Развитие акушерства в Древнем мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие акушерства в Древнем мире



Акушерства и гинекологии. Акушерство и гинекология

Гинекология (от греч. гинеко- — женщина и -логия — изучение) — отрасль медицины, изучающая заболевания, характерные только для организма женщины, прежде всего — заболевания женской репродуктивной системы. Большинство врачей-гинекологов на современном этапе также являются акушерами. Теснейшим образом гинекология связана с акушерством, изучающим явления в женском организме, относящиеся к беременности и родам, от момента зачатия до конца послеродового периода; близко стоит она так же к хирургии и другим отделам практической медицины, — нервным, внутренним болезням и т. д.; выдающиеся представители гинекологии были в громадном большинстве в то же время акушеры или хирурги; но половая жизнь женщины так сложна, столь влияет на отправления всех органов её организма, и патологические изменения её половой сферы так многочисленны и разнообразны, что гинекология сама собой выделилась в отдельную науку. Акушерство — область гинекологии, наука, занимающаяся теоретическими и практическими вопросами беременности, родов и родовспоможения. Ранее в акушерство входил уход за новорождённым, в настоящее время выделившийся в неонатологию.

Акушерство и гинекология

Акушерство (отфр. accoucher – помогать при родах) – учение о беременности, родах и послеродовом периоде и гинекология (от греч. gyne, gynaik (os) – женщина; logos – учение) – в широком смысле слова – учение о женщине, в узком смысле – учение о женских болезнях – являются древнейшими отраслями медицинских знаний. До XIX в. они не разделялись, и учение о женских болезнях было составной частью учения о родовспоможении.

Первые сведения о родовспоможении и женских болезнях содержатся в медицинских текстах древнего Востока:, китайских иероглифических рукописях, египетских папирусах («гинекологический папирус» из Кахуна, XIX в. до н. э., и папирус Г. Эберса, XVI в! до н. э.), вавилонских и ассирийских клинописных табличках,(II-I тысячелетия до н. э.), индийских аюрведических текстах. В них говорится о женских болезнях (смещении матки, опухолях, воспалениях), диететике беременных, нормальных и осложненных родах. В самхите известного хирурга древней Индии Сушруты упоминается о неправильном положении плода в матке и операциях поворота плода на ножку и на головку, а в необходимых случаях – об извлечении плода путем плодоразрушающих операций.

«Гиппократов сборник» содержит ряд специальных работ: «О природе женщины», «О женских болезнях», «О бесплодии» и др., в которых приведены описания симптомов болезней матки и методов удаления опухолей при помощи щипцов, ножа и раскаленного железа. Древние греки знали и о кесаревом сечении, однако производили его только на мертвой женщине с целью извлечения живого плода (согласно мифологии, так был рожден бог врачевания Асклепий). Заметим, что первые достоверные сведения об успешной операции кесарева сечения на живой роженице относятся к 1610 г., ее произвел немецкий акушер И. Траутман (I. Trautmann) в г. Виттенберг. В заключительный период истории древней Греции – эпоху эллинизма, когда александрийские врачи начали производить анатомические вскрытия, занятие акушерством и гинекологией стало выделяться в самостоятельную профессию. Так, известным акушером своего времени был ученик Герофила Деметрии из Апамеи (II в. до н. э.). Он изучал развитие беременности, причины патологических родов, дал анализ различного рода кровотечений и разделил их на группы. Другой александрийский врач Клеофант (II в. до н. э.) составил обширное сочинение по акушерству и женским болезням.

Заключение

Столетиями роды были обычным явлением и проходили дома. На помощь роженице приходили подруги и родственницы, причём на роды, как правило, допускались только женщины. Матери, имеющие опыт, помогали молодой роженице бороться с болью и ускорять процесс родов, а после появления ребёнка на свет, продолжали заботиться о ней и новорождённом. Матери рожали в своих домах, окружённые уютом, в присутствии знакомых повитух.

До начала ХХ века все роды, как правило, принимались повитухами или повивальными бабками. Эти женщины славились тем, что были «легки на руку», а также богатым опытом, полученным не из книг, а в результате приобретённого навыка. Они учились у других повитух и отличались особым даром понимать природу родов, их естественность. Инструментом повитухе служили её руки и внимание к роженице, как к человеку, а не только к прохождению ребёнка по родовым путям.

В эпоху развития науки роды стали предметом тщательного изучения. Появилось желание понять природу этого процесса и, что более важно, желание его контролировать. К родам начали подключаться врачи мужчины. Началось противостояние, между женщиной-повитухой и мужчиной-врачом. В те времена логика врачей была такова: роды - предмет медицины, у врачей есть медицинское образование, поэтому женщинам необходимо их присутствие на родах. Вторжение мужчин в сугубо женскую сферу привело к тому, что роды стали механизироваться.

Помощь при родах и уход за детьми (новорожденными) является одним из самых древних видов медицинской деятельности. Ещё в первобытное время существовала инстинктивная самопомощь при родах, но спустя многие века умение помочь роженицы практически дошло до совершенства. Это всё произошло благодаря тому, что с течением времени люди накопили огромное количество материала, необходимого для диагностики родов и лечения патологий, которые могут возникнуть в период беременности.

 

 

Развитие акушерства в Древнем мире

Во все времена тайна рождения оказывала огромное влияние на лучшие умы человечества, развитие науки и формирование различных религиозных взглядов. 9 месяцев женской беременности и последующие роды, во многом ускорили развитие науки в древности, что обусловлено развитием знаний именно в области акушерства. До нашего времени дошло много первоисточников на эту тему. Самыми известными считаются, шедевр египетской медицинской мысли "Гинекологический папирус" из Kaгуна (3-е тыс. до нашей эры), индийский трактат "Аюрведа" и некоторые иероглифические источники 27 века до н. эры, обнаруженные в Китае

В Древнем Египте существовали обособленные сообщества женщин, которые предлагали помощь во время родов. Эти женщины имели определенные знания в области акушерства, но об их уровне можно судить по методу определения беременности. Женщину поили настойкой, приготовленной на основе молочного отвара специальных трав. В случаях, когда напиток вызвал рвоту, женщина признавалась беременной, и скорее всего, родит мальчика.

Был и другой, менее болезненный, метод определения пола ребенка. В поле высаживались семена ячменя и пшеницы. Затем их поливали мочой беременной женщины, и в зависимости от того, чьи семена прорастали в первую очередь, определяли пол ребёнка. Если пшеница, говорили о девочке, если ячмень - о мальчике.

Когда факт беременности подтверждали, то считалось, что покровительницей беременных женщин была богиня Таурт. Амулет или фигурка, или ее изображение всегда было рядом с беременной женщиной. Богиня Таурт изображалась в виде беременной самки гиппопотама с руками женщины, а головой львицы.

Когда приходило время рожать, женщина отправлялась в «роддом» - «маммизи». Маммизи - это храм. Отправлялась она туда не тогда, когда роды начались, а незадолго до них, чтобы заручиться поддержкой в предстоящих родах. После посещения храма беременная оставалась дома ждать родов

Стандартная поза, которую принимала женщина во время родов - сидя на корточках на двух церемониальных камнях прямоугольной формы. На них были изображены сцены рождения и образы богов, которые помогали и защищали мать и ребенка.

В момент рождения использовались разные магические предметы культа, проводились специальные ритуалы, призванные защитить новорожденного на своем пути в этот мир (например, волшебные палочки с изображениями битв между богами и демонами).

В древнем Египте особая честь отдавалась плаценте. Считалось, что это обитель души, и если она лечится хорошо, человек будет процветать. В качестве примера «хорошего отношения» можно считать разработку флагов с изображением королевской плаценты фараона, который сопровождал Господа во всем мире.

После родов, если женщина не хотела в скором времени забеременеть, применялись различные противозачаточные средства. Самым популярным были крокодильи экскременты, кислое молоко, мед с финиками и смолистые выделения акации. Все эти вещи вводились во влагалище.

В Древней Греции помощь роженице оказывалась только, если роды были тяжелыми. Древние греки уже знали о кесаревом сечении, но оно не проводилось тогда на живых людях. Кесарево сечение применялось лишь в том случае, когда мать погибала в родах, но был шанс спасти ребёнка. Об этой операции на мёртвой женщине с целью извлечения живого ребёнка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечён из трупа матери отцом своим Аполлоном

Помощь в родах оказывали только женщины, которых называли «перерезывателями пуповины». Существовал целый класс таких повитух, чье ремесло - акушерство передавалось. Именно в Древней Греции овладели мастерством переворота малыша при его неправильном положении, но этим занимались исключительно врачи. Только в случае тяжелых родов акушерка обращалась за помощью к врачу-мужчине. Такая же практика была и в Древней Индии.

В Древней Греции женщины акушерки помогали не только в родоразрешении, но и в прерывании беременности на ранних сроках. В отличии от других стран, в древней Греции аборты не преследовались, так как многие учёные мужи полагали, что плод не имеет сознания, а оживает лишь в момент соприкосновения с нашим миром. К сожаления, до наших дней не дошли сведения, какими способами и средствами повитухи производили аборты.

Роды могли проводится, как на дому у женщин, так и у акушерки. В некоторых случаях сам факт беременности можно было скрыть за свободной одеждой, а роды принимались тайно за определённую очень высокую плату. Пол плода пытались определить по наклону сосков у беременной. Если соски были наклонены вниз - ожидали девочку, вверх - мальчика.

Если во время родов ребёнок был расположен неправильно, то в большинстве случаев, это приводило к травмам и гибели плода. Погибнуть в этой ситуации могла и мать, вследствие разрыва матки, влагалища или открывшегося обильного кровотечения. Патологические кровотечения были не редки, чаще всего их пытались остановить, нажав на живот роженице и дав ей специальный травяной отвар.

В дальнейшем путь акушерства и гинекологии постепенно становился полноценной отраслью медицины. Известным акушером своего времени был Деметрич (II век до н.э.). Он изучал развитие беременности, причины патологии родов, дал анализ различного рода кровотечений и разделил их на группы

Выдающимся врачом древнегреческой медицины, внёсшим огромный вклад в развитие акушерства, был Соран Эфесский (начало II века до н.э.). Он оставил после себя труд по акушерству и гинекологии, состоящий из четырёх книг. Соран впервые в истории акушерства описал такой акушерский приём, как защита промежности, а среди осложнений в послеродовом периоде - задержку последа в матке, которую он связывал либо с крепким прикреплением плаценты, либо со спазмом матки.

Не менее значимую роль сыграл в развитии акушерства римский врач греческого происхождения Гален. Основные заслуги его в истории акушерства состоят в анатомическом описании половых органов и таза, развитии эмбриологии, которой он увлекался всю жизнь.

Впрочем, наибольший вклад в это дело внёс представитель Косской медицинской школы Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Его труды произвели практический переворот во всей медицине. Многие знания, почерпнутые из его работ, служат фундаментом для современных клинических школ. В главном его сборнике есть ряд специальных работ: «О природе женщины», «О женских болезнях», «О бесплодии», «О семени и природе ребёнка». В них находятся описания многих важнейших проблем того времени: симптомы болезни матки, описание протекания беременности и причин её возникновения, рассмотрение диагностики беременности, описание патологии беременности и родов, таких, как выпадение и обвитие пуповины, помощь при кровотечении, послеродовые параличи, аномалии положения плода в матке. Так же было описано ещё множество других, не менее актуальных вещей. Впервые было представлено подробное описание или упоминание о многих акушерских операциях.

Гиппократ первым понял процесс зачатия близнецов, чем предвосхитил многие предположения. Однако положения, на которые он при этом опирался, поверхностны и малочисленны, так что придя к верному выводу, мыслитель пронес в рассуждениях несколько неточностей. Он описал единственное правильное положение плода в матке в конце беременности - головное предлежание (продольное положение плода с обращенной ко входу в малый таз головкой). Поперечное, косое и тазовое предлежания рассматривались как ненормальное. Полагали, что до 7 месяца беременности плод в матке находится в тазовом предлежании, а затем поворачивается головкой вниз вследствие силы тяжести. Главной причиной наступления родов считалось то, что ребенок, испытывая голод, упирается ножками в дно матки и за счет активных движений рождается на свет. Нужно, впрочем, отметить, что некоторое значение в процессе родов последователями Гиппократа придавалось также сократительной деятельности матки и брюшному прессу

Древние римляне, как и древние греки поклонялись богам. Наряду с развитием медицины в области акушерства, процветало много религиозных культов, по сути позаимствованных у греков. Вместо греческого Асклепия появляется Эскулап - бог-целитель. Имелись богиня лихорадки, богиня матки -- Утерина, многочисленные богини рождения -- Диана, Юнона, Мена и Кибела и даже богиня менструации - Флюония. В общем, римляне разработали целую специализацию «божественной» акушерской помощи. Для каждого положения плода в утробе была своя богиня, и при рождении акушерка обязательно выполняла различные обряды в её честь. Сразу после рождения ребенок помещался у ног отца, и если он соглашался забрать его, то ребёнок признавался законнорождённым. Мать имела право на особые подношения, её окружали заботой, охраняя не только здоровье, но и стремились защитить от злых духов. С этой целью груди запутывали повязками, сделанными в храме Юноны - покровительницы рождения и в течение восьми дней молились ей. На восьмой день после рождения девочки и на девятый после рождения мальчика проводили обряд очищения и давали ребенку имя

В первобытно-общинном строе, женщины, вероятнее всего, рожали без какой-либо помощи. Но с развитием общества стремительно развивалось и акушерство. Особенно быстро это происходило во времена древнего Египта, Греции, Рима. И если сначала акушерство было исключительно женским делом и представляло собой бытовую помощь роженице, то со временем его выделили в самостоятельный вид медицинской помощи. Немалую роль в этом сыграли мужчины - врачи, философы, научные деятели. Благодаря этому роды перестали быть процессом, наполненным тайной, мистикой, религией и страхом. Помощь роженицам и новорождённым стала оказываться более грамотная и профессиональная, смертность и различные патологии резко снизились.


 История родовспоможения в России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.019 с.)