Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л. 5. Ф. Де Соссюр и его лингвистика (Ч. 3, 17 фев 22)
6) Разграничение внутренней и внешней лингвистики (Ч.3). Внутренняя лингвистика для Соссюра – занимается языком, непосредственно языковой системой. Внешняя лингвистика – то, что за пределами языковой системы.
Соссюр разграничил внутреннюю лингвистику, занимающуюся языком, и внешнюю лингвистику, изучающую то, что чуждо «организму языковой системы». Во внешнюю лингвистику входят: а) проблемы географического распространения языков; б) все проблемы, связанные с историей, культурой, политикой; в) то, что связано с человеком, но не напрямую с языком (акустика, психология, физиология речи).
В «Курсе общей лингвистики» Соссюра приводится известное сравнение языка с шахматами: «Язык есть система, подчиняющаяся своему собственному порядку. Сравним самоорганизующиеся системы в современной общей теории систем. * Уяснению этого поможет сравнение с игрой в шахматы, в отношении которой сравнительно легко отличить, что внешнее и что внутреннее. Тот факт, что эта игра пришла в Европу из Персии, внешнего порядка. Напротив, внутренним является всё то, что касается системы и правил игры. Если я деревянные фигуры заменю фигурами из слоновой кости, такая замена безразлична для системы, но, если я уменьшу или увеличу количество фигур, такая перемена глубоко затронет «грамматику» игры. Такого рода развлечение требует известной степени внимательности, поэтому в каждом случае нужно ставить вопрос о природе явления и при решении его придерживаться следующего правила: внутренним является всё то, что в какой-то степени видоизменяет систему». * Самоорганизующиеся системы изучают такие науки, как кибернетика (наука о системах), синергетика (наука о взаимодействиях внутри системы).
Соссюр не отрицал важности экстралингвистических вопросов, но для него они стояли вне основной проблематики языкознания. Соссюр считал, что главная задача лингвистики должна сводиться к изучению языка, где устраняется всё случайное и остаётся лишь наиболее общее и категориальное. Поэтому, разграничив язык, речь и РД, он стремился ярче оттенить особенности языка как абстрактной системы отношений. «Устранить из понятия языка всё, что чуждо его организму, его системе».
Исследователи определяют след. общие черты структуралистских школ XX в.: 1) Резкая критика младограмматизма и традиционного я-я; 2) Приоритет синхронного описания языка; 3) Описание языка как особого системного явления; 4) Признание знакового характера языка; 5) Формализация лингвистического анализа; 6) Структурная стратификация языка, обладающего многоуровневостью; 7) Все структуралисты признавали, что различия в языках более значимы, чем сходства.
Язык – система знаков (Ч.1) Разработка теории языкового знака (лингвистической семиотики, или семиологии) составляет одно из основных положений соссюровской лингвистики. Соссюр проводил параллель между языком как системой знаков для выражения идей и другими семиотическими системами: «Язык есть система знаков, выражающих понятия, а следовательно, его можно сравнить с письменностью, азбукой для глухонемых, символическими обрядами, формами учтивости, военными сигналами. Он – только наиважнейшая из этих систем». Знаковая сущность перечисленных явлений заключается в том, что в каждом случае некоторое действие (человеческая речь, звучание барабана или трубы, определённые телодвижения) само по себе не имеет особого значения, важно то, какую информацию о чём-то другом, непосредственно не связанном со звуком/движением, оно несёт. В этом и есть сущность знака: он всегда информирует о чём-то другом. Соссюр считал лингвистику лишь частью ещё не созданной общей науки о знаках (семиотики, или семиологии).
Чарльз Пирс, Чарльз Моррис; естественная семиотика; «Семиотика» Ю.С.Степанов. Сборник отечественных и зарубежных авторов. А.Белый. Жан Пиаже.
Особенность знаков: они конвенциональны в плане означающего (их неотъемлемое свойство). ! Согласно Соссюру, знак имеет две стороны, которые неотделимы друг от друга так же, как две стороны листа бумаги. Сначала он дал им названия «понятие» и «акустический образ», а затем переименовал соответственно в «означаемое» (значение; то, что знак значит; информация о чём-либо) и «означающее» (звуковой образ; то, что человек воспринимает органами чувств и что указывает на эту информацию).
Денотат – представление о предмете, с которым соотносится звуковой комплекс. Коннотация -? Сигнификат – означающее.
Три вида знаков по Пирсу: 1) Иконический (с греч. «образ») – передаёт образ. Это, напр., дорожные знаки, вывески (частично). 2) Знак-индекс – указывает на что-либо. Напр., крылатые фразы. 3) Знак-символ (многомерный знак). В нём означаемое и означающее связаны через интерпретацию субъекта. Возможно множество толкований. Напр., любой художественный текст.
Швачкин, «О формировании речи у маленьких детей».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.44 (0.009 с.) |