Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гос-во как основное звено полит. Системы: концепция его происхож-я, типы и формы устройства и правления.
Гос-во – это организация суверенной полит.власти действующая на опред. территории, использующая право и спец. аппарат управления, принуждение для обеспечения безопасности населения, прав и свобод граждан и управл. Признаки: публич. власть, профессион. аппарат упр-ия, суверенитет, ограниченная территория, легальная принудительность, система права, налоги и сборы, гражданство. Структура: центральные органы упр-ия, промежуточные, органы местного самоупр-ия. Функции: 1) внутренние: консолидация общества на основе общих интересов граждан; обеспечение единства; суверенитета и безоп-ти граждан; регулирование эк-ки и хоз.деят-ти об-ва; защита и укрепление существующих полит.,экономич.,соц.,духовных систем об-ва;обесп-ие общ-го порядка,регул-ие соц.отн-ий,обесп-ие соц.защиты. 2) внешние: защита гос. интересов на международной арене;обесп-ие обороны страны;развитие взаимовыгод-го сотруд-ва с др.странами и межд.орг-ми;участие страны в решении глоб-х проблем; защита проживающих за пределами страны граждан. Этапы развития. 1) в рез-те общественн.разделения труда, повышения его производит-ти, возник-ия част. собственности, пари существующей военной опасности возникло гос-во для выполнения 2-х функций:устр-во общих дел в сообщ-ве своб-х граждан и подавление их господства по отн-ию к порабощенным. При этом сохр-ся пережитки первобыт. строя, а формы правления черед-ся – монархич. и республиканс. 2) Средние века и начало нового времени. Сохраняется сильная деспотичная монархич. власть с преобладанием отношений гос-ва и подчинения; страна и подданные – собственность монарха;сохранялись формы неэкономического принуждения;доминирует дисциплина страха. 3) Новое время. В Европе завершается процесс образ-ия нации, формир-ия общего нац. рынка, языковой и культур. консолидации больш-ва стран. В 12в. в этих странах началось форм-ие гражд-го об-ва со всеми соц. и класс. стр-рами, а также сложившимися товарно-денеж. отн-ниями. На этом этапе изживаются остатки неэкон-го принуж-ия, возн-ют договорные отн-ия м/д гос-вом и об-вом. (конституц-ые) На востоке закреп-сь монархич. и имперские формы госуд-ти со значит. долей личной завис-ти. 4) Современный. Существенно расширилось кол-во федеральных и конфедеральных образований (США, ФРГ, Россия, Индия и т.д.), произошел развал СССР, ФРГ, Югославии, Чехословакия, появились новые гос-ва, в кот. появились зачатки правового –демократич. общества, гражд. общества.
Устройство гос-ва. Характ-ся формами правления. Формы делятся по способу орг-ии власти и ее формальному источнику (монархии и республики). В монархии источником власти явл-ся одно лицо. Глава гос-ва получает власть по наследству, независимо от мнения народа. $ несколько признаков монархии: 1)абсолютная (Саудовская Аравия, Катар, Аман); 2) конституцион. – гос-ва в кот. полномочия главы огранич-ся конституцией. 2.1. дуалистическая (Иордания, Марокко, Кувейт), в кот. монарх хотя и наделен преимуществом исполнения власти, частично имеет и законодательное право. 2.2. парламентская – монарх считается главой гос-ва, но фактически обладает представительной функцией и только иногда имеет право вето на решение парламента. Республики. 1) парламентская (ФРГ,Италия). Парламент формирует правительство, издает законы, утверждает бюджет, осущ-ет контроль над деят-тью правительства, имеет право объявлять правительственную квоту недоверия, что влечет отставку правительства или роспуск парламента и досрочные выборы. Прав-во обладает испол.властью, закон. инициативой и правом ходатайства перед президентом о роспуске парлам-та. Рук-ль правит-ва – первое лицо в гос-ве,формирует внутр. и внеш. пол-ку и явл-ся Верх.Главноком-им. Президент есть, но функции ограничены. 2) Президентская. Президент и глава гос-ва и глава правительства правит в одном лице. Он руководит внутр. и внеш. политикой, избирается народом или коллегией выборщиков (США);форм-ет прав-во и оно только перед ним отчит-ся; исп. и закон. власть жестко разделены. През-нт не вправе распустить парламент, а парламент не может выразить вотум недоверия прав-ву. При наруш-ии закона президентом ему м.б. выражен импичмент. У през-та есть право отлагат-го вето на решение парламента, а последний в состоянии преодолеть вето, набрав 2/3 голосов. 3) Смешанная. $ в Австрии, Ирландии, Португалии, Польши, Финляндии, Франции. Отличием является подчинение правит-ва и президенту, и парламенту. Парламент и президент избираются народом.
В завис-ти от территор.-административ. устройства гос-ва делятся: 1) Унитарные. Все входящие в состав гос. административ. единицы не обладают никакими дополнит. полномочиями и представляют собой часть единого целого. С т. зр. степени концентрации власти полномочий: централизованное (Англия, Швеция, Дания); децентрализованное (Франция, Испания). 2) Федеративные. Федерация как форма сущ. гос-ва - свободное объединение отдельных гос-в или регионов, каждый из кот. обладает определенной автономией и имеет особое отношение с центральной властью. 3)Конфедеративное. Предст-ет собой союз самостоятельных суверенитетных гос-в, кот. временно предают часть своих полномочий для достижения совместных целей (оборона, транспорт, связь).Конфедерацией можно назвать ЕС. Понятие «геополитика». Геополитич. факторы во внеш. политике Геополитика – учение о политико-стратегической ценности географич. позиции, которую то или иное гос-во или нация реализует в своей истории. Реализует – значит: 1. какую позицию объективно занимает то или иное государство, каким образом оно вписано в структуру геополитич. интересов, существующих в мире; 2. какую позицию гос-во стремиться занять через всю свою историю; как субъективно понимается политич. положение своей страны. Геополитика как наука исследует обществ. пр-ссы, протекающие в той или иной цивилизации, их динамику и направленность в соотв-ии с тем географич. пространством, кот. занимают гос-во или группа гос-в, составляющих ядро цивилизации. Именно пространство, территория обусловили, с точки зр. геополитики, разделение гос-в на 2 основных типа: морские и континент-ые, различающихся по многим параметрам, в том числе и экономическим. Концепции геополитического оптимизма, – гос-во стремится занять территорию, дающую max устойчивость и обеспечивающую наибольшую безопасность, а также достижение нац. гармонии. Геополитич. положение гос-ва: 1. Местоположение гос-ва по отношению к осн. центрам силы. Это полож-е м. б. центральным (центр силы), периферийным (и значение его так и будет оставаться периферийным), буфер (срединное положение между центрами силы). 2. Форма территории. Идеальная территория – круг. Для гос-ва с вытянутой территорией – большая значимость поддержки безоп-ти границ. 3. Размер территории – гос-во д. обладать таким набором ресурсов, чтобы самост-но управлять экон-ми процессами, т.е. принцип относит-ой автаркии (независ-ть от мир. рынка). Геополитич. мировой порядок – отн-но устойчивое распред-ие геополитич. сил в мировом масштабе, стабильная система геополитич-го взаимод-ия и влияний. Геополитич. факторы: 1. С т. зр. геополитики территория той или иной страны является важнейшим и, что самое главное, постоянным по силе воздействия фактором определяющим развитие гос-ва, в т. ч. и степень его завис-ти от мировых эк. процессов. 2. военно-политический. Он напрямую связан с хар-ром торговых отн-ий м/д различ. гос-вами. Т. е. борьба за доминир-ие на мировых рынках осуществлялась и осущ-ся не только мирными ср-вами, она не предполагает свобод. конкуренции. Важнейшее значение имеет фактор военной силы. 3. социально-демографический. 4. геополитический фактор, который необходимо учитывать при анализе тенденций в мир. эк-ке, это то обстоят-во, в какой степени политика соотносится с экономикой в том или ином гос-ве.
5. фактор, косвенно влияющий на хар-р геополитики страны, это уровень нац-го самосознания и госуд-го мышления, в первую очередь среди представителей гос. структур. Билет №13. 13. Политич.режим: сущность и виды. Полит. режим – способ реал-ии полит.власти. Осн.признаки п.режимов: 1) степень участия народа в форм-ии органов полит.власти;2)соотн-ие прав и свобод гражд-на с правами гос-ва;3)гарантир-ть права и свобод личности;4)хар-ка реальных механизмов власти в об-ве;5) положение СМИ,степень гласности и прозрач-ть гос. аппарата;6) место и роль гос.структур в полит.системе;7) соотн-ие м/д законодат и испол.властью;8) хар-р правового регулир-ия во в/о граждан, д.л. и тип их полит. поведения;9) учет меньш-ва при принятии полит.реш-й;10) степень верхов-ва з-на во всех сферах общ.жизни. В политологии принята след.классификация п. режимов. Характ.черты 1. плюралистич. (демократич.): ü Приоритет об-ва над гос-вом ü Обесп-ие прав и свобод граждан и их равноправие ü Почти неогранич.плюрализм мнений ü Разделение и в/д властей 2.авторитарн. · Приоритет гос-ва над об-вом с целью реш-ия опр-х задач · Ограничение прав и свобод и равноправие граждан · Ограничение плюрализма мнений, лояльность у прав-ва · Преобладание исполнит. вл. над законодат. вл. 3. тоталит. ü Гос-во явл-ся орудием насильствен. перестройки об-ва, стремящемся контролировать и изменять все обществен. пр-ссы. ü Всеобщ. контроль над действиями и мыслями человека и гражд-на ü Стремление ликвид-ть плюрализм охватом всего населения пропагандой и агитацией. ü Господство олигархии, возглавляемое вождями.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.013 с.) |