Становление художественной культуры Китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление художественной культуры Китая



Нормы и ценности китайской культуры, ее духовные идеалы и традиции весьма своеобразно преломились в китайском искусстве, выразившем их в художественной форме.

Ритуальные сосуды

Мы уже упоминали об иероглифичности китайского мышления, ставшей ключевой особенностью китайской культуры. Но китайская письменность появляется лишь во 2-м тыс. до н.э., поэтому в ранние периоды истории и культуры

Китая особое значение имели блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины, которые вначале делались из глины, а в период Шан-Инь — из бронзы. Эти изделия играли важную роль в погребальных культах и церемониях, а также становились средствами культурного общения, своеобразными сборниками знаний. По рисункам на них люди читали, как по книгам. Это определяло особенности композиции и ритма их орнамента, характер рисунка. Так, в древности сосуды украшались изображениями рыб, оленей, ящериц, черепах, птиц. Затем появились луна, звезды, воды, что было связано с накоплением все большего числа знаний об окружающем мире. Поэтому постепенно геометрические мотивы становятся преобладающими при росписи сосудов, подчиняя себе зооморфные и растительные мотивы.

Еще более отчетливо символическое значение подобных сосудов стало заметно после появления бронзового литья, которое сами китайцы ценят выше всех остальных своих творений в области художественного творчества. Массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшались геометрическим орнаментом, составлявшим лишь фон, на котором изображались узоры — барельефы быка, барана, змеи, птицы, дракона. Ручки, крышки и углы таких сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубцы, плавники и чешуя, что приумножало их магический смысл.

Древнекитайская бронза так необычна по своим размерам, узорам и очертаниям, что ее невозможно спутать с изделиями других культур. Геометрический орнамент отличался большой графической точностью, сложностью, разнообразием ритмических сочетаний. Выполненные в бронзе сосуды обычно покрывались целиком легкой линейной гравировкой, фоном для которой служил меандр — орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей, символизирующих гром и облака. На основе этой гравировки вырастали новые узоры, сделанные уже в высоком, выпуклом рельефе. Весь узор оказывался настолько многослоен, что поверхность бронзовых изделий словно оживала под беспрерывным движением вылезающих отовсюду звериных голов.

В отличие от узоров на гончарных изделиях важнейшими составными частями орнаментов бронзовых изделий стали птица и дракон, посылающие на землю дожди; цикада, предвещающая урожай; бык и баран, несущие людям сытость и богатство. Зачастую изображенные звери приобретали собирательный облик, составленный из черт важнейших животных — защитников и охранителей. Иногда сосуды изготавливали в форме зверей и птиц, оберегающих человека, — совы, тапира, тигра, и вся их поверхность заполнялась выступами и узорами, не оставляющими пустых мест. Все эти формы и узоры отразили новые представления об упорядоченности мира. Разделенные узорчатыми ребрами, ясно определяющими четыре стороны света, сосуды в верхней и нижней частях включали в себя изображения важнейших стихий неба и земли, а также пять первоэлементов мира — воду, землю, дерево, огонь и металл. Постепенно с развитием письменности и созданием книг классической китайской образованности магическое и ритуальное значение бронзовых сосудов стало падать, за ними сохранялась лишь их утилитарная роль.

Бронзовое литье китайцы ценят выше всех творений в области художественного творчества. Древнекитайская бронза так необычна по своим размерам, узорам и очертаниям, что ее невозможно спутать с артефактами других культур

Музыкальная культура

Архаическая космологическая модель нашла свое отражение и в музыкальной культуре Китая, которая также складывается с иньской эпохи. Она включала в себя игру на музыкальных инструментах, пение и танец и была обязательным элементом всех официальных и религиозных церемоний.

Особенность китайской музыки — звукоряд из пяти нот — пентатоника. Каждая из этих нот соотносилась с определенной стороной света, цветом, стихиями и т.д. Одновременно использовался 12-ступенный звукоряд, в котором выделялось шесть мужских и шесть женских ступеней.

Иными словами, в основе музыкальных представлений Китая также лежат космологические представления. Считалось, что музыка воздействует на космический порядок, приводит в гармонию Небо и Землю и помогает человеку установить связь с высшими силами. Причина этого — в природе музыки, ведь она есть не что иное, как модель перехода от состояния природного хаоса к гармонии, осуществляемого человеком с помощью созданных им инструментов. Также считалось, что с помощью музыки демонстрируются заслуги и добродетели человека. Поэтому обучение музыке было частью традиционной китайской образованности.

Создание устного (а позже и письменного) текста также воспринималось как процесс трансформации хаоса в гармонию. Поскольку наиболее организованным слово является в поэзии, это с неизбежностью сделало ее ведущим родом китайской литературы. Хотя долгое время она существовала только в устной форме в единстве с мелодией, то есть в виде песни.

Строительство

С космологическими представлениями связана и китайская архитектура. Любая постройка рассматривалась как специально организованное пространство, противостоящее внешнему хаосу, место для наиболее успешной связи людей с высшими силами. Сам процесс строительства рассматривался как сакральный акт, в котором через постройку здания приводилось в порядок все мироздание. Поэтому авторитет правителя напрямую связывался с возведением величественных и роскошных зданий. В силу этого каждая новая династия вела масштабное строительство, невзирая ни на какие экономические трудности.

Ярким примером стало возведение знаменитой Великой китайской стены, строительство которой было начато императором Цинь Ши Хуан-ди. Конструктивно она не очень сложна и представляет собой возведенную на месте старых земляных валов стену из земли и камня. В циньскую эпоху был построен участок стены в 750 км, а к XV в. ее протяженность составила 3100 км. Высота стен составляет 5—7 м, ширина — 6—10 м, через каждые 100 м возвышаются защитные башни, а через определенные интервалы в стене сделаны проходы в 3—4 м с воротами. Эта стена протянулась вдоль северной и северо-восточной границ Китая.

Своего наивысшего подъема архитектура и искусство Древнего Китая достигли в III в. до н.э. — III в. н.э. В это время разрозненные мелкие царства объединились в могущественную державу. После многолетних войн наступил период передышки, и была создана единая обширная империя. Этому времени объединения страны соответствует и создание наиболее грандиозных монументальных памятников древнего китайского зодчества. Это не только Великая китайская стена, но и Великий китайский канал, функционирующий до сегодняшнего дня. Это гигантское гидротехническое сооружение — 32-км искусственный канал, который соединил две текущие в противоположных направлениях реки и позволяет вести круглогодичное судоходство по внутренним водным путям протяженностью 2000 км.

Очень рано определяются основные правила строительства, которые будут официально закреплены в трактате об архитектуре в III в. до н.э. Любой архитектурный ансамбль состоял из набора зданий квадратной или прямоугольной формы (форма земли), которые вместе также образовывали квадрат или прямоугольник, обнесенный стеной и ориентированный по оси север — юг. Ворота располагались с каждой стороны стены и ориентировались строго по сторонам света. В центре города располагался дворец правителя (в столице) или музыкальные павильоны, в которых находились музыкальные инструменты (барабаны и колокола), отбивавшие суточные интервалы времени (аналог часов).

Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ) и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), состоявший из 43 зданий.

Сами здания сооружались на высокой глинобитной платформе с помощью каркасного метода (основу конструкции жилища составляли не стены, а покрытые лаком столбы, на которые опирались продольные балки). Крыши делались двускатными с загнутыми углами. Считалось, что такие крыши защищают от злых духов, которые могли двигаться только по прямой.

Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати — их погребальные склепы. Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших священнодействий, покойник и после смерти окружался той же роскошью, теми же почестями и теми же оберегающими его предметами, что и при жизни. Погребения составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света, благоприятное расположение ветров и небесных светил. К подземным сооружениям подводила наземная «аллея духов» — охранителей могилы, обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами, обозначающими вход в могилу. Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища — пытаны. Внутрь погребения вели каменные двери, на которых изображались четыре сторожа сторон света: тигр — запада, феникс — юга, дракон — востока, черепаха — севера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.008 с.)