Опросник Шмишека. Диагностика типов акцентуации характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник Шмишека. Диагностика типов акцентуации характера.



Описание методики

Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):

Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.

Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

 

Вопросы

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

 

2. Восприимчивы ли вы к обидам?

 

3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

 

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

 

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

 

6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?

 

7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

 

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

 

9. Серьезный ли вы человек?

 

10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

 

11. Предприимчивы ли вы?

 

12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?

 

13. Мягкосердечный ли вы человек?

 

14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

 

15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

 

16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?

 

17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?

 

18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?

 

19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

 

20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

 

21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

 

22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

 

23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

 

24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

 

25. Смогли бы вы убить человека?

 

26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?

 

27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

 

28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?

 

29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

 

30. Быстро ли вы можете разгневаться?

 

31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

 

32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

 

33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?

 

34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

 

35. Влияет ли на вас вид крови?

 

36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

 

37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

 

38. Трудно ли вам входить в темный подвал?

 

39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?

 

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

 

41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?

 

42. Убегали ли вы ребенком из дома?

 

43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

 

44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?

 

45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?

 

46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

 

47. Любите ли вы животных?

 

48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?

 

49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?

 

50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

 

51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?

 

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

 

53. Много ли вы общаетесь?

 

54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?

 

55. Нравится ли вам работа организаторского характера?

 

56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

 

57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы-выступят на глазах?

 

58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

 

59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться под-, сказками или списывать у товарищей домашнее задание?

 

60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?

 

61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

 

62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

 

63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

 

64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?

 

65. Часто ли вы смеетесь?

 

66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

 

67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

 

68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?

 

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

 

70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?

 

71. Пугливы ли вы?

 

72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?

 

73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?

 

74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

 

75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

 

76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?

 

77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

 

78. Переносители вы злость длительное время?

 

79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

 

80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?

 

81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?

 

82. Часто ли вы видите страшные сны?

 

83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

 

84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

 

85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?

 

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

 

87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?

 

88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

 

Ключ

При совпадении ответа на вопрос с ключом, ответу присваивается один балл.

Демонстративность/демонстративный тип:

+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

-: 51. Сумму ответов умножить на 2.

 

Застревание/застревающий тип:

+: 2, 15,24,34,37,56,68,78,81.

-: 12,46,59. Сумму ответов умножить на 2.

 

Педантичность/педантичный тип:

+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

-: 36. Сумму ответов умножить на 2.

 

Возбудимость/возбудимый тип:

+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на 3.

 

Гипертимность/гипертимный тип:

+: 1, 11,23, 33, 45, 55,67,77. Сумму ответов умножить на 3.

 

Дистимность/дистимический тип:

+: 9, 21, 43,75, 87. Сумму ответов умножить на 3.

 

Тревожность/тревожно-боязливый тип:

+: 16, 27, 38,49,60,71,82.

-: 5. Сумму ответов умножить на 3.

 

Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:

+: 10, 32,54,76. Сумму ответов умножить на 6.

 

Эмотивность/эмотивный тип:

+: 3, 13, 35,47,57,69,79.

-: 25. Сумму ответов умножить на 3.

 

Циклотимность/циклотимный тип:

+: 6, 18,28,40, 50,62,72, 84. Сумму ответов умножить на 3.

 

Максимальная сумма баллов после умножения — 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Полученные данные могут быть представлены в виде “профиля личностной акцентуации”.

 

Источник:

1. Опросник Шмишека – Психологос [Электронный ресурс] Режим доступа - https://www.psychologos.ru/articles/view/oprosnik-shmisheka  

Результаты диагностики:

Первый респондент

У данного респондента выражены следующие типы акцентуаций:

 

1. Эмотивный тип

Отличаются повышенной чувственностью, для них характерны глубокие чувственные переживания и повышенная эмоциональность.

Их характеризует отзывчивость и сопереживание, не только близким людям, но и вымышленным персонажам литературы и фильмов. Грубость других провоцирует стресс и способна привести к душевному потрясению.

 

2. Демонстративный тип

Характерной особенностью данной акцентуации становится демонстративное поведение, эмоциональная живость, артистизм.

Такие люди имеют тягу к фантазированию, лжи и притворству, обычно это происходит не из-за наличия злого умысла, они любят приукрасить собственную личность в глазах окружающих.

Стремятся находиться в центре внимания, очень любят похвалу и внимание в свой адрес. Этому типу акцентуации свойственна быстрая адаптация к новым условиям и эмоциональная подвижность.

 

Второй респондент

 

У данного респондента выражены следующие типы акцентуаций:

 

1.Демонстративный

Характерной особенностью данной акцентуации становится демонстративное поведение, эмоциональная живость, артистизм.

Такие люди имеют тягу к фантазированию, лжи и притворству, обычно это происходит не из-за наличия злого умысла, они любят приукрасить собственную личность в глазах окружающих.

Стремятся находиться в центре внимания, очень любят похвалу и внимание в свой адрес. Этому типу акцентуации свойственна быстрая адаптация к новым условиям и эмоциональная подвижность.

 

2. Застревающий

Для личностей этого типа акцентуации характерно длительное влияние аффектов, кратковременных сильных переживаний.

Они склонны к «застреванию» на некоторых мыслях и чувствах. Чаще всего это чувство собственного достоинства, задетая гордость, ущемленное самолюбие.

Они выставляют для себя границы социальной справедливости, решая, что такое «хорошо» и «плохо», при несоответствии реальной ситуации и идеальной они страдают.

Личности застревающего типа на протяжении длительного периода времени не могут забыть обиды, склонны к конфликтным ситуациям с людьми, обижавшими их когда – то.

У них имеется четкое разделение людей на друзей и врагов, при даже небольшой обиде они могут отнести обидчика ко второй категории.

Зачастую мстительны и подозрительны. Не отпускают обиду, и постоянно думаю, что с ними несправедливо поступили. Часто проявляют ревность.

При достижении цели проявляют упорство, благодаря этому они предъявляют завешенные требования к себе и окружающим. Не привыкли прислушиваться к советам, имеют свое мнение по любому вопросу.

 

3. Возбудимый

Характеризуются повышенной импульсивностью, низким контролем собственных желаний и влечений, у которых часто идут на поводу. Во время бурных эмоциональных реакций неуправляемы.

Зачастую проявляют раздражительность и нетерпимость к окружению, не переносят критики в свой адрес.

Людям с данной акцентуацией учёба и работа кажутся не веселым и не привлекательным занятием. Обычно не ставят перед собой длительные и труднодоступные цели, живут в настоящем.

Им трудно ужиться в коллективе из-за частых конфликтов. Во время них могут проявлять неадекватные эмоциональные реакции, бурно реагировать и длительно выяснять отношения.

 

4. Гипертимный

Отличаются жизнерадостностью, бодры и энергичны. Они привлекают окружающих неисчерпаемым оптимизмом, щедростью и отзывчивостью.

В коллективе принимают на себя лидирующие позиции, любят большие компании.

С ними легко найти общий язык, они отличаются выраженной жестикуляцией и ярко выраженной мимикой.

Гипертимы всегда хотят что-то делать, им не свойственно пассивное проведение времени. Для них трудно переносить монотонную деятельность и строгую дисциплину.

Не могут выполнить дело, если становится не интересно, они бросают на полпути.

 

5. Циклотимный

Личностям данного типа свойственна волнообразная смена настроения и поведения. Во время радостных событий они переживают яркие эмоции, чувствуют прилив активности.

Какие-то печальные события превращают их в заторможенных и подавленных, безынициативных. Эти эмоциональные состояния могут меняться несколько раз на дню, в зависимости от ощущаемой энергии.

Можно заметить колебания во время противоположных состояний, в моменты подъема у них просыпается желание общаться, самоуверенность и открытость. В подавленном состоянии хотят уединения, не уверенны в себе.

 

Третий респондент

У данного респондента выражены следующие типы акцентуации характера:

 

1. Возбудимый

Характеризуются повышенной импульсивностью, низким контролем собственных желаний и влечений, у которых часто идут на поводу. Во время бурных эмоциональных реакций неуправляемы.

Зачастую проявляют раздражительность и нетерпимость к окружению, не переносят критики в свой адрес.

Людям с данной акцентуацией учёба и работа кажутся не веселым и не привлекательным занятием. Обычно не ставят перед собой длительные и труднодоступные цели, живут в настоящем.

Им трудно ужиться в коллективе из-за частых конфликтов. Во время них могут проявлять неадекватные эмоциональные реакции, бурно реагировать и длительно выяснять отношения.

 

2. Эмотивный

Отличаются повышенной чувственностью, для них характерны глубокие чувственные переживания и повышенная эмоциональность.

Их характеризует отзывчивость и сопереживание, не только близким людям, но и вымышленным персонажам литературы и фильмов. Грубость других провоцирует стресс и способна привести к душевному потрясению.

Задание 7.

План работы с родителями. Анкета по итогам года с анализом

План работы с родителями на 1 четверть

Тема Цель Задачи Период проведения Ответственный Форма взаимодействия
Вводное собрание Рассмотрение первоочередных вопросов организации жизнедеятельности учащихся в школе Определение состава родительского комитета; Обсуждение вопросов питания; Распределение по секциям и кружкам; Обсуждение режима дня; Профилактика дорожно-транспортных происшествий. 1 неделя сентября Классный руководитель Фронтальная беседа
Посещение на дому Составление социального паспорта класса Изучение бытовых условий, в которых живут учащиеся; Изучение межличностных отношений в семьях учащихся; Оказание помощи в просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания Сентябрь Классный руководитель Индивидуальная беседа
Работа с родительским комитетом Планирование внутриклассных мероприятий на четверть Составление плана внутриклассных мероприятий на четверть; Определение ответственных за проведение данных мероприятий лиц; 1 неделя сентября Классный руководитель и руководитель родительского комитета Беседа
Внутриклассные мероприятия Привлечение родителей к совместной деятельности с учащимися Проведение ранее запланированных внутриклассных мероприятий Сентябрь - Октябрь Классный руководитель и родительский комитет Чаепития, игры, квесты и т.д.
Родительские консультации Консультирование родителей по вопросам успеваемости и жизнедеятельности учащихся Помощь в улучшении успеваемости учащихся Психолого-педагогическое просвещение родителей Октябрь Классный руководитель Индивидуальные беседы

Анализ плана работы с родителями на 1 четверть

Данный план возможно реализовывать в течение всех четырех лет обучения в начальной школе, в первой четверти учебного года. Ответственными за его реализацию являются классный руководитель и родители, входящие в состав родительского комитета.

Первым пунктом данного плана является вводное родительское собрание. Такое собрание целесообразно проводить в начале каждого года, в первой неделе сентября. На данном собрании, как правило, определяются основные моменты. Касательно организации жизнедеятельности учащихся в момент их нахождения в школе, а также формируется или утверждается состав родительского комитета.

Вторым пунктом данного плана является посещение на дому. Данная форма работы особенно актуальна при взаимодействии с детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации, с их родителями. Данная форма позволяет корректировать психологический климат, создаваемый вокруг ребенка, для его большей успешности в учебной и неучебной деятельности. Также данная форма работы позволяет уточнить социальный паспорт класса.

Следующим пунктом в составленном выше плане выступает работа с родительским комитетом. Такая форма взаимодействия способствует удовлетворению запросов родителей, касательно организации досуга и жизнедеятельности учащихся в момент их нахождения в школе.

Далее в плане работы с родителями идут внеклассные мероприятия. Привлечение родителей к совместной деятельности с учащимися способствует налаживанию межличностных отношений как между родителем и ребенком, так и между родителями и учащимися одного класса.

Пятым пунктом в плане прописаны родительские консультации. Данная форма взаимодействия является очень важной в процессе налаживания контакта классного руководителя с родителями. Также в данной форме работы реализуется индивидуальный подход, что помогает наиболее эффективно скорректировать образовательную траекторию или же поведение учащегося для его дальнейшей успешности в обучении и развитии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.099 с.)