Работа № 6. Исследование изменений вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека («детектор лжи»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа № 6. Исследование изменений вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека («детектор лжи»).



Эмоциональное напряжение сопровождается изменением деятельности висцеральных систем. Особенно заметными они становятся в случаях развития реакции рассогласования, например, когда человек вынужден отрицать знакомство со знакомым человеком или предметом. Для выявления этих изменений используют метод полиграфической регистрации.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что при эмоциональном напряжении возникают выраженные изменения деятельности висцеральных систем.

ХОД РАБОТЫ: Работу проводят с использованием прибора «Биопак». Исследуемому накладывают электроды для регистрации ЭКГ в 1 отведении, электродермальной активности (ЭДА) на 1 фалангу (-) и 3 фалангу (+) среднего пальца левой руки, датчик дыхательных движений на грудную клетку, заземляющий электрод – на область запястья левой руки. Испытуемому называют 10 произвольно выбранных слов, из которых он выбирает одно, записывает его на листе бумаги и передает лист арбитру. Регистрацию параметров деятельности висцеральных систем осуществляют при перечислении всех 10 слов. Исследуемый после каждого слова должен говорить «Нет». Результаты анализа записей фиксируют в таблице.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Изменения вегетативных показателей

ПРОЦЕССЫ     СЛОВА      
  1 2 3 4 5 6
ЧСС            
ЭДА            
ЧД            

ВЫВОД: (Отметьте, какие изменения послужили основанием для определения выбранного исследуемым слова).

 

РАБОТА № 7. Влияние обстановочной афферентации

На результат целенаправленной деятельности.

(«Практикум …», работа № 7.15, С.274).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что на результативность целенаправленной деятельности оказывает влияние обстановочная афферентация.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Таблица результатов однотипной целенаправленной деятельности (ЦНД) в различных условиях.

 

ЦНД

в

позе:

№ задачи и ее выражение

Время решения задачи, с

Правильность решения

задачи (+ или -)

дискретное среднее
Сидя 1. 2. 3.      
стоя на левой ноге 1. 2. 3.      

 

ВЫВОД: (Отметить, на какие параметры результата и каким образом влияет афферентное возбуждение от проприорецепторов мышц, которое является одним из компонентов обстановочной афферентации).

РАБОТА № 8. Влияние цели на результат деятельности.

(«Практикум …», работа № 7.14, c.273).

Цель — это предвосхищение результата в сознании.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что характер цели влияет на результат деятельности.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ

Таблица результатов деятельности в зависимости от характера цели.

Группа студентов Цель Результат
1. Первая читать по горизонтали  
2. Вторая читать по вертикали  

ВЫВОД: (Отметить, как влияет  на результат деятельности предварительная постановка цели).

РАБОТА № 9. Схема функциональной системы поведенческого акта.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Ознакомиться с основными компонентами ФУС поведения.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

 

(зарисовать схему ФУС поведенческого акта по П.К. Анохину)

        

 

 

ВЫВОД: (Отметить значение результата деятельности, как системообразующего фактора).

 

Подпись преподавателя –                Дата-  

ЗАНЯТИЕ № 14 (3)    «    » __________    2022 г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Итоговое занятие по разделам

«Физиология сенсорных систем» и «Физиология высшей нервной деятельности и боли»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Тестирование степени усвоения материала предшествующих занятий по данным разделу предмета.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРУЮЩЕЙ

 ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ

Используйте вопросы предшествующих занятий данного раздела.

 

Семинарской части занятия.

1. Вестибулярная сенсорная система. Ее роль в оценке положения тела в
пространстве и при его перемещении.

2. Рецепторный проводниковый и корковый отделы вестибулярной сенсорной системы.

3. Кодирование информации в сенсорных системах. Способы кодирования на периферии: качества (специфичность рецепторов) и интенсивности (частотное кодирование и кодирование числом нервных элементов) раздражителя, пространственное (величина раздражаемой площади) и временное кодирование (on- и off-рецепторы). Способы кодирования в нервной системе («меченая линия» или топическая организация,
позиционное кодирование, кодирование номером детектора и ансамблем нейронов).

4. Корковые проекционные зоны. Первичные, вторичные и третичные (ассоциативные) зоны коры, их морфо-функциональная характеристика.

5. Принципы организации сенсорных систем: принцип иерархического
строения и взаимодействия, принцип убывающей специфичности, принцип прогрессирующей латерализации функций.

6. Условные рефлексы. Правила их выработки, классификация. Отличия условных и безусловных рефлексов.

7.  Понятие временной связи. Павловские и современные представления об уровнях локализации временной связи и механизмах ее образования.

8.  Торможение в ВНД. Виды торможения  и механизмы.

9. Типы ВНД, их классификация.

10. Высшие психические функции, методы их исследования.

11. Целенаправленное поведение. ФУС поведенческого акта.

12. Боль, классификация боли. Морфо-функциональная характеристика отделов болевой сенсорной системы.

13. Теории и механизмы возникновения боли.

14. Боль как интегративная реакция организма на повреждающее воздействи­е раздражителя. Компоненты болевой реакции.

15. Место боли в ФУС сохранения целостности организма. Функции боли.

16. Понятия антиноцицепции и антиноцицептивной системы (АНЦС). Компонен­ты, уровни и функции АНЦС.

17. Болевой порог.

РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА. Физиология функциональных состояний.

 

ЗАНЯТИЕ № 15 (1) «    » __________2022 г.

ТЕМА: Функциональное состояние человека в условиях эмоционально напряженной умственной деятельности. П онятие здоровья. Психофизиология функциональных состояний. Методы исследования функционального состояния в условиях эмоционально напряженной деятельности. Психоэмоциональный стресс.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Понятие здоровья и здорового образа жизни.

2. Понятие функционального состояния.

3. Способы оценки функционального состояния. Оптимальный уровень функционального состояния. Индивидуальные различия в функциональных состояниях.

4. Регуляция функциональных состояний. Роль специфической и неспецифической активации нервных центров в формировании функционального состояния. Связь уровня функционального состояния с эффективностью и продуктивностью целенаправленной деятельности.

5. Нервные, вегетативные и эндокринные компоненты различных видов деятельности человека. Биологически и социально детерминированные виды целенаправленней деятельности человека.

 6. Нейрофизиологический субстрат эмоций. Функции эмоций. Вегетативные проявления эмоций. Эмоции как аппарат оценки результата деятельности.

7. Мотивации. Классификация мотиваций, механизмы их  формирования. Значение мотиваций в целенаправленной деятельности человека.

8. Мотивационно-обусловленная ЦНД человека. Структура ФУС поведения. Кванты поведения как этапы деятельности. Роль положительных и отрицательных эмоций при выполнении этапов деятельности.

9. Понятие стресса, виды стресса. Стадии развития стресса по Г. Селье. Стресс-реализующие и стресс-лимитирующие системы. Роль психоэмоционального стресса в развитии соматической патологии.

10. Методы исследования центрального и периферического кровообращения при эмоционально напряженной деятельности: сфигмография, реография, ультразвуковые методы, методы рентгенологического исследования, электрокардиография и др.

11. Метод анализа вариационной структуры сердечного ритма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.01 с.)