Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.



Олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию, характеризуется свободным входом и выходом фирм.

Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Основные виды монополий:

Закрытая – монополия, имеющая юридическую защиту от других конкурентов.

Естественная – монополия, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только когда фирма обслуживает весь рынок.

Открытая – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая специальной защиты от конкурентов.

Монопольная власть предполагает возможность повышения продавцом цены на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.

Барьеры вхождения в отрасль – ограничитель который предотвращает появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы

Основные типы барьеров входа в отрасль:

- исключительные права, полученные от правительства;

- патенты или авторские права – предоставляют исключительное право контролировать производство продукта;

- собственность на все предложения какого-либо произведенного ресурса;

- преимущество низких издержек крупного производства, обусловленное монополией рынка.

Таблица 4.2.

Классификация рыночных структур и их основные признаки

  Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации Степень контроля над ценами
Совершенная конкуренция множество мелких фирм однородная продукция никаких затруднений равный доступ ко всем видам информации отсутствие контроля, цена устанавливается в соответствии со спросом и предложением
Монополистическая конкуренция множество мелких фирм разнородная продукция никаких затруднений некоторые ограничения достаточно слабый контроль
Олигополия число фирм невелико, есть крупные фирмы разнородная или однородная продукция возможны отдельные препятствия некоторые ограничения частичный контроль
Монополия одна фирма уникальная продукция практически непреодолимые барьеры на входе некоторые ограничения полный контроль

 

Методы конкуренции: ценовые и неценовые.

К ценовым относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковые товары и услуги. Устанавливается при оказании услуг врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящейся продукции. Основным методом конкуренции в современных условиях является неценовая, т.е. конкуренция осуществляется посредством повышения технического уровня продукции, качества товаров, улучшения ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены. Эти методы включают рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, продажу в кредит, лизинг, льготы постоянным покупателям, использование торговых знаков и торговых марок фирм.

 

Преимущества и несовершенство (фиаско) рынка. Объективная необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования

 

Каждый участник рынка, руководствуясь собственными частными интересами, принимает экономическое решение. Эти решения, к сожалению, не всегда направлены на то, чтобы экономика в целом функционировала эффективно. Координацию всех независимых решений, принимаемых субъектами рынка, осуществляет рыночный механизм.

Рыночный механизм обеспечивает: доведение решений отдельных хозяйственных субъектов друг от друга; увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.

Цены выступают сигналом, дающим информацию и потребителям и производителям об условиях на рынке. Они служат маяком, по которому хозяйственные субъекты могут «сверять» свой выбор, преследуя частный интерес. Конкуренция сдерживает частные интересы, направляет их на производство нужных обществу товаров. Она приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно, так как ресурсы устремляются в те отрасли, где производятся необходимые обществу товары. Неприбыльные предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Поэтому конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в экономике.

Однако у рынка, как и у всякого явления, есть свои преимущества и недостатки.

К преимуществам рыночного механизма относятся:

1. Эффективное распределение ресурсов (рынок направляет их на производство необходимых обществу товаров).

2. Стимулирование НТП и оптимальное использование его результатов. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают и вводят новую технику и технологию, которые позволяют им иметь временные преимущества перед конкурентами.

3. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям (например, в 70-е гг. ХХ в. на рост цен на энергоносители рынок ответил разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий).

4. Свобода выбора действий потребителями и производителями: и те и другие независимы в принятии своих решений.

5. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рынок имеет и «негативные стороны», так называемые «провалы», где рынок терпит «фиаско»:

1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств.

2. Рынок не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, богатств океана, космоса).

3. Рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.п.).

4. Рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Она не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода.

5. Рынок не обеспечивает финансирование фундаментальных исследований.

6. Действие рыночного механизма ориентировано не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

7. Действие рыночного механизма подвержено периодическим колебаниям деловой активности.

Воздействуя на различные сферы общественной жизни, государство выполняет важные функции. По отношению к экономике оно уже давно не является «ночным сторожем». В условиях капитализма совершенной конкуренции экономическая роль государства заключалась в создании общих условий для функционирования частной собственности и рыночного механизма. В современном обществе эта роль существенно расширилась, что привело к модификации механизма воспроизводства, перераспределению действия стихийного рыночного механизма с государственным регулированием экономики.

Главным инструментом воздействия государства на экономическую активность являются налоги и государственные расходы.

Главные экономические функции государства в современной смешанной экономике сводятся к следующим:

- создание правовой основы функционирования экономики;

- определение политики макроэкономической стабилизации;

- воздействие на размещение ресурсов с целью повышения экономической эффективности;

- выработка программы воздействия на распределение доходов;

- защита конкуренции.

Создание правовой основы выходит за рамки собственно экономики. Государство устанавливает правила «экономической игры», в которую играют фирмы, потребители и само государство. В этих правилах определяются фирмы форма и права собственности, условия заключения контрактов, правила функционирования коммерческих предприятий, взаимные обязательства профсоюзов и администрации и т.д.

Определение политики макроэкономической стабилизации является главной функцией Правительства. Эта политика включает такие средства, как кредитно-денежная и фискальная политика, при помощи которых правительства пытаются сгладить промышленный цикл, предупредить хроническую безработицу, стагнацию экономики, снизить инфляцию.

Воздействие на размещение экономических ресурсов с целью повышения экономической эффективности является второй центральной функцией правительства. Необходимость такого воздействия связана с тем, что рыночный механизм производит недостаточное количество определенных товаров и услуг или вообще не выделяет на них ресурсов. Такие ситуации обусловлены потребностью в социальных благах и побочными эффектами.

Социальные блага – это блага, производимые не отдельными частными производителями, а всем обществом как единым производителем (поддержание общественного порядка, озрана окружающей среды, оборона, образование, наука и т.п.) Если экономические (материальные блага делимы, следовательно связаны с «принципом исключения» (тот, кто не платит, исключается из числа потребителей), то социальные блага обладают двумя свойствами: являются неделимыми; связаны с проблемой «фрирайдера», состоящей в возможности пользоваться благом, не платя за него.

Побочные эффекты (внешние) – это издержки и выгоды, выпадающие на долю третьих лиц, не участвующих в сделке. Рыночный механизм их не учитывает и не выделяет на них экономические ресурсы, следовательно, уменьшает свои внутренние издержки и увеличивает внешние (побочные) издержки третьих лиц (населения).

Выработка программы воздействия на распределение доходов с целью их перераспределения. Эта функция обусловлена необходимостью уменьшения социального неравенства, вызванного дифференциацией доходов в процессе функционирования рыночного механизма, наличием нетрудоспособного населения. Выполняя эту функцию, государство устанавливает потолковые цены и цены поддержки, минимум заработной платы, вводит прогрессивное налогообложение, выплачивает трансфертные платежи и субсидии нуждающимся.

Защита конкуренции включает контроль над монополиями посредством антимонопольного законодательства, установление стандартов, регулирование цен естественных монополий, где в силу технологических причин конкуренция невозможна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.009 с.)