Основных понятий и переменных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основных понятий и переменных



В этой части методологического раздела программы вам предстоит тщательно разобраться в структурных элементах поставленной проблемы. Мы уже говорили выше, что одна из главных целей социологического исследования состоит в том, чтобы дать научное объяснение окружающим нас социальным явлениям. Как в обыденной речи, так и в теоретических выкладках мы тем или иным образом описываем эти явления, употребляя для этого какие-то слова, выражающие определенные понятия. Слова, которые мы выбираем для описания социальных явлений, определенных типов поведения или признаков, называются понятиями. Понятия должны быть тщательно подобраны, точны и информативны. В нашей повседневной жизни мы часто используем понятия, чтобы назвать и описать характерные черты окружающей нас среды. Например, мы описываем некоторых змей как ядовитых, а других как неядовитых, некоторых политиков как либеральных, других как консервативных, некоторых друзей как застенчивых, других как экстравертных. Эти атрибуты или понятия полезны для нас, потому что помогают наблюдать и понимать аспекты нашего окружения, а также общаться с другими. Понятия должны быть тщательно подобраны и информативны. Задача этой части подготовительной работы состоит в том, чтобы, прежде всего, пояснить, что именно мы имеем в виду под каждым понятием, дать ему определение [4]. Синонимом русского слово “понятие” является другой, хотя и реже употребляемый термин “концепт”[5], поэтому такого рода работу иногда называют “концептуализация”.

Все употребляемые нами понятия устанавливаются и развиваются в ходе своеобразного договорного процесса, в котором какая-то группа людей (племя, народность, культурная или профессиональная страта) соглашается с помощью определенного набора звуков и начертательных знаков дать каждому явлению или, скажем, качеству определенное имя – с тем, чтобы всякий раз, когда кто-то произнес или написал это слово, все окружающие понимали под этим одно и то же, представляли себе один и тот же образ. Понятия могут исчезнуть из группового языка, когда в них более не нуждаются, и изобретаются новые, по мере того, как отмечается появление новых феноменов, требующих собственного имени (например, “синергетика”, “культурный империализм“ “гиперкинетическое поведение”). Некоторые понятия – такие, например, как “автомобиль”, “стул”, “голосование” – совершенно точны и однозначны и не вызывают особых сомнений, потому что по поводу их значения существует практически абсолютное согласие. Другие более абстрактны и могут поддаваться довольно разным определениям – например, “либерализм”, “преступление”, “демократия”, “равные возможности”, “права человека”, “отчуждение”, “левые или правые”[6]. Поэтому исследователь должен с самого начала объяснить, что именно он имеет в виду, произнося – вслух или на бумаге – то или иное слово, и, прежде всего, из числа тех, которыми обозначают какие-то ключевые понятия. Это необходимо для того, чтобы те, кто будут читать его отчеты и оценивать их, отчетливо представляли себе, что именно обозначается этими словами, и могли решить, соответствует ли приведенное значение их собственному пониманию данного термина.

При этом вы можете воспользоваться теми определениями, которые приведены в существующих работах – научных статьях, монографиях, энциклопедиях или толковых словарях, если они вполне совпадают с вашим собственным пониманием, либо выработать собственные формулировки. Важно лишь, чтобы всякий раз, когда вы употребляете какое-то понятие, вы имели бы под ним в виду одно и то же, в каком бы контексте оно ни использовалось.

Среди определяемых для исследования понятий особое место занимают так называемые переменные. Переменная в социологическом исследовании – это такое явление, характеристика или процесс, которые могут принимать различные конкретные значения. Переменной, к примеру, является пол (который может принимать такие различные значения как “мужской” или “женский”), возраст, образование, социально-профессиональный статус и т.п. Переменными могут быть также мнения людей (а они заведомо разные) по каким-то конкретным поводам, например, ответ на вопрос “За какую партию вы голосовали на прошедших выборах в Государственную Думу?”: в этом случае переменная “Партия, за которую отданы голоса” будет принимать ряд тех значений (названий различных политических партий), которые перечислены в избирательном бюллетене. Переменной будет и сам факт участия избирателя в недавних выборах – эта переменная может принимать значения: (1) участвовал/а; (2) не участвовал/а; (3) не помнит; (0) нет ответа.

В эмпирической социологии, как и в алгебре, переменные подразделяются на независимые (аргументы) и зависимые (функции). Независимые переменные – это те наблюдаемые явления, параметры и характеристики, которые, как нам представляется, способны воздействовать на возникновение других явлений или вызвать их к жизни. Зависимые переменные – те, которые, как мы считаем, были вызваны, зависели или выступали в качестве функций других явлений.

Иногда исследователи могут также предполагать объяснения того, каким образом различные независимые переменные соотносятся одна с другой. В частности, мы могли бы попытаться провести определенные различия между ними в зависимости от того, какая из переменных предшествует (по времени возникновения) другой, выявить, какая из них обладает прямым, а какая, напротив, косвенным воздействием на то явление, которое подлежит нашему объяснению (зависимую переменную). Те переменные, которые предшествуют по времени возникновения всем другим переменным и могут затрагивать своим воздействием другие независимые переменные, называются антецедентными [7]переменными. Переменные, которые происходят ближе по времени к появлению на свет зависимой переменной и при этом сами испытывают воздействие других, предшествующих им самим независимых переменных, называются интервентными (то есть промежуточными или вмешивающимися) переменными. Роли, которые играют антецедентные и интервентные переменные в объяснении зависимой переменной существенно различаются между собою.

Предположим, исследователь выдвигает гипотезу, что человек, который поддерживает увеличение доли военных расходов в госбюджете, с большей степенью вероятности проголосует за кандидата в Государственную Думу от коммунистов, нежели тот, кто не поддерживает роста военных расходов. В этом случае можно выдвинуть предположение, что аттитюд[8] к военным расходам будет независимой переменной. Исследователь может задуматься также над тем, что же именно формирует тот или иной аттитюд к военным расходам, и предположить (это его право), что более склонны поддерживать увеличение военных расходов люди с параноидным типом психики. Эта новая переменная будет в таком случае антецедентной, поскольку она предшествует независимой переменной и (как мы предполагаем) вызывает ее появление. Размышления по поводу антецедентной переменной отодвигают схему нашего объяснения назад во времени, однако можно надеяться, что они, в конечном счете, приведут к более полному пониманию частного явления (в данном случае – факторов, влияющих на поведение избирателя во время думских выборов). Отметим, что независимая переменная в первоначальной гипотезе (поддержка увеличения военных расходов) становится зависимой переменной во вторичной гипотезе, включающей в себя антецедентную переменную (паранойя). Отметим также, что в этом примере паранойя представляется нам оказывающей непрямое воздействие на зависимую переменную (президентские выборы) посредством влияния на аттитюды к военным расходам.

Рассмотрим теперь такой пример. Исследователь выдвигает гипотезу о том, что на вероятность участия избирателя в голосовании (на выборах) оказывает влияние образовательный уровень, который эмпирически можно измерять числом лет, затраченных им на получение формального образования. В данном случае образование будет независимой переменной, а участие в голосовании – зависимой переменной. Далее исследователь начинает размышлять: а благодаря чему формальное образование может вызвать такой эффект? Это говорит о том, что социолог уже начал тем самым искать антецедентные или интервентные переменные, которые могли бы стоять между образованием избирателя и вероятностью явки его на избирательный участок в день выборов. Можно было бы, например, предположить, что в результате получения формального образования у человека вырабатывается более сильное чувство гражданского долга, которое, в свою очередь, и служит непосредственной причиной участия его в голосовании. Или же такое предположение: процесс получения формального образования приучает человека вести все свои дела ответственно и педантично, в результате чего он ощущает внутреннюю необходимость придти в день выборов на избирательный участок. Интервентные переменные размещаются между независимой и зависимой переменными и помогают более убедительно объяснить процессы влияния одних переменных на другие (и поэтому чаще выступают в качестве каузальных переменных).

Реально объяснительные схемы, включающие многочисленные независимые, альтернативные, антецедентные и интервентные переменные, могут стать чрезвычайно сложными. Удобным средством для того, чтобы наглядно представить и проследить такое усложненное объяснение, может служить стрелочная диаграмма. Для приведенного нами примера объяснения связи различных переменных стрелочная диаграмма могла бы выглядеть примерно следующим образом (см. рис.2.1). Стрелки на этой диаграмме указывают, что одна переменная трактуется исследователем как объясняющая другую или относящаяся к ней, направление стрелки показывает, которая из переменных является независимой в этой предполагаемой взаимосвязи, а которая – зависимой.

 


Чувство гражданского долга

 

 

Формальное Участие в

образование голосовании

 

Привычка вести свои дела

ответственно и педантично

 

 

независимая интервентные зависимая

переменная переменные переменная

 

 

ВРЕМЯ

 

Рис.1.1. Стрелочная диаграмма связи между переменными

образования и электоральной активности

 

Формулировкой определений используемых понятий и указанием на характер переменных дело не ограничивается. Далеко не всегда введенные исследователем переменные могут быть подвергнуты прямому и непосредственному наблюдению и измерению в ходе сбора эмпирических данных. Для того чтобы связать ваши исходные теоретические понятия с теми или иными конкретными поступками, мнениями людей, оценками, которые они дают каким-то явлениям окружающей действительности, необходимо еще провести операционализацию понятий. Другими словами необходимо решить, какие именно виды эмпирических наблюдений должны быть проведены для измерения степени распространенности (частоты) интересующего нас признака, типа поведения или характера оценки, а также какие индикаторы следует для этого выбрать. К примеру, было бы бессмысленно прямо задавать своим респондентам вопросы: “Какова степень Вашего политического участия?” или “Как Вы относитесь к двойному стандарту половой морали?”. На такие вопросы вы, скорее всего, не получите никакого определенных ответов, если предварительно не проведете основательного разъяснения (вначале – для себя), что именно вы понимаете под политическим участием или двойным стандартом.

Однако само такое разъяснение в ходе полевого этапа, то есть практического опроса, потребует немалого объема времени и предполагает к тому же достаточно высокий уровень подготовки ваших собеседников и их заинтересованное отношение к исследуемой вами проблеме. Этого можно избежать, задавая собеседникам целый ряд коротких, простых, конкретных вопросов – об участии респондента в выборах, в деятельности местного отделения той или иной партии или общественного движения, в собраниях митингах и т.п. А на стадии анализа, определенным образом комбинируя ответы на эти вопросы, вы уже будете размещать респондентов по различным позициям шкалы политического участия. Другими словами, операционализация предполагает перевод теоретических понятий, иногда достаточно сложных для непосредственного и немедленного восприятия их не вполне подготовленной аудиторией, на язык, понятный и доступный этой аудитории. Операционализация чаще всего осуществляется с помощью не одного вопроса, а нескольких. Так, в одном из наших исследований экономической стратификации[9] для того, чтобы определить “место в организации труда”, мы задавали респондентам пять вопросов; а операционализация понятия “отношение к собственности на средства производства” потребовала использования семи вопросов анкеты.

Другое название операционализации – эмпирическая интерпретация понятий, поскольку посредством ее в социальной действительности выделяют наблюдаемые признаки, составляющие содержание определенных нами теоретических понятий на эмпирическом уровне. Такие признаки называют еще индикаторами (показателями или указателями). Именно они-то и подлежат прямому непосредственному наблюдению. Индикаторы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые индикаторы характеризуют содержание понятия прямо и непосредственно, косвенные же делают это в силу уже известной (существующей практически) связи с тем свойством, которое интересует исследователя. Таков, к примеру, различие половых и психологических признаков, манер поведения, записи в паспорте – как половой принадлежности. Однако если признаки пола, возраста, места жительства (город, село) достаточно удовлетворительно характеризуют соответствующие им понятия в социально-демографическом блоке, то эмпирическая интерпретация таких, например, довольно широко распространенных социологических понятий, как социальный и профессиональный статус, могут вызвать разночтения и потребуют довольно большого числа индикаторов. Еще более сложным может оказаться эмпирическая интерпретация таких понятий как групповая сплоченность, степень разделения труда, политическая (а тем более – социальная в целом) активность, образ жизни.

Необходимо отчетливо уяснить себе: исследование не сможет успешно продвинуться, пока не достигнуто какого-то, хотя бы минимального согласия (между исследователем и респондентом) по поводу значения тех понятий, которых оно касается и которые, в нем используются. Социолог должен позаботиться о том, чтобы каждому явлению в исследовательском проекте дать свое имя и привести по возможности подробное и ясное изложение своего – пусть пока даже предварительного – понимания проблематичных концептов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.016 с.)