Русская культура второй половины Х I Х в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культура второй половины Х I Х в.



Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. В пореформенной России усилилось стремление народа к грамотности, научным знаниям, литературе и искусству. Государство стало больше внимания уделять культурным и социальным проблемам: десятая часть государственного бюджета стала тратиться на культурные цели, медицинскую помощь и другие социальные нужды. Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы также оказывали влияние на развитие культуры. Под влиянием общественно-политической мысли сложилась русская интеллигенция, которая была озабочена судьбой страны, стремилась к идеалам, служению обществу. В России сложились особые традиции, которые сформировали «серебряный век» русской культуры.

Просвещение и образование. Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Значение церковно-приходских школ, несмотря на поддержку правительства и Синода, постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. - в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В.И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Просветительская деятельность. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Развитию культуры способствовала деятельность различных музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука. Во второй половине XIX углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М. Бутлеров. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии. 60-70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н. Яблочкова и А.Н. Лодыгина. Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже был удостоен А.С. Попов за изобретение в1895 г. радиосвязи. Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. «Отцом русской авиации» называют Н.Е. Жуковского - основоположника современной гидроаэродинамики. К.Э. Циолковский своими работами обосновал возможность космических полетов. Труды В.И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. К.А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений. Нобелевские премии получили И.П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности, и И.И. Мечников за вклад в  теорию иммунитета.

Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии. Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С.О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Экспедиции Э.В. Толля и А.В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г.Я. Седов.

Во второй половине XIX в. вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С.М. Соловьев, автор фундаментального труда «История России с древнейших времен», обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа, деятельностью государства. В.О. Ключевский, профессор Московского университета, издав в это время многотомный «Курс русской истории», внес коррективы в представление С.М.Соловьева и других историков о роли государства как основной движущей силе русской истории. Исследовав причинно-следственные связи исторических явлений, В.О.Ключевский доказал, что исторический процесс зависит от взаимодействия государства, ярких личностей и общества, чем оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки.1

Литература. Яркими представителями художественной литературы второй половины XIX в. являются Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др. Они придерживались принципов критического реализма: гуманизма, народности, гражданственности.

Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам. Новые по форме произведения в этот период создаются Д.С. Мережковским, А.А. Блоком, К.Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым.

Театр. Во второй половине XIX в. активно развивалось театральное искусство. В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. Репертуар основывался на драматических произведениях классиков русской литературы - А.Н. Островского, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.М. Горького.

В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов: М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.

Кино. Во второй половине XIX в. в России зарождается кино. Первая демонстрация кинофильма состоялась в мае 1896 г. В 90-х годах стали снимать документальные фильмы. Кино в то время снималось без звукового сопровождения. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И.И. Мозжухин. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии. Хотя в основе ряда фильмов лежали произведения А.С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф.М. Достоевского («Бесы»), Л.Н. Толстого («Отец Сергий»), художественный уровень большинства картин оставался крайне низким.

Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В.В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В неё входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. Представители «Могучей кучки» а также великие русские композиторы П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов и другие создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений, ставших музыкальной классикой.

Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С.И. Мамонтова (затем - С.И. Зимина). Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов».

Живопись. В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демократической эстетики.

В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники И. Е. Репин, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Многие из них развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. Дальнейшее развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос. В этом жанре творили В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.В. Верещагин, известный как мастер батальной живописи.

Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).

Скульптура. В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А.М. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М.О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве).

  Архитектура. Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы для знати, а здания общегражданского назначения - банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов - бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика - разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А.И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях в Москве были построены здания Исторического музея (архитектор В.О. Шервуд), Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (архитектор А.Н. Померанцев).

Достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры. Произведения Толстого, Чехова, Достоевского, Куприна, Островского, Тургенева стали классикой мировой литературы. 1

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите причины проведения контрреформ Павлом I.

2. Для чего было создано Ш отделение Его Императорского Величества

           канцелярии? Чем занимались другие ее отделения?

3. Что такое «аракчеевщина» и какова ее сущность?

4.   Каково основное содержание и недостатки крестьянской реформы?

5. В чем состоит значение отмены крепостного права?

6. Назовите основные направления модернизации государственного

     местного управления в Х I Х веке.

7.       Каковы основные направления реформ С.Ю.Витте?

8. Назовите основные достижения культуры второй половины XIX в.
Глава 9

Россия в начале ХХ в.

Первая русская революция 1905-1907 гг.

Предпосылки революции. В начале XX в. Россия представляла собой страну, где капитализм переплетался с феодальными пережитками: 30 тыс. крупных помещиков владели половиной всех земельных наделов того времени. Наличие в стране передового промышленного производства в сочетании с остатками крепостничества в деревне, жестокая эксплуатация рабочих и крестьян предопределили предпосылки новых социальных потрясений в начале ХХ в. Политика, проводимая царизмом в этот период, вызывала недовольство не только части правящего класса (либерально настроенных высших чиновников), но и крупной и средней буржуазии. Буржуазию не удовлетворяли сохранение социального неравенства с дворянством, запрещение доступа к рычагам высшей власти. Кроме того, развитие капитализма сдерживалось остатками крепостничества.

Нехватка земли у крестьян, вышедших из крепостного права, отсутствие денег для выкупа своей же земли вызывало общее недовольство у сельского населения страны. С 1900 по 1904 г. произошло 670 крестьянских выступлений, в несколько раз больше, чем перед отменой крепостного права. Крестьянские волнения охватили 80% всей территории страны. Это свидетельствовало о росте революционной активности беднейших слоев населения. Для усмирения крестьян царское правительство всё чаще применяло не только полицию, но и армию.

Рабочие, попавшие под влияние социал-демократов, наряду с экономическими требованиями, всё чаще стали выдвигать политические требования. Рабочий класс становился самостоятельной политической силой российского общества, его численность к началу революции достигла 2,5 миллиона человек.

Подъём революционного движения в России подогревался деятельностью марксистских партий и движений: «Группы Освобождения труда» Г.В.Плеханова, РСДРП Ульянова-Ленина, «Партии русских социал-демократов» Д. Благоева и других.

Русско-японская война 1904-1905 гг., в которой русский царизм потерпел поражение, обострила нужду и бедствия народа, стала мощным ускорителем революционных процессов.

Все эти и другие факты свидетельствовали о том, что в России в начале ХХ в. создавалась революционная ситуация. К сожалению, политическая элита во главе с монархом не сумела распознать в происходивших событиях революционную ситуацию. Правящую элиту, заседавшую в государственных органах России накануне событий 1905 г. можно образно назвать «краем непуганых птиц», так как она не понимала, какая ей грозит опасность, никого не боялась и поэтому не принимала своевременных действенных мер по предотвращению надвигавшейся революции.

«Кровавое воскресенье». Николай II (1894-1917 гг.) вместо того, чтобы предотвратить революцию в стране, выпустить накопившийся пар с помощью своевременных реформ, сам подлил масла в огонь. Отдав приказ полиции и войскам 9 января 1905 г. «стрелять в бунтовщиков», Николай II спустил взведенный курок первой русской революции.

Рабочие, шедшие с жёнами и детьми во главе с попом Гапоном  к главе государства, чтобы  подать петицию о своих нуждах, «достучаться до доброго царя», получили взамен «кровавое воскресенье». Было убито около 1000 и ранено более 2000 человек, среди них женщины и дети. Видимо, за этот расстрел император Николай II и получил в народе прозвище «Кровавый».

Дальнейшие события вполне укладывались в логическую цепочку. Не захотел царь услышать, какие проблемы волнуют питерских рабочих, они заставили его услышать их путем всеобщей политической забастовки и вооруженных восстаний. Не смогла правящая элита своевременно разобраться в политических процессах, происходивших в обществе, - чуть было не потеряла власть и все свои привилегии в результате вспыхнувшей буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг.

Движущие силы революции. В первой руской революции участвовали рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, средняя и мелкая буржуазия, часть интеллигенции. Поэтому по составу и движущим силам революцию можно назвать народной.

Цели и характер революции. Основными целями революции 1905-1907 гг., судя по лозунгам, были: свержение власти царя, созыв Учредительного собрания для установления демократического строя, наделение крестьян землей, признание прав рабочих на стачки и забастовки, установление свободы слова, собраний и т.п.

По своему характеру революция была буржуазно-демократической.

Первый этап революции. Революция, длившаяся два с половиной года, началась с расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 г. Ответом на «кровавое воскресенье» стали стачки и демонстрации, прошедшие в январе-феврале под лозунгом «Долой самодержавие!». Весной и летом 1905 г. революция разрасталась, она охватила Москву, Одессу, Варшаву, Ригу, Баку, другие центры России. В протестном движении участвовало более 800 тысяч рабочих. Пролетариат поддержали возмущенные крестьяне в значительной части центральной России, а также в Грузии и Латвии. На броненосце «Князь Потемкин-Таврический» вспыхнуло восстание революционных матросов. Буржуазия на первом этапе также поддерживало революцию.

Второй этап революции относится к событиям, проходившим в октябре – декабре 1905 г. Главным событием, напугавшим политическую элиту, стала Всероссийская октябрьская политическая стачка, в которой участвовало более двух миллионов россиян. Это был максимальный подъем революционного движения. Чтобы сбить его накал, царизм объявил о готовности пойти на уступки: осуществить государственно-правовые реформы, ввести некоторые политические свободы, созвать Государственную думу.

Политические партии. На волне революционных выступлений в России стали возникать политические партии. В октябре 1905 г. возникает Конституционно-демократическая партия (кадеты). Кадеты выступали за ограничение власти императора демократической конституцией, за введение 8-часового рабочего дня, предоставление политических свобод, автономии Польше и Финляндии.

В ноябре 1905 г. был создан «Союз 17 октября». Октябристы выражали интересы крупной буржуазии и либералов. Лидером партии стал крупный предприниматель А.И.Гучков. Программа этой партии предполагала установление конституционной монархии, создание самостоятельной Думы.

Примерно в это же время образуется «Союз русского народа» - консервативно-монархическая партия, выступавшая против кардинальных перемен в государственном устройстве.

Реформы. С изданием царского Манифеста от 17 октября 1905 г. изменилось государственное устройство России. Высшим распорядительным и исполнительным органом России стал Совет Министров. Царь установил, что ни один из законопроектов не мог попасть в Думу без предварительного обсуждения в Совете Министров. Совет Министров собирался 2-3 раза в неделю; его председатель назначался специальным указом царя. Он получал право контролировать деятельность всех министерств и ведомств. Первым председателем Совета Министров стал С.Ю.Витте, возглавлявший в прежнем правительстве министерство финансов России.

По законам от 20 февраля 1906 г. об учреждении Государственной думы и переустройстве учреждений Государственного совета создавалась новая система принятия законов.

Государственная дума  избиралась на 5 лет, но царь мог досрочно распустить её и назначить новые выборы. Основная задачаДумы состояла в том, чтобы принимать законопроекты. 23 апреля 1906 г., а четыре дня до открытия первого заседания Государственной думы Николай II с учетом политических реалий утвердил новую редакцию  свода «Основных государственных законов». Согласно ст.86 «Основных государственных законов» законодательная власть в России принадлежала Государственной думе и Государственному совету. Они имели равное право законодательной инициативы и отклонения законопроектов. Госсовет мог отклонить думский законопроект, а законопроект, подготовленный членами Государственного совета, требовал обязательного одобрения депутатов Государственной думы. Это указывает на то, что взаимоотношения двух палат парламента строились на принципах взаимного контроля. Спорные вопросы должны были решаться путем образования согласительной комиссии.   «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора», - записано в ст. 86 «Основных государственных законов». Император обладал правом абсолютного вето. Отклоненные им законы не могли рассматриваться парламентом повторно. Законы вступали в силу после обнародования их Сенатом. Они не имели обратной силы, за исключением отдельных случаев, когда это положение было прописано в правовом акте.

Права Государственной думы были усечены: она не могла готовить правовые акты, относящиеся к государственному устройству, высшим органам  государственной власти и т.п. Между сессиями Думы император мог издавать любые указы и манифесты, имевшие силу закона, чем он и пользовался на практике. 

Государственный совет из административного органа трансформировался в представительный орган. Госсовет практически играл роль верхней палаты российского парламента. Часть его членов, в том числе председатель Госсовета и его заместитель, назначалась императором, часть избиралась обществом. В его состав входили представители различных сословий: духовенства, дворянства, средней и крупной буржуазии, но преобладало все же крупное дворянство. Был установлен 9-летний срок полномочий Государственного совета с ротацией (обновлением) каждые три года одной трети его состава.

Причины учреждения Государственной думы и реорганизации Госсовета неразрывно связаны с характером демократической революции 1905-1907 гг. в России, с ее реальной угрозой существованию царизма, тактикой лавирования и политической демагогии, которую правительство широко использовало для борьбы с революцией. В результате изменений в государственном строе Россия приобретала некоторые черты конституционной монархии, что и было закреплено в «Основных государственных законах» в редакции 1906 г.

В ходе революции создавался первый опыт российского парламентаризма. Выборы в I Государственную думу были всеобщими, но не равными, не прямыми, не тайными. Проходили они в марте-апреле 1906 года. Права голоса лишались женщины, военнослужащие, полицейские, все лица моложе 25 лет, а также иностранные подданные, лица, находившиеся под следствием или судом, осужденные, лишенные духовного сана за пороки. Цензовая система практически лишала избирательных прав рабочих, батраков, интеллигенцию, представителей малого бизнеса.

Председателем первой Государственной думы был избран кадет С.А.Муромцев, так как большинство в Думе (279 мест из 524) получила эта партия. Социал-демократы во главе с Лениным в первую Думу не избирались. Депутаты имели свободные мандаты – не были подотчетны своим избирателям. Они обладали депутатской неприкосновенностью и имели полную свободу мнений по любому государственному вопросу.

Думе предоставлялось право законодательной инициативы, хотя и в ограниченном варианте. Пользуясь этим правом, депутаты выдвинули следующие законопроекты: о неприкосновенности личности; свободе собраний; свободе совести; отмене смертной казни, об аграрной политике. При обсуждении аграрного законопроекта кадеты предлагали выкуп помещичьих земель «по справедливой цене», трудовики требовали конфискации помещичьих земель, эсеры предлагали «социализацию земельных владений».

Правящая элита не хотела, чтобы законопроект о земле был принят Государственной думой, поэтому 9 июля 1906 года она была распущена по указу царя. Просуществовав всего 74 дня, I Госдума продемонстрировала монархии желание реформировать существовавший режим.

II Госдума проработала уже 104 дня - с 20 февраля по 3 июня 1907 г. Она также обсуждала аграрный законопроект. Большевики, получившие в думе 65 мест, настаивали на конфискации помещичьих земель; эсеры выступали за проведение социализации земель на основе крестьянской общины. Монарх, получив сообщение о решительном настрое думцев по крестьянскому вопросу, вновь распустил Государственную думу. (Опять не понравилась царю-батюшке Государственная дума и её «задумки».) Новый премьер-министр П.А.Столыпин просил у императора даже санкцию на арест социал-демократической фракции во II Думе.

Третий этап революции длился с января 1906 по 3 июня 1907 г. В стачках и забастовках участвовало свыше миллиона человек. В этот период наибольшую активность показало крестьянство: в центре России полыхало половина помещичьих имений. Так угнетенные крестьяне выражали свой стихийный протест. Однако многие руководители общественных движений и партий вместо руководства революционным движением перенесли акценты на избирательные участки в период очередных выборов и фракционную работу в Государственной думе. Это стало одной из причин того, что революционное движение в ходе третьего этапа постепенно затухало.

Когда революция пошла на убыль, царское правительство подготовило проект нового избрания депутатов, чтобы радикально изменить состав III Государственной думы. По утверждённому 3 июня 1907 года Положению о  выборах количество депутатов от крестьян в III Госдуме сокращалось в 2 раза, от рабочих - в 3 раза, поэтому она стала более послушным государственным органом. У III Государственной Думы, которая приступила к работе 1 ноября 1907 г., были отобраны даже ограниченные законодательные полномочия, и она превратилась в законосовещательный орган. Госсовет и Дума могли обсуждать бюджет, но его отклонение парламентом не влекло за собой никаких правовых последствий. Кроме того, парламентскому обсуждению и контролю не подлежали важнейшие статьи расходов: на содержание императорского двора, погашение внешних государственных заимствований, расходы на подготовку к войне и др. Попытки конституционных реформ окончились неудачей.

Значение Первой русской революции. Революция 1905-1907 г.г. дала народу демократические права и свободы: печати; собраний; политических организаций. Угроза революционных масс заставила царизм пойти на ограничение абсолютной монархии.

Манифест от 17 октября 1905 года ознаменовал создание Государственной думы, которая ограничивала самодержавие в законодательном праве. В годы первой русской революции под давлением народа впервые в российской истории появился парлементаризм, и представители почти всех слоев населения могли влиять на принятие законов.

Историческое значение Первой русской революции состоит ещё и в том, что она показала силу народных масс, способных воздействовать на власть с целью изменения невыносимых условий свой жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.032 с.)