Шкала самооценки степени исцеления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала самооценки степени исцеления



Во время работы обследуемым была предложена шкала самооценки степени своего исцеления[36]. Шкала была предложена до начала терапевтической работы (I срез), во время психотерапевтической группы на 4-5 занятии (II срез), по окончании терапевтической работы (III срез). Во время интервью респондентов спрашивали о достигнутом с момента первого интервью и связанном с психотерапевтической работы улучшении состояния. Эти вопросы были ори­ентированы на выявление исцеляющего эффекта в целом и не касались каких-либо специфических проблем. Исследуемым было предложено оценить свое состояние по следующим градациям:

0 - отсутствие исцеления,

1 – очень слабое исцеление,

2 – слабое исцеление,

3 – частичное исцеление,

4 – почти полное исцеление,

5 – полное исцеление.

 

Для определения достоверности полученных результатов производилась статистическая обработка диагностических данных с помощью пакета SPSS 9.0 for Windows (Statistic Package for Social Science) и Excel.

Психотерапевтические методы исследования

Психотерапевтические методы исследования представлены  в авторской программе процессуальной психотерапии женщин-жертв сексуального насилия. Методическое обеспечение терапевтической программы для женщин, переживших сексуальное насилие, подавление или злоупотребление, включает описание теоретических положений, на которых основана программа, целей и задач, а также методов и формы организации проведения занятий, включая примерный перечень необходимого оборудования.

Далее приведены структура программы и занятия. Более подробно содержание программы раскрывается в описании используемых на занятиях упражнений и техник.

Структура программы [37].

Программа состояла из нескольких этапов:

1. Этап, предшествующий основной программе. Целевое назначение этапа - организационно-методическое и техническое оснащение.

 

Этап основной программы

А) Диагностический этап.

Б) Терапевтический этап

· Подготовительный этап, целевое назначение которого – введение в терапевтическое пространство, формирование контекста и правил работы с внутренним миром. Кроме того, осознание и принятие своей первичной идентификации (primary process[38]). Результатом данного этапа является открепление личности от группы, в которую она входила раньше, связанную с травматической ситуацией, ситуацией насилия, подавления или злоупотребления. Психологические состояния участников на данном этапе – ситуации выбора, страхи, беспомощность.

· Второй этап - «нахождения на грани» (соответствует лиминальной стадии процесса инициации). Цель данного этапа - заключается в пересечении границ (порогов: limen буквально означает «порог»), пребыванием в измененном, экстремальном состоянии сознания, осознании барьеров (edge)[39]. Результатом данного этапа является смещение фокуса от первичной идентификации (жертва) к вторичной идентификации (secondary process), которое может создаваться целенаправленно или самопроизвольно.

 Психологическое состояние участников на данном этапе обычно характеризуется пассивностью, беспомощностью или изоляцией. Личность находится в состоянии, которому предстоит трансформация.

· Третий этап - рестимуляция. Цель данного этапа – осознание своего личного мифа (personal myth)[40] и сновидящего тела (dreambody).[41]

Результатом данного этапа является установление контакта с вторичной идентификацией. Психологическое состояние участников характеризуется измененным состоянием сознания, состояниями острого страха, апатии, яркими депрессивными и агрессивными поведенческими реакциями.

· Четвертый этап – восстановительный. Соответствует реинтегративной стадии инициационного процесса. Основная цель этапа – возрождение (трансфигурация) личности. Результатом считается принятие вторичной идентификации (secondary process) и ресоциализация с интеграцией полученного опыта, принимая полную ответственность за свои действия во всех сферах своей жизни. Основное приобретение в психологическом состоянии личности – «свобода жить».

 

3. Этап, реализуемый после завершения основной программы. Целевое назначение этапа - подведение итогов и анализ результатов программы

Структура занятия

Каждое занятие предполагало следующие этапы:

1. Ритуал входа в терапевтическое пространство.

2. Самооценка состояния (работа с сигналами, терапевтическое использование методики МARI Card/ работа с мандалой сновидения, сновидениями и сновидческими фигурами).

3. Основной блок работы, определяющийся тематикой занятия (иногда заменялся работой с экстремальным состоянием участника группы).

4. Индивидуальная работа по самоанализу, рефлексия.

5. Ритуал выхода

Оценка эффективности  программы процессуальной психотерапии производилась с помощью методик:

-Шкала оценки влияния травматического события (Impact of Event Scale-R – IES-R)

- Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory - BDI)

- Шкала тревожности Тейлора (Taylor Manifest Anxiety Scale)

- Методика MARI Card Test (J. Kellog, 1991).   

 

Диагностическая процедура проводилась в 2 среза: до начала терапии и по программы.

 

Таблица 10

Тематический план занятий терапевтической группы для женщин, переживших сексуальное изнасилование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.21.229 (0.008 с.)