Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».



Согласны ли вы со словами Ф.М. Достоевского «Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее»?
Крестьяне из самых разных и не слишком обустроенных русских деревень отправляются в путь по матушке-Руси. Странники в русской литературе частые герои. Как правило, они несут некое духовное начало, а их путь мотивирован поисками правды и справедливости. Вот и герои поэмы Н. Некрасова не просто так покидают свои дома и семьи, а для высокой цели: найти того, «кому живется счастливо, вольготно на Руси». Уже само это желание обусловлено жаждой справедливости, желанием понять, что не так в русской жизни и почему нет в ней счастья для всех.
Показательно, что на поиски счастливого отправляются именно представители крестьянства, а не образованного сословия — так автор показывает идею правдоискательства как характерную черту человека из народа. Разные судьбы различных сословий проходят перед глазами читателя: крестьянин, священник, разбойник, торговец, целая глава посвящена женской судьбе Матрены Тимофеевны.
Судьба Савелия, богатыря святорусского, тесно связана с поисками справедливости. История расправы с немцем—управляющим, не дававшим жизни крестьянам, стала для него точкой отсчета судьбы. Жалобы на него крестьян оставались без ответа, а немец чувствовал свою безнаказанность и лютовал еще больше. Когда терпение народа лопнуло, вспыхнул бунт. Савелий признается, что вместе с другими бунтовщиками «в землю немца Фогеля …//Живого закопал». Затем последовала каторга, поселение, жизнь в деревне. Однако могучий дух Савелия продолжает жить в рассказе о нем. С точки зрения Некрасова, это выразитель народного понимания справедливости.
Поэт предупреждает: русский народ терпелив, но, когда доведен до края — беспощаден к своим угнетателям. И в основе его жизни — желание справедливости для всех: и для барина, и для каторжника, и для крестьянки.

А.Н. Островский, «Бесприданница».

Общественное устройство России можно улучшить, если решить насущные проблемы. Одной из главных является экономическое и социальное положение женщины, которая до сих пор часто страдает от домашнего насилия и финансовой зависимости в семье. Еще серьезнее этот социальный вопрос был сто пятьдесят лет назад, когда девушки не имели возможности содержать себя и даже выйти замуж без содержания. Они были полностью зависимы от мужчин и превращались в «дорогие вещи», как главная героиня пьесы «Бесприданница». Лариса была лишена капитала и не могла найти мужа, ее мать вынуждена была буквально продавать ее, лишь бы свести концы с концами. Поэтому ее воспринимали как женщину второго сорта, потенциальную содержанку, но не жену. А ведь замужество было единственным шансом героини получить хотя бы еду и кров — такая степень зависимости не оставляет никаких шансов для создания семьи по любви. Это называется по-другому — рабство. Неравные условия привели к ужасной трагедии — гибели Ларисы. Мужчины не поделили игрушку и просто сломали ее. Жизнь человека второго сорта никого не волнует, а он не может за себя постоять, потому что у него связаны руки. Чтобы улучшить общественное устройство, нужно создать равные права и обязанности для обоих полов.

 

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» поднимается множество социальных проблем.
«Хозяевами жизни» являются Кабаниха и Дикой, которые привыкли к тому, что окружающие люди подчиняются им и выполняют все их прихоти, выказывая им уважение. Кабаниха и Дикой подчиняются старым порядкам патриархального общества, построенным на принципах «Домостроя», требуя от окружающих людей такого же подчинения. А.Н. Островский неслучайно показывает, что Кабаниха и Дикой нередко говорят о том, что молодежь уже перестала уважать старших, автор показывает, что самодуры подсознательно чувствуют, что их время подходит к концу. В драме ярко выражена мысль о том, что принципы, в соответствии с которыми живут Кабаниха и Дикой, уже изжили себя, что общество нуждается в кардинальных изменениях.
Однако изменений в обществе не будет, пока не найдутся те, кто будет противостоять «хозяевам жизни». Представителями «темного царства» являются и Тихон с Борисом, которых можно назвать «смирившимися», и Варвара с Кудряшом, которых можно назвать «приспособившимися». Может ли измениться общество, если Тихон полностью подчиняется матери Кабанихе, а Борис – дяде Дикому, чтобы получить наследство, если Варвара научилась обманывать, чтобы получать то, что ей нужно, не вступая в конфликт с матерью, если Кудряш привык жить в соответствии с принципом «шито-крыто»? А.Н. Островский показывает, что общественная несправедливость существует не только из-за тирании самодуров Кабанихи и Дикого, но и из-за бездействия остальных людей, которые либо мирятся с несправедливостью, либо приспосабливаются к жизни в «темном царстве» с его «жестокими нравами».
Все же общество встает на новый путь развития. Уже появляются подобные Кулигину, у которого пока только возникают идеи преобразований. Появляется выступающая за свободу жизни и свободу любви Катерина, которая больше не может мириться с существующими порядками, которая не хочет больше терпеть притеснения по отношению к себе. «Луч света в темном царстве» Катерина, совершая самоубийство, показывая, что лучше смерть, чем несвободная жизнь в «темном царстве», поднимает своеобразный бунт против самодурства подобных Кабанихе и Дикому, против уже устаревших домостроевских принципов. О том, что грядут общественные изменения, говорит то, что всегда безропотный и подчиняющийся Кабанихе Тихон обвиняет мать в смерти Катерины.

25.  или А.Н. Островский, «Гроза».

Люди в России будут жить лучше, если общество избавится от вредоносных предрассудков, ханжества и консерватизма. Эту закономерность продемонстрировал Островский. Быт и нравы Калинова портят такие лицемерные самодуры, как Дикой и Кабаниха. Они тиранят домочадцев, распространяют ложные сведения и клевету, не дают городу развиваться. Герои попирают закон, светский и нравственный, но при этом создают видимость религиозности и честности. Когда местный эрудит и механик Кулигин предлагает решить проблему с пожарами и ударами молнии громоотводом, методом современным и надежным, Дикой высмеивает его и полагается на древние предрассудки об Илье Пророке. Пусть все горит, пусть люди гибнут, зато стародавние истины не утратят власти. Лидеры мнений в Калинове — это алчные и корыстные странницы, которые пропагандируют ересь и невежество, лишь бы им дали больше подаяний. А за честный труд там не платят. Борис не получает ни наследства, ни даже зарплаты у Дикого. Если Россия избавится от Диких и Кабаних, от их вредоносной и устаревшей морали «Домостроя», от суеверий мошенников, то жизнь наладится и станет более справедливой.

А.П. Платонов «Котлован»

Многие герои русской литературы искали правду и счастье. Не исключением стал и герой повести А.П. Платонова Вощев. В день, когда Вощеву исполняется тридцать лет, его увольняют с небольшого механического завода «вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Его признают несознательным рабочим из-за его попыток «выдумать что-нибудь вроде счастья», чтобы улучшить производительность труда. В мире, где все работает «по готовому плану», Вощев не может найти себе место. Так герой решается отправиться в путь: он жаждет найти место, где все будет иначе. Как и многие другие герои русской литературы, Вощев мечтает об идеальном мире, где все счастливы. Однако уже в самом начале своего пути он становится свидетелем ссоры супругов и понимает, что эти люди глубоко несчастны, они не чувствуют смысла жизни. Тогда герой произносит следующее: «...Чтите своего ребенка... когда вы умрете, то он будет». Этими словами Вощев провозглашает приоритет будущего над настоящим. По этой же причине, увидев отряд пионеров, он чувствует ответственность за их жизни. Именно тогда герой ощущает свою жизненную задачу-работать в настоящем для блага будущих поколений.

Потому он соглашается строить общепролетарский дом, «из высоких окон» которого, как ему кажется, «будущий человек будет спокойно глядеть в простертый, ждущий его мир» и «бросать крошки из окон живущим снаружи птицам. Появление на котловане маленькой девочки Насти Вощев расценивает как чудо, как надежду на обретение в будущем другими людьми смысла жизни. Ее гибель становится трагедией для героя, он осознает, что нет никакого смысла в строительстве, в любых полезных деяниях, если при этом свершаются бесчинства и умирают дети.

А.С. Пушкин «Дубровский»

В романе А.С. Пушкина «Дубровский» поднимается проблема социальной несправедливости.
Основой сюжета является то, что в результате ссоры Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского первый отобрал у второго его имение. Автор показывает, что Троекурову удалось выиграть судебное дело благодаря своему знатному положению в обществе и богатству. Спицын свидетельствует против Дубровского-старшего, давая неверные показания. А.С. Пушкин поднимает проблему несправедливости судебной системы. Троекурову без особого труда удалось стать владельцем чужого имущества лишь по той причине, что он был более влиятельным и богатым помещиком, чем Дубровский-старший. В романе показано, что в обществе ценилось не столько происхождение и социальный статус, сколько материальное благополучие. Андрей Гаврилович страдает, лишаясь имения, будучи помещиком, по отношению к которым так же, как и к крестьянам, совершались несправедливости. Влиятельные и знатные помещики обращались как с рабами не только с крестьянами, но и с людьми такого же происхождения и социального статуса, как и они. Автор, поднимая проблему неравенства перед законом, демонстрирует, что дворяне побогаче могли отбирать имения у тех помещиков, которые были беднее их. Неограниченная власть подобных Троекурову поддерживалась раболепием представителей власти, которые не хотели идти против знатных и влиятельных людей, или их стремлением получить собственную выгоду, получив от богатых людей взятки.
А.С. Пушкин показывает, что из-за несостоятельности судебной системы и несправедливости общества в целом Андрей Гаврилович Дубровский лишается всего, что у него было, включая и жизни, а его сын Владимир невольно становится разбойником. Центральный персонаж является предводителем крестьян, которые совершают бунт против жестокого Троекурова. Крестьяне под руководством «благородного разбойника» Дубровского-младшего грабили богатых помещиков, что говорит об их стремлении совершить возмездие. Из-за того что Троекуров, действия которого довели Дубровского-старшего до смерти, остался безнаказанным, Владимир Дубровский принимает решение отомстить ему, для чего устраивается работать учителем в его дом. А.С. Пушкин показывает, что становление Владимиром Дубровским предводителем разбойничьей шайки является бунтом против несправедливой крепостнической системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.006 с.)