Основные научные школы и современные направления развития экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные научные школы и современные направления развития экономической теории



В развитии предмета экономической теории можно выделить три основных этапа: экономия; политическая экономия; экономикс.

Экономика древняя наука. Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Даже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, которые складываются между членами первобытной общины. Первоначально возникла в античном обществе как экономия -- наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Можно сказать, что ее начала заложены еще в царстве Вавилония в 1800 г. до н.э., когда был создан первый свод законов по управлению государством. Термин «экономия» впервые предложен Ксенофонтом. Встречается он и у Аристотеля (384-322 г. до н.э.) в рамках учения о справедливости. Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хремастику – хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества. В тоже время Аристотель критически относился к хремастике, считая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеют источником богатства обращение и поэтому хремастика противоестественна.

Но эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний. И как наука начинается с момента, когда знания о развитии экономики и общества приобретают системный характер, описываются своими законами, закономерностями, принципами и методами. Такая наука получила название «политическая экономия». Этот термин был введен французом Монкретьеном в книге «Трактат политической экономии» в 1615 году.

Первой школой политической экономии был меркантилизм. Отражает экономическую политику раннего капитализма. Богатство общества отождествляется с золотыми деньгами. Страна и граждане богатеют когда больше золота ввозится в страну, чем вывозится за ее пределы. Поэтому главной отраслью экономики является внешняя торговля, а государство должно способствовать превышению вывоза товаров над ввозом (поскольку это обеспечивает приток золота в страну), проводить политику активного протекционизма (защиты своего торгового капитала и промышленности).

Следующей школой политической экономии являются физиократы (власть природы). Наиболее ярким представителем данного экономического течения является Кэне. Физиократы утверждали, что богатство общества не золото, а продукт, созданный в сельском хозяйстве. Только земля создает ценности и лишь земледельцы являются производительным классом. Все остальные только перерабатывают ранее созданный продукт (промышленность, торговля), либо просто потребляют его (дворянство, армия и т.п.). Отсюда следовали рекомендации по освобождению земледельцев от излишних налогов. Физиократы причину богатства, его прироста увидели в сельскохозяйственном производстве, а не в сфере обращения, как меркантилисты.

Дальнейшее развитие экономической мысли представлено английскойполитической экономией. Ее представители – Смит и Рикардо создали трудовую теорию стоимости. В соответствии которой богатство общества создается производительным трудом во всех отраслях экономики. Рост богатства происходит на основе повышения производительности труда в обществе. Главную роль в этом процессе играет разделение и кооперация труда. Позитивная роль разделения труда проявляется не сама собой, а благодаря деятельности предпринимателей. Поэтому необходимо содействовать проявлению их инициативы. В этом стоит «либеральный» подход к функционированию экономики, исключающий любые формы государственного вмешательства.

Марксизм последовательно развил трудовую теорию стоимости, рассматривал капиталистический строй с классовых позиций, доказывал преходящий характер капитализма.

Во второй половине XIX века складываются предпосылки для системы общего представления о предмете изучения экономической науки. Капитализм прочно утверждается в развитых странах. Разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ заменяется количественным. Экономисты все чаще стремятся оптимизировать ограниченные ресурсы, применяя для этого теорию предельных величин. Понятие политическая экономия вытесняется понятием экономикс.

Под экономикс понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг, их распределения и обмена для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Рождение нового термина связано с одним из основоположников неоклассического направления английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924 гг.). В 1890 г. выходят его Принципы экономики, главным предметом анализа которых являются уже не теория стоимости, а теория цены.

Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения. В основу теории спроса был положен маржинализм – учение о предельной полезности в основу теории предложения – концепция факторов производства. Маршалл сделал попытку объединения теории издержек производства, производительности, спроса и предложения с теорией предельной полезности.

Теория Маршалла практически абстрагировалась от деятельности монополий. После кризисов 20-30 гг. ХХ столетия не замечать влияние монополий на экономику было невозможно. Подлинную революцию экономической теории произвела публикация в 1936 году Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946 гг.) «Общая теория занятости, процента и денег». С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли «кейнсианство».

Кейнсианство – теория регулируемого капитализма. Рыночный механизм должен работать, но в условиях государственного регулирования. Главным направлением такого вмешательства должны быть мероприятия по стимулированию совокупного спроса. Результатом таких мероприятий будут расширение производства и предложения, снижение безработицы.

В развитии экономической теории выделяют также три школы неоклассического направления: монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория предложения.

Монетаризм поддерживает количественную теорию денег (Фридмен) признавал систему цен регулятором рыночной экономики. Участие государства в регулировании экономики в рамках данной теории должно быть сведено к ограничению денежной массы, недопустимости дополнительной эмиссии, ограничению социальных выплат. Теория рациональных ожиданий отвергает вмешательство государства в экономику. Рынки равновесны, отклонения объясняются недостатком информации. На предсказуемость решений влияет неопределенность действий государства. Теория предложения выступает за свободу частного предпринимательства. Рыночное регулирование в этой теории опирается на принцип «эффективного предложения» – поощрение частного предпринимательства. Наибольшее распространение получила в период правления Рейгана в США и Тэтчер в Англии. Инструменты экономического регулирования предложенного данной теорией позволили снизить темпы инфляции, сократить дефицит госбюджета, увеличить темпы экономического роста, но не была преодолена цикличность развития экономики.

В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования экономики и свободного рыночного стимулирования. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза. Неоклассический синтез – отрицание существования макроэкономического регулятора, избавляющие экономику от цикличности развития, безработицы. Неоклассический синтез предполагает смешанное управление экономикой. Признается необходимость государственного регулирования для производства общественных благ и социальной сферы. Рыночное регулирование применяется для производства потребительских товаров (Хикс, Самуэльсон).

Методы экономической науки

Методы, которые используются для раскрытия сущности явлений – это совокупность правил, способов и приемов исследования.

Выделяют общие мировоззренческие, общие научные и частные методы исследования.

Общемировоззренческие принципы определяются избираемой исследователем философской концепцией видения окружающего мира.

Общенаучные методы выражают универсальные общенаучные принципы и приемы исследования. К ним относятся:

метод научной абстракции состоит в видении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного и случайного. Результатом этого процесса является разработка категорий, т.е. понятий, выражающих сущность экономических явлений;

анализ и синтез. Анализ предполагает расчленение объекта, выделение отдельных его сторон, отношений и их исследование. Синтез означает восстановление объекта, воссоздание его теоретической модели;

индукции и дедукции. Индукция предполагает исследование явления от частного к общему. Дедукция – от общего к частному. На базе общих положений обосновываются частности экономических явлений и процессов.

единство исторического и логического. Исторический подход дает ответ на вопрос как происходило развитие, предполагает его последовательное описание. Логический подход позволяет выяснить почему так произошло, предполагает выделение общей логики развития без учета исторических зигзагов и тупиков.

Частные методы исследования: графический, статистический, математический, моделирование, сравнительный анализ, экономический эксперимент.

Системная методология. Экономические явления исследуются системно и предполагают рассмотрение экономического объекта как системы в целом, но одновременно и как элемента более сложной системы.

Предельный анализ. Принцип маржинального (предельного) анализа учитывает поведение рыночных субъектов, на которых решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. Главной задачей предельного анализа является поиск условий, при которых экономические показатели принимают свои максимальные (минимальные) значения

Функциональный анализ. Из математики известно, что функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин. Например, Y=F(x).

Экономическое моделирование представляет собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Любая модель (теория, уравнение, график и т.д.) является упрощенным, абстрактным отражением реальности, так как все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследования. Однако с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, объемов производства, инфляции, инвестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и других внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.

В зависимости от того, в какой мере при исследовании экономических явлений учитывается время, различают три вида анализа: статический, сравнительной статики и динамический.

При статическом анализе определяются значения эндогенных параметров на некоторый момент времени. Если модель позволяет определить значения эндогенных параметров в различные моменты времени, но при этом не описывается процесс перехода от одного равновесного состояния к другому, то это модель сравнительной статики. Процесс перехода экономики из одного состояния в другое исследуется в ходе динамического анализа, при котором экзогенные и эндогенные переменные рассматриваются как функции от времени.

Математическое моделирование основывается на том, что основные параметры экономики соизмеримы и они устанавливают качественные и количественные зависимости переменных величин, описывающих экономический процесс. Наиболее важное значение для макроэкономики имеют три метода математического моделирования: балансовое, статическое и динамическое.

Балансовая модель предполагает, что на всех рынках обеспечивается равенство доходов и расходов, объема производства и объема продаж, совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя в реальности такое равновесие практически недостижимо, именно стремление к нему и позволяет решать макроэкономические проблемы занятости, экономического роста, инфляции и устойчивости национальной валюты.

Статические модели анализируют экономическую систему в определенный период времени.

Динамические модели на основе исходных данных дают прогноз развития экономической системы. Динамические модели представляют прогнозное моделирование экономических явлений и процессов.

Наряду с классификацией экономических переменных как эндогенных и экзогенных важна и другая группировка, связанная со способом измерения их во времени.

Экономический эксперимент. Под экономическим экспериментом понимается искусственное воспроизведение экономического явления с целью его наиболее благоприятных условий. Экономические эксперименты проводиться на макро- или микроуровнях в случаях, когда анализируемая хозяйственная система отличается значительными размерами и сложностью, в связи с этим ее невозможно охватить макроэкономическим наблюдением; когда макроэкономические наблюдения не позволяют получить ответа на вопрос о сущности исследуемых закономерностей и процессов и когда экономические процессы плохо изучены, поэтому возможные результаты воздействия на него в реальной действительности могут быть непредсказуемыми. Экономический эксперимент позволяет на практике отработать рекомендации и программы с целью недопущения крупных просчетов и разрушительного их воздействия на народное хозяйство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.013 с.)