Формирование умений письменной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование умений письменной речи



Умение выражать свои мысли в письменной форме формируется на базе упражнений репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера.

В первую группу упражнений входит написание текста (письма, открытки, сообщения) с опорой на образец.

Вторая группа – это упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения).

Третья группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы. Стимулы, побуждающие к письменному высказыванию, могут быть сформулированы словесно (проблемный тезис) или визуально (просмотр видеофильма, фотография).

Обучение графике: В современных программах определяется, что учащиеся должны писать полуписьменным, полупечатным шрифтом. Пропись не нужна, создаёт дополнит трудности. На начальном этапе: 1)Учить узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать 2) Учить писать эти буквы правильно 3) Правильно соединять буквы в словах. Возможные трудности: межъязыковая интерференция; внутриязыковая интерференция. Как обучать графике: 1) Знакомство с буквой. Учитель называет её, говорит какие она может передавать звуки, и, если есть возможность, называет знакомые учащимся слова, в которых эта буква есть. 2) Написание. Учитель пишет на доске медленно, либо используют специальные пособия 3) Ученики пишут буквы по контурам, потом самостоятельно 4) Закрепление графического навыка. Задания: а) Написать буквы под диктовку; б) написать первую букву слов, произносимых учащимся; в) можно предложить учащимся узнать букву либо по контуру в воздухе, либо на доске; г) закончить написание буквы, начатой учителем; д) контрольное списывание букв и слов с доски; е) навыки также закрепляются при помощи самодиктанта (сами списывают и сами проверяют).

Обучение орфографии: Типологические группы написания слов и возможные трудности: 1) написание на основе фонетического принципа (кол-во букв = кол-ву звуков); 2) Слова, которые пишутся с буквами, не имеющими звукового эквивалента. В англ. яз. очень много. Снимать трудности: объяснять правила чтения. Учить слова-исключения. 3) Слова с типичными буквосочетаниями. Основная трудность в том, что правила могут меняться (head - great). 4) Трудные, словарные слова. Объяснить нельзя, можно только учить. Чаще всего это очень старые слова с древним корнем. Иногда сюда относ заимствования. Упражнения и задания на формирование орфографичесих навыков: рифмовка слов; группировка слов на основе фонемных соответствий; предложить учащимся подобрать как можно больше слов с конкретным звуком или фонемой; группировка слов на основе графемных соответствий. Выбор слов, в кот разные звуки перед одной и той же графемой; вставить пропущенные буквы – лучше подбирать трудные слова; закончить начатые слова; найти ошибки в данных словах - раньше такие зад считались недопустимыми; просто списать слова; зрительный диктант; словарный диктант/контрольный диктант.

Обучение различным формам записи: Этот этап является промежуточным перед обучением письменной речи. На этом этапе письмо может выступать в промежуточной роли. Упражнения и задания: 1) списывание с дополнительным заданием (раскрыть скобки, вставить пропущенные слова) 2) Выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста Записывание со слуха или выписывание из текста ответов на вопросы, либо аргументы «за» и «против», либо примеров на употребление слов или грамматических структур. 3) Упражнения на трансформацию: перефразировать; передать одну и ту же мысль разными способами; передать то же самое разными способами 4) нахождение в предложении или в тексте ошибок, связанных с нарушением лексических, грамматических или стилистических навыков; 5) завершить предложение; вопросы к ответам или ответы на вопросы; соединить разрозненные части в логическом порядке; предвосхищение окончания текста, который был прослушан лишь частично 6) упражнения на сжатие текста 7) упражнения на расширение текста; расширять можно за счёт прилагательных, глаголов, предложений, собственных мыслей и комментариев. Составление плана-конспекта либо схемы-опоры.

Обучение написанию различных письменных текстов: К окончанию школы учащиеся должны владеть навыками написания различных типов текстов: резюме; сопровождающих резюме писем; уметь заполнять бланки; письма и статьи в молодежные журналы или газеты; написание рецензий на книгу или фильм; написание различных рассказов по картинке, о событиях в личной жизни; инструкции; репортажи. Задача учителя – найти или разработать опоры для написания этих текстов для учеников. Как писать о прочитанном рассказе: 1) о чём рассказ а) говорится ли в заголовке, о чем рассказ б) кто является главными героем; в) что мы узнаём о них из рассказа г) кто рассказал историю 2) Кажутся ли герои реальными? Почему? 3) Где происходят описанные события? 4) В чем конфликт рассказа? А) в каких сценах конфликт? б) кто участвует в конфликте? в) конфликт между героями? Между героем и окружающим миром? г) внутренний конфликт главного героя? д) как разрешается конфликт? е) случались ли у вас похожие? 5) оказано ли собственное влияние на героев? в чём изменения проявляются? 6) понравился? а) удивил/ утомил? б)заставил задуматься?

Обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

Как учить графике

1. Прежде всего учитель знакомит учеников с буквой, т. е. на­зывает ее, говорит, какие она может передавать звуки, а возмож­но, и вспоминает уже знакомые ученикам слова, где есть данная буква (или просит учеников сделать это).

2. Ученики знакомятся с написанием буквы. Для этого учитель либо сам медленно пишет ее на доске, либо использует учебное пособие, где это подробно показано: со стрелками, точками и ци­фрами, обозначающими, в какой последовательности и в каком на­правлении должна двигаться рука, чтобы образ буквы получился правильным. Мой младший сын до сих нор пишет английскую бук­ву "р" снизу вверх, что изменяет ее облик до неузнаваемости. Это не единственная ошибка. Как выяснилось, учитель выполнял лишь первый шаг, считая, что ЭТОГО вполне достаточно. Но дети есть де­ти, им свойственно отвлекаться, подчас у них возникают непред­сказуемые идеи, как, например, о том, что иностранная буква, наверное, и пишется иначе. Но навык - вещь очень устойчивая. Легче сразу научить правильно, чем переучить. Мне так и не удалось исправить почерк младшего сына.

3. Затем ученики пишут заглавную и строчную буквы, сначала обводя контуры по точкам, а затем свободно.

Чтобы закрепить навык и снять возможные сложности, можно выполнить следующие упражнения.

1. Определить:

- какие буквы учащиеся могут перепутать в родном и иностран­ном языках и почему;

- какие буквы пишутся одинаково в родном и иностранном язы­ках, какие звуки они передают;

- каких букв нет в родном языке;

- какие буквы имеют схожие элементы и т. д.

2. Написать буквы под диктовку:

- строчную и прописную;

- только строчную или только прописную (здесь необходимо учи­тывать возможные уровни интерференции и ставить наиболее проблемные буквы парами);

- с указанием, помимо собственно буквы, писать только строч­ную / прописную или и ту и другую. Здесь также можно прогно­зировать и заведомо планировать ошибки с их последующим ис­правлением и анализом. Помимо этого, данное упражнение учит быть внимательным на уроке и хорошо дисциплинирует память;

- писать первую букву называемых слов (здесь совсем не важно, знакомые это слова или незнакомые, последние даже лучше). Суть данного упражнения заключается в умении услышать первый звук, соотнести его с буквой и записать ее. Здесь ученик идет реверсив­ным путем - от звука к букве, т. е. так, как это и будет mi пись­ме в дальнейшем. Это упражнение, как показывает практика, мо­жет быть очень интересным, если учитель привносит в него элемент неожиданности. Так, например, малышам предлагают за­писать первую букву следующих слов: "catastrophy, city, job, geog­raphy, system" и т.д. Безусловно, не будет ошибкой, если в пер­вом слове ученик напишет "Кк", а во втором "Ss". Однако если учитель при объяснении буквы "Сс" говорил, что в большин­стве случаев она озвучивается как [k], то есть вероятность, что кто-то это вспомнит. Это упражнение является хорошей психо­логической подготовкой к формированию навыков орфографии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.006 с.)