Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ



При проведении коррекционно- развивающей работы следует учитывать требования. По возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся. Обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ. Дать возможность достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником. Создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно.

Признанным подходом в обучении детей выступает системно-деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности.

В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Большая часть времени на уроке  должна быть посвящена изучению нового материала. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое актуализируется перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

2.3 Специально коррекционно- развивающие методики, применяемые в условиях инклюзивного образования

Для более эффективной коррекционно-развивающейся работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала с детьми с ЗПР используются различные методы.

1. Словесные. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

2.Наглядные. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. Иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.

3. Практические. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т.д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. При использовании в работе всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.

В дополнении к традиционным методам воздействия, необходимо использовать нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. К таким методам можно отнести:

Манкотерапия – этот метод поможет снизить у детей импульсивность, тревожность, агрессивность и уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение, поможет развитию активности, любознательности в процессе познавательной деятельности.

 Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.

Бусотерапия – способствует развитию мелкой моторике, формированию навыков пространственной ориентировки, знакомит с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).

Сказкотерапия – является игровой технологией интеллектуальнотворческого развития детей. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений.

Игры песочной терапии (крупотерапия) – совершенствуют умения и навыки практического общения и способствуют более качественной коррекции речи, песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоционально-волевое состояние.[17]

Арт-терапия – развитие, коррекция, воспитание и социализация ребёнка при помощи художественного творчества.

Су-Джок – способствует повышению тонуса, работоспособности и оказывает общие профилактическое действие

Играем с блоками Дьениша – с помощью игр с блоками Дьениша можно развивать у детей логическое и аналитическое мышление, творческие способности, а так же восприятие, память, внимание и воображение.

Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром.

Палочки Кюизенера – набор цветных палочек способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструктивных способностей.

Таким образом, в коррекционно-развивающей работе педагогов с детьми с ЗПР практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала учреждения и родителей ребенка.

Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

Авторами данной программы являются С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Программы предназначены для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах и классах. Цель программы: повысить уровень психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального) при организации его коррекционно- развивающего воспитания и подготовки к школе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. [12]

Программы и методические рекомендации к ним строятся на основе преемственных связей между дошкольным и начальным школьным образованием: авторы дошкольных образовательных программ для детей с ЗПР одновременно являются и авторами программ для младших школьников с ЗПР. Это обстоятельство позволяет использовать программы ДОУ как пропедевтические по отношению к предметным программам начальной школы.

В комплект входят программы: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Ознакомление с художественной литературой», «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте», «Развитие элементарных математических представлений» и примерное тематическое планирование занятий в соответствии с каждой их них.

Программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» нацелена на уточнение, расширение и систематизацию знаний и представлений детей об окружающей действительности. При этом подчеркивает автор программы С.Г. Шевченко, такое обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Особой задачей программы выступает активизация словаря детей и формирование навыков связной речи.[15]

Тематический принцип планирования и построения педагогической работы по данному разделу позволяет сделать предметом внимания ребенка различные стороны окружающей его действительности — мир природы и мир социальных отношений.

Педагогам рекомендуется при изучении каждой темы обеспечить взаимосвязь таких видов деятельности детей, как непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, предметно-практическая деятельность, дидактические игры. При этом первоначальные представления дети получают во время специально организованных прогулок и экскурсий, их актуализация и уточнение происходят на занятиях, а закрепление и расширение — в сюжетно-ролевых и иных играх, которые организуются воспитателями вне занятий.

В задачи программы «Ознакомление с художественной литературой» (автор — И.Н. Волкова) входят формирование у детей интереса к книге; развитие умений воспринимать и понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать небольшие отрывки из сказки, рассказа и несложные произведения в целом; а также формирование этических и эстетических качеств.

Программа имеет коррекционную направленность и построена таким образом, чтобы в процессе ознакомления с художественными произведениями осуществлялась необходимая коррекция недостатков в развитии базовых психических функций детей с ЗПР. В качестве педагогического средства усиления эмоциональной значимости художественных произведений предлагается использовать их инсценировку, сопровождение движениями и музыкой, предметно-практической деятельностью.

Интегрированная программа «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте» (автор РД. Тригер) нацелена на уточнение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и формирование приемов умственной деятельности.[13]

Программа «Развитие элементарных математических представлений» (автор Г.М. Капустина) предусматривает развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Параллельно решается важная задача развития познавательных интересов, мыслительных операций и речи. Коррекционная направленность программы обеспечивается включением в занятия предметно-практической деятельности детей.[14]

Программа «Играя — развиваем»

Программа предназначена для детей 5-7 лет с ЗПР. Авторами программы «Играя- развиваем» являются Т.Н. Бабич, С. М. Блинова, В.А. Кузнецова, Л. Э. Калмыкова, ЕЛ. Кириллова. Научный редактор Я. Ф. Павленко.

Цель: формирование игровой деятельности детей с задержкой психического развития.

Теоретическими основами программы выступают идеи об обратимости ЗПР при своевременной и адекватной коррекционно-развивающей работе, ведущей роли игровой деятельности в психическом развитии детей и специфических особенностях ее формирования у детей с ЗПР. Авторы предпринимают попытку раскрыть понятие «развивающая игра» и предлагают рассматривать ее как специфическую, полноценную и достаточно содержательную для детей деятельность, имеющую свои побудительные мотивы и способы действий. Развивающая игра включает игровой замысел, действия, материал и игровые правила.[22]

Структура: три направления работы, соответствующие трем видам игр: сюжетные социально-развивающие, сюжетные интеллектуально-развивающие, психокоррекционных.

Сюжетные социально-развивающие игры, по мнению разработчиков программы, представляющим наибольшую ценность как в диагностическом, так и в коррекционном плане. В данном виде игр заложены большие возможности для коррекции трудностей в познавательной деятельности и эмоциально- волевой сфере детей, формирования произвольности поведения, развития саморегуляции как общей способности к учению, развития речи, воображения.

Сюжетные интеллектуально-развивающие игры, постепенно усложняющихся по своему содержанию и тем умственным действиям, которые требуется выполнить ребенку для достижения игрового результата. В рамках этого раздела проведена систематизация игр, которые могут быть предложены педагогами детям в разных возрастных группах в течение всего учебного года.

Психокоррекционные игры, способствующие развитию двигательной и эмоциональной сферы детей. Предлагаемая авторами структура игрового психокоррекционного занятия, а также проведенная группировка игр по блокам в соответствии с приоритетными коррекционными задачами позволяют использовать их для формирования способности детей к произвольной регуляции движений, эмоций и навыков контроля поведения; преодоления чувства неуверенности; коррекции детской агрессии и упрямства.

 

Выводы по 2 разделу

В настоящее время коррекционно- развивающие программы набирают большую значимость. Многие психологи, дефектологи, учителя, воспитатели и другие специалисты стремятся сделать образование доступным всем. Каждый человек имеет право на образование. Если у ребенка диагностирована задержка психического развития, то это не значит, что ему и его родителям пора опустить руки и плыть по течению. Каждая преграда посильно было б желание стремиться и преодолевать сложности и себя. Создаются все больше и больше коррекционно- развивающие программы, которые охватывают все сферы деятельности.

Давно известен тот факт, что необходимо как можно раньше выявлять и проводить коррекционно-развивающую работу любых отклонений в развитии детей. В связи с этим дети, у которых обнаруживаются симптомы задержки психического развития, направляются в коррекционные группы уже с четырёх лет. Но такие дети сильно отличаются между собой по степени выраженности задержки психического развития. Дети одного и того же возраста имеют различный запас знаний об окружающем мире, находятся на разной ступени речевого развития. Не все дети с ЗПР имеют тяжелый неврологический статус. При правильно организованной систематической работе дефицит в развитии компенсируется. Другими словами, ребенок с задержкой психического развития, получающий коррекционно-педагогическую помощь, может полностью догнать сверстников в своём развитии.

Рассмотренные коррекционно- развивающие программы не могут подходить всем детям, поскольку каждый ребенок уникален. При выборе методов, приемов и формы проведения коррекционно-развивающей работы обязательно нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. При работе с ребенком с ЗПР обязательно нужно взаимодействовать с родителями, другими специалистами, а также проработать конкретный коррекционно-развивающий план работы с определенным ребенком.

 

ОПЫТНО-ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Констатирующий эксперимент

Для прохождения практической экспериментальной части было выбрано Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 города Бор Нижегородской области, директором которой является Шевцов Михаил Владимирович. Для осуществления эксперимента был определен 1 «В» класс в количестве 24 человек, из них 2 человека с ОВЗ. Классным руководителем данного класса является Смирнова Ирина Валентиновна.

Целью констатирующего эксперимента является выявление определенного направления инклюзивного образования.

В ходе консультаций с классным руководителем и школьным логопедом было принято решение рассматривать задержку психического развития, как направление инклюзивного образования.

Для получения необходимой информации производилось наблюдение за классом в учебное и внеурочное время, анализировались школьные принадлежности, взаимодействие детей друг с другом, изучение сопровождающей документации.  Подобраны методики диагностики, которые позволят не только выявить задержку психического развития, но и особенности развития познавательной и эмоционально- волевой сфер. Диагностика состояла из блоков, в каждом определенные задания.

Таблица 3- Диагностические блоки ЗПР

Блок  1. Особенности памяти; Методика «Запоминания 10 слов» (по А.Р. Лурия)
Блок 2. Особенности внимания и работоспособности; Методика Пьерона — Рузера;
Блок 3. Особенности невербального и вербально-логического мышления; Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления (Л. С. Выготский- Л.С. Сахарова);
Блок 4. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций; Понимание временных последовательностей и интервалов времени;
Блок  5. Практический; «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (С. Д. Забрамная, О.В.Боровик).

Диагностика проводилась в течение недели в виде игры. Каждый день учащиеся получали письма с заданиями, которые они выполняли на переменах и во время группы продленного дня. Для проверки некоторых заданий требовалось время, поэтому не отказывали в помощи учителя начальных классов, психолог и логопед.

Результаты диагностики показали, что  большинство учащихся класса продемонстрировали высокий результат. Результаты диагностики представлены  в таблице 4.

Таблица 4- Результаты диагностики

  Блок 1. Блок 2. Блок 3. Блок 4. Блок 5. Всего
1. Всеволод А. 0 0 0 2 1 3
2. Анастасия А. 4 4 5 5 5 23
3. Артемий А. 5 5 5 5 5 25
4. Лидия Б. 3 2 5 1 1 12
5. София В. 4 4 3 2 3 16
6. Валерия Г. 2 3 3 1 5 14
7. Роман Д. 5 5 4 5 5 24
8. Елизавета Е. 5 5 5 5 5 25
9. Эмин И. 5 5 5 5 5 25
10. Леонид К. 1 0 0 1 2 4
11. Дмитрий К. 1 3 3 1 5 13
12. Кристина К. 5 5 5 5 4 24
13. Арина К. 5 5 5 5 3 23
14. Вероника О. 3 4 5 5 5 22
15. Кирилл Р. 4 1 3 5 5 18
16. Софья С. 5 4 4 5 5 23
17. Дмитрий С. 4 4 4 4 4 20
18. Михаил С. 5 5 5 4 5 24
19. Анастасия С. 5 5 5 4 4 23
20. Диана Т. 5 1 5 5 5 21
21. Роман М. 5 5 5 5 5 25
22. Дмитрий П. 5 5 5 5 5 25
23. Милана Ч. 4 4 4 4 4 20
24. Юлия Ч. 5 5 5 3 5 23
 

Максимальное количество баллов: 25

 

Анализ исследования показал, что 13 учеников получили высокий результат, 9- средний, а 2 ученика – низкий. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты диагностики на выявление ЗПР у младших школьников.

2
13
9  

 

Формирующий эксперимент

 

В ходе диагностики выявлена задержка психического развития у 2 учеников. Данные ученики являются детьми ОВЗ. Несмотря на индивидуальные особенности каждого, они продемонстрировали примерно одинаковый результат.

Перед нами стоит цель разработка и апробация коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младших школьников. Составляем коррекционно-развивающую план работы с детьми с ЗПР, учитывая особенности ЗПР, основные принципы, индивидуальные и возрастные особенности учащихся. При составлении коррекционно- развивающего плана работы используется методы, приемы, коррекционно-развивающие программы. Перед разработкой плана консультируемся с классным руководителем, психологом и логопедом. При планировании коррекционно-развивающего плана работы следует учесть познавательную и эмоционально-волевую сферы. Занятие проводятся в течение 2 недель. Помимо плана проводится школьные, классные мероприятия. Особое внимание уделяется, как ребенок взаимодействует с одноклассниками во время парных и групповых работ на уроке, как учащиеся общаются на переменах. Рассмотрим коррекционно- развивающий план работы.

Таблица 5- Коррекционно- развивающий план работы с детьми с ЗПР

Темы Кол-во часов Содержание
1. Вводное занятие. Интересы. Увлечения. 1 Рассказ «Мои интересы»; Мероприятие «Музыкальные инструменты» (Приложение А);
2 Эмоции и чувства. Взаимоотношение с родителями. 2 Невербальные игры: «Изобрази сказку», «Давление», «Тихий разговор», «Подарок другу», «Передача чувств» (Приложение Б); Мероприятие с родителями «Душевный разговор»
3. Развитие памяти, внимания, мышления. 3 Упражнения и игры: «Играйка-собирайка», «Отгадай по карточке», «Подбирай, называй, запоминай», «Найди пару», «Лабирнты»; Интерактивная игра «Морские обитатели»; Беседа с пазлами;
4. Коррекция и развитие речи. Общение. 2 Подготовка артикуляционного аппарата: «Сказка о Веселом язычке»; Игры: «Отхлопай слово», «Паровозик», «Узнай по голосу», «Повтори»; Мероприятие «По дороге вежливых слов»
5. Отношения к окружающему миру. 2 Мероприятие «Дружба» (Приложение В); Лепка животных; Игры: «Клубочек», «Гусеница»; Создание плаката с классом «Мы едины».

 

Чтобы преступить к проведению занятий по коррекционно-развивающему плану, необходимо было провести консультацию с родителями. На консультации присутствовали родители учащихся с ЗПР с классным руководителем. В ходе обсуждения родители решили принять предложения и поучаствовать в эксперименте. Родители получили рекомендации, как взаимодействовать с детьми с ЗПР (Приложение Г).

Контрольный эксперимент

Цель контрольного эксперимента – доказать эффективность проделанной работы, обобщить результаты, сделать выводы. Для того, чтобы понять как повлияла коррекционно-развивающая работа с учащимися младшего школьного возраста с ЗПР, был проведен диагностический срез по той же методике, что и на констатирующем этапе эксперимента, но участвовали только учащиеся с ЗПР.

Таблица 6 - Результаты диагностического среза

Учащиеся с ЗПР Блок 1. Блок 2. Блок 3. Блок 4. Блок 5. Всего
1. Всеволод А. 3 2 2 5 4 16
2. Леонид К. 2 1 1 3 3 9

Максимальное количество баллов: 25

Коррекционно-развивающая работа дала свои результаты, как можно заменить, что значительно увеличились результаты учащихся с ЗПР. Первый учащийся с ЗПР достиг среднего уровня. Это доказывает, что целенаправленная коррекционно-развивающая работа приводит к положительным результатам. Можно отметить, что ребенок делал задания не только правильно и намного быстрее. Сравнительные результаты первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.)  констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 2:

Рисунок 2- Сравнительные результаты первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.) констатирующего и контрольного этапа

Второй учащийся продемонстрировал достаточно прогрессивный результат, в отличие от прошлого, но остался на низком уровне, поскольку средний уровень начинается с 10-22 баллов.  Но можно заметить сдвиг и ребенок делал задания намного быстрее, чем в первый раз. Сравнительные результаты второго учащегося с ЗПР (Леонид К.) констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 3:

Рисунок 3- Сравнительные результаты второго учащегося с ЗПР (Леонид К.) констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 3:

Таким образом, можно сделать вывод, что каждому учащемуся с ЗПР необходимо разрабатывать и проводить коррекционно-развивающую работу индивидуально. Разработанный коррекционно-развивающий план более эффективно повлиял на обучение и развитие первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.).  Поскольку ребенок быстро адаптировался к новым условиям и занимался с удовольствием. По мнению классного руководителя, ему не хватает внимания со стороны родителей. Коррекционно-развивающая работа смогла не только обучать и развивать младшего школьника, но и помогло наладить отношение с родителями.

Диагностика продемонстрировала, что у каждого учащиеся с ЗПР были блоки заданий, с которыми они не смогли справиться. Первый учащийся (Всеволод А.) набрал всего 3 балла из 25 баллов возможных. По данным диагностики у него были сложности с заданиями, которые опирались на особенности памяти, внимания, работоспособности, невербального и вербально-логического мышления. Мальчик больше проявил себя в 4 блоке, который предполагал понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.

В процессе коррекционно-развивающей работы показатели увеличились до среднего уровня. За повторный срез после проведенной двухнедельной работы Всеволод А. набрал из 25 баллов 16 баллов. Учащийся набрал максимальный балл по 4 блоку, который отвечал за речь. Прогресс показал еще блок 1 и блок 5, которые отвечали за особенность памяти и практическую деятельность. Как можно заметить, что прогресс есть, довольно обширный, но идеальный. Поскольку для лучшего прогресса необходимо длительная коррекционно-развивающая работа.

Если рассматривать, как повлияла коррекционно-развивающая работа на второго учащегося (Леонид К.), то можно отметить, что он немного отстает от первого учащегося (Всеволода А.). В диагностике набрал 4 балла из 25 баллов. Были задания, которые он не смог сделать. Данные задания опирались на особенности внимания и работоспособности, невербального и вербально-логического мышления. Самый высокий результат был набран по 5 блоку практическому, учащийся из 5 баллов набрал 2 балла. После проведения коррекционно- развивающий работы ученик повысил свой результат, набрав по всем блокам баллы, но, к сожалению, он остался на низком уровне, поскольку с 10 баллов начинается средний уровень, а у него лишь 9 баллов. Но можно заметить прогресс, хотя если сравнивать с первый учеником, он менее заметный. Есть предположение, что план нуждается в корректировке к данному ученику, ребенок был менее активен и достаточно долго находились точки соприкосновения с родителями и учеником, что могло затормозить процесс.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР была эффективна для процесса обучения и развития младших школьников.

 

Выводы по 3 разделу

Нами была проведена работа на базе средней школы №1. В нашем исследовании эффективность применения коррекционно-развивающих программ в условиях инклюзивного образования участвовали  обучающиеся первого класса, в количестве 24 человек, из них 2 ученика ОВЗ.

Диагностика на выявление ЗПР проводилась в течение недели в виде игры, каждый день был новый блок, который в свою очередь диагностировал особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер у младших школьников.

В результате диагностики выявлены 2 ученика с ЗПР, для их развития и обучения была разработана коррекционно-развивающая работа на срок 2 недели. Администрация школы позволила проводить занятия во внеурочное время, предоставив кабинет. Классный руководитель в свою очередь консультировала и позволяла давать учащимся с ЗПР другие задания для них во время мероприятий. Это позволила больше уделить времени на коррекционно-развивающую работу. Проводимые занятие  для учащихся с ЗПР включали в себя мероприятия, игры, консультации, беседы, интерактивные путешествия, логопедические упражнения и т.д.

Каждое проводимое занятие опиралась на блоки диагностики, методы и приемы с детьми ЗПР, рассмотренные программы, которые были основой плана коррекционно-развивающей работы. Каждое новое занятие начиналось с того, что ученик делился, как себя он себя чувствует, какие эмоции испытывает, что его злит или чем он недоволен. На первых занятиях находился подход к каждому ученику ЗПР, а именно увлечения, интересы, что хочет и что любит. На последующих занятиях ребенок учиться выражать свои эмоции при помощи игры. В этот период затрагивается взаимодействия ученика с его родителями, производятся консультации с учащимся вместе с родителями, отдельная консультация с родителями и классным руководителем.

Развитие памяти, внимания, мышления происходит со всем классом, но и индивидуально. Основа взята из программ, но подобраны такие игры и задания, которые интересны учащимся. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в любой игре, было желание сделать задание и достигнуть желаемого.

На занятиях коррекции и развитие речи помогал школьный логопед, а также проводились мероприятия с классом, которые касались толерантности, вежливости, доброжелательности при общении с взрослыми, с одноклассниками. Отношение к окружающему миру неотъемлемая часть жизнь, поэтому проводились занятия с классом, индивидуальные, на которых дети раскрывали себя и как они относятся к окружающему миру. После это проводились игры, мероприятия, акции и т.д.

После эксперимента проводился диагностический срез с учащимися с ЗПР. Диагностика показала, что результаты значительно повысились, первый ученик (Всеволод А.) набрал 16 баллов из 25 баллов и смог перейти на средний уровень. Второй ученик (Леонид К.) из ранее 4 набрал 9 баллов из 25 возможных баллов. Заметим, что результаты видны, но у одного они более явные, поскольку ребенок быстро адаптировался, другому понадобилось больше времени. Поскольку коррекционно-развивающая работа была запланирована лишь на 2 недели, то можно сказать, что она была эффективна за столь короткий срок. Чтобы достичь большего результата, необходимо разработать длительный план коррекционно-развивающей работы, чтобы увидеть больший прогресс. Коррекционно-развивающая работа будет эффективна тогда, когда она будет своевременно проведена, в ней будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.  Проведение коррекционно-развивающих работ с детьми младшего школьного возраста с ЗПР, благоприятно повлияло на динамику развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования являлось разработка и апробация индивидуального коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младшего школьника в условиях инклюзивного образования.

В ходе исследование была изучена теоретическая основа изучения проблемы инклюзивного образования, которая в свою очередь в настоящее время развивается и совершенствуется. Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось в России только в 90-е годы прошлого века. Особое место в инклюзивном образовании занимает задержка психического развития, поскольку замечается тенденция неуспеваемости как результат развития учащегося.

В период изучения ЗПР у младших школьников, проводилась диагностика с учетом особенностей данного направления. Диагностика разработана в виде блоков, которые охватывали познавательную и эмоционально-волевую сферы. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Поэтому диагностика касалась всех этих составляющих.

Перед диагностикой проводилось родительское собрание, чтобы объяснить родителям мотив действий, значимость каждого ребенка, значение «инклюзивное образование», «задержка психического развития». С детьми у которых дети с ЗПР проводились консультации, участвовали в коррекционно-развивающей работе.

После выявление ЗПР была разработана коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками. При составлении плана работы учитывали методы, приемы и рассматривались на примере программ с детьми ЗПР, консультации с логопедом, психологом, классным руководителем. Занятие проводились четко по  коррекционно-развивающему плану работы, индивидуально и совместно с классом. Классный руководитель, родители помогали в проведении работы с детьми с ЗПР. Коррекционно- развивающая работа с учениками с ЗПР привела к положительным результатом. Но прогресс есть, но он требует больше времени, поскольку 2 недели это слишком мало. Лучше проводить коррекционно-развивающую работу на более длительный срок. Важно, чтобы ребенок шел на контакт, для этого нужно расположить ребенка к себе, узнать его интересы, что он любит, а что нет, данная информация поможет скорректировать работу и сделать ее более продуктивной.

Можно сделать вывод, что применение коррекционно-развивающих программ эффективно скажется на развитии младших школьников в условиях инклюзивного образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.056 с.)