Основоположник гинекологии в России. Развитие отечественного акушерства и гинекологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основоположник гинекологии в России. Развитие отечественного акушерства и гинекологии



В России возникновение акушерства относится к середине 18 в., однако этому предшествовал многовековой донаучный период. Помощь во время родов обычно оказывалась знахарками и повитухами (повивать - означало принимать младенца), которые располагали лишь случайными сведениями и примитивными навыками. Первые законоположения, касающиеся деятельности повивальных бабок, были изданы Петром I и вызывались экономическими интересами государства (огромная детская смертность, снижение рождаемости). Состояние родовспоможения волновало передовых людей России, находило отражение в их трудах. Так великий русский ученый М.В. Ломоносов в письме "О размножении и сохранении российского народа" (1761 г.) считал необходимым "сочинить наставления на российском языке" по повивальному искусству, организовать "богодельные дома" для незаконнорожденных детей. Значительная роль в подготовке повивальных бабок и преподавания акушерства принадлежит выдающемуся организатору военно-медицинского дела и здравоохранения в России П.З. Кондоиди (1720 - 1760 гг.). По его предложению был издан Сената, в соответствии с которым в 1757 г. в Москве и Петербурге были открыты первые "бабичьи" школы по подготовке повивальных бабок. Преподавание в школах состояло из трехлетнего теоретического курса повивального искусства и практических занятий, велось на немецком и русском языках. П.З. Кондоиди создал при Медицинской канцелярии первую в стране публичную медицинскую библиотеку, добился разрешения направлять русских врачей за границу для совершенствования и подготовки к преподавательской работе. Первые родовспомогательные учреждения в России были открыты в Москве (1764 г.) и Петербурге (1771 г.) в виде повивальных отделений на 20 коек. Основоположником отечественного акушерства является Н.М. Максимович - Амбодик (1744-1812 гг.). Им написано первое руководство по акушерству на русском языке, "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле" (*1764 - 1786 гг.). Он ввел преподавание акушерства на русском языке, занятия проводил у постели рожениц или на фантоме, внедрил в практику акушерские щипцы. В 1782 г. ему первому из русских врачей, было присвоено звание профессора акушерства. Будучи ученым - энциклопедистом, он оставил фундаментальные работы по ботанике и фармакогнозии, основал русскую медицинскую терминологию.

Становление акушерства и гинекологии, как самостоятельных клинических дисциплин. Акушерство и гинекология в эпоху Средневековья и Нового времени

В период классического Средневековья в Западной Европе господствовала схоластика и в университетах занимались главным образом компиляцией и комментариями отдельных рукописей древних авторов. Около пятнадцати столетий длился период притеснения прогрессивной мысли в медицине. Многочисленные войны средневековья способствовали развитию хирургии, академическая схоластическая медицина была бесполезной во время боевых действий, там были нужны врачи, способные накапливать опыт хирургической деятельности, использовать и передавать его другим. Однако именно в этот период стали возникать первые университеты, которые занимались подготовкой врачей, окончательно сложилась больничная форма медицинской помощи.

Ценное эмпирическое наследие античного мира сохранили и обогатили врачи и философы средневекового Востока. О медицине доисламского периода средневековой арабской истории известно мало. В дальнейшем она, как и вся культура арабского мира, развивалась в соответствии и в рамках идеологии ислама, достигнув в IX-X вв. наивысшего расцвета. Арабские и среднеазиатские врачи обогатили практическую медицину новыми наблюдениями, диагностическими приемами, средствами терапии. В литературном наследии арабских и среднеазиатских врачей содержится много вполне рациональных рекомендаций по гигиене и питанию беременных женщин, уходу за новорожденными и грудными детьми, их вскармливанию.

В России не только в селе или городе, но и в столице царские и боярские жены рожали в большинстве случаев с помощью бабок-повитух, уровень медицинских знаний который был невысок. Иностранные врачи, приглашаемые в Москву к царскому двору, акушерскими умениями тоже владели плохо. Многие из них ехали в Московию с целью личной наживы.

Бабками-повитухами, или повивальными бабками, на Руси называли женщин, помогающих роженице. В большинстве случаев они приглашались при трудных родах, в легких же случаях их приглашали после родов для перевязки пуповины и повития (пеленания) новорожденного. Также бабки-повитухи исполняли с давних времен установленные обычаи и заговоры.

В эпоху Возрождения развитие научной анатомии и физиологических знаний создало предпосылки для развития научного акушерства и гинекологии. Оба эти направления с древних времен и до XIX в. не разделялись, учение о женских болезнях было составной частью учения о родовспоможении. Первое в Западной Европе обширное руководство «О женских болезнях» («De mulieram affectionibus») составлено в 1579 г. Луисом Меркадо. - профессором университета в Толедо (Испания). Большое значение для развития акушерства и гинекологии имела деятельность Амбруаза Паре, который, не получив врачебного образования и не имея врачебного звания, стал хирургом и акушером при дворе короля. Великий француз дал новую жизнь повороту плода на ножку после нескольких сотен лет забвения и возобновил практику кесарева сечения при смерти роженицы. Паре ввел в широкую практику гинекологические зеркала и организовал при парижском госпитале Hotel-Dieu первое родовспомогательное отделение и первую в Европе акушерскую школу. В нее поначалу принимались только женщины; обучение длилось три месяца, из них шесть недель отводилось на практические занятия. Учениками А. Паре были выдающийся французский хирург и акушер Ж. Гийемо (1550-1613) и очень популярная в свое время акушерка Л. Буржуа (1563-1636) - автор книги «О плодородии, бесплодности, родах и о болезнях женщин и новорожденных» (1609).

Заключение

Столетиями роды были обычным явлением и проходили дома. На помощь роженице приходили подруги и родственницы, причём на роды, как правило, допускались только женщины. Матери, имеющие опыт, помогали молодой роженице бороться с болью и ускорять процесс родов, а после появления ребёнка на свет, продолжали заботиться о ней и новорождённом. Матери рожали в своих домах, окружённые уютом, в присутствии знакомых повитух.

До начала ХХ века все роды, как правило, принимались повитухами или повивальными бабками. Эти женщины славились тем, что были «легки на руку», а также богатым опытом, полученным не из книг, а в результате приобретённого навыка. Они учились у других повитух и отличались особым даром понимать природу родов, их естественность. Инструментом повитухе служили её руки и внимание к роженице, как к человеку, а не только к прохождению ребёнка по родовым путям.

В эпоху развития науки роды стали предметом тщательного изучения. Появилось желание понять природу этого процесса и, что более важно, желание его контролировать. К родам начали подключаться врачи мужчины. Началось противостояние, между женщиной-повитухой и мужчиной-врачом. В те времена логика врачей была такова: роды - предмет медицины, у врачей есть медицинское образование, поэтому женщинам необходимо их присутствие на родах. Вторжение мужчин в сугубо женскую сферу привело к тому, что роды стали механизироваться.

Помощь при родах и уход за детьми (новорожденными) является одним из самых древних видов медицинской деятельности. Ещё в первобытное время существовала инстинктивная самопомощь при родах, но спустя многие века умение помочь роженицы практически дошло до совершенства. Это всё произошло благодаря тому, что с течением времени люди накопили огромное количество материала, необходимого для диагностики родов и лечения патологий, которые могут возникнуть в период беременности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.006 с.)