fi
Sh (а
fi
дерьмово
?) через линию. Большая часть работы сейдра, однако, связана с путешествием. Неофициальный
пример взят из моего собственного
fi
примечания, когда брали интервью в Ньюфаундленде в 1997 году,
и это гораздо более четко основано на символике и включало только личное исцеление
без внешних “доказательств” процесса.
Сегодня днем я провел некоторое время у Ди, беседовал с ней и пил чай с шалфеем.
Ранее я пытался сыграть на ее новой элитной арфе. Я попросил ее сыграть для меня на барабанах,
чтобы я мог войти в транс. Я прибыл во время этой сессии и присоединился к игре на барабанах.
Я думал о том, чтобы сделать короткое заклинание или руну, но Ди начал
барабанить, и я сел, скрестив ноги, на ковер и заставил себя сосредоточиться на
рунах, слыша и визуализируя их. Феху … Уруз … Турисаз... Ансуз... К тому
времени, когда я добрался до конца, я уже дрейфовал, двигаясь вперед, начиная бежать
по лесам, ветер шевелил мою шерсть, когда я приветствовал своего друга - волка, играл
и обнюхивал.
Некоторое время мы бежали. Затем довольно резко ощущение воздуха изменилось, и я
оказался на корабле, баркасе или, может быть, торговом судне, стоял на палубе и смотрел
на приближающуюся землю, видел и слышал чаек над головой и чувствовал
, как соленые брызги обжигают мои щеки, и видел три длинных дома с дерновыми крышами, стоящих
на берегу. Я слышал плеск волн на лодке и голоса людей
, разговаривающих, готовясь к посадке.
Снова в лес, снова с волками, и легкий страх, когда черная
медвежья шкура двинулась впереди нас, и ощущение, что вместе стая была достойна любого
медведя. Я почувствовал танец, кружение внутри меня, и моя фигура
снова начала танцевать, кружась и подпрыгивая, когда барабанный бой набрал скорость.
Я открыла глаза и выпрямилась, положив руки на
fl
Пол с
fi
кончиками пальцев, чувствуя, как танец все еще внутри меня, и использовал его силу, чтобы очертить круг
защищенного пространства, где-нибудь, где угодно, где это может пригодиться, танцуя вокруг него снова
и снова, по мере того, как скорость увеличивалась все дальше и дальше до кульминации, а затем
прекратилась. Я чувствовал себя намного лучше, увереннее и осознаннее.
Это те образы, о которых сообщают другие, и культурный контекст очевиден. Но
зачем вообще “путешествие”? Раудхильдр объяснила, почему она не приглашала духов к себе, когда
совершала “высокое сидение”, ритуальный сейдр, а скорее уходила из человеческого пространства в другое
пространство, часто в место предков, известное язычникам как Хель или Хельхейм.
СОЗНАНИЕ
,
УБЛЮДКИ
И
ПРЕДКИ
433
Мои доводы в пользу обращения к духам, а не призыва их к нам
, основаны не на чем ином, как на моем темном "я", моей подозрительной натуре и моем недоверии
к поведению других человеческих существ.
В этой культуре нет ни подготовки, ни основы того, как с уважением относиться к
приходящим духам. Простите мне эту грубость, но я видел великую, непочтительную глупость
во многих языческих общинах, включая нашу собственную.
Если человечки оскорблены, это может навредить удаче преступника на всю жизнь.
Есть десятки случаев этого в фольклоре и мифах. Мои чувства по этому поводу просты
– Не в мое дежурство, никогда. Даже если человек делает что-то, чтобы заслужить
это. Не в мое дежурство.
Если эти твари достаточно
fi
сильно разозлившись, это может также включить провидца/эс. Я
не буду добровольно подвергать опасности свою собственную удачу или удачу другого провидца или его/ее благополучие
. Я не буду подвергать опасности свое собственное благополучие без глубокой нужды.
(Обсуждение по электронной почте, 1999, прислано мне Раудхильдром)
Она привела примеры того, как духи могут разозлиться: один человек
, присутствовавший на сеансах сейдра, неоднократно задавал один и тот же вопрос, на который дух предков посоветовал провидице
не отвечать. Дух предка в конце концов разозлился: “Ее
собственная прародительница была готова ударить в отчаянии и сказала мне, что мне не разрешили
ответить ей. Это было странно, и я рад, что прародительница не была вызвана в пространство как
один из духов, пришедших, чтобы ответить.”
Она привела пример того, как известный человек разозлился на человека в их
собственное пространство:
Я был в пространстве с человеком, обычно добрым, который был разрушительным и
сердитым из-за одного человека в пространстве. Вещи падали и ломались, когда
человек входил. Когда индивидуум ушел, все снова было чудесно и
спокойно. Я немедленно подошел и положил подношение в качестве извинения за
то, что привел этого человека в пространство людоеда.
Опять же, процесс осмысления здесь включает в себя концепции отношений, сложившихся
между людьми и людьми или людьми, отличными от людей, с провидицей
в качестве посредника или брокера между сообществами. Эти духи, предки или другие существа, обсуждаются
в рассказе работницы сейда как делающие что - то, участвующие или утаивающие
информацию, действительно сердящиеся и ведущие себя иначе, чем их обычная “деятельность”.
Здесь есть параллели с духами-помощниками Новой Гвинеи, обсуждаемыми Шиффелином (1996,
1998), упоминавшийся ранее, чье выступление обсуждается и критикуется
знающей аудиторией. Раудхильдр, однако, отметил бы различие. Ее аудитория не
знает, как вести себя по отношению к человечкам, и поэтому она должна по-другому
вести себя, чтобы защитить тех (в обоих сообществах), перед кем она несет ответственность.
ПРЕДКИ
В
A
ПЕЙЗАЖ
В этой главе я поднял вопросы о том, кто в рамках seidr или шаманского занятия
“выполняет” или действует, и перешел от концепции того, о чем “заботятся”, через некоторые
434
СОЗНАНИЕ
И
СПОСОБЫ
ОТ
ЗНАНИЕ
обсуждение шаманизма и антропологии, чтобы исследовать некоторые рассказы сидра. При
этом я намекнул на идеи предков, будь то древние или исторические, или непосредственные и
личные, и упомянул ландшафт. Тем не менее, пейзаж появился в основном как
сцена для выступления сеидра, будь то провидец/эссес,
fi
Sh или предки, хотя я
Бри
fl
y упомянул о различиях в “ощущениях” seidr по обе стороны Атлантики. В
заключение этой статьи я хотел бы рассказать больше как о ландшафте, так и о предках, что
включает в себя немного личной истории.
Я вырос в Шотландии; почти все мои известные предки-низменные шотландцы или ирландцы,
некоторые из них родом с севера Англии. Пейзажи, в которых я вырос или которые посетил, изменились
со времен моих предков, но все равно были бы им известны. Стихи, легенды
и мифология, с которыми я был знаком, принадлежали “кельтским” и “норвежским” народам.
Но я уехал в Канаду, и именно там я научился делать seidr и начал
исследовать эти практики и их построение в качестве социолога, интервьюируя Раудхильдра
и других, а также участие в ритуальных мероприятиях. Рассказы о работниках seid были
затронуты только в этой главе, но другие приведены в моей книге о seidr и в статьях (например, Blain
2002a, 2005; Blain & Wallis 2006; и, особенно для практикующих мужчин, Blain & Wallis
2000). Вернувшись в Великобританию в конце 1999 года, я начал замечать разницу в своей собственной
практике seidr, которая, по-видимому, связана с близостью этих предков и известными
качествами ландшафта.
Я также восстановил связь с некоторыми “священными местами”, которые посещал в детстве, и действительно
изучил некоторые практики и политику, касающиеся использования и присвоения
доисторических памятников, а также концепцию “священности” места (о которой см. Blain &
Wallis 2007; Уоллис и Блейн 2011). И все же, почему некоторые места более “священны”, чем другие, или
как некоторые из них имеют больше значения? Здесь возникают вопросы о том, как мы (люди,воробьи,
твари) взаимодействуем с ландшафтом, о месте или бытии вида
fi
c пейзажами.
Ингольд (например, 2004, 2008) и другие обсуждали прогулку в ландшафте как нечто
, включающее в себя множество чувств, воплощенное размещение и движение в ландшафте, которое
переживается, переживается и изучается посредством движения. Ольвиг, например, описывает
, как “Непосредственный материальный мир, к которому прикасаются, обоняют и слышат... вплетен в сенсорную систему
ходока
fi