Глава 2. Программа эмпирического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Программа эмпирического



Глава 2. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Процесс выполнения любого эмпирического социологического исследования от возникновения замысла до завершения аналитического отчета, как правило, включает в себя ряд этапов, которые являются типовыми, независимо от исследуемой проблемы и ее содержания. Эти этапы таковы:

– разработка программы исследования;

– сбор первичной социологической информации (полевой этап);

– обработка первичной информации;

– анализ данных, полученных в результате обработки;

– подготовка отчетов и аналитических справок.

Разумеется, деление это в определенной степени условное: на практике различные этапы могут совмещаться, протекать параллельно. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что они присутствуют в каждом исследовании. Одним из важнейших этапов следует считать первый из них – разработку программы исследования.

Любая работа может быть выполнена гораздо эффективнее, если мы предварительно разработаем более или менее детальный проект ее выполнения, то есть продумаем и изложим четко и внятно достаточно подробный план, который показывает, каким именно образом исследователь намеревается достичь целей своего исследования. Таким проектом для эмпирического социологического исследования выступает его программа. Под программой, как правило, понимают эксплицитное изложение сути исследуемой социальной проблемы, целей, задач, основных предпосылок и гипотез исследования с указанием процедур и логической последовательности отдельных операций по проверке этих гипотез. В соответствии с этим в структуре программы выделяют два укрупненных раздела – методологический и процедурно-методический. В этой главе мы рассмотрим содержание первого из них.

Иногда начинающие социологи приступают к исследованию, не располагая развернутой программой, а руководствуясь лишь парой-тройкой смутных идей – в надежде, что интуиция подскажет последующие действия. Результат, как правило, бывает не самым радостным: по завершении сбора данных и их обработки вдруг становится очевидным, что остается еще полно белых пятен, и что многое лучше было бы сделать совсем по-другому. Только теперь исследователям становится понятно, как можно было бы наиболее оптимально осуществить свой проект. Однако время уже ушло, а средства исчерпаны…

Итак, каковы должны быть стартовые шаги эмпирического исследовательского проекта? На начальной стадии разработки программы – ее методологического раздела – от исследователя требуется следующее:

1) по возможности полно и конкретно очертить вопрос или проблему, с которой придется иметь дело в исследовании;

2) разработать более или менее подходящее предварительное предполагаемое объяснение для явления, подлежащего изучению;

3) определить концептуальную мысль, пригодную для этого объяснения;

4) сформулировать проверяемые гипотезы.

Разумеется, не следует относиться к программе как к догме. Мы пользовались выше выражениями “по возможности”, “более или менее”, учитывая, что в дальнейшем, по мере продвижения к заключительным стадиям, программа будет приобретать все более отчетливые очертания. Хотя в дальнейшем мы будем обсуждать эти шаги в их логической последовательности, при планировании того или иного конкретного исследования предлагаемый порядок может варьироваться. Однако все эти фазы должны быть, в конечном счете, исчерпаны к тому моменту, когда исследовательский проект будет успешно завершен. И чем скорее нам удастся разобраться со спорными и неясными вопросами, противоречиями и решениями, возникающими в каждом из шагов, тем скорее могут быть завершены другие части исследовательского проекта.

Разработка программы – процесс кропотливый и трудоемкий. Она может занимать до 70 процентов общего времени, затрачиваемого на весь процесс исследования. Однако эта длительность и трудоемкость, как показывает практика и опыт многих исследователей, вполне оправдываются быстротой и уверенностью, с которой проводятся последующие этапы, и качеством полученных данных.

Логический анализ и операционализация

Формальное Участие в

образование голосовании

 

Привычка вести свои дела

ответственно и педантично

 

 

независимая интервентные зависимая

переменная переменные переменная

 

 

ВРЕМЯ

 

Рис.1.1. Стрелочная диаграмма связи между переменными

образования и электоральной активности

 

Формулировкой определений используемых понятий и указанием на характер переменных дело не ограничивается. Далеко не всегда введенные исследователем переменные могут быть подвергнуты прямому и непосредственному наблюдению и измерению в ходе сбора эмпирических данных. Для того чтобы связать ваши исходные теоретические понятия с теми или иными конкретными поступками, мнениями людей, оценками, которые они дают каким-то явлениям окружающей действительности, необходимо еще провести операционализацию понятий. Другими словами необходимо решить, какие именно виды эмпирических наблюдений должны быть проведены для измерения степени распространенности (частоты) интересующего нас признака, типа поведения или характера оценки, а также какие индикаторы следует для этого выбрать. К примеру, было бы бессмысленно прямо задавать своим респондентам вопросы: “Какова степень Вашего политического участия?” или “Как Вы относитесь к двойному стандарту половой морали?”. На такие вопросы вы, скорее всего, не получите никакого определенных ответов, если предварительно не проведете основательного разъяснения (вначале – для себя), что именно вы понимаете под политическим участием или двойным стандартом.

Однако само такое разъяснение в ходе полевого этапа, то есть практического опроса, потребует немалого объема времени и предполагает к тому же достаточно высокий уровень подготовки ваших собеседников и их заинтересованное отношение к исследуемой вами проблеме. Этого можно избежать, задавая собеседникам целый ряд коротких, простых, конкретных вопросов – об участии респондента в выборах, в деятельности местного отделения той или иной партии или общественного движения, в собраниях митингах и т.п. А на стадии анализа, определенным образом комбинируя ответы на эти вопросы, вы уже будете размещать респондентов по различным позициям шкалы политического участия. Другими словами, операционализация предполагает перевод теоретических понятий, иногда достаточно сложных для непосредственного и немедленного восприятия их не вполне подготовленной аудиторией, на язык, понятный и доступный этой аудитории. Операционализация чаще всего осуществляется с помощью не одного вопроса, а нескольких. Так, в одном из наших исследований экономической стратификации[9] для того, чтобы определить “место в организации труда”, мы задавали респондентам пять вопросов; а операционализация понятия “отношение к собственности на средства производства” потребовала использования семи вопросов анкеты.

Другое название операционализации – эмпирическая интерпретация понятий, поскольку посредством ее в социальной действительности выделяют наблюдаемые признаки, составляющие содержание определенных нами теоретических понятий на эмпирическом уровне. Такие признаки называют еще индикаторами (показателями или указателями). Именно они-то и подлежат прямому непосредственному наблюдению. Индикаторы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые индикаторы характеризуют содержание понятия прямо и непосредственно, косвенные же делают это в силу уже известной (существующей практически) связи с тем свойством, которое интересует исследователя. Таков, к примеру, различие половых и психологических признаков, манер поведения, записи в паспорте – как половой принадлежности. Однако если признаки пола, возраста, места жительства (город, село) достаточно удовлетворительно характеризуют соответствующие им понятия в социально-демографическом блоке, то эмпирическая интерпретация таких, например, довольно широко распространенных социологических понятий, как социальный и профессиональный статус, могут вызвать разночтения и потребуют довольно большого числа индикаторов. Еще более сложным может оказаться эмпирическая интерпретация таких понятий как групповая сплоченность, степень разделения труда, политическая (а тем более – социальная в целом) активность, образ жизни.

Необходимо отчетливо уяснить себе: исследование не сможет успешно продвинуться, пока не достигнуто какого-то, хотя бы минимального согласия (между исследователем и респондентом) по поводу значения тех понятий, которых оно касается и которые, в нем используются. Социолог должен позаботиться о том, чтобы каждому явлению в исследовательском проекте дать свое имя и привести по возможности подробное и ясное изложение своего – пусть пока даже предварительного – понимания проблематичных концептов.

 

Резюме

1. Процесс выполнения любого эмпирического социологического исследования включает в себя ряд типовых этапов: (1) разработка программы исследования; (2) сбор первичной социологической информации (полевой этап); (3) обработка первичной информации; (4) анализ данных, полученных в результате обработки; (5) подготовка отчетов и аналитических справок.

2. Под программой понимают развернутое изложение сути исследуемой социальной проблемы, целей, задач, основных предпосылок и гипотез исследования с указанием процедур и логической последовательности отдельных операций по проверке этих гипотез. В соответствии с этим в структуре программы выделяют два укрупненных раздела – методологический и процедурно-методический.

3. Первая часть методологического раздела – “Формулировка и обоснование исследуемой проблемы“ – начинается с литературного обзора тех исследований по выбранной теме (и другим темам, смежным с ней), которые были проделаны различными авторами. Изучение работ различных авторов, ознакомление с их теоретическими посылками и полученными ими эмпирическими данными позволит выявить противоречия и белые пятна и, в конечном счете, приведет к формулировке исследовательских вопросов.

4. Определение целей и задач исследования означает указание главного направления поисковых усилий, а также тех практических шагов и последовательных исследовательских операций, с помощью которых необходимо осуществлять движение в этом направлении.

5. Совокупность носителей исследуемой проблемы образует объект исследования. Под предметом исследования понимают те стороны и свойства объекта и составляющих его людей – их характеристики и особы качества, в которых отражается интересующая нас проблема.

6. Логический анализ понятий заключается в том, чтобы дать им определения и пояснить, какой конкретный смысл исследователь вкладывает в каждое из используемых в исследовании понятий. Одной из важнейших задач методологического раздела является выделение переменных исследования – таких явлений, характеристик или процессов, которые в реальной социальной практике могут принимать различные конкретные значения. Различают независимые переменные – те явления, параметры и характеристики, которые способны воздействовать на возникновение других явлений или вызвать их к жизни, и зависимые переменные – те, которые были вызваны к жизни другими явлениями или выступали в качестве их функций. Для проведения эмпирического изучения исследуемых явлений следует также провести операционализацию понятий, что означает выбор доступных прямому измерению наблюдаемых индикаторов и перевод теоретических понятий на язык, доступный и понятный респондентам.

7. Один из более важных шагов на стадии разработки методологического раздела программы – формулировка рабочих гипотез. Под гипотезой мы понимаем научно обоснованное предположение о наличии (или отсутствии) связи между двумя и более переменными. Иногда гипотеза включает в себя также указание на характер этой связи. Гипотезы могут быть: а) недействительными, б) коррелятивными, в) направленными и г) каузальными. Недействительная гипотеза это просто предположение, устанавливающее отсутствие связи между двумя процессами. Коррелятивная гипотеза утверждает, что предполагается наличие взаимосвязи между двумя или более переменными, однако не определяет точно природу этой связи. В направленной гипотезе исследователь высказывает предположение о направлении взаимосвязи между понятиями. Каузальная гипотеза формулирует предположение о характере причинно-следственных связей между переменными. Хорошая (добротная) гипотеза отвечает следующим основным требованиям: 1) она должна представлять собою эмпирические утверждения; 2) она должна объяснять скорее наиболее общее проявление изучаемого феномена, нежели частное его проявление; 3) она должна быть правдоподобной, то есть должна существовать какая-то логическая и основанная на опыте многих людей причина, заставляющая полагать, что она подтвердится; 4) она должна быть конкретной; 5) она должна быть проверяемой, то есть должно иметься некоторое достижимое доказательство, которое будет служить признаком правильности гипотезы.

 

Практические задания

1. Дайте развернутую характеристику приведенных ниже гипотез в соответствии со следующей схемой:

а) идентифицируйте независимую и зависимую переменные;

б) идентифицируйте тип гипотезы (недействительная, коррелятивная, направленная или каузальная);

в) решите – в какой степени ей присущи качества, которые требуется от добротных гипотез: эмпиричность, общность, правдоподобность, конкретность, проверяемость;

г) подумайте, нет ли необходимости разбиения гипотезы – в качестве основной – на несколько вспомогательных.

 

Гипотеза
Чем более образован человек, тем выше уровень его политической активности.
Российский электорат становится все более толерантным к кандидатам с криминальным прошлым.
Органы городского самоуправления направляют все больше усилий на создание районов с сильными коммунальными организациями.
Избиратели, испытывающие экономические трудности, с большей вероятностью будет голосовать против ныне действующих губернаторов на соответствующих выборах.
Чем дольше человек работает в учреждении, тем меньше у него желания возлагать на себя новые обязанности.
По мере снижения возраста наблюдается повышение толерантности к добрачным формам сексуальных отношений.
Учитель Иванов, вероятно, не будет голосовать на предстоящих выборах, потому что ему уже полгода не выплачивают зарплату.
Областные и городские законодательные собрания с высоким уровнем внутренней конфликтности редко принимают законодательные акты единогласно.
Чем ниже уровень обеспеченность семей студентов, тем больше вероятность того, что среди них можно обнаружить вторичную занятость (различные формы подработки).
Чем выше уровень IQ (коэффициента интеллекта) студентов, тем выше их успеваемость.

 

2. Подумайте о конкретном социальном явлении, которое вызывает у вас интерес, и сущность которого вам хотелось бы понять. Определите это явление настолько полно и тщательно, насколько это для вас возможно. Теперь подумайте о других явлениях или понятиях, которые, как вам кажется, могли бы помочь вам объяснить выбранное вами явление. Выберите одно из этих явлений и установите, как оно соотносится с первым (главным) явлением. Определите переменные и начертите стрелочную диаграмму, отображающую вашу объяснительную схему.

 

Тесты для самопроверки

 

1. Как говорилось в первой главе, в зависимости от источника первичной социологической информации и методов ее сбора выделяют следующие типы исследований:

Опрос

Наблюдение

Анализ документов

Эксперимент

Укажите, какие из приведенных выше типов исследований могут использовать следующие источники информации:

  Источники Тип
  Патефонные пластинки начала прошлого века.  
  Сравнение результатов производительности в строительной бригаде, для которой применяют новые методы оплаты труда, с производительностью такой же бригады, где сохраняется прежняя система оплаты.  
  Непосредственное участие социолога в работе строительной бригады.  
  Беседы с родителями учеников об условиях, в которых они готовят уроки.  

 

2. В ходе социологического опроса выявляются (выберите наиболее подходящий вариант):

1) данные о социально-демографической структуре выборочной совокупности

2) объективные распределения норм и ценностей в выбранной популяции

3) документальные отображения фактов социальной реальности

4) субъективные мнения людей, которых называют респондентами

 

3. Гипотеза в социологическом исследовании – это:

1) прогноз (предсказание) того, что должно произойти

2) положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными

3) описание процедуры сбора данных

4) выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки

4. Первая часть методологического раздела программы социологического исследования – “Формулировка и обоснование проблемы” – завершается формулированием…

1) гипотез

2) целей и задач исследования

3) исследовательских вопросов

4) операциональных определений

5. Дана гипотеза:

“Избиратель, испытывающий экономические трудности, с большей вероятностью будет голосовать против кандидата, состоящего в той же партии, что и находящийся у власти президент.”

Что в этой гипотезе выступает в качестве зависимой переменной?

1) уровень экономических затруднений

2) правящая партия

3) характер голосования

4) явка на выборы

 

6. Под задачами исследования понимают:

1) перечень исследовательских вопросов

2) последовательность конкретных исследовательских шагов для достижения поставленной цели

3) план-график проведения исследования

4) список практических рекомендаций, которые предстоит выработать по завершении исследования

 

7. Предположим, вы сформулировали гипотезу:

“Чем дольше человек работает в учреждении, тем меньше у него желания возлагать на себя новые обязанности”.

Определите, к какому из типов можно отнести эту гипотезу:

1) недействительная

2) коррелятивная

3) направленная

4) каузальная

 

Глава 2. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Процесс выполнения любого эмпирического социологического исследования от возникновения замысла до завершения аналитического отчета, как правило, включает в себя ряд этапов, которые являются типовыми, независимо от исследуемой проблемы и ее содержания. Эти этапы таковы:

– разработка программы исследования;

– сбор первичной социологической информации (полевой этап);

– обработка первичной информации;

– анализ данных, полученных в результате обработки;

– подготовка отчетов и аналитических справок.

Разумеется, деление это в определенной степени условное: на практике различные этапы могут совмещаться, протекать параллельно. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что они присутствуют в каждом исследовании. Одним из важнейших этапов следует считать первый из них – разработку программы исследования.

Любая работа может быть выполнена гораздо эффективнее, если мы предварительно разработаем более или менее детальный проект ее выполнения, то есть продумаем и изложим четко и внятно достаточно подробный план, который показывает, каким именно образом исследователь намеревается достичь целей своего исследования. Таким проектом для эмпирического социологического исследования выступает его программа. Под программой, как правило, понимают эксплицитное изложение сути исследуемой социальной проблемы, целей, задач, основных предпосылок и гипотез исследования с указанием процедур и логической последовательности отдельных операций по проверке этих гипотез. В соответствии с этим в структуре программы выделяют два укрупненных раздела – методологический и процедурно-методический. В этой главе мы рассмотрим содержание первого из них.

Иногда начинающие социологи приступают к исследованию, не располагая развернутой программой, а руководствуясь лишь парой-тройкой смутных идей – в надежде, что интуиция подскажет последующие действия. Результат, как правило, бывает не самым радостным: по завершении сбора данных и их обработки вдруг становится очевидным, что остается еще полно белых пятен, и что многое лучше было бы сделать совсем по-другому. Только теперь исследователям становится понятно, как можно было бы наиболее оптимально осуществить свой проект. Однако время уже ушло, а средства исчерпаны…

Итак, каковы должны быть стартовые шаги эмпирического исследовательского проекта? На начальной стадии разработки программы – ее методологического раздела – от исследователя требуется следующее:

1) по возможности полно и конкретно очертить вопрос или проблему, с которой придется иметь дело в исследовании;

2) разработать более или менее подходящее предварительное предполагаемое объяснение для явления, подлежащего изучению;

3) определить концептуальную мысль, пригодную для этого объяснения;

4) сформулировать проверяемые гипотезы.

Разумеется, не следует относиться к программе как к догме. Мы пользовались выше выражениями “по возможности”, “более или менее”, учитывая, что в дальнейшем, по мере продвижения к заключительным стадиям, программа будет приобретать все более отчетливые очертания. Хотя в дальнейшем мы будем обсуждать эти шаги в их логической последовательности, при планировании того или иного конкретного исследования предлагаемый порядок может варьироваться. Однако все эти фазы должны быть, в конечном счете, исчерпаны к тому моменту, когда исследовательский проект будет успешно завершен. И чем скорее нам удастся разобраться со спорными и неясными вопросами, противоречиями и решениями, возникающими в каждом из шагов, тем скорее могут быть завершены другие части исследовательского проекта.

Разработка программы – процесс кропотливый и трудоемкий. Она может занимать до 70 процентов общего времени, затрачиваемого на весь процесс исследования. Однако эта длительность и трудоемкость, как показывает практика и опыт многих исследователей, вполне оправдываются быстротой и уверенностью, с которой проводятся последующие этапы, и качеством полученных данных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.077 с.)