Основные идеи Ф. Де Соссюра (Ч. 2) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеи Ф. Де Соссюра (Ч. 2)



    2) Установление системности как основного принципа строения языка.

    Языковые факты, как элементы системы, взаимно определяют друг друга. Соссюр отмечал двоякий характер системы языка, выделяя парадигматику и синтагматику. Синтагматические отношения соотносятся с линейным расположением элементов высказывания (речь), а парадигматические отношения обусловлены выбором из известной говорящему парадигмы (язык; это ассоциативные отношения).

    Пример парадигмы: система склонения, падежей.

 

    Сейчас в лингвистике различают термины система и структура:

   ! Система – набор взаимосвязанных элементов,

   ! Структура – отношение связей между этими элементами.

 

    Структурализм в 1 пол XX в. существовал в виде трёх направлений:

    а) Функциональный структурализм – Пражский лингвистический кружок. Основатель – Матезиус. Теория актуального членения предложения (тема и рема).

    б) Датский структурализм – Копенгагенский лингвистический кружок.

    Луи Ельмслев – предложил рассматривать язык по образцу математической модели. Говорил, что современная ему наука ближе к поэзии, чем к конкретной науке.

    Ельмслев: уподобление лингвистики своеобразной игре. Только после этой теории сказал, что можно задаться вопросом: зачем нужна лингвистика?

    «Пролегомоны к теории языка», Ельмслев.

    Пролегомены - определенный объем предварительных замечаний о предмете, архитектонике, целях, задачах и методах той или иной научной дисциплины.

    НО: пользы у теории Ельмслева не обнаружили; его идеи сугубо теоретические. Его система имела конечный характер, не было выхода на речь.

    в) Американская дексриптивная (т.е. описательная) лингвистика.

    Связана с заселением Америки, выделением инкорпорирующих языков (языки американских индейцев-аборигенов). Трансформационный анализ.

 

    3) Введение понятия значимости как основного различительного признака лингвистических явлений.

    «Важен в слове не звук, как таковой, но звуковые различия, позволяющие отличить это слово от всех других, т.к. только эти звуковые различия значимы».

    Специфическая черта русской фонетической системы – различение согласных по твёрдости-мягкости. У французов, к примеру, этот признак согласного звука не важен, хотя их фонетическая система и близка к русской (у европейцев – средненёбный «л», в т.ч. у французов).

    Языковую деятельность Соссюр сравнивал с игрой в шахматы. Материал фигур не существенен, значимо различие в их использовании. Языковой знак – явление не материальное, а психическое, для него важны не субстанциональные, а реляционные свойства, которые позволяют различать ЯЕ (именно в этом смысле Соссюр говорил об изучении языка в самом себе и для себя, а вовсе не в смысле исключения внешней лингвистики из научного языкознания).

    Система языка формируется на базе установления тождеств и различий. «В языке нет ничего, кроме различий», - эта фраза Соссюра стала девизом структурной лингвистики XX в.

 

    4) Разработка теории языкового знака (лингвистической семиологии, или же семиотики).

    Языковой знак (идея Соссюра) имеет две стороны: означаемое (значение) и означающее (звуковой образ).

    «Язык есть форма, а не субстанция». Это средство выражения всякого содержания.

    Свойства знака:

    а) Условность:

    Его придуманная сущность; некоторая договорённость.

    б) Произвольность:

    Эта черта связана с условностью. Звуковые комплексы подобраны без закономерностей. Почему «диван» именно «диван»?

    в) Арбитрарность:

    Посредническая функция между действительностью и человеческим сознанием.

 

    Язык – конвенциональная система. Доминирует то, что этой системой передаётся.

    С другой стороны, язык обязателен для языкового коллектива. «Если по отношению к изображаемой им идее означающее представляется свободно выбранным, то наоборот, по отношению к языковому коллективу, который им пользуется, оно [означающее] несвободно, оно навязано» (если человек будет называть стол не «столом», а по-другому, то его не поймут и коммуникация нарушится).

    Соссюр проводил параллель между языком как системой знаков для выражения идей и письмом, азбукой для глухонемых, символическими обрядами, формами учтивости, с военными сигналами. На этом могла бы основываться семиотика (французский структурализм – семиология, Патрик Серио).

    Цели современного структурализма:

    а) Выявить закономерности,

    б) Формализовать смысловые стороны знака.

    Чарльз Пирс – основатель семиотики, воплотил идеи Соссюра.

     

    5) Разграничение синхронии и диахронии.

    Проблема разграничения синхронии и диахронии тесно примыкает к проблеме соотношения языка и речи.

    Это взаимно обусловленные разграничения. Категории, возникшие в речи, могут перейти или не перейти затем в язык. Подобно тому, как категории, формирующиеся в процессе развития языка, могут либо проникнуть в функционирующую систему языка и частично изменить её отношения либо отмереть с другими элементами языка. В этом и проявляется взаимная обусловленность разграничения языка и речи.

 

    Ранее язык считался неизменным, неподверженным времени в европейской науке.

    Ещё в грамматике Пор-Рояля латинский и французский языки рассматривались в одном ряду (не было важно, что франц. вторичен по отношению к латинскому), в XIX в. господствовать стала другая крайность: научным я-ем стали считать лишь историческое (в первую очередь сравнительно-историческое), достойным объектом лингвистики стали считать древние языки, поиски праязыка, а к живым диалектам обращались лишь чтобы найти там следы древних языков. Изучение современных языков оставили школе.

    Новая задача лингвистики: определить методы научного описания языка в его современном состоянии.

    Ф.Ф. Фортунатов, Бодуэн де Куртенэ, Соссюр выдвинули теоретические основы научного описания языка в данную эпоху. Фортунатов разработал принципы описательной грамматики, Бодуэн де Куртенэ разделил лингвистику на статическую (описательную) и динамическую (историческую). Соссюр наиболее подробно рассмотрел этот вопрос: он предложил различать две оси координат.

    Возможность «двигать» оси.

    Точка «бесконечна»: один день или целый век.

    Не просто оси: они имеют точку пересечения. Она включает историю, которую прошёл язык, перспективы развития фрагментов языковой системы.

    Основной тезис состоит в следующем: «В каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему, и эволюцию. В любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого». Отсюда идея синхронии и диахронии.

 

    Параллель с шахматной игрой, к которой обращался Соссюр, позволяет увидеть две совершенно отдельные темы. Это история игры и её правила. Чтобы играть в шахматы сегодня, совершенно не обязательно знать, что игра родилась в Индии, что первым чемпионом мира был Вильгельм Стейниц. Кроме того, чтобы оценить позицию на доске в данный момент, не нужно знать, какими были предшествующие ходы. В науке о языке эти две оси связаны разными подходами.

 

    Синхрония (греч. «совместно» + «время») – представляет собой ось одновременности, состояние языка на определённом этапе исторического развития в качестве цельной системы лексических, фонетических и грамматических элементов как предмет лингвистического изучения. Синхрония – статический аспект языка, язык в его системе, одномоментное существование языка.

    Синхроническая лингвистика занимается описанием языка в определённый момент времени.

 

    Диахрония (разновременность) – представляет ось последовательности. Историческая последовательность развития отдельных языковых явлений и развитие системы языка в целом как предмет лингвистического изучения. Динамический аспект языка, последовательность языковых фактов во времени.

    Диахроническая лингвистика включает:

    а) историческую, напр., исследует, как изменялась система падежей в русском языке;

    б) сравнительно-историческую, напр., исследует, какие звуки праславянского языка не сохранились в древнерусском языке.

 

    Системный характер имеет только синхроническое состояние языка (только оно представляет психологическую реальность для говорящих). Основываясь на этом, Соссюр постулирует два вида лингвистики: синхроническую и диахроническую. Это весьма категоричное противопоставление, связанное с критикой разрозненного, асистемного рассмотрения фактов языка младограмматиками.

    Систему можно зафиксировать только в статике. Динамика не даёт возможности что-либо анализировать без учёта изменений. Тем не менее, современные исследователи говорят о системности сдвигов.

        

    Соссюр в «Курсе общей лингвистики» передал различия между синхронией и диахронией следующим образом:




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.132 (0.048 с.)