Достоинства и недостатки инклюзии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Достоинства и недостатки инклюзии



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

Выполнила

Студент____________Е.Л. Иванова

Группа 446 А курс 4

Руководитель_________С.А. Козлова

Рецензент____________Ф.В. Повшедная

 

Нижний Новгород

2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 6

1.1 История возникновения и концепция развития инклюзивного образования 6

1.2 Основные направления и принципы инклюзивного образования. 11

1.3 Достоинства и недостатки инклюзии. 14

1.4 Задержка психического развития у младших школьников. Особенности развития и обучения. 15

Выводы по 1 разделу. 21

2  МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ.. 24

2.1 Понятие и принципы коррекционно- развивающей работы.. 24

2.2 Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. 26

2.3 Специально коррекционно- развивающие методики, применяемые в условиях инклюзивного образования. 28

Выводы по 2 разделу. 34

3  ОПЫТНО-ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 36

3.1 Констатирующий эксперимент. 36

3.3 Контрольный эксперимент. 40

Выводы по 3 разделу. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 49

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 51

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти. В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.  

Среди решаемых в настоящее время проблем социально-экономического оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику инклюзивного образования. Поэтому коррекционная работа приобрела особую необходимость.

Существует множество коррекционно- развивающих программ в условиях инклюзивного образование, но отсутствуют единая программа, поскольку каждый человек индивидуален. Каждому ученику стоит подбирать и корректировать коррекционно-развивающую программу, чтобы добиться положительного результата. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось в России только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. Р. Жаворонков, В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования.

Объект исследования:  процесс инклюзивного образования

Предмет исследования: корреционно- развивающие программы и их эффективность.

Гипотеза: использование правильно подобранных коррекционно-развивающих программ эффективно скажется на процесс развития ребенка ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Цель: разработка и апробация индивидуального коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младшего школьника в условиях инклюзивного образования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогической и методической работы на тему коррекционно-развивающие программы в условиях инклюзивного образования.

2. Выявить психологические особенности детей с задержкой психического развития.

3. Изучить принципы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.

4. Исследовать особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сфер у детей с задержкой психического развития

5. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению коррекционно-развивающих программ для младших школьников с задержкой психического развития.

6. Проанализировать результаты экспериментальной работы и сделать выводы по гипотезе исследования

В ходе исследования были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.

Теоретические методы исследования: анализ психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования.

Эмпирические методы  исследования: эксперимент, наблюдение, диагностика.

Понятийно категориальный аппарат:

Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

Коррекционно-развивающая программа – это индивидуально разрабатываемый для каждого ребенка комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию его способностей к выполнению того или иного вида деятельности.

Для прохождения практической экспериментальной части было выбрано Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 города Бор Нижегородской области. Для осуществления эксперимента был определен 1 класс в количестве 24 человек. Дети ОВЗ – 2 человека (ЗПР).


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 История возникновения и концепция развития инклюзивного образования

XXI век – это время не только новых компьютерных и информационных технологий, экономического и демографического роста, но и время новых образовательных технологий, социального, политического, нравственного развития общества. В этот период происходит культ самореализации личности, который ведет к развитию. Развитие предполагает образование, стоит упомянуть понятие «инклюзивное образование».

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2п.27 закреплено понятие «инклюзивного образования»[4], которое заключается в «обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». 

Инклюзивное образование – это такая образовательная система, где дети с особыми возможностями здоровья и дети, не имеющие каких- либо физических, психических, языковых и других особенностей, обучаются в одном классе общеобразовательной школы, или в одной группе общеобразовательного учреждения, где для каждого ребенка, каждой личности созданы наиболее оптимальные условия обучения и воспитания. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

В России инклюзивное образование - явление достаточно недавнее, и процесс его развития не закончен, а, наоборот, находится на начальных этапах формирования, внедрения и распространения.

История возникновения инклюзивного образования уходит корнями в XVII век, когда в математике вводится термин «интеграл». В толковом словаре иностранных слов «интеграция» - объединение в целое каких-нибудь частей, элементов[21]. Изначально данный термин употребляли в США для обозначения расовых, этнических меньшинств, позднее он стал применяться к детям эмигрантов, и лишь в 60-х годы ХХ в. термин вошел в речевой оборот на Европейском континенте и стал применяться в контексте проблем лиц с ограниченными возможностями. В России в этот период наблюдалось некоторое отставание. Когда весь мир говорил об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашей стране практиковалось изолированное обучение, то есть к лицам с особыми образовательными потребностями применялась медицинская модель обучения, которая вела к их полной изоляции.

Термин «инклюзия» получает распространение в нашей стране только в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран [3]. Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России можно считать разработку и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов: Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц; Всемирная программа действий в отношении инвалидов; Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями.

Правовое развитие и правовая зрелость зарубежных стран не могли не оказать своего влияния на развитие образовательной и социальной политики нашей страны. Но появление такой законодательной базы невозможно без внутренних изменений общества и государства, осознания необходимости изменения отношения к инвалидам и людям с особыми образовательными потребностями, признания их права на полноценную жизнь. Все это составляет гуманистическую предпосылку становления инклюзивного образования в России и в мире.

В России в XXI веке помимо демографического роста наблюдается и увеличение числа детей, рождающихся с отклонениями в развитии. Обучение и воспитание таких детей осуществлялось в специальных (коррекционных) детских садах и школах, в большинстве коррекционных учреждений оно осуществляется и до сих пор.

Таким образом, инклюзивное образование получает все большую поддержку в нашей стране и становится приоритетным направлением образовательной политики каждого субъекта Российской Федерации, потому что современное общество нуждается сейчас именно в такой системе обучения, основанной на уважении, толерантности, гуманизме.

Становление новой системы образования в России – процесс трудоемкий и длительный, требующий от всех участников большого терпения, умственных и душевных затрат, направленных на достижением наивысшего результата всей инклюзивной образовательной системы – формирования личности, «умеющей адаптироваться к многообразию мира, взаимодействовать с другими, толерантной и коммуникабельной, самостоятельно мыслящей и способной к сопереживанию».

Основные понятия концепции

Адаптация социальная - активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям.

Дети с особыми образовательными потребностями — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – граждане, имеющие особенности в физическом и (или) психическом развитии, вследствие которых возникает потребность в специальных условиях получения образования (особые образовательные потребности).

Особые образовательные потребности (ОВЗ) – установленная компетентной группой специалистов (комиссией) потребность гражданина в создании для него определенных специальных условий получения образования.

Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами, так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.[1]

Психолого-медико-педагогическая комиссия – комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) - оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Реабилитация – применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера, с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи.

Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.[10]

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха,  нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, со сложными нарушениями.

 

 

1.2 Основные направления и принципы инклюзивного образования

Педагогическая деятельность педагога инклюзивного образования всегда опирается на основные принципы, которые укоренились благодаря развитию направления.[6]

Принципы инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

1. Индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося - ребенка с ОВЗ;

2. Социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

3. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

4. Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

5. Индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

6. Портфолио учащегося - ребенка с ОВЗ;

7. Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации; повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

8. Рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

9. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

10. Адаптивная образовательная среда;

11. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

12. Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Таким образом, школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. [5]

Направлениями работы по организации инклюзивного образовательного процесса являются:

Научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов, участвующих в реализации инклюзивного образовательного процесса;

Психологическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса;

Проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы;

Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду;

Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды путем создания гибких образовательных стандартов для детей с разным уровнем стартовых возможностей;

Межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;

Развитие социального партнерства с отечественными и зарубежными организациями с целью изучения опыта и практики перехода на инклюзивную форму обучения;

Информированность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов о возможности оказания услуг в сфере получения высшего образования;

Привлечение общественных организаций к процессу экспертной оценки условий, необходимых для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с целью дальнейшей разработки и реализации образовательных проектов;

Основные категории нарушений развития у детей:

1. С нарушением интеллектуального развития (умственной отсталостью, с задержкой психического развития);

2. С нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

3. С нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

4. С тяжелыми нарушениями речевого развития;

5. С нарушением опорно- двигательного аппарата;

6. С комплексными нарушениями психофизического развития.[7]

 

Выводы по 1 разделу

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

В основе инклюзивного образования заложена позиция, согласно которой не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа. До этого было интегрированное образование, которое закреплено в Стандартных правилах, и процесс обучения детей-инвалидов в обычных школах назывался «интегрированным образованием». Но сообществу инвалидов, родителей детей-инвалидов не очень-то нравилось интегрированное образование. Потому что оно, скорее, подразумевало: есть человек больной, он другой, не такой, как все, и есть общество, нормальное, и этого больного человека нужно как-то интегрировать в это нормальное общество. Тогда как инклюзивное образование говорит о том, что мы все здесь разные, и каждый по-своему особенный, но все мы принадлежим к этому конкретному сообществу. И все дети - одаренные, плохо владеющие русским языком или инвалиды, -которые живут на определенной территории, имеют право идти в ту или иную школу. Все они - Дети.

Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики. Любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных психодиагностических методов, но и от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Диагностика будет эффективной если правильно выбрать методики, учитывая особенности ребенка, анализировать полученную информацию.

Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе материала.

У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную коррекционно-педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников.

Коррекционно- развивающие программы должны совершенствовать и развиваться, поскольку инклюзивное образование также развивается и процветает в настоящий момент. Учителю, воспитателю или другому специалисту нужно делиться опытом, эффективными методиками и приемами, чтобы дополнять и расширять простор коррекционно- развивающих программ.

 

Выводы по 2 разделу

В настоящее время коррекционно- развивающие программы набирают большую значимость. Многие психологи, дефектологи, учителя, воспитатели и другие специалисты стремятся сделать образование доступным всем. Каждый человек имеет право на образование. Если у ребенка диагностирована задержка психического развития, то это не значит, что ему и его родителям пора опустить руки и плыть по течению. Каждая преграда посильно было б желание стремиться и преодолевать сложности и себя. Создаются все больше и больше коррекционно- развивающие программы, которые охватывают все сферы деятельности.

Давно известен тот факт, что необходимо как можно раньше выявлять и проводить коррекционно-развивающую работу любых отклонений в развитии детей. В связи с этим дети, у которых обнаруживаются симптомы задержки психического развития, направляются в коррекционные группы уже с четырёх лет. Но такие дети сильно отличаются между собой по степени выраженности задержки психического развития. Дети одного и того же возраста имеют различный запас знаний об окружающем мире, находятся на разной ступени речевого развития. Не все дети с ЗПР имеют тяжелый неврологический статус. При правильно организованной систематической работе дефицит в развитии компенсируется. Другими словами, ребенок с задержкой психического развития, получающий коррекционно-педагогическую помощь, может полностью догнать сверстников в своём развитии.

Рассмотренные коррекционно- развивающие программы не могут подходить всем детям, поскольку каждый ребенок уникален. При выборе методов, приемов и формы проведения коррекционно-развивающей работы обязательно нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. При работе с ребенком с ЗПР обязательно нужно взаимодействовать с родителями, другими специалистами, а также проработать конкретный коррекционно-развивающий план работы с определенным ребенком.

 

ОПЫТНО-ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Констатирующий эксперимент

Для прохождения практической экспериментальной части было выбрано Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 города Бор Нижегородской области, директором которой является Шевцов Михаил Владимирович. Для осуществления эксперимента был определен 1 «В» класс в количестве 24 человек, из них 2 человека с ОВЗ. Классным руководителем данного класса является Смирнова Ирина Валентиновна.

Целью констатирующего эксперимента является выявление определенного направления инклюзивного образования.

В ходе консультаций с классным руководителем и школьным логопедом было принято решение рассматривать задержку психического развития, как направление инклюзивного образования.

Для получения необходимой информации производилось наблюдение за классом в учебное и внеурочное время, анализировались школьные принадлежности, взаимодействие детей друг с другом, изучение сопровождающей документации.  Подобраны методики диагностики, которые позволят не только выявить задержку психического развития, но и особенности развития познавательной и эмоционально- волевой сфер. Диагностика состояла из блоков, в каждом определенные задания.

Таблица 3- Диагностические блоки ЗПР

Блок  1. Особенности памяти; Методика «Запоминания 10 слов» (по А.Р. Лурия)
Блок 2. Особенности внимания и работоспособности; Методика Пьерона — Рузера;
Блок 3. Особенности невербального и вербально-логического мышления; Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления (Л. С. Выготский- Л.С. Сахарова);
Блок 4. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций; Понимание временных последовательностей и интервалов времени;
Блок  5. Практический; «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (С. Д. Забрамная, О.В.Боровик).

Диагностика проводилась в течение недели в виде игры. Каждый день учащиеся получали письма с заданиями, которые они выполняли на переменах и во время группы продленного дня. Для проверки некоторых заданий требовалось время, поэтому не отказывали в помощи учителя начальных классов, психолог и логопед.

Результаты диагностики показали, что  большинство учащихся класса продемонстрировали высокий результат. Результаты диагностики представлены  в таблице 4.

Таблица 4- Результаты диагностики

  Блок 1. Блок 2. Блок 3. Блок 4. Блок 5. Всего
1. Всеволод А. 0 0 0 2 1 3
2. Анастасия А. 4 4 5 5 5 23
3. Артемий А. 5 5 5 5 5 25
4. Лидия Б. 3 2 5 1 1 12
5. София В. 4 4 3 2 3 16
6. Валерия Г. 2 3 3 1 5 14
7. Роман Д. 5 5 4 5 5 24
8. Елизавета Е. 5 5 5 5 5 25
9. Эмин И. 5 5 5 5 5 25
10. Леонид К. 1 0 0 1 2 4
11. Дмитрий К. 1 3 3 1 5 13
12. Кристина К. 5 5 5 5 4 24
13. Арина К. 5 5 5 5 3 23
14. Вероника О. 3 4 5 5 5 22
15. Кирилл Р. 4 1 3 5 5 18
16. Софья С. 5 4 4 5 5 23
17. Дмитрий С. 4 4 4 4 4 20
18. Михаил С. 5 5 5 4 5 24
19. Анастасия С. 5 5 5 4 4 23
20. Диана Т. 5 1 5 5 5 21
21. Роман М. 5 5 5 5 5 25
22. Дмитрий П. 5 5 5 5 5 25
23. Милана Ч. 4 4 4 4 4 20
24. Юлия Ч. 5 5 5 3 5 23
 

Максимальное количество баллов: 25

 

Анализ исследования показал, что 13 учеников получили высокий результат, 9- средний, а 2 ученика – низкий. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты диагностики на выявление ЗПР у младших школьников.

2
13
9  

 

Формирующий эксперимент

 

В ходе диагностики выявлена задержка психического развития у 2 учеников. Данные ученики являются детьми ОВЗ. Несмотря на индивидуальные особенности каждого, они продемонстрировали примерно одинаковый результат.

Перед нами стоит цель разработка и апробация коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младших школьников. Составляем коррекционно-развивающую план работы с детьми с ЗПР, учитывая особенности ЗПР, основные принципы, индивидуальные и возрастные особенности учащихся. При составлении коррекционно- развивающего плана работы используется методы, приемы, коррекционно-развивающие программы. Перед разработкой плана консультируемся с классным руководителем, психологом и логопедом. При планировании коррекционно-развивающего плана работы следует учесть познавательную и эмоционально-волевую сферы. Занятие проводятся в течение 2 недель. Помимо плана проводится школьные, классные мероприятия. Особое внимание уделяется, как ребенок взаимодействует с одноклассниками во время парных и групповых работ на уроке, как учащиеся общаются на переменах. Рассмотрим коррекционно- развивающий план работы.

Таблица 5- Коррекционно- развивающий план работы с детьми с ЗПР

Темы Кол-во часов Содержание
1. Вводное занятие. Интересы. Увлечения. 1 Рассказ «Мои интересы»; Мероприятие «Музыкальные инструменты» (Приложение А);
2 Эмоции и чувства. Взаимоотношение с родителями. 2 Невербальные игры: «Изобрази сказку», «Давление», «Тихий разговор», «Подарок другу», «Передача чувств» (Приложение Б); Мероприятие с родителями «Душевный разговор»
3. Развитие памяти, внимания, мышления. 3 Упражнения и игры: «Играйка-собирайка», «Отгадай по карточке», «Подбирай, называй, запоминай», «Найди пару», «Лабирнты»; Интерактивная игра «Морские обитатели»; Беседа с пазлами;
4. Коррекция и развитие речи. Общение. 2 Подготовка артикуляционного аппарата: «Сказка о Веселом язычке»; Игры: «Отхлопай слово», «Паровозик», «Узнай по голосу», «Повтори»; Мероприятие «По дороге вежливых слов»
5. Отношения к окружающему миру. 2 Мероприятие «Дружба» (Приложение В); Лепка животных; Игры: «Клубочек», «Гусеница»; Создание плаката с классом «Мы едины».

 

Чтобы преступить к проведению занятий по коррекционно-развивающему плану, необходимо было провести консультацию с родителями. На консультации присутствовали родители учащихся с ЗПР с классным руководителем. В ходе обсуждения родители решили принять предложения и поучаствовать в эксперименте. Родители получили рекомендации, как взаимодействовать с детьми с ЗПР (Приложение Г).

Контрольный эксперимент

Цель контрольного эксперимента – доказать эффективность проделанной работы, обобщить результаты, сделать выводы. Для того, чтобы понять как повлияла коррекционно-развивающая работа с учащимися младшего школьного возраста с ЗПР, был проведен диагностический срез по той же методике, что и на констатирующем этапе эксперимента, но участвовали только учащиеся с ЗПР.

Таблица 6 - Результаты диагностического среза

Учащиеся с ЗПР Блок 1. Блок 2. Блок 3. Блок 4. Блок 5. Всего
1. Всеволод А. 3 2 2 5 4 16
2. Леонид К. 2 1 1 3 3 9

Максимальное количество баллов: 25

Коррекционно-развивающая работа дала свои результаты, как можно заменить, что значительно увеличились результаты учащихся с ЗПР. Первый учащийся с ЗПР достиг среднего уровня. Это доказывает, что целенаправленная коррекционно-развивающая работа приводит к положительным результатам. Можно отметить, что ребенок делал задания не только правильно и намного быстрее. Сравнительные результаты первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.)  констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 2:

Рисунок 2- Сравнительные результаты первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.) констатирующего и контрольного этапа

Второй учащийся продемонстрировал достаточно прогрессивный результат, в отличие от прошлого, но остался на низком уровне, поскольку средний уровень начинается с 10-22 баллов.  Но можно заметить сдвиг и ребенок делал задания намного быстрее, чем в первый раз. Сравнительные результаты второго учащегося с ЗПР (Леонид К.) констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 3:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.071 с.)