Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление художественной культуры Китая ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Нормы и ценности китайской культуры, ее духовные идеалы и традиции весьма своеобразно преломились в китайском искусстве, выразившем их в художественной форме. Ритуальные сосуды Мы уже упоминали об иероглифичности китайского мышления, ставшей ключевой особенностью китайской культуры. Но китайская письменность появляется лишь во 2-м тыс. до н.э., поэтому в ранние периоды истории и культуры Китая особое значение имели блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины, которые вначале делались из глины, а в период Шан-Инь — из бронзы. Эти изделия играли важную роль в погребальных культах и церемониях, а также становились средствами культурного общения, своеобразными сборниками знаний. По рисункам на них люди читали, как по книгам. Это определяло особенности композиции и ритма их орнамента, характер рисунка. Так, в древности сосуды украшались изображениями рыб, оленей, ящериц, черепах, птиц. Затем появились луна, звезды, воды, что было связано с накоплением все большего числа знаний об окружающем мире. Поэтому постепенно геометрические мотивы становятся преобладающими при росписи сосудов, подчиняя себе зооморфные и растительные мотивы. Еще более отчетливо символическое значение подобных сосудов стало заметно после появления бронзового литья, которое сами китайцы ценят выше всех остальных своих творений в области художественного творчества. Массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшались геометрическим орнаментом, составлявшим лишь фон, на котором изображались узоры — барельефы быка, барана, змеи, птицы, дракона. Ручки, крышки и углы таких сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубцы, плавники и чешуя, что приумножало их магический смысл. Древнекитайская бронза так необычна по своим размерам, узорам и очертаниям, что ее невозможно спутать с изделиями других культур. Геометрический орнамент отличался большой графической точностью, сложностью, разнообразием ритмических сочетаний. Выполненные в бронзе сосуды обычно покрывались целиком легкой линейной гравировкой, фоном для которой служил меандр — орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей, символизирующих гром и облака. На основе этой гравировки вырастали новые узоры, сделанные уже в высоком, выпуклом рельефе. Весь узор оказывался настолько многослоен, что поверхность бронзовых изделий словно оживала под беспрерывным движением вылезающих отовсюду звериных голов.
В отличие от узоров на гончарных изделиях важнейшими составными частями орнаментов бронзовых изделий стали птица и дракон, посылающие на землю дожди; цикада, предвещающая урожай; бык и баран, несущие людям сытость и богатство. Зачастую изображенные звери приобретали собирательный облик, составленный из черт важнейших животных — защитников и охранителей. Иногда сосуды изготавливали в форме зверей и птиц, оберегающих человека, — совы, тапира, тигра, и вся их поверхность заполнялась выступами и узорами, не оставляющими пустых мест. Все эти формы и узоры отразили новые представления об упорядоченности мира. Разделенные узорчатыми ребрами, ясно определяющими четыре стороны света, сосуды в верхней и нижней частях включали в себя изображения важнейших стихий неба и земли, а также пять первоэлементов мира — воду, землю, дерево, огонь и металл. Постепенно с развитием письменности и созданием книг классической китайской образованности магическое и ритуальное значение бронзовых сосудов стало падать, за ними сохранялась лишь их утилитарная роль. Бронзовое литье китайцы ценят выше всех творений в области художественного творчества. Древнекитайская бронза так необычна по своим размерам, узорам и очертаниям, что ее невозможно спутать с артефактами других культур Музыкальная культура Архаическая космологическая модель нашла свое отражение и в музыкальной культуре Китая, которая также складывается с иньской эпохи. Она включала в себя игру на музыкальных инструментах, пение и танец и была обязательным элементом всех официальных и религиозных церемоний. Особенность китайской музыки — звукоряд из пяти нот — пентатоника. Каждая из этих нот соотносилась с определенной стороной света, цветом, стихиями и т.д. Одновременно использовался 12-ступенный звукоряд, в котором выделялось шесть мужских и шесть женских ступеней.
Иными словами, в основе музыкальных представлений Китая также лежат космологические представления. Считалось, что музыка воздействует на космический порядок, приводит в гармонию Небо и Землю и помогает человеку установить связь с высшими силами. Причина этого — в природе музыки, ведь она есть не что иное, как модель перехода от состояния природного хаоса к гармонии, осуществляемого человеком с помощью созданных им инструментов. Также считалось, что с помощью музыки демонстрируются заслуги и добродетели человека. Поэтому обучение музыке было частью традиционной китайской образованности. Создание устного (а позже и письменного) текста также воспринималось как процесс трансформации хаоса в гармонию. Поскольку наиболее организованным слово является в поэзии, это с неизбежностью сделало ее ведущим родом китайской литературы. Хотя долгое время она существовала только в устной форме в единстве с мелодией, то есть в виде песни. Строительство С космологическими представлениями связана и китайская архитектура. Любая постройка рассматривалась как специально организованное пространство, противостоящее внешнему хаосу, место для наиболее успешной связи людей с высшими силами. Сам процесс строительства рассматривался как сакральный акт, в котором через постройку здания приводилось в порядок все мироздание. Поэтому авторитет правителя напрямую связывался с возведением величественных и роскошных зданий. В силу этого каждая новая династия вела масштабное строительство, невзирая ни на какие экономические трудности. Ярким примером стало возведение знаменитой Великой китайской стены, строительство которой было начато императором Цинь Ши Хуан-ди. Конструктивно она не очень сложна и представляет собой возведенную на месте старых земляных валов стену из земли и камня. В циньскую эпоху был построен участок стены в 750 км, а к XV в. ее протяженность составила 3100 км. Высота стен составляет 5—7 м, ширина — 6—10 м, через каждые 100 м возвышаются защитные башни, а через определенные интервалы в стене сделаны проходы в 3—4 м с воротами. Эта стена протянулась вдоль северной и северо-восточной границ Китая. Своего наивысшего подъема архитектура и искусство Древнего Китая достигли в III в. до н.э. — III в. н.э. В это время разрозненные мелкие царства объединились в могущественную державу. После многолетних войн наступил период передышки, и была создана единая обширная империя. Этому времени объединения страны соответствует и создание наиболее грандиозных монументальных памятников древнего китайского зодчества. Это не только Великая китайская стена, но и Великий китайский канал, функционирующий до сегодняшнего дня. Это гигантское гидротехническое сооружение — 32-км искусственный канал, который соединил две текущие в противоположных направлениях реки и позволяет вести круглогодичное судоходство по внутренним водным путям протяженностью 2000 км. Очень рано определяются основные правила строительства, которые будут официально закреплены в трактате об архитектуре в III в. до н.э. Любой архитектурный ансамбль состоял из набора зданий квадратной или прямоугольной формы (форма земли), которые вместе также образовывали квадрат или прямоугольник, обнесенный стеной и ориентированный по оси север — юг. Ворота располагались с каждой стороны стены и ориентировались строго по сторонам света. В центре города располагался дворец правителя (в столице) или музыкальные павильоны, в которых находились музыкальные инструменты (барабаны и колокола), отбивавшие суточные интервалы времени (аналог часов).
Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ) и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), состоявший из 43 зданий. Сами здания сооружались на высокой глинобитной платформе с помощью каркасного метода (основу конструкции жилища составляли не стены, а покрытые лаком столбы, на которые опирались продольные балки). Крыши делались двускатными с загнутыми углами. Считалось, что такие крыши защищают от злых духов, которые могли двигаться только по прямой. Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати — их погребальные склепы. Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших священнодействий, покойник и после смерти окружался той же роскошью, теми же почестями и теми же оберегающими его предметами, что и при жизни. Погребения составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света, благоприятное расположение ветров и небесных светил. К подземным сооружениям подводила наземная «аллея духов» — охранителей могилы, обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами, обозначающими вход в могилу. Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища — пытаны. Внутрь погребения вели каменные двери, на которых изображались четыре сторожа сторон света: тигр — запада, феникс — юга, дракон — востока, черепаха — севера.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.008 с.) |