Замкнутость китайской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замкнутость китайской культуры



Замкнутость китайской культуры основана на убеждении китайцев в своей исключительности, что их страна является центром обитаемой земли и всего мироздания, поэтому она называлась ими Срединной империей. Земля, по их представлениям, — это один большой континент, окруженный со всех сторон морской пучиной. В ее центре находится единственно цивилизованный мир древних китайцев — Поднебесная страна со сравнительно мягким климатом, плодородными почвами, радующим глаз разнообразным рельефом. «Варварские» земли располагались следующим образом: на севере — плоские и безводные степи, где зимой не было спасения от лютой стужи; на западе — раскаленные пустыни и заоблачные горы; на юге — смрадные болота и непроходимые леса, полные хищных зверей и ядовитых гадов; на востоке раскинулся без конца и края великий океан, кишащий неведомыми чудовищами. На тех территориях могли селиться и жить только полулюди, подлые и невежественные варвары, существа с лицом человека и сердцем зверя. В основе таких представлений лежит пятичленная космологическая модель, сформировавшаяся еще в глубокой древности. В этой модели выделялось четыре стороны света и центр. Ей соответствовало и выделение четырех времен года и специального сезона — середины лета, ассоциировавшегося с центром. Другие народы также соотносились со сторонами света. На севере, по их убеждениям, обитали жестокие и воинственные степняки — ху, на западе — столь же злобные и коварные племена жунов, на юге — малорослые, по птичьи говорящие мань, на востоке — варвары. Для древних китайцев очевидным доказательством их культурного превосходства над всеми прочими племенами были письменность, календарь, своеобразие уклада жизни.

Становление древнекитайской культуры было непосредственно связано с преодолением этнической раздробленности, так как территорию страны с древних времен населяло множество родственных племен. По мере того как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и китайское этническое самосознание, отличительными чертами которого стало представление о себе как о единственном цивилизованном народе, который должен господствовать над остальной периферией варваров. Эти взгляды стали одним из краеугольных камней китайского мировоззрения, по многим другим вопросам демонстрирующим отсутствие такого единства. Во многом это связано с тем, что до сих пор в Китае живет несколько народностей, и самые большие различия существуют между северными и южными китайцами. Они не сняты и сегодня, а в эпоху Древнего мира они были двумя культурными полюсами страны, которые то объединялись в рамках великих империй, то разделялись границами множества мелких раздробленных княжеств.

В процессе становления культуры важным обстоятельством было то, что древние китайцы населяли единую равнину, целостный географический район, и это способствовало их тесному общению между собой. У них сравнительно быстро сложился единый хозяйственный уклад, что, в свою очередь, предопределило общность самых разных сторон быта, начиная с облика жилищ и кончая годовым ритмом праздников. Условия жизни китайцев многие столетия были настолько постоянны, что многие старинные обычаи благополучно дожили до нашего времени. А в ту далекую эпоху древние китайцы, стремясь отличить себя от «варваров», придавали особое значение манере одеваться и причесываться: житель Срединной страны должен был носить халат «не такой длинный, чтобы он касался земли, и не такой короткий, чтобы были видны ноги», а главное — обязательно запахнутый направо. Другим признаком цивилизованности стал обычай собирать волосы в пучок и закалывать их шпилькой. Xодить с распущенными волосами и без шапки, сидеть, вытянув ноги, а за едой не пользоваться палочками считалось дикостью. Важно отметить, что эгоцентризм китайцев базировался на духовном, а не на расовом или военном превосходстве. Во многом с этим была связана неагрессивность китайской цивилизации. Войны, которые вел Китай, в основном носили оборонительный характер. Лишь в цинскую эпоху ситуация несколько изменилась.

В картине мира китайцев особо почитались центр и юг, что было связано с солярными верованиями, поклонением солнцу. Восток ассоциировался с рождением, запад — со смертью, север — с зимой, таящей в себе возможность нового рождения, а также с ученостью и образованием. Каждая из сторон света имела свой цвет и была связана с одним из пяти первоэлементов мира. Так, центр — желтый, символ верховной власти, его элементом была земля. Юг связывался с красным цветом торжества и радости, его элементом был огонь. Восток ассоциировался с сине­зеленым цветом, обозначавшим новую жизнь, его элементом было дерево. Запад имел белый цвет траура, его элементом был металл. И наконец, цветом севера был черный, он использовался в одеждах ученых, его элементом была вода. У каждой части света был свой божественный покровитель, всего было пять небесных императоров, которым приносились специальные жертвоприношения, слагались песнопения. Они стали популярными персонажами китайской мифологии.

Этико­ритуальные ценности

Замкнутый характер развития древнекитайской культуры, обеспечивший ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. В зависимости от социального положения каждому человеку предписывались строго определенные нормы поведения, широко известные как «китайские церемонии». Из всех известных нам стран и культур именно в Китае система обязательных и общепринятых норм поведения была особенно густой. Конечно, в любом обществе, особенно там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, важное место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно­политического устройства. Но только в Китае этико­ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были до такой степени гипертрофированы, что со временем заменили идеи религиозно­мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Так, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизированные легендарные правители древности, чьи величье и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами­символами, первым и главным среди которых стало безлично­натуралистическое Небо.

Мифология и религия отступили перед этикой и ритуалом. Жестко фиксированные, усвоенные с колыбели каждым китайцем этико­ритуальные ценности стали обязательными для каждого члена общества, от императора до простолюдина. В китайских источниках зафиксировано триста видов церемоний и три тысячи правил достойного поведения. Существовало даже специальное учреждение — Палата церемоний, которая строго следила за выполнением правил, обрядов и процедур, унаследованных от прошлого. Этикет при императорском дворе, деятельность административного и военно­бюрократического аппарата, поведение в семье и на службе, праздники, цвет одежды, способы приветствия и т.д. — вся жизнь человека от рождения и до смерти строго регламентировалась традиционными церемониями. Китаец твердо знал, сколько ему надо отдать поклонов, когда преклонить колени, как наклонить голову, как улыбнуться, как изменить голос. Статус человека в Китае мог меняться. Простолюдин в Китае мог стать даже императором, но нормы поведения, характерные для определенного статуса, не менялись никогда.

Поэтизация природы

На очень ранней стадии развития культуры в Китае вся человеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через законы которой люди пытались осмыслить принципы своего бытия. Поэтому у китайцев было особое отношение к природе: наряду с ее обожествлением для китайской культуры, как ни для какой другой, были характерны ее эстетизация и поэтизация. Именно поэтому в китайской художественной культуре раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Поэтизация природы направила всю художественную деятельность человека и все виды его творчества в единое русло. В узорах прикладного искусства, в орнаментальных мотивах тканей и зодчества, в оформлении погребений отразилось то благоговейное чувство красоты мира, то ощущение взаимосвязанности с ним человека, которое впоследствии способствовало рождению первых в мире образцов пейзажной живописи.

Можно даже сказать, что «пейзажный взгляд» распространился на все явления жизни. Уже в глубокой древности китайские мастера научились выявлять и обыгрывать живописные качества самого природного материала, из которого создавали то или иное произведение искусства. Они использовали игру его цветов, пятен, различие фактур, шероховатость или гладкость поверхности. Предметы из речного камня, сосуды из глины, изделия из дерева и металла, выполненные в Древнем Китае, отличались всегда не только красотой, но и живой подвижной жизнью узора, выявленного в их структуре, грацией ритмических сочетаний, осязаемой прелестью поверхности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.007 с.)