
в музейной деятельности. - М., 1989. - С.40. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры.)

11. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова ТВ. Эстетическое воспитание
подрастающего поколения в музеях различных профилей (материалы к программе) //
Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика,
практика. -М., 1989. -СП. (Сб. науч. тр. /НИИ культуры.)

12. Музей и школа. Пособие для учителя. - М., 1985. - С.89.

13. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова ТВ. Эстетическое воспитание... -
С.25.

 

14. Зеленко А.У. Детские музеи Северной Америки. - М., 1926; Лисюк В.Е.,
Силищев С.С., КольбПЛ.
Детский музей в США... - С.10-12.

15. Рашитова Р.С. Детский музей (к истории вопроса) // Музееведение.


Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика практика. - М., 1989.

- С.75-76. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры.)

16. Beyond the showcare // Museums journal. - 1990. № 6. P.24-27; Creenwood E.F.,
Phillips P. W., Walllace J.D.
The natural History Centre at the Liverpool Museum // The
International Journal of Museum Management and curatorship. - 1989. -Vol. 8, № 2. - P.215-
225.

17. Гнедовский М.Б., Макарова Н.Г., Юхневич М.Ю. Музей и образование... - С.27-
37.

18. Гуралъник Ю.У. Каким быть музею будущего? Опыт социологического анализа
// Музееведение. На пути к музею XXI века. - М., 1989. - С. 104. (Сб. науч. тр. / НИИ
культуры.)

19. ЛисюкВ.Е., Силищев С.С., КолъбП.Л. Детский музей в США... - С.8.

20. Баталова Е.Г. Музейный всеобуч. - М., 1989.

21. Arth M., Claremon L. The discovery room // Curator. - 1977. Vol. 20, № 3. - P. 169-
180.

22. Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога // Музееведение.
Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 1989.

- С.43-51 (Сб. науч. тр. / НИИ культуры.)

23. Никишин НА. Экспозиции отделов природы краеведческих музеев в свете
современных достижений профильных наук // Музееведение. Вопросы научного
содержания экспозиций краеведческих музеев. - М., 1987. - С.9-29. (Сб. науч. тр. /
НИИ культуры.)

24. Иксанова И.В. Проблемы пропаганды естественнонаучных знаний в
краеведческих музеях // Музей и посетитель. Актуальные проблемы музейного
строительства. - М., 1979. - С.53-65. (Сб. науч.тр. / НИИ культуры.); Овчинникова Т.Н.
Роль музеев в природоохранном образовании // Природоохранное воспитание и
образование. - М., 1983. -С.103-108.

25. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение.
Проблема культурной коммуникации в музейной деятельности. - М., 1989. - С.108-115.
(Сб. науч. тр. / НИИ культуры.)


Б.Розенблюм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.062 с.)