Государственные изменения Александра I. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные изменения Александра I.



Восстановление дворянских привилегий. Многие из нововедений Павла I вскоре были отменены его приемником, императором Александром I. Восшествие на престол Александра I (1801-1825 гг.) русское дворянство встретило с восторгом. Новый император, понимая, что от него ждёт «главное сословие» страны, в спешном порядке восстановил Жалованную грамоту дворянству. По его указу были возвращены все уволенные при Павле I офицеры, включая 15-летних, амнистированы 12 тыс. заключенных, разрешён выезд дворян за границу.

При Александре I дворянство не только вернуло себе все ранее имевшиеся привилегии, но и получило новые права, связанные с развитием капиталистических отношений. Дворянам было разрешено иметь фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. В сословных органах местного самоуправления возросло количество мест, занимаемых дворянами. Это, безусловно, повысило их роль в принятии управленческих решений на местном уровне.

На долю дворян в России приходилось всего 0,5% населения, но государство отстаивало интересы господствующего класса. Правительство сохраняло замкнутость дворянского сословия, существенно затруднив доступ в него: чтобы получить звание потомственного дворянина, нужно было дослужиться до более высокого, четвертого классного чина.

Государство и духовенство. В первой половине ХIХ в. значительно изменилось правовое положение духовенства. Белое (приходское) и черное (монашеское) духовенство были освобождены от поземельного сбора, солдатского постоя, телесных наказаний. По императорскому указу 1828 г. детям священнослужителей предоставлялось право избрать для себя гражданскую или военную службу. С 1832 г. был отменен набор в армию и на флот духовенства, не имевшего собственных приходов. С 1842 г. стал осуществляться постепенный перевод приходского духовенства на государственное содержание.

Наиболее преданных церковнослужителей император стал награждать орденами. По его указу священники-орденоносцы приобретали дворянское звание. Белое духовенство получало наследственные дворянские права. Черное духовенство вместе с орденом получало от государства так называемое «командорство», то есть земельный надел с крепостными крестьянами. Всего за период с 1825 по 1845 г. дворянские права получили более 10 тыс. представителей духовенства. Им предоставлялось право совершать купчие на крестьян и мастеровых.

Реформы государственного управления. Александр I, понимая, что править страной с успехом можно тогда, когда имеются надёжные рычаги управления, приступил к совершенствованию центральных органов власти. Он намеревался повысить роль и значение Сената в управлении государством. Об этом свидетельствуют его указы от 5 июля 1801 г. и 8 сентября 1802 г.

Реорганизация Сената. Согласно этим нормативным актам Сенату первоначально были предоставлены широкие административные и судебные полномочия. Статус Сената повышался почти до уровня петровских времен. В указе о восстановлении прав Сената от 8 сентября 1802 г. было сказано, что ему дозволялось даже выражать своё несогласие с правовыми актами, реализация которых сопряжена «с великими неудобствами в исполнении».

Как это часто бывает, случай выразить свое несогласие с реализацией такого нормативно-правового акта представился весьма скоро. Александром I был издан указ, вводивший обязательную 12-летнюю службу для дворян, не дослужившихся до офицерского чина. Один из членов Сената, обнаружив, что этот указ императора противоречит Жалованной грамоте дворянству, которая освобождала это сословие от всех видов государственной службы, доложил императору «особое мнение». Реакция Александра I была почти мгновенной. Высочайшим указом от 21 марта 1803 г. Сенат был ограничен в праве выражать свое несогласие с текущим законодательством. Указом было установлено, что Сенат может делать «всеподданнейшие представления» только по законам, изданным до 1802 г., а не по «настоящим и будущим».

Создание министерств. В соответствии с царским Манифестом в 1802 г. вместо петровских коллегий было создано 8 министерств: юстиции, внутренних дел, финансов, просвещения, коммерции, иностранных дел, морских сил и военных сухопутных сил. Министрам вверялась исполнительная власть в рамках компетенции своих ведомств. Министров назначал лично император. Перед ним министры и отчитывались.

МВД и министерство просвещения не имели предшественников. Это были новые органы управления. В 1817 г. министерство просвещения получило в свое подчинение Синод и было переименовано в министерство духовных дел и народного просвещения. Министерство внутренних дел руководило деятельностью местных административно-полицейских учреждений. В 1810 г. из него было выделено особое Министерство полиции, предназначенное для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением. Новое министерство просуществовало не долго. В 1819 г. оно вновь вошло в состав МВД. Здесь следует подчеркнуть, что кроме министерства внутренних дел карательные функции в России, как и в любом другом эксплуататорском государстве, выполняли судебные учреждения, армия и некоторые другие звенья государственной системы.

Формирование новых отраслевых органов государственного управления требовало и новых подходов к организации их работы, в том числе по координации деятельности в масштабах империи. Первоначально министерства подчинялись Сенату, когда император соизволил восстановить его петровский статус. Но после известных событий Сенат был отстранен от руководства министерствами.

Комитет министров. В 1812 г. по указу царя в соответствии с планом М.М.Сперанского был создан Кабинет министров.Он предназначался для решениявопросов, относящихся к компетенции многих ведомств или требовавших совместного обсуждения. Председательствовал на заседаниях Кабинета министров сам император. Кроме министров в этот коллегиальный орган государственного управления входили также их заместители – «товарищи министров», представители департаментов Госсовета, государственный секретарь и некоторые другие лица, назначенные императором.

Комитет министров собирался регулярно, рассматривая важнейшие государственные дела и проблемы. Правовой акт о Кабинете министров содержал маленькую, но весьма характерную для монархии норму: «Никакое заключение комитета не приводится в исполнение до тех пор, пока оно не рассмотрено государем императором и не удостоено его высочайшего утверждения». Как скажет глава государства, так и будет.

Александр I, как и многие другие его предшественники, в своих решениях и делах опирался на узкий круг особо приближённых к императору. Первоначально это был Совет при императоре с небольшим составом членов. Затем был создан «непременный Совет» из 12 членов с совещательными функциями.

В 1810 году царским манифестом был учрежден Государственный Совет, который просуществовал с некоторыми изменениями более 100 лет. Основная функция Госсовета, по замыслу инициатора его создания М.М. Сперанского, состояла в подготовке проектов законодательных актов, которые должны были докладывать императору на высочайшее утверждение. Членами Госсовета были крупные чиновники и состоятельные помещики в количестве от 40 до 80 человек. Госсовет состоял из 5 департаментов: 1) военных дел; 2) законов; 3) гражданских и духовных дел; 4) дел Царства Польского; 5) государственной экономики. Делопроизводство велось канцелярией Госсовета, которую возглавлял госсекретарь. Задуманный как верхняя палата парламента, Госсовет постепенно превратился в некий «запо­ведник» высшей бюрократии. Члены и председатель Со­вета назначались царем, а по должности в его состав вхо­дили министры.

 Должность генерал-прокурора Сената была слита с должностью министра юстиции. В 1811 г. Сенат был разделен на Судный и Правительствующий, а в 1813 г. государственный орган, созданный Петром Великим, был поставлен в подчиненное положение Государственному совету. Эта реорганизация произошла потому, что сенаторы позволили себе усомниться в юридической целесообразности одного из императорских указов.

Реорганизация Сената, образование Государственного совета  укрепляли самодержавный фасад государственного здания, не касаясь его фундамента – абсолютной власти императора. Абсолютизм в России в этот период достиг своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица – императора Всероссийского. Поэтому государственно-правовые преобразования носили косметический характер и не затрагивали основ монархического строя России. Проект государственно-правовых преобразований умеренного характера, разработанный известным государственным деятелем М.М.Сперанским, императором Александром I был отвергнут. Причина заключалась в том, что реакционное дворянство решительно выступило против реформ и не позволило их провести, а у императора недоставало политической воли на преодоление консерватизма господствующего класса. Более того, под давлением консервативного крыла помещиков Александр I сослал автора реформаторских идей М.М.Сперанского в Нижний Новгород, а затем в Пермь под надзор полиции.

Проект Российской конституции. Оглядываясь на монархии Западной Европы, Александр I в 1818 году поручил своему приближенному Н.Н. Новосильцеву подготовить проект Российской конституции. Такой проект был подготовлен, и император одобрил его актом под названием «Государственная уставная грамота Российской империи». Правовой акт предусматривал установление в России конституционной монархии. Законодательную власть делили бы между собой император и Государственный сейм. Государственный сейм (по проекту) должен был состоять из двух палат: Сената и Посольской палаты.Ни один закон не мог быть принят без обсуждения Сеймом, который обладал бы правом вето. «Уставная грамота» декларировала независимость судебной власти и гражданские свободы: свободу слова; печати; вероисповедания; равенства всех перед законом; неприкосновенность личности и частной собственности.

Однако проект государственно-правовых реформ, результатом которых должно было стать установление конституционной монархии, так и остался на бумаге, не был воплощен в жизнь. Противником кардинальных реформ в России был сам император. А вот польскую конституцию монарх в 1815 г. высочайше утвердил. Известный историк и литератор Н.М. Карамзин такую политику своего царя приветствовал, так как был против нововведений в политическую систему России. В записке, переданной Карамзиным императору Александру I, утверждалось, что всякая новость в государственном порядке есть зло, поэтому стране нужны не реформы, а «патриархальная власть».

 

Отечественная война 1812 г.

Поражение под Аустерлицем. В 1805 г. Россия возобновила участие в антинапо­леоновских коалициях. Однако русская армия, до этого почти 100 лет не знавшая поражений, в сражении под Аустерлицем (20 ноября 1805 г.) была наголову разбита Наполеоном. Даль­нейшие боевые действия также не принесли успеха. В итоге в 1807 г. с Францией был подписан Тильзитский мир, по кото­рому Россия брала на себя союзнические обязательства и при­соединялась к континентальной блокаде Англии. Это крайне негативно отразилось на международном авторитете страны, ударило по ее экономическим интересам. Мирный до­говор содержал все предпосылки начала новой войны. К ней усиленно готовились обе стороны.

Вторжение Наполеона в Россию. 12 июня 1812 г. французская армия численностью свыше 647 тыс. человек при 1372 орудиях вторглась в Россию. На­полеон рассчитывал разбить русские войска в приграничных сражениях, захватить Москву и продиктовать Александру I условия мира. Но этому плану не суждено было сбыться.

Вначале три армии Барклая-де-Толли, Багратиона и Тормасова общей численностью в 214 тыс. человек отступали, ве­дя ожесточенные арьергардные бои. Первая армия под командованием М.Б.Барклая-де-Толли, насчитывавшая чуть более 120 тыс. человек, прикрывала петербургское направление; вторая армия во главе с П.И.Багратионом численностью около 50 тыс. защищала от неприятеля московское направление; третья армия генерала А.П.Тормасова (44180 человек) сражалась на киевском направлении.

Изматывая армию Наполеона, троекратно превосходившую силы русских войск, аръергардными боями, талантливые полководцы распыляли главные силы противника, растягивали их тылы, срывали наполеоновские планы о генеральном сражении. Главнокомандующий М.Б.Барклай-де-Толли, продолжая уклоняться от решающих сражений, поставил подчиненным задачу - объединить силы двух русских армий под Смоленском. Объе­диненные силы Барклая и Багратиона под Смоленском оказали серьезное со­противление противнику, но вынуждены были продолжить отступление, чтобы сохранить русскую армию.

Кутузов во главе русской армии. 8 августа главнокомандующим был назначен М.И. Куту­зов – ученик А.В.Суворова, опытный и осторожный полководец. Он решил дать генеральное сражение у с. Бо­родино 26 августа. Располагая небольшим преимуществом в живой силе (154,8 тыс. против 133,8 тыс.), генерал-фельдмаршал навязал Наполеону фронтальное ведение боя и не позволил прорвать позиции в центре и на левом фланге. Нанеся французам большие потери в живой силе и артиллерии, русская армия показала чудеса героизма и стойкости, силу русского оружия и высокие морально-боевые качества защитников Отечества. Лишь гигантские потери и отсутст­вие резервов заставили Кутузова отдать приказ на отступление к Москве, сохранив боеспособность армии. На совещании генералов, известном, как «Совет в Филях», где обсуждалась дальнейшая стратегия ведения Отечественной войны, Михаил Илларионович произнес: «С потерей Москвы не потеряна Россия» и приказал войскам отступать, сдав Москву без боя. С потерей боеспособной армии Россия могла потерять не только столицу, но и свой суверенитет, подпасть под разграбление Наполеона.  2 сентября французы вошли в Москву, где в тот же день начались пожары. Наполеон посылал русскому императору из Москвы предложения о заключении мира, но Александр I отверг их.

В это время армия М.И.Кутузова расположилась в Тарутинском лагере в 75 км от Москвы по Калужской дороге, получая необходимые резервы и снаряжение. Против неприятеля развернулась партизанская война, которую вели как регулярные части под командованием Д. Давыдова, А. Сеславина, А. Фигнера, так и стихийно возникшие отряды В. Кожиной, Г. Курина и др. Война приобретала народный характер.

Отступление армии Наполеона. Лишенный подвоза продовольствия, фуража, боеприпа­сов, Наполеон попытался пробиться на юг, где собирался пе­резимовать, а затем продолжить военную кампанию. 7 октяб­ря он покинул Москву. Но русская армия в сражении при Малоярославце 12 октября заставила его повернуть на разо­ренную Смоленскую дорогу. Это отступление вскоре превра­тилось в бегство. Окончательно французская армия была раз­громлена в сражении на р. Березине. Из России вышло всего 30 тыс. солдат противника – всё, что осталось от 647-тысячной армии Наполеона.

События Отечественной войны 1812 г. описаны в знаменитом романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Полное поражение Наполеона. Преследуя неприятеля, русская армия продолжила войну с Наполеоном в союзе с Пруссией, Англией, Австрией и Шве­цией. Европа была освобождена. 19 марта 1814 г. взят Париж. По заключенному 18 мая мирному договору Наполеон лишал­ся престола, Франция возвращалась в границы 1793 г.

После победы над армией Наполеона Александр I встал во главе Священного союза, который был создан для защиты династий всех монархов континента и борьбы с революционным движением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.012 с.)