Л. 5. Ф. Де Соссюр и его лингвистика (Ч. 3, 17 фев 22) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. 5. Ф. Де Соссюр и его лингвистика (Ч. 3, 17 фев 22)



    6) Разграничение внутренней и внешней лингвистики (Ч.3).

    Внутренняя лингвистика для Соссюра – занимается языком, непосредственно языковой системой.

    Внешняя лингвистика – то, что за пределами языковой системы.

 

    Соссюр разграничил внутреннюю лингвистику, занимающуюся языком, и внешнюю лингвистику, изучающую то, что чуждо «организму языковой системы».

    Во внешнюю лингвистику входят:

    а) проблемы географического распространения языков;

    б) все проблемы, связанные с историей, культурой, политикой;

    в) то, что связано с человеком, но не напрямую с языком (акустика, психология, физиология речи).

 

    В «Курсе общей лингвистики» Соссюра приводится известное сравнение языка с шахматами: «Язык есть система, подчиняющаяся своему собственному порядку. Сравним самоорганизующиеся системы в современной общей теории систем. * Уяснению этого поможет сравнение с игрой в шахматы, в отношении которой сравнительно легко отличить, что внешнее и что внутреннее. Тот факт, что эта игра пришла в Европу из Персии, внешнего порядка. Напротив, внутренним является всё то, что касается системы и правил игры. Если я деревянные фигуры заменю фигурами из слоновой кости, такая замена безразлична для системы, но, если я уменьшу или увеличу количество фигур, такая перемена глубоко затронет «грамматику» игры. Такого рода развлечение требует известной степени внимательности, поэтому в каждом случае нужно ставить вопрос о природе явления и при решении его придерживаться следующего правила: внутренним является всё то, что в какой-то степени видоизменяет систему».

    * Самоорганизующиеся системы изучают такие науки, как кибернетика (наука о системах), синергетика (наука о взаимодействиях внутри системы).

 

    Соссюр не отрицал важности экстралингвистических вопросов, но для него они стояли вне основной проблематики языкознания. Соссюр считал, что главная задача лингвистики должна сводиться к изучению языка, где устраняется всё случайное и остаётся лишь наиболее общее и категориальное. Поэтому, разграничив язык, речь и РД, он стремился ярче оттенить особенности языка как абстрактной системы отношений. «Устранить из понятия языка всё, что чуждо его организму, его системе».

        

    Исследователи определяют след. общие черты структуралистских школ XX в.:

    1) Резкая критика младограмматизма и традиционного я-я;

    2) Приоритет синхронного описания языка;

    3) Описание языка как особого системного явления;

    4) Признание знакового характера языка;

    5) Формализация лингвистического анализа;

    6) Структурная стратификация языка, обладающего многоуровневостью;

    7) Все структуралисты признавали, что различия в языках более значимы, чем сходства.


 

Язык – система знаков (Ч.1)

    Разработка теории языкового знака (лингвистической семиотики, или семиологии) составляет одно из основных положений соссюровской лингвистики. Соссюр проводил параллель между языком как системой знаков для выражения идей и другими семиотическими системами: «Язык есть система знаков, выражающих понятия, а следовательно, его можно сравнить с письменностью, азбукой для глухонемых, символическими обрядами, формами учтивости, военными сигналами. Он – только наиважнейшая из этих систем». Знаковая сущность перечисленных явлений заключается в том, что в каждом случае некоторое действие (человеческая речь, звучание барабана или трубы, определённые телодвижения) само по себе не имеет особого значения, важно то, какую информацию о чём-то другом, непосредственно не связанном со звуком/движением, оно несёт. В этом и есть сущность знака: он всегда информирует о чём-то другом. Соссюр считал лингвистику лишь частью ещё не созданной общей науки о знаках (семиотики, или семиологии).

 

       Чарльз Пирс, Чарльз Моррис;

       естественная семиотика;

       «Семиотика» Ю.С.Степанов. Сборник отечественных и зарубежных авторов.

       А.Белый.

       Жан Пиаже.

 

    Особенность знаков: они конвенциональны в плане означающего (их неотъемлемое свойство).

   ! Согласно Соссюру, знак имеет две стороны, которые неотделимы друг от друга так же, как две стороны листа бумаги. Сначала он дал им названия «понятие» и «акустический образ», а затем переименовал соответственно в «означаемое» (значение; то, что знак значит; информация о чём-либо) и «означающее» (звуковой образ; то, что человек воспринимает органами чувств и что указывает на эту информацию).

 

    Денотат – представление о предмете, с которым соотносится звуковой комплекс.

    Коннотация -? 

    Сигнификат – означающее.

 

    Три вида знаков по Пирсу:

    1) Иконический (с греч. «образ») – передаёт образ. Это, напр., дорожные знаки, вывески (частично).

    2) Знак-индекс – указывает на что-либо. Напр., крылатые фразы.

    3) Знак-символ (многомерный знак). В нём означаемое и означающее связаны через интерпретацию субъекта. Возможно множество толкований. Напр., любой художественный текст.

 

    Швачкин, «О формировании речи у маленьких детей».


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.44 (0.009 с.)