Объект и предмет социологии управления. Место социологии управления в системе знаний об управлении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет социологии управления. Место социологии управления в системе знаний об управлении.



Объект и предмет социологии управления. Место социологии управления в системе знаний об управлении.

 

 

Объектом С.У. выступает социальное управление, т.е. управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

 

Объект С.У. включает:

1) реальные процессы С.У.;

2) методы и механизмы, достижения целей и задач;

3) социальную информацию о процессах С.У., с помощью метода эмпирического социального исследования.

 

Предметом С.У. выступает изучение деятельности субъектов управления по разработки решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики.

 

Две группы правления:

- выявление социальных проблем. Выработка и принятие решений. Разработка программ социальной политики.

- изучение организма деятельности управляемых субъектов по осуществлению принятого решения.

 

С.У. изучает закономерности функционирования социальных отношений в процессе управления, проблемы социального взаимодействия внутри организации, между руководителем и подчиненными.

 

Категории С.У.:

1) социальное управление, представляет собой взаимодействие управляемых и управляющих субъектов, в связи с выявлением актуальных проблем, разработкой и принятием управленческих решений направленных на эффективное функционирование социальных общностей.

2) социальное воздействие, определении специфики социального воздействия. Разная по содержанию, объему, направлению.

3) социальная организация: управление с помощью сознательно-организованной системы, устойчивой социальной структуры.

4) управленческая деятельность, нахождение средств и способов осуществления цели.

5) управленческие отношения: в процессе управления обе стороны находятся в постоянных связях друг с другом и вступают в управленческие отношения.

 

Функции С.У.:

- познавательная (анализирует отношения и социальные связи в процессе управления);

- прогностическая (дает образ, проект управленческой деятельности, оценка ситуации);

- интегративная (общие механизмы функционирования субъектов управляемой деятельности).

 

Задачи С.У.:

- познание социальных законов и закономерностей управления, основных принципов;

- организация управления на основе выявленных законов, с целью ее оптимизации.

 

Место С.У. в системе знаний об управлении. Проблемы управления в социологической науке.

 

Социология как наука об обществе, позволяет получать достоверную информацию об обществе в целом и о проблемах социальных групп и общества а также знание социологии могут помочь повлиять на социальные процессы и изменять их в нужном направлении.

 

Т.к. общество — это сложный социальный организм, поэтому в социологии выделяют социальные уровни:

 

1) Теоретическая и эмпирическая социологии;

2) Макро и микро;

3) Прикладная и фундаментальная;

4) Общая и отраслевая социологии.

 

Социология, как особая отрасль, начинает формироваться в XX в. Причинами отделения С.У, от социологии:

 

- социальная значимость управленческих процессов в обществе;

- накопленный общий социологией объем знаний в области управления.

 

Т.о. С.У. — это результат взаимодействия теории управления, общей социологии, кибернетики, менеджмента.

 

Основные теоретико-методологические подходы к социологическому анализу процессов управления.

Среди важнейших общенаучных методологических подходов выделим исторический (рассматривающий явление в генезисе);

сравнительный (выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления); системный (исследующий социальное явление в виде социальной системы);

комплексный (ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно организованных объектов).

Исторический подход требует изучения социальной действительности как изменяющейся во времени и пространстве, как процесса, который подчинен определенным закономерностям. Одна из главных особенностей исторического подхода – утверждение идеи социального прогресса. Социальные явления развиваются по объективным законам, от низших форм к высшим. Используя исторический подход, необходимо ответить на вопросы, как возникло явление, какие этапы прошло в своем развитии, каковы причины пере- хода данного явления от одного состояния в другое и чем стало данное явление на последующей стадии своего развития. Сравнительный подход представляет собой стратегию исследования, целью которого является выявление общих и специфических свойств однородных или разнородных социальных явлений.

Обращение к сравнительному подходу предполагает постановку и решение ряда следующих вопросов:

1) возможно ли в принципе сравнение тех или иных социальных явлений;

2) каковы критерии, основания сопоставления явлений или свойств одного и того же феномена;

3) что и как (с помощью какого измерительного инструмента) будет измеряться;

4) какова выборка, то есть необходимо определить качество и количество реально существующих объектов, которые должны быть подвергнуты изучению. Подчеркнем основные требования к использованию систем- ного подхода: выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой; определение составных элементов системы; рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы; анализ функций элементов по отношению к системе; выявление системообразующих связей; определение механизма функционирования системы. Комплексный подход (в западной социологии он получил на- звание «триангуляция») предполагает применение в одном исследовании различных познавательных средств (методов, техник, инструментов, теорий), присущих разным дисциплинам, в целях многостороннего и целостного изучения сложно организованных объектов. Если основное содержание системного подхода раскрывается через его основные понятия (система, системообразующие связи, окружающая среда, уровни системы и т.д.), то основное содержание комплексного подхода – с помощью основных принципов (многосторонности, единства исходных представлений об объекте исследования, базовой дисциплины, системной организации предмета исследования, совместимости знаний, интеграции частных результатов в единый целостный результат и др.).

 

 

Основные теоретические школы социологии и их теоретико-методологическая связь с социологией управления. Труды О. Конта, Э. Дюркгейма,К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина и других классиков социологической мысли.

Вклад направления Представители
Эмпирическая школа (с 1885 г.) Управленческая деятельность – это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция. П. Друкер Саймонс Форд
«Одномерные» учения об управлении
Школа научного управления (1885—1920 гг.) 1. Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы. 2. Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности. 3. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи. 4. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач. 5. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. 6. Рациональное управление предприятием «снизу». 7. Систематическое использование материального стимулирования. 8. Отбор работников и их обучение. 9. Отделение планирования, координации и контроля от самой работы. Ф. Тейлор Ф. Гилберт Г. Гантт Вебер Г. Эмерсон Г. Форд Г. Грант О.А. Ерманский
Классическая (административная) школа управления (1920—1950гг.) 1. Развитие принципов управления. 2. Развитие функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организации А. Файоль Л. Урвик Д. Муни А. Слоун А.Гинсбург А.Гастев
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930г—1950 гг) 1. Использование приемов управления межличностными отношениями. 2. Применение наук о человеческом поведении. М. Фоллетт Э. Мэйо Мак Грегор Ликерт

1. Французский ученый Огюст Конт считается родоначальником социологии. СОЦИОЛОГИЯ, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во. взаимосвязи:

· для рассмотрения общества ввел термины "порядок" (уравновешенность групп и членов, общества, объединенных общими идеями и целями) и "прогресс" (использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);

· в социологии выделил два основополагающих раздела: "статику" (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и "динамику" (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);

· принимал общество как живой организм, обладающий собственНОЙ структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

· выделил четыре структурных элёмента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы и предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении. труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

Также О.Конт сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума: теологическая. метафизическая. позитивная.

2. Решающее продвижение по пути сочетания теоретического и эмпирико-методологического компонентов социологического знания осуществил основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Для него предмет социологии есть общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. Объективный метод в социологии предполагает существование социальных фактов как способов действий, распространенных во всем обществе и принудительных по отношению к индивиду; их можно выявить, опираясь на теоретически обоснованные способы получения эмпирических данных. Исследование Дюркгеймом типов и причин самоубийства стало образцом теоретически ориентированного эмпирического исследования.

3. Карл Маркс (1818-1883) сформировался как мыслитель и революционер в Германии и Франции, а большую часть жизни работал в Англии над «Капиталом». На возникшее буржуазное общество он смотрел с позиций посткапитализма и доказывал, что оно уже находится в глубочайшем кризисе и рождает из себя новое, социалистическое общество. Он резко критически относился к социологическим учениям Конта и Спенсера как буржуазным. Уже к середине 40-х годов он создал свое социологическое учение, которое назвал материалистическим пониманием истории. Согласно этому учению, глубинной причиной развития общества служат не идеи, а материальные производительные силы. На базе различных способов производства возникают разные общественные формации, или типы общества. Непосредственной движущей силой истории является борьба антагонистических классов, которая должна завершиться возникновением бесклассового, коммунистического общества как высшей социальной целостности. Следовательно, предмет марксистской социологии составляет общество как органическая система, которая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и революции

 

4. В творчестве немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) проблемы методологии приобрели, по сути, определяющее значение для понимания предмета социологии. По Веберу, главная задача социологии состоит в том, чтобы понять внутренние смыслы своих объектов (будь то общество, организация или индивид), их значения для людей; это должна быть не позитивистско-описательная, а понимающая социология. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. Эти значения выявляются с помощью процедур типизации эмпирической реальности (ее сопоставления с идеальными типами) и другими способами. Исследование Вебером роли протестантизма и его этики в развитии капитализма продемонстрировало высокую продуктивность такого подхода.

5. Классик американской социологии XX в. Талкотт Парсонс (1902-1979) в своих теоретико-методологических исследованиях полагал, что предмет социологии составляют системы социального действия, специфичные для каждого общества и выявляемые с помощью структурно-функционального подхода. В этом определении, не принадлежащем самому Парсонсу, а полученном из его характеристики собственных исследований, предмет социологии замыкается на методологию структурно-функционального анализа. А сама эта методология опирается на исходное положение о таком соотношения теории и эмпирических фактов, в котором истинная теория соответствует фактам, а факт есть эмпирически проверяемое утверждение о явлениях в терминах концептуальной схемы. Концептуальная же схема строилась Парсонсом как максимально универсальная.

6. Сорокин Питирим Александрович

 

В работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт следующее определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». П.А. Сорокин выделяет три аспекта изучения общества, а именно, с точки зрения:

его строения и состава

данных в нем процессов или его жизнедеятельности

происхождения и развития общества и общественной жизни.

Социологию П.А. Сорокин разделяет на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику (изучение строения социальных явлений и комбинаций социальных явлений), социальную механику (изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которые вызывают эти взаимодействия), и социальную генетику или генетическую социологию (исторические тенденции развития общества). Практическая социология — это, фактически, социальная политика. Её задача — опираясь на законы теоретической социологии управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

 

Говоря о методе социологии, П.А. Сорокин отмечает, что он должен быть приближен к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно наблюдать и измерить. Для этого социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.

Организация

Организация - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью

Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по вй работке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также координации усилий отдельных членов социальной группы. Эта деятельность лучше всего характеризуется словом "организовывание". Иначе говоря, это деятельность, направленная исключительно на достижение эффекта синэргии путем обеспечения условий для согласованных действий, кооперации и интеграции индивидов в группе. Например, руководитель организует производственный процесс. Это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась непрерывность и быстрота выполнения операций. Кроме того, он должен обеспечить взаимозаменяемость и установить нормы выработки, режим рабочего дня, взаимодействие рабочих участка и поставщиков и т.д. Эта деятельность называется организацией производственного процесса.

Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, определенным образом связанных. Обычно термин "организация" в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур. Говорят, в частности, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами.

В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию. Банк в этом отношении представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления, распределения и упорядоченного использования денег, а школа - организацию, коллектив которой участвует в выполнении функций передачи знаний молодому поколению и его социализации.

Все три значения понятия "организация" тесно связаны между собой. Всякая организованная группа (третье значение этого понятия) должна формироваться в ходе ее "организовывания", т.е. деятельности по формированию ее внутренней структуры, системы коммуникации, культурных особенностей, а также по распределению социальных ролей. Очевидно, что когда такая организованная группа оформится, то она будет обладать тем внутренним качеством, которое мы назвали организованностью.

Термин «институт» происходит от латинского слова institutum — установление, устройство. В социологию этот термин пришел из юриспруденции, где под ним понималась совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в той или иной сфере (например, институтами назывались собственность, наследование, брак и т.п.). В социологии понятие «социальный институт» приобрело значение особого типа устойчивой регламентации социальных связей, отношений и организационных форм социального регулирования поведения субъектов.

Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Классики социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.) рассматривали институты с позиций их роли в поддержании порядка в обществе. Уже социальная статика О. Конта в качестве основных элементов, поддерживающих согласие и порядок в обществе, рассматривала институты, верования и моральные ценности. Термин «социальный институт» впервые в социологической науке употребил Г. Спенсер. Он придавал огромное значение институциональным порядкам и считал, что необходимость формирования социальных институтов обусловлена борьбой за существование общественного организма в условиях эволюции.

Э. Дюркгейм, как и Конт, видел функции социальных институтов в поддержании солидарности. К. Маркс понимал институты как исторически сложившиеся структуры, обусловленные производственными отношениями. В качестве таких форм организации и регулирования социальной деятельности он анализировал частную собственность, разделение труда, майорат и другие институты. М. Вебер считал, что социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они являются значимыми для индивидов. Поскольку в его представлении общество становится все более рациональным, то именно рациональное действие имеет значение. В качестве структурного компонента рационально организованного капиталистического предприятия Вебер рассмотрел институт бюрократии.

Понятие «социальный институт» занимает центральное место в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс строит модель общества как систему социальных отношений и социальных институтов. Социальные институты — это ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов. В качестве устойчивых конфигураций они образуют статусно-ролевую структуру общества. Именно нормативно-ролевая институциональная структура обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Структурно-функционалистское представление о социальных институтах является наиболее разработанным в западной и отечественной социологии.

Несмотря на то, что каждая социологическая теория, в центре которой находилось понятие института, давала ему свое определение, в целом, сложилось понимание социальных институтов как исторически обусловленных форм организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающих относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

К числу существенных признаков социального института можно отнести:

1) выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

2) определенную организацию;

3) наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей;

4) наличие социально значимых функций института.

Там, где дифференциация групп принимает иерархический характер, возникает социальная стратификация. Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, где «страта» означает геологический пласт. Стратификация может быть определена как структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом.

Исходные стратификационные понятия составляют понятия статуса и роли, поскольку они позволяют позиционировать индивида или группу в системе стратификации, существующей в обществе.

Статусом называют позицию человека или группы в той или иной иерархии, связанную с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иерархии можно выстраивать по разным основаниям, например, экономическим, профессиональным, обладанием властью и т.д. Соответственно, получим:

экономический статус (уровень дохода).

социально-профессиональный статус (уровень образования и квалификации, должностное положение и позиции на рынке труда);

трудовой статус (условия и содержание труда, степень его автономии);

властный статус (влияние, господство, авторитет).

Каждый человек (группа) одновременно занимает «ступеньки» на множестве социальных лестниц и обладает, таким образом, сразу множеством статусов. Статусная группа — ряд лиц, занимающих одинаковый статус в обществе и ведущих сходный образ жизни, но не образующих реальной группы.

Совокупность всех статусов, занимаемых человеком, называют статусным набором (Мертон). Несовпадение уровня разных статусов индивида или группы называют статусным рассогласованием (несоответствием, неконсистентностью или декомпозицией статусов). Статусы делятся на приписанные (ascriptive), (прирожденный и признанный обществом или группой: пол, национальность, раса и др.) и достигнутые (achieved), или приобретенные (путем усилий, например: муж, студент, банкир, нищий и др.). Важно оговорить, что приписанные статусы (пол, возраст, национальность) интересуют социологию, если они становятся источником социальных различий (например, если представители коренной национальности занимают лучшие профессиональные позиции на рынке труда или если женщины получают более низкое вознаграждение за труд по сравнению с мужчинами), т.е. когда они преломляются в достигнутых статусах.

Изменение статуса выражается понятием социальной мобильности.

Модель поведения, ориентированная на данный статус, — это роль (динамическая сторона статуса). Роль характеризуют, например, социальные нормы. С каждым статусом ассоциируется ролевой набор, который формирует набор социальных отношений.

Стратификационный критерий — это основание, по которому производится выделение той или иной статусной группы. С каждым из стратификационных критериев связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Так, например, экономическая стратификация фиксирует неравенство с помощью следующих критериев:

размеры получаемых доходов;

достигнутый уровень жизни;

масштабы накопленной личной собственности;

масштабы контролируемого производственного капитал

 

Функции управления.

1) планирование деятельности,

2) организационная – деятельность благодаря которой система приспосабливается к выполнению задач,

3) регулятивная – устранение отклонений от заданного режима,

4) функция мотивации – побуждение к деятельности,

5) учет – фиксирование состояний управления в конкретный период,

6) контроль.

Методика Дельфи

Согласно дельфийской методике, собираются мнения экспертов о будущем, например о будущем объеме рынка. Эксперты не общаются между собой и поэтому не могут влиять на мнение друг друга. Когда все мнения собраны, они сравниваются и без указания авторства распространяются среди участников опроса. На этой стадии почти наверняка будут существовать различия между мнениями отдельных экспертов. Затем экспертов, располагающих данными о прогнозах, сделанными другими участниками, просят скорректировать свои прежние прогнозы и представить новые варианты. Этот процесс продолжается до тех пор, пока вариации в прогнозах не станут приемлемыми для выработки общего согласованного прогноза.

Преимущества методики

Позволяет анализировать широкий круг вопросов, влияющих на прогноз, и является объективным в том смысле, что эксперты независимы в своих суждениях.

Недостатки методики

Привлечение экспертов обычно обходится дорого. Сам процесс требует много времени. Методика плохо работает с неколичественными показателями, такими, как отношения

Сценарии

Сценарий – это определенная картина из объединенных прогнозов, моментальный снимок связей между ними, сделанный в определенный момент времени. Обычно в ходе прогнозирования рассматриваются три альтернативы, что позволяет оценить различные варианты развития событий, полученные на основе разных предположений относительно ключевых событий. Значение прогнозирования с помощью сценариев существенно возросло с начала 70-х годов. Нефтяные кризисы, имевшие место в 1973—1974 гг. и в 1979 г., а также глубокий экономический спад в 1981-1983 гг. свели на нет веру в большинство используемых моделей прогнозирования. Стало ясно, что для того чтобы прогнозирование было полезным средством анализа, должны учитываться не только экономические переменные, но и политические, социальные, технологические. Ряд компаний вместо прогнозов, основанных на экстраполяции исторического развития, стали пользоваться разработкой сценариев, с помощью которых обосновывались планы на будущее. Этот подход используется некоторыми крупными транснациональными компаниями, в том числе ICI, "Пилкингтон" и "Шелл".

 

 

Исследовательские методики

 

Предполагают исследования, включающие в себя, например, выяснение точек зрения существующих и потенциальных потребителей с целью построения картины будущего рыночного спроса на основе изучения их мнений. Это метод активного сбора мнений людей, покупающих или желающих купить определенный товар.

Преимущества

Кроме количественных показателей метод позволяет получить также и качественные показатели, такие как, например, изменение отношения людей к товару и их мнения о нем. Однако здесь существует ограничение: выясняется лишь то, что люди чувствуют сегодня, а не в будущем.

Недостатки

Главным недостатком метода являются большие затраты. Исследование рынка — один из наиболее дорогих методов прогнозирования для отдельной организации, хотя эти расходы могут быть снижены, если опрос проводится либо торговой организацией, такой, например, как Общество автомобильных производителей и торговцев Великобритании, либо профессиональными: организациями, специализирующимися на анализе рынка для всей отрасли.

Другим недостатком метода является то, что требуется тщательная формулировка задаваемых вопросов, чтобы не было какой-либо "наводки" на определенный ответ. Люди могут давать ответы, которые, по их мнению, Вы хотели бы услышать, или такие, которые связаны с наименьшими неудобствами для них. Эффективность некоторых из подобных методов прогнозирования совсем недавно была поставлена под сомнение в связи с выяснением мнения по поводу выборов. Расхождение между результатами выборов и результатами предварительных исследований заставило усомниться в пользе подобных прогнозов.

Экстраполяция

Экстраполяция – это, проще говоря, продление тенденции. Есть два основных вида экстраполяции. Первый вид – линейная экстраполяция. Второй вид экстраполяции – криволинейная экстраполяция, т. е. продление тенденции по кривой. Это криволинейная модификация линейной экстраполяции.

Существует множество статистических пакетов компьютерных программ, с помощью которых проводят экстраполяцию на основании имеющихся данных.

S-кривая

S-образная форма экстраполяционной кривой применяется при прогнозах темпов замены одной технологии на другую или одного вида товара другим.

Однако метод S-кривой имеет определенные ограничения в применении. Вот одна из проблем. Хорошо известно, что данные ведут себя в форме S-кривой, но какова ее форма на самом деле: пологая или крутая? Какой процент внедрения на рынок может быть в конце концов достигнут?

 

Опережающие индикаторы

Опережающие индикаторы представляют собой соотношение запаздывания по времени между двумя временными рядами.

Одним из наиболее точных опережающих индикаторов экономического цикла считается индекс Доу-Джонса на фондовом рынке Нью-Йорка, который безошибочно предсказывает каждый экономический подъем, начиная с конца второй мировой войны. Индекс FT-SE (Financial Times — Stock Exchange), рассчитываемый газетой "Файненшнл Таймс" совместно с Лондонской фондовой биржей в Великобритании, является аналогом индекса Доу-Джонса.

Суть опережающего индикатора может быть кратко сформулирована следующим образом:

  • тенденция, предваряющая другую тенденцию;
  • изменение, предваряющее другое изменение.

Иными словами, тенденция изменения переменной А проявляется раньше, чем у переменной В; и аналогично, изгиб кривой А опережает изгиб кривой В.

 

Эконометрические модели

Как и в других моделях, здесь формируются прогнозы путем интегрирования некоторой системы уравнений. Эти уравнения могут отражать либо основные элементы экономики в целом, либо некоторые факторы, воздействующие на некоторый показатель работы организации.

 

 

26. Социальное проектирование и планирование в управлении.

 

Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальныхобъектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие отпроектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективныйфактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться.Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры,т.е. необходимо помнить, что:-социальный объект - противоречив;- у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путейразвития);- невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальнойтеории (принципиальная неформализуемость);- на социальный объект влияет много объективных факторов;- существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект,например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социальногообъекта и т.п.Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза,разработать научно обоснованный план социального развития.Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей,так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательныйанализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесссоциального проектирования также называют "социальным конструированием".

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование)являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельныеличности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п.,ставящие своей целью ор-ганизованное, целенаправленное преобразование социальнойдействительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальнаяактивность, непосредственное участие в процессе проектирования.Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесспроектирования) называют системы, процессы организации социальных связей,взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиямсубъектов проектирова-ния и выступающие основанием для этого воздействия. Этомогут быть объекты самой различной природы:

1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса исоциальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями,установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовыеколлективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические,управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.);

Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать "информационныймассив", который является главным источником социального проектирования.Информационный массив - это система определенных на научной основе параметров,факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множестваисточников создания "информационного массива" - материалы социологическихисследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистическиеданные и т. п.

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание с помощью информационного массива социальных проектов.Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованныехарактеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проектпредставляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличииопределенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических идругих ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических,ценностных.

Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемогообъекта, характеризующих его целостность, а также систему параметровсоставляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.Всем научно разработанным социальным проектам присущи следующие черты:

1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкогопроекта не возникают;

2) наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа;

3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенногопромежутка времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.102 с.)