II. Основные характеристики проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Основные характеристики проекта



ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ

 

Основные характеристики Законопроекта сформированы на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее –прогноз).

Среди основных предпосылок базового прогноза относительно внешнеэкономических условий:

· снижение влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции в результате активизации процесса массовой вакцинации;

· активный восстановительный рост мирового ВВП (6,0% и 4,6% в 2021-2022 годах соответственно) с последующим возвратом показателя –
по мере нормализации макроэкономической политики в крупнейших странах –
к уровню, который наблюдался до пандемии (3,3% и 3,2% в 2023-2024 годах соответственно);

· сохранение на протяжении всего прогнозного периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России.

Сценарные условия сформированы с учетом безусловной реализации мер Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и мероприятий по достижению национальных целей развития.

Прогноз учитывает проведение Банком России денежно-кредитной политики в режиме таргетирования инфляции на протяжении всего прогнозного периода, а также возврата к проведению с 2022 года бюджетной политики в соответствии с конструкцией "бюджетных правил".

Договоренности в рамках сделки ОПЕК+, достигнутые в июле 2021 года, привели к значимому пересмотру прогнозной траектории добычи нефти в России: оценка в 2021 году повышена до 516,8 млн тонн, в 2022 году – до
559,9 млн тонн. В 2023-2024 годах уровень добычи нефти будет составлять
в среднем около 560 млн тонн. По мере наращивания добычи нефти крупнейшими странами - производителями (как в рамках группы ОПЕК+, так и вне ее), а также окончания восстановительной фазы роста мировой экономики ожидается постепенное снижение цен на нефть с 66 долларов США за баррель в среднем за 2021 год до уровней порядка 55 долларов США за баррель к концу прогнозного периода (55,7 долларов США за баррель в среднем за 2024 год). Прогнозная траектория в целом соответствует уровням, заложенным в форвардные кривые по состоянию на конец августа 2021 года. Вместе с тем, существенным риском для реализации прогноза является активизация низкоуглеродной повестки крупнейшими странами: в этом случае на средне- долгосрочном горизонте высока вероятность формирования ценовой траектории на более низком уровне.

По итогам 2021 года ожидается, что курс доллара США к рублю составит около 73,6 рубля за доллар США, в среднесрочной перспективе
(2022-2024 годы) курсовая динамика сложится на уровне 72-74 рублей за доллар США. В реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, c одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой – будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации.

Таблица 2.1

Основные макроэкономические показатели на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, положенные в основу формирования федерального бюджета

Наименование

2020 год (отчет)

2021 год
(оценка*)

2022 год

2023 год

2024 год

Закон № 385-ФЗ Законо-проект Δ к закону, % Закон № 385-ФЗ Законо-проект Δ к закону, % Законо- проект Δ к законопроекту на 2023 год, %
1 2 3 4 5 6=5/4*100 7 8 9=8/7*100 10 11=10/8*100
Цены на нефть Urals, долл./барр. 41,4 66,0 46,6 62,2 133,5 47,5 58,4 122,9 55,7 95,4
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м 126,8 208,3 159,8 208,4 130,4 160,6 192,3 119,7 180,6 93,9
ВВП, млрд рублей 106967 124438 124223 133328 107,3 132822 141881 106,8 151513 106,8
Рост ВВП, % -3,0 4,2 3,4 3,0 88,2 3,0 3,0 100,0 3,0 100,0
Инвестиции, млрд рублей 20118 22159 23048 24407 105,9 25350 26909 106,1 29667 110,2
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долларов США 231,6 280,3 256,5 290,9 113,4 273,2 303,0 110,9 314,9 103,9
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долларов США 337,1 459,8 385,9 491,4 127,3 407,4 496,9 122,0 505,2 101,7
Прибыль прибыльных организаций, млрд рублей 28194 32097 30462 33758 110,8 32646 35834 109,8 38752 108,1
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года 4,9 5,8 4,0 4,0 100,0 4,0 4,0 100,0 4,0 100,0
Курс доллара, рублей за доллар США 71,9 73,6 73,1 72,1 98,6 73,8 72,7 98,5 73,6 101,2
Фонд заработной платы, млрд рублей 26693 29581 29815 31699 106,3 31904 33905 106,3 36235 106,9
Объем экспорта нефти, млн тонн 239,2 230,8 256,6 273,8 106,7 266,2 275,2 103,4 269,0 97,7
Объем экспорта природного газа, млрд куб. м. 202,5 232,6 238,4 230,5 96,7 240,5 237,5 98,8 238,5 100,4
Объем экспорта нефтепродуктов,млн тонн 141,8 149,5 140,5 152,7 108,7 140,0 152,6 109,0 146,5 96,0
Объем добычи нефти, млн тонн 513,1 516,8 552,4 559,9 101,4 560,0 562,8 100,5 557,6 99,1
Объем добычи газа, млрд куб. м. 694,5 758,8 770,1 748,9 97,2 795,6 773,0 97,2 799,6 103,4

 

Восстановительные процессы, начавшиеся во второй половине 2020 года, приобретают все более устойчивый и динамичный характер: по предварительным оценкам, в первом полугодии 2021 года темпы роста ВВП сложились на уровне около 4,8% г/г (-0,7% в I квартале и +10,5% во II квартале 2021 года соответственно). В целом по итогам 2021 года темп роста ВВП оценивается на уровне 4,2%.

В 2022 году экономическая динамика будет формироваться под влиянием разнонаправленных факторов. Поддержку экономическому росту окажет увеличение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, сдерживающим фактором станет произошедшее ужесточение денежно-кредитной политики. С учетом указанных факторов рост ВВП в 2022 году ожидается на уровне 3,0%.
В 2023-2024 годах экономика продолжит расти темпом около 3,0% – то есть выйдет на траекторию, соответствующую национальным целям развития.

Экономический рост в среднесрочной перспективе будет основан на расширении внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного.

Наблюдаемый в настоящее время компенсационный рост потребления домохозяйств объясняется как опережающей восстановительной динамикой экономической активности, так и рядом временных факторов – в частности, действующими мерами, ограничивающими международные поездки, а также разовыми выплатами, направленными на поддержку отдельных слоев населения (выплаты семьям с детьми школьного возраста, пенсионерам и военнослужащим).

По итогам 2021 года динамика розничной торговли и платных услуг населения оценивается на уровне +6,9% и +16,7% соответственно.
В 2022-2024 годах динамика оборота розничной торговли ожидается на уровне 2,8-2,9%. Объем платных услуг населению в начале 2022 года продолжит рост – по итогам года показатель повысится на 3,8%. В 2023-2024 годах увеличение объема платных услуг населению прогнозируется на уровне 3,1%.

Расширение потребительского спроса на среднесрочном горизонте будет основано на устойчивом улучшении динамики реальных располагаемых доходов населения (3,0% и 2,4% г/г в 2021-2022 годах, 2,5% г/г в
2023-2024 годах). В структуре доходов населения – на фоне повышения экономической активности – опережающими темпами будут расти доходы от собственности и предпринимательской деятельности. Увеличению трудовых доходов населения будет способствовать улучшение состояния рынка труда. В настоящее время ситуация близка к полной занятости (с учетом оттока мигрантов): уровень безработицы опустился до 4,5% в июле 2021 года, количество безработных и занятых приблизилось к докризисным уровням.
В 2022-2024 годах уровень безработицы будет удерживаться на уровне 4,6%.

На фоне повышения занятости продолжат расти реальные заработные платы. По итогам первого полугодия 2021 года средний размер зарплат в реальном выражении превышает уровень аналогичного доковидного периода 2019 года более чем на 5% – таким образом, зарплаты за последние два года растут среднегодовыми темпами более чем на 2,5% в год. Ускорение динамики оплаты труда затрагивает все большее число отраслей, причем с февраля
2021 года темпы роста заработных плат в частном секторе превышают показатели государственной сферы. По итогам 2021 года динамика реальных заработных плат ожидается на уровне +3,1% с последующим выходом на траекторию устойчивого роста (+2,4% в 2022 году и +2,5% в 2023-2024 годах).

В инвестиционной сфере восстановительные процессы завершатся к концу 2021 года (+4,5%), после чего динамика капиталовложений будет расти опережающими темпами. С учетом реализации мер, направленных на расширение инвестиционного потенциала экономики, рост инвестиций в основной капитал в 2022 году составит 4,8%, а в 2023-2024 годах превысит уровень 5%.

В 2021 году рост цен на мировых потребительских рынках – наряду с устойчивым восстановлением спроса, которое в ряде секторов опережает возможности наращивания выпуска, ослаблением рубля, а также ростом издержек производителей товаров и услуг (в том числе вызванным требованиями по санитарной и эпидемической защите) – привели к повышению инфляции до локального максимума (+6,7% г/г в августе
2021 года). Однако благодаря мерам Правительства Российской Федерации по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, а также учитывая проведение Банком России денежно-кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции, по итогам 2021 года темп роста потребительских цен замедлится до 5,8% и во второй половине 2022 года вернется к целевому уровню 4%, в дальнейшем оставаясь в рамках таргета регулятора. Стабилизации инфляции в том числе будет способствовать завершение стимулирующей бюджетной политики и возврат к параметрам "бюджетного правила".

Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год
и на плановый период 2023 и 2024 годов

млрд рублей

Наименование

2020 год (отчет)

2021 год (оценка*)

2022 год

2023 год

2024 год

Закон № 385-ФЗ Законо-проект Δ к закону, % Закон № 385-ФЗ Законо-проект Δ к закону, % Законо- проект Δ к законо-проекту на 2023 год, %
1 2 3 4 5 6=5/4*100 7 8 9=8/7*100 10 11=10/8*100
Доходы, всего 18 719,1 23 782,3 20 637,5 25 021,9 121,2 22 262,7 25 540,2 114,7 25 831,8 101,1
%% к ВВП 17,5 19,1 16,6 18,8   16,8 18,0   17,0  
Расходы, всего 22 821,6 24 058 21 885,0 23 694,2 108,3 23 671,3 25 241,1 106,6 26 354,4 104,4
%% к ВВП 21,3 19,3 17,6 17,8   17,8 17,8   17,4  
в том числе условно утвержденные     547,1     1 183,6 631,0 53,3 1 317,7 208,8
%% к общему объему расходов     2,5     5,0 2,5   5,0  
Дефицит (–) / Профицит (+) -4 102,5 -275,7 -1 247,5 1 327,7 - -1 408,6 299,1 - -522,7 -
%% к ВВП 3,8 0,2 1,0 1,0   1,1 0,2   0,3  
Ненефтегазовый дефицит -9 337,7 -8 741,9 -8 131,8 -8 214,9 101,0 -8 898,4 -8 895,5 100,0 -9 087,2 101,4
%% к ВВП 8,7 7,0 6,5 6,2   6,7 6,3   6,0  

* - с учетом дополнительных расходов в пределах превышения оценки объема ненефтегазовых доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития над объемом ненефтегазовых доходов учтенных при формировании Закона № 385-ФЗ и без учета перенесенных остатков 2020 года

В 2022-2024 годах на фоне продолжения восстановления экономической активности прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 23 782,3 млрд рублей в 2021 году до 25 021,9 млрд рублей в 2022 году (+5,2% к 2021 году), 25 540,2 млрд рублей в 2023 году (+2,1% к 2022 году) и 25 831,8 млрд рублей в 2024 году (+1,1% к 2023 году). На фоне роста ВВП и снижения нефтегазовых доходов по отношению к ВВП доходы сократятся с 19,1% ВВП в 2021 году до 18,8% ВВП в 2022 году, а затем снизятся до 18,0% ВВП в 2023 году и 17,0% ВВП в 2024 году.

Структура доходов федерального бюджета на период 2021-2024 годов представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Доходы федерального бюджета на 2022 год и на плановый период
2023 и 2024 годов

млрд рублей

Показатель

2021 год (оценка)

Законопроект

2022 год 2023 год 2024 год
1 2 3 4 5
Доходы, всего 23 782,3 25 021,9 25 540,2 25 831,8
в %% к ВВП 19,1 18,8 18,0 17,0
в том числе:        
Нефтегазовые доходы 8 466,3 9 542,6 9 194,6 8 564,6
в %% к ВВП 6,8 7,2 6,5 5,7
в том числе:        
Базовые нефтегазовые доходы 5 893,2 6 145,0 6 483,8 6 467,9
в %% к ВВП 4,7 4,6 4,6 4,3
Дополнительные нефтегазовые доходы 2 573,0 3 397,7 2 710,8 2 096,7
в %% к ВВП 2,1 2,5 1,9 1,4
Ненефтегазовые доходы 15 316,1 15 479,3 16 345,6 17 267,2
в %% к ВВП 12,3 11,6 11,5 11,4
Доля в общем объеме доходов, % 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:        
Нефтегазовые доходы 35,6 38,1 36,0 33,2
Ненефтегазовые доходы 64,4 61,9 64,0 66,8
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % +27,0 +5,2 +2,1 +1,1

 

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2022 год прогнозируется в объеме 9 542,6 млрд рублей (7,2% к ВВП) при этом базовые нефтегазовые доходы составят 6 145,0 млрд рублей, а дополнительные нефтегазовые доходы – 3 397,7 млрд рублей. В 2023 и 2024 годах объем нефтегазовых доходов согласно прогнозу составит 9 194,6 млрд рублей (6,5% к ВВП) и 8 564,6 млрд рублей (5,7% к ВВП), из них базовые нефтегазовые доходы соответственно составят 6 483,8 млрд рублей и 6 467,9 млрд рублей, дополнительные нефтегазовые доходы – 2 710,8 млрд рублей и 2 096,7 млрд рублей. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть – 44,2, 45,0 и 45,9 долларов США за баррель в 2022-2024 годах соответственно.

Снижение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 6,8% ВВП в 2021 году до 5,7% ВВП к 2024 году связано с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения, что приведет к снижению доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 35,6% в 2021 году до 33,2% в 2024 году.

Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде достаточно стабильны. После разового увеличения доли ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП до 12,3% в 2021 году, связанного, преимущественно, с временным всплеском оборотных налогов на фоне роста внутреннего потребления (в том числе с учетом сдержанной динамики зарубежного туризма и разовых выплат населению), а также с рядом разовых поступлений, в частности, поступлением в федеральный бюджет части дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций
ПАО "Сбербанк России",  и осуществлением платежа в возмещение вреда, причиненного водным объектам, от АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания", на протяжении 2022-2024 гг. динамика поступления ненефтегазовых доходов будет в целом соответствовать динамике ВВП, их доля по отношению к ВВП будет составлять 11,6%-11,4%. Незначительное снижение ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП связано с запланированными отдельными разовыми поступлениями в 2022 и 2023 годах, а также с динамикой отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В реальном выражении ненефтегазовые доходы вырастут на 1,1% по отношению к 2021 году. Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов обусловлено ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций) в связи с ожидаемым улучшением экономической динамики, дополнительными поступлениями в результате корректировки налогообложения отдельных отраслей экономики и реализацией мер, принимаемых в части улучшения администрирования и увеличения собираемости. Доля ненефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета вырастет с 64,4% в 2021 году до 66,8% в 2024 году.

По мере восстановления экономики предусмотрена постепенная нормализация бюджетной политики за счет постепенного прекращения мер поддержки, принятых на период пандемии. Начиная с 2022 года планируется выйти на обычные параметры "бюджетного правила". При определении общего объема расходов федерального бюджета учтен проект поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которому уровень первичного структурного дефицита закрепляется бессрочно на уровне 0,5% ВВП.

В связи с этим расходы федерального бюджета по отношению к ВВП в 2022 году составят 17,8% ВВП по сравнению с 19,3% ВВП в 2021 году. В 2023-2024 годах динамика расходов соответствует динамике ненефтегазовых и базовых нефтегазовых доходов – 17,8% ВВП в 2023 году и 17,4% ВВП в 2024 году. Объем условно утверждаемых расходов составит 631,0 млрд рублей (2,5% к общему объему расходов) в 2023 году и 1 317,7 млрд рублей (5,0% к общему объему расходов) в 2024 году.

В 2022-2024 годах исполнение бюджета ожидается с профицитом 1,0% ВВП в 2022 году и 0,2% ВВП в 2023 году, а в 2024 году с дефицитом 0,3% ВВП. За этот период ненефтегазовый дефицит будет снижен до 6,0% ВВП в 2024 году (на 1,0 п.п. ВВП относительно 2021 года).

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2022-2024 годах будут являться государственные заимствования Российской Федерации (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

млрд рублей

Показатели

2020 год (отчет)

2021 год
(оценка)

2022 год

2023 год

2024 год

Закон № 385-ФЗ Законо-проект Δ к закону, % Закон № 385-ФЗ Законо-проект Δ к закону, % Законо- проект Δ к законопроекту на 2023 год, %
1 2 3 4 5 6=5/4*100 7 8 9=8/7*100 10 11=10/8*100
Всего источников 4 102,5 275,7 1 247,5 -1 327,7 - 1 408,6 -299,1 - 522,7 -
%% к ВВП 3,8 0,2 1,0 1,0 - 1,1 0,2 - 0,3 -
в том числе:                    
Государственные заимствования 4 393,8 2 055,6 2 099,0 2 308,2 110,0 2 387,8 2 651,4 111,0 2 874,8 108,4
Средства ФНБ 293,5 14,1 3,8 3,2 84,0 3,8 3,2 83,6 3,1 98,7
Иные источники -584,8 -1 794,0 -855,3 -3 639,1 425,5 -982,9 -2 953,6 300,5 -2 355,2 79,7
%% к ВВП 0,5 1,4 0,7 2,7 - 0,7 2,1 - 1,6 -
в том числе:                    
приватизация 12,6 3,9 3,6 3,9 109,0 3,3 0,9 26,4 0,0 0,0
прочие источники -597,4 -1 797,9 -858,9 -3 643,0 424,1 -986,2 -2 954,5 299,6 -2 355,2 79,7

 

Таблица 2.5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.028 с.)