Методы прогнозирования, основанные на суждениях и оценках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы прогнозирования, основанные на суждениях и оценках



 

Суть этих методов сводится к опросу мнений людей по следующим методикам:

- методика Дельфи

- сценарии.

Методика Дельфи

Согласно дельфийской методике, собираются мнения экспертов о будущем, например о будущем объеме рынка. Эксперты не общаются между собой и поэтому не могут влиять на мнение друг друга. Когда все мнения собраны, они сравниваются и без указания авторства распространяются среди участников опроса. На этой стадии почти наверняка будут существовать различия между мнениями отдельных экспертов. Затем экспертов, располагающих данными о прогнозах, сделанными другими участниками, просят скорректировать свои прежние прогнозы и представить новые варианты. Этот процесс продолжается до тех пор, пока вариации в прогнозах не станут приемлемыми для выработки общего согласованного прогноза.

Преимущества методики

Позволяет анализировать широкий круг вопросов, влияющих на прогноз, и является объективным в том смысле, что эксперты независимы в своих суждениях.

Недостатки методики

Привлечение экспертов обычно обходится дорого. Сам процесс требует много времени. Методика плохо работает с неколичественными показателями, такими, как отношения

Сценарии

Сценарий – это определенная картина из объединенных прогнозов, моментальный снимок связей между ними, сделанный в определенный момент времени. Обычно в ходе прогнозирования рассматриваются три альтернативы, что позволяет оценить различные варианты развития событий, полученные на основе разных предположений относительно ключевых событий. Значение прогнозирования с помощью сценариев существенно возросло с начала 70-х годов. Нефтяные кризисы, имевшие место в 1973—1974 гг. и в 1979 г., а также глубокий экономический спад в 1981-1983 гг. свели на нет веру в большинство используемых моделей прогнозирования. Стало ясно, что для того чтобы прогнозирование было полезным средством анализа, должны учитываться не только экономические переменные, но и политические, социальные, технологические. Ряд компаний вместо прогнозов, основанных на экстраполяции исторического развития, стали пользоваться разработкой сценариев, с помощью которых обосновывались планы на будущее. Этот подход используется некоторыми крупными транснациональными компаниями, в том числе ICI, "Пилкингтон" и "Шелл".

 

 

Глава 2. Количественные методы прогнозирования

Исследовательские методики

 

Предполагают исследования, включающие в себя, например, выяснение точек зрения существующих и потенциальных потребителей с целью построения картины будущего рыночного спроса на основе изучения их мнений. Это метод активного сбора мнений людей, покупающих или желающих купить определенный товар.

Преимущества

Кроме количественных показателей метод позволяет получить также и качественные показатели, такие как, например, изменение отношения людей к товару и их мнения о нем. Однако здесь существует ограничение: выясняется лишь то, что люди чувствуют сегодня, а не в будущем.

Недостатки

Главным недостатком метода являются большие затраты. Исследование рынка — один из наиболее дорогих методов прогнозирования для отдельной организации, хотя эти расходы могут быть снижены, если опрос проводится либо торговой организацией, такой, например, как Общество автомобильных производителей и торговцев Великобритании, либо профессиональными: организациями, специализирующимися на анализе рынка для всей отрасли.

Другим недостатком метода является то, что требуется тщательная формулировка задаваемых вопросов, чтобы не было какой-либо "наводки" на определенный ответ. Люди могут давать ответы, которые, по их мнению, Вы хотели бы услышать, или такие, которые связаны с наименьшими неудобствами для них. Эффективность некоторых из подобных методов прогнозирования совсем недавно была поставлена под сомнение в связи с выяснением мнения по поводу выборов. Расхождение между результатами выборов и результатами предварительных исследований заставило усомниться в пользе подобных прогнозов.

Экстраполяция статистических тенденций

 

Существует две разновидности такого метода:

  • экстраполяция временных рядов;
  • определение скользящего среднего.

 

Экстраполяция

Экстраполяция – это, проще говоря, продление тенденции. Есть два основных вида экстраполяции. Первый вид – линейная экстраполяция. Второй вид экстраполяции – криволинейная экстраполяция, т. е. продление тенденции по кривой. Это криволинейная модификация линейной экстраполяции.

Существует множество статистических пакетов компьютерных программ, с помощью которых проводят экстраполяцию на основании имеющихся данных.

Прогнозирование с помощью скользящего среднего

По своей сути прогнозирование с помощью скользящего среднего есть осреднение подъемов и спадов сезонных колебаний, продленное в будущее. Цель экстраполяции – сглаживание колебаний. Рассмотрим пример. Кривая инфляции изменяется от месяца к месяцу, поэтому единственный путь выявить тенденцию – это сгладить колебания путем осреднения. После получения данных по каждому очередному месяцу они усредняются, скажем, по последним трем месяцам для получения скользящего среднего на четырехмесячный период.

S-кривая

S-образная форма экстраполяционной кривой применяется при прогнозах темпов замены одной технологии на другую или одного вида товара другим.

Однако метод S-кривой имеет определенные ограничения в применении. Вот одна из проблем. Хорошо известно, что данные ведут себя в форме S-кривой, но какова ее форма на самом деле: пологая или крутая? Какой процент внедрения на рынок может быть в конце концов достигнут?

 

Прогнозирование на основе взаимосвязей

 

Согласно этим методам пытаются найти:

  • ассоциативную связь между двумя переменными, поведение одной из которых мы хотим спрогнозировать;
  • причинную взаимосвязь между двумя или более переменными с возможным запаздыванием по времени.

Рассмотрим три разновидности этого метода:

  • опережающие индикаторы;
  • корреляция и регрессия;
  • эконометрические модели.

Опережающие индикаторы

Опережающие индикаторы представляют собой соотношение запаздывания по времени между двумя временными рядами.

Одним из наиболее точных опережающих индикаторов экономического цикла считается индекс Доу-Джонса на фондовом рынке Нью-Йорка, который безошибочно предсказывает каждый экономический подъем, начиная с конца второй мировой войны. Индекс FT-SE (Financial Times — Stock Exchange), рассчитываемый газетой "Файненшнл Таймс" совместно с Лондонской фондовой биржей в Великобритании, является аналогом индекса Доу-Джонса.

Суть опережающего индикатора может быть кратко сформулирована следующим образом:

  • тенденция, предваряющая другую тенденцию;
  • изменение, предваряющее другое изменение.

Иными словами, тенденция изменения переменной А проявляется раньше, чем у переменной В; и аналогично, изгиб кривой А опережает изгиб кривой В.

 

Корреляционные и регрессионные методы

Корреляционные и регрессионные методы прогнозируют поведение переменной величины исходя из временной взаимосвязи между ней и другой переменной, которая может быть выражена в виде статистической зависимости, называемой регрессией или корреляцией. Иначе говоря, эти методы дают возможность установить зависимость изменения одной переменной в случае изменения другой на определенную величину.

Эконометрические модели

Как и в других моделях, здесь формируются прогнозы путем интегрирования некоторой системы уравнений. Эти уравнения могут отражать либо основные элементы экономики в целом, либо некоторые факторы, воздействующие на некоторый показатель работы организации.

 

 

26. Социальное проектирование и планирование в управлении.

 

Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальныхобъектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие отпроектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективныйфактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться.Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры,т.е. необходимо помнить, что:-социальный объект - противоречив;- у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путейразвития);- невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальнойтеории (принципиальная неформализуемость);- на социальный объект влияет много объективных факторов;- существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект,например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социальногообъекта и т.п.Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза,разработать научно обоснованный план социального развития.Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей,так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательныйанализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесссоциального проектирования также называют "социальным конструированием".

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование)являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельныеличности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п.,ставящие своей целью ор-ганизованное, целенаправленное преобразование социальнойдействительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальнаяактивность, непосредственное участие в процессе проектирования.Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесспроектирования) называют системы, процессы организации социальных связей,взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиямсубъектов проектирова-ния и выступающие основанием для этого воздействия. Этомогут быть объекты самой различной природы:

1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса исоциальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями,установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовыеколлективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические,управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.);

Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать "информационныймассив", который является главным источником социального проектирования.Информационный массив - это система определенных на научной основе параметров,факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множестваисточников создания "информационного массива" - материалы социологическихисследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистическиеданные и т. п.

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание с помощью информационного массива социальных проектов.Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованныехарактеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проектпредставляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличииопределенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических идругих ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических,ценностных.

Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемогообъекта, характеризующих его целостность, а также систему параметровсоставляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.Всем научно разработанным социальным проектам присущи следующие черты:

1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкогопроекта не возникают;

2) наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа;

3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенногопромежутка времени.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений долженсоответствовать следующим условиям его разработки:

  • он должен быть создан на научной основе,
  • не противоречить нравственным нормам,
  • выражать общепринятые социальные ценности,
  • выражать социальный заказ,
  • быть эффективным с точки зрения реализации,
  • не содержать противоречий,
  • должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развитиясоциальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однакомало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметьвыразить их в определенных показателях.Основной конечной стратегической целью социального проекта является созданиеоптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективныхусловий и жизнедеятельности различных социальных групп.К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числетехнические, математические и логические), при помощи которых получается,анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов,тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации,потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственноепроектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы,сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы идругие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности.

Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности.Истинное понимание субъектами цели - залог успеха. Процесс построения целисоответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) отображение потребности (мотив);

б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование,программирование действий);

в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых ине желаемых).

В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указатьсроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели иотдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которыемогут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность втом, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, ктоэти цели установил.

Формулировать цель можно различными: способами, в том числе и графически.

"Дерево целей" - это связанный ориентировочный график, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения.Построение "дерева целей" требует детального изучения социального заказа,проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий,материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов,систем ограничений и т. п.

Важно уже на стадии определения целей предусмотреть все противоречия между нимии избежать дальнейших конфликтов, т. е. уже на этом этапе проектированиянеобходимо установить при-чины несовместимости целей, наметить пути ихустранения.Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько целей. Одну из них важноконструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой инаправлено функционирование всей системы.

Задачи

После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Что такое задачи нам уже известно -это этапы достижения целей.Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов,удовлетворения определенных социальных потребностей.

Понятие и сущность социального планирования

Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали его нуждам и потребностям. В связи с этим возникает необходимость научной обоснованности, системе критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе. Все социальные преобразования должны проходить проверку на эффективность и целесообразность. Обеспечить такую обоснованность может социальное планирование.

Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру; качество и уровень жизни населения, в т. ч. уровень реальных доходов в целом и по социальным группам; качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность; обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг; развитие образования, здравоохранения, культуры; определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе, и др.

Социальное планирование, начиная с середины 50-х гг. XX в. являлось важнейшим элементам индикативного планирования в странах с развитой рыночной экономикой, а с конца 70-х начала 80-х гг. в связи с переходом этих стран от индикативного планирования к программно-целевым методам регулирования социальное планирование стало важнейшей составной частью стратегических общегосударственных программ. Примером может служить пятилетний план развития Франции, пятилетний план развития Японии, которые по существу являются общей концепцией социально-экономического развития страны.

Большой опыт социального планирования был накоплен в СССР, однако планирование носило в тех условиях директивный характер.

Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения социальных проблем. Основу этой модели, которая опирается на программное развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный для обеспечения услугами членов общества или определенного территориального органа.

Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то метод нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.

Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.

Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.

Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для составления показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.

Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей плана.

В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.

Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Важное место в социальном планировании занимают экономико-математические методы. Такое название в известной форме условно. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.

В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.

В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) - средство получения новых знаний. Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и экономико-математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в планировании. Они нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.

Как нам известно, сущность государства проявляется в его функциях, которые являются основными направлениями деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.).

Социальное планирование можно отнести к разряду внутренних функций, так как оно одновременно способствует реализации прав и свобод граждан, а также формирует хозяйственно-организаторскую систему на всех уровнях.

Социальное планирование имеет свои объекты и субъекты.

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Главным субъектом социального управления является государство. Таким образом, социальное планирование – это одна из управленческих функций государства.

Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

В широком смысле объектами и субъектами социального планирования выступает вся совокупность людей социума, которая не является однородной массой. Это совокупность социальных общностей, больших социальных групп и классов, представляющих всю палитру социально-стратификационной структуры.

Еще одним важным доказательством того, что социальное планирования является значимой функцией органов власти, то, что ему присуща комплексность, которая достигается только на уровне действия структур власти. Это потребует объединения усилий как специалистов субъектов управления, так и представителей науки (от социологов и экономистов, правоведов, политологов и др.) Скоординировать действия всех субъектов социального планирования может государство в лице законодательных и исполнительных органов власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.055 с.)