Вопрос 1 что такое политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1 что такое политика.



Вопрос 1 ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА?

1. Термин "политология" образуется из двух греческих слов "politi" – политический порядок, права гражданства, механизм осуществления власти и "logos" – знание. Политологию определяют как науку о политике. Что такое политика?

2. Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом. Основными факторами политики выступают социальные (этнические) группы и выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры. Цель политики заключается в ориентации общественного развития в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных средств их достижения. Политика возникла более 2,5 тыс. лет назад.

3. Политика является наукой и искусством. Наукой она считается с того времени, когда человечеству стали известны законы общественного развития, используя которые, можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. Политика является искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости и фантазии.

4. Термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). По его определению, политика – это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни".

 

Вопрос 2 СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ

1. Структура политики включает в себя одушевленные субъекты (участников) и неодушевленные элементы (политическую власть, политические отношения, политическое сознание, политическую культуру, политические организации). Субъекты политики: индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. В качестве субъекта политики могут выступать социальные институты (политические партии, профсоюзы, церковь, средства массовой информации, государство, международные организации, например, ООН, Европейский парламент), а также социальные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессиональные группы) и отдельные личности (политические лидеры, просто рядовые граждане).

2. Элементы политики: Политические отношения: формы взаимосвязи субъектов политики – согласие, партнерство, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни. Политическая власть: возможность и способность навязывать свою волю другому. Политическая организация: совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества. Политическая культура: тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении. Политическое сознание: политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки). Субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти. Субъекты политики вступают в политические отношения – отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, целей, установок, ценностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Содержание политического сознания включает в себя систему сложившихся оценок, смыслов и утверждений. Политическая психология образуется из оценок реальной действительности и участия в политической жизни, осуществляющихся на основе эмоций, чувств, переживаний. Политическое участие может быть рационально осмысленным, строиться на основе следования системе представлений – политической идеологии.

 

Вопрос 3 ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

1. Рационализаторская функция. Политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или разрешает.

2. Управленческая и регулятивная функции. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.

3. Гуманитарная. Выражается в гарантиях прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

4. Функция политической социализации. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.

5. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.

6. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика разрабатывает проекты будущего, определяет социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы.

7. Характерные черты политики:

а) связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества) – мы входим в мир политики тогда, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими проблемами заняты многие другие люди;

б) любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства – социального института, который служит для решения проблем, интересующих общество в целом;

в) связь с действиями и интересами больших масс людей;

г) целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий;

д) властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

 

Вопрос 4 ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ

 

1. Спор о нравственности и безнравственности политики имеет долгую историю. Его практический смысл сводится к определению соотношения целей, средств и результатов политической деятельности, т.е.:

• можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами?

• следует ли во имя достижения счастья большинства общества принести в жертву жизнь хотя бы одного человека? Эти, можно сказать, "вечные" вопросы приобретают особую актуальность для российского общества, которое осуществляет переход к демократии. Сегодня для него подобные вопросы концентрируются в одном: какой ценой должен быть оплачен переход к свободе?

2. Можно выделить несколько подходов в трактовке соотношения морали и политики. Основы первого подхода, сторонники которого подчеркивают нерасторжимую связь политики и морали, заложил еще Аристотель, полагавший:

• "без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким существом". Поэтому политика является социальной этикой, нравственной философией, имеющей дело с обязанностями властных структур перед гражданами;

• интеграция частных интересов граждан с общей целью всего общества происходит на основе ценностей справедливости, красоты, общего блага;

• совпадение целей и средств осуществляется благодаря таланту правителей (на это указывал и Платон, подчеркивавший, что "царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благородных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой, создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей").

В Новом времени с именем Н. Макиавелли было связано появление второго подхода к проблеме соотношения политики и морали. В его основе лежала идея отграничения политики от морали и признание того, что в каждой из них действуют свои законы. По мнению Н. Макиавелли:

- мораль – сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил. В своих взаимоотношениях люди руководствуются собственными представлениями о добре и зле, нравственными заповедями, идеалами, считая, что требования идеала универсальны, верны для любых ситуаций;

- в политике же господствует целесообразность и выражаются интересы многочисленных социальных групп: классов, наций, слоев и т.д.;

- содержание этих интересов имеет конкретный характер; осуществление их происходит в определенных условиях, под влиянием которых субъекты политики могут изменять свои цели;

- в политике, в ситуации различия и борьбы интересов, оправдано применение насилия, жестокости, обмана для достижения благородных целей.

Н. Макиавелли – автор основного правила безнравственной политики: "Цель оправдывает средства". Последствия его применения разрушительны и трагичны. Это не только миллионы жизней, которые были принесены в жертву утопической идее "светлого будущего", но и нравственная деформация человека как личности, господство двойных, а то и тройных стандартов, когда размываются простые человеческие ценности: свобода, индивидуальность, собственность и т. д.

Примирить отмеченные крайности во взглядах на соотношение политики и морали пытались разные мыслители:

- одни рекомендовали следовать принципу "меньшего зла" при достижении политических целей и даже выстраивали при этом шкалу наиболее значимых и менее важных ценностей. Еще Платон отмечал, что "правителям потребуется нередко прибегать ко лжи и обману – ради пользы тех, кто им подвластен. Подобные вещи полезны в виде лечебного средства";

- другой подход предлагал автор проекта Декларации независимости США Т. Джефферсон, который утверждал, что искусство управления состоит в искусстве быть честным.

Однако в политике выполнить данное требование сложно, поскольку власть открывает перед человеком широкие возможности реализации собственного "Я" путем подчинения миллионов других "Я". Устоять перед соблазном получения благ за счет других, от искушения богатством, славой, привилегиями оказались способны немногие.

Традицию политического реализма в решении вопроса о соотношении морали и политики, целей и средств в политической деятельности развивал М. Вебер. Он полагал:

- особенность политики заключается в опоре на силу;

- "примирение" морали и насилия возможно путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и моральным принципам, но после принятия решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства;

- выбор между меньшим злом при решении конкретной проблемы и неукоснительным следованием собственным моральным принципам остается за политиком. Поэтому единого нравственного кодекса поведения в политике существовать не может;

- в конкретной ситуации модель поведения выбирает сам политик.

При таком подходе общество оказывается заложником "чистоты" помыслов политика, но полностью полагаться на это, как показывает исторический опыт, не следует.

 

Вопрос 6 МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ

1. Метод – конкретные способы, средства приобретения знаний (в данном случае – о политике). В политологии используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального познания.

2. Методы теоретического познания:

• диалектический. Предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, противоречивости политических процессов, взаимосвязи частей и компонентов политической жизни;

• системный. Политика рассматривается как целостность, которая формируется через взаимодействие частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой (природой, экономикой, культурой, психологией людей);

• формализации. Дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.

3. Методы эмпирического познания – средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

- описание. Наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;

- формы анкетирования (беседы, интервью, опросы). Они используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;

- статистические методы. С их помощью производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта;

- математические методы сбора и обобщения политической информации. Открывают возможности для моделирования политических процессов – составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;

- методы семиотики (науки о знаковых системах), которые продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стили политических документов) представляет собой знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;

- методы герменевтики. Их цель состоит не столько в фиксации объективной стороны существования политических явлений, сколько в понимании, выявлении того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

В последние десятилетия в различных странах и в целом в мире сформировались новые тенденции в развитии политической власти.

1. Основная тенденция – демократизация власти или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества.

2. Вторая тенденция – интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информационных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран.

3. Третья тенденция – разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти.

4. Четвертая тенденция – негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность.

5. Пятая тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц.

 

Вопрос 13 ТИПЫ ЭЛИТ

В обществе и государстве существуют достаточно много типов элит. К основным относятся:

1. Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти. Имеет сложную структуру и внутренне дифференцированна. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. Виды политической элиты: высшая, средняя, административная.

2. Экономическая – социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения.

3. Военная – играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах, используется как решающее средство в политике.

4. Научная и техническая – включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс.

5. Культурная и духовная – включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.

6. К другим типам элит относятся теневая и контрэлита (элита оппозиции) – часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции.

В политологии есть такое понятие как властвующая элита. К ней относятся все типы элит, которые влияют на власть и на принятие ею решений.

 

Вопрос 14 ТЕОРИИ ЭЛИТ

1. В политологии существует несколько теорий относительно природы элит. Основные из них были выдвинуты и сформулированы в начале XX в. Одним из родоначальников теории элит является итальянский экономист-социолог, профессор экономических наук Вильфредо Парето (1848 – 1923), сформулировавший ее в работе 'Трактат о всеобщей социологии" (1915 – 1919), основные положения которой сводятся к следующему:

• все общество делится на управляемых и неуправляемых;

• управляющие сохраняют свою власть с помощью гибкости, хитрости, силы, убеждения и готовности использовать насилие для подавления оппозиций.

Теория элит по Парето включает две основные классификации:

- элита "лисы", чертами которой является хитрость, изворотливость и стремление поддержать свою власть "пропагандой". "Лисы" находятся у власти при демократических режимах. Они достигают согласия с помощью политических интриг;

- элита "львов", чертами которой является смелость, решительность, предпочтение насилия.

Политические изменения осуществляются путем смены элит ("циркуляции элит"). Изменения происходят тогда, когда элиты становятся психологически непригодными, чтобы управлять.

2. Другой итальянский ученый, юрист и социолог Гаэтано Моска (1858 – 1914) изложил свою теорию элит в работах "Правящий класс" (1896) и "Основы политической науки" (1896, 1923).

В соответствии с его теорией общество всегда будет управляться элитами. Элита регулирует политическую и экономическую жизнь, непременно владеет определенными ресурсами и атрибутами власти, высоко ценимыми в обществе.

3. Иную теорию элит предложил немецкий историк, экономист, социолог Роберт Михельс (1876 – 1936). Он обосновал закон "олигархии", провел исследование по проблемам политических партий и сделал вывод о том, что демократия невозможна по следующим причинам: массы разрозненны, неорганизованны и неспособны к коллективным действиям без руководства со стороны организованного меньшинства, а также потому, что рядовые члены общества в силу своей некомпетентности не могут контролировать действия лидера. По этой причине демократия неэффективна и общество, как и другие организации, находится над господством олигархии.

 

Вопрос 17 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КАЧЕСТВА И ЧЕТЫРЕ ПРИМЕРА

ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ

1. Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.

Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

2. Четыре примера политических лидеров-современников, оставивших заметный след в истории и не похожих друг на друга по своим личностным качествам.

Рональд Рейган. Будучи президентом США, работал всего по 2– 3 часа в сутки. Суеверен, увлекался астрологией. Не обладал аналитическим складом ума. Не был хорошо информирован и не стремился вникать в детали. Часто путал реальность и вымысел. Истины, которые он изрекал, просты и общеизвестны. В значительной мере сила этого американского президента заключалась в его политическом чутье, интуиции и компетентности помощников. Пробыл два срока президентом США. Поднял мощь страны.

Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании. Рано увлеклась и пристрастилась к политике. В Оксфордском университете была председателем местной студенческой организации консервативной партии. В 25 лет баллотировалась в парламент. "Жедезная леди" обладает твердым, решительным, волевым характером, умением убеждать и простым языком излагать свои цели. Работоспособна.

Гельмут Коль, канцлер ФРГ. Умел налаживать хороший контакт с "молчаливым большинством" в стране. Шел на компромиссы, маневрировал. В 16 лет вступил в ХДС. В 29 стал самым молодым депутатом. Делал ставку на укрепление частного предпринимательства. Не владеет ни одним иностранным языком. Вошел в историю как объединитель Германии.

Горбачев Михаил Сергеевич, бывший Генеральный секретарь ЦК КПСС, бывший Президент СССР. Психологию и геополитические убеждения Горбачева характеризуют личные, наивные для высшего руководителя, убеждения в необходимости следовать западным образцам. Был он, попросту говоря, западником. Сейчас, уже на значительном временном расстоянии наивность, слабоволие, тщедушность, маломасштабность личности и обычная человеческая трусость – отчетливо проступают в образе Горбачева. С этим деятелем связываются развал социалистического лагеря, Варшавского Договора и СССР. Верховная власть не облагородила этого человека, да и не могла этого сделать, а на выборах рейтинг этого политического деятеля не поднимался выше 1 %, что и послужило причиной ухода из большой политики. Объективную оценку ему даст время.

 

Вопрос 20 ТИПЫ ЛИДЕРОВ

Американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров.

Консерваторы. Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Активность и программа политического лидера и его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.

Реформаторы. Эти лидеры стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур.

Революционеры. Они ставят целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооруженное насилие) к принципиально иной общественной системе.

2. Три типа лидерства:

Традиционное лидерство. Этот тип лидерства опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и на передаче власти по наследству. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

Харизматическое лидерство. Основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя-вождя, пророка, князя, военачальника, оратора. (Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти.)

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Такие лидеры обретают политическую власть на основе всеобщих выборов.

 

В МИРЕ

1. В современном мире сформировались несколько новых тенденций в развитии лидерства:

• национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса;

• возрастание роли и влияния неформальных лидеров;

• усиливается концентрация активности лидеров на решении экономических и социальных проблем. Развитие этой тенденции выражается в росте благосостояния нации, связанного с активностью того или иного политического лидера, что требует также значительных временных рамок политической активности;

• уменьшается вероятность появления политических лидеров-героев и лидеров-антигероев;

• сокращаются границы власти политического лидерства за счет совершенствования системы разделения властей и расширения границ гражданского общества.

2. В каждой стране система подготовки кадров, из которых вырастают лидеры, связана с целями и характером задач, стоящих перед политической системой общества, а также с ценностями политической идеологии. В соответствии с этим можно выделить три основных системы подготовки кадров:

• либерально-демократическая система, имеющая две разновидности: западную и восточную;

• тоталитарная. Ее особенности: выше всего ценятся преданность и лояльность к вождю, политической системе и идеологии;

• теократическая. Такая система существует в странах, где господствующей идеологией является религия и власть осуществляется ее представителями.

 

Вопрос 34 ДЕМОКРАТИЯ

1. Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Эволюция значения термина "демократия" отражает развитие человеческого общества. Сначала демократия рассматривалась как прямое npaвление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. В античности демократия считалась "худшей формой" правления. Режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы).

Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой французской революции. С тех

 

пор демократия рассматривается как направление общественной мысли, которое формирует цели соци-

 

ально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

 

Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, ли-

 

бо из практики и опираются на нее при формировании системы правления.

 

2 Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции. Демократию

 

рассматривает как ответственное и компетентное правление. Источник власти – народ, выражающий

 

свою волю не прямо, а через своих представителей.

 

3 Теория прямой демократии. Ж.-Ж. Руссо, один из авторов этой теории отрицает принцип пред-

 

ставительности. По его мнению, демократия – прямое правление народа, который способен выразить

 

 

----------------------- Page 26-----------------------

 

свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа,

 

выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

 

4 Теория плюралистической демократии. Сторонники этой теории отрицают наличие в общест-

 

ве единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно,

 

так как люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Там образом,

 

общество рассматривается как совокупность социальных rpyпп, стремящихся к реализации своих инте-

 

ресов.

 

5 Элитарная теория демократии. Шумпетер И., последователь данной теории, использует об-

 

ратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода. Господствующая элита, избранная на оп-

 

ределенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства насе-

 

ления, лишенного на этот же срок возможности действовать.

 

Требования демократии определяют метод формирования институтов власти. Шумпетер И. отме-

 

чал: "Демократический метод – это порядок создания института для достижения политических реше-

 

ний, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством

 

конкурентной борьбы за голоса народа".

 

6 Теория социалистической демократии. В противоположность индивидуалистическим и груп-

 

повым носителям власти в условиях демократии данная теория трактует ее как форму классового гос-

 

подства. Здесь можно выделить два направления в трактовке демократического правления – ортодок-

 

сальное (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистское (Э. Бернтштейн, К. Каутский).

 

В ортодоксальной интерпретации власть народа устанавливает только социалистическая демокра-

 

тия, но при коммунизме демократия, как принцип существования государства, отмирает вместе с госу-

 

дарством.

 

Социал-реформаторы понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения

 

разнородных социальных сил. Цели общества меняются по мере изменения условий жизни личности.

 

Каждая из этих моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический ре-

 

жим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку

 

требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толе-

 

рантности.

 

Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в из-

 

меняющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обще-

 

ствах.

 

Вопрос 35 АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

 

1 Авторитарный (от лат. "autoritas" – власть) режим – государственно-политическое устройство

 

общества, в котором политическая власть осушествляется конкретным лицом (классом, партией, элит-

 

ной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима оставляет

 

авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отноше-

 

ний.

 

2 Характерные черты:

 

- концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;

 

- наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;

 

- ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как от-

 

дельных граждан, так и общественно-политических организаций;

 

- отсутствие огромного репрессивного аппарата;

 

- разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

 

- наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

 

3 Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, со-

 

провождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные эко-

 

 

----------------------- Page 27-----------------------

 

номические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится

 

невозможным. Во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от

 

колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

 

Вопрос 36 ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

 

1 Тоталитарный режим – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного

 

(тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

 

Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" (весь, целый, полный). Он был

 

введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г.

 

это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фа-

 

шизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в

 

СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество

 

и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или

 

узкой группой лиц из правящей элиты.

 

2 Признаки тоталитарного режима:

 

• государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к

 

всеохватывающей власти;

 

• общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого;

 

в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; моно-

 

польный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, ре-

 

лигией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

 

• абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, кото-

 

рая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

 

• государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества ка-

 

налам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

 

• доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;

 

• господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государст-

 

вом, запрет оппозиционно настроенных сил;

 

• права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутст-

 

вуют веские гарантии их реализации;

 

• экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая,

 

общинная;

 

• наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;

 

• централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

 

• невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных

 

органов;

 

• государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения

 

большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

 

Вопрос 37 ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ АВТОРИТАРНЫМ И

 

ТОТАЛИТАРНЫМ РЕЖИМАМИ

 

1 Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталита-

 

ризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционно-

 

го переустройства общества. Их цель – выполнить конкретную задачу, а именно – вывести страну из

 

исторического тупика.

 

2 Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторита-

 

ризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю.

 

Принцип тоталитарного общества – "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного –

 

 

----------------------- Page 28-----------------------

 

"разрешено то, что не имеет отношения к политике".

 

3 В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в

 

авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение

 

возникновения оппозиции.

 

4 В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей – послушание и

 

скромность ("не высовываться"). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей –

 

послушание и профессионализм.

 

Вопрос 38 ТОТАЛИТАРИЗМ И ДИКТАТУРА

 

1 Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX в.

 

Диктатура (от лат. "dictatura" – неограниченная власть) – режим правления одного лица или группы

 

лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.298 с.)