Работа 1. Определение остроты слуха разговорной и шепотной речью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 1. Определение остроты слуха разговорной и шепотной речью.



Представление об остроте слуха может дать измерение наибольшего расстояния, с которого испытуемый слышит шепотную или разговорную речь. Человек с нормальным слухом воспринимает шепотную речь на расстоянии 4-5 м.

Оснащение: рулетка.

Цель работы: Исследовать остроту слуха с помощью метода шепотной и разговорной  речи.

Ход работы: Остроту слуха определяют в тихом помещении, с расстояния 4-5 м. Каждое ухо исследуют отдельно, причем исследуемое ухо должно быть направлено в сторону говорящего. Противоположное ухо закрывают. Испытуемому объясняют, что он должен громко повторять услышанные слова. При этом следует исключить чтение с губ, для этого испытуемый не должен смотреть в сторону исследователя. Слух исследуют сначала шепотной, а затем – разговорной речью.

В качестве слов, удобных для исследования, можно пользоваться двузначными цифрами от 21 до 99, которые произносят не подряд, а в разбивку. Если испытуемый правильно их воспроизводит, исследователь начинает постепенно удаляться до тех пор, пока испытуемый не начнет ошибаться. Если испытуемый не слышит с исходного расстояния, исследователь последовательно подходит ближе до тех пор, пока испытуемый не будет повторять произносимые слова. Данное расстояние и будет определять ориентировочную оценку остроты слуха.

 Для более точного определения остроты слуха имеются специальные таблицы слов (табл.4).

Таблица 4.

Слова с низкими звуками Слова с высокими звуками
У, О, М, Н, Р, В А, Е,И, Й, Я, Э, С, Ж, Ч, Ц,Ш, Щ
Вон, вор, вру, врун, мор, мну, ну, мимо, Мирон, много, море, мороз, мутно, ворон, руно, спор, урок Ай, сияй, зажечь, сейчас, зиять, чайка, чаша, кисть, часть, зять, чашка, честь, час, дача, сдача, шайка, шейка, зайка, езда

 

Выделяют 3 группы слов по высоте звуков:

1 группа - слова, состоящие из фонем басовой зоны (ум, мор, ром, вор, грач). Они слышны с расстояния в 5 м.

2 группа – слова, состоящие из фонем смешанной зоны (тюфяк, утюг, тетка, туфли, пуфик). Они слышны с расстояния 12-15м.

3 группа - слова, состоящие из фонем дискантовой зоны (заяц, чаша, честь, ситец). При произнесении шепотом они должны быть услышаны с расстояния в 20м.

Исследование слуха речью позволяет установить не только степень понижения слуха, но и локализацию поражений слухового анализатора. Например, худший слух на дискантовые звуки говорит о поражении звуковоспринимающего аппарата.

Оформление работы: Запишите: а) сколько из названных слов испытуемый повторил правильно; б) сколько услышал фонем басовой зоны; в) сколько фонем смешанной зоны; г) сколько фонем дискантовой зоны. Оцените качество слуха, сопоставив полученные результаты с нормой.

 

Работа 2. Исследование характеристик звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата слухового анализатора с помощью камертонов.

Звуковые колебания могут передаваться к внутреннему уху не только по системе слуховых косточек (воздушная проводимость), но и по костям черепа (костная проводимость), если источник звуковых колебаний непосредственно контактирует с костями черепа, вызывая их вибрацию (например, если прислонить ножку камертона к сосцевидному отростку височной кости). При патологических изменениях в звукопередающем аппарате (наружное и среднее ухо) слуховая чувствительность частично сохраняется за счет костной проводимости звука. Однако костная проводимость не может обеспечить слышимость даже громких звуков и потому используется лишь в диагностике нарушений слуха или в слуховых аппаратах.

 Для того чтобы выяснить, какой именно из отделов слухового анализатора поврежден, необходимо исследование слуха камертонами.     

 Оснащение: набор камертонов с частотой колебаний от 128 до 2048 Гц, молоточек, секундомер, ватные тампоны.

Цель работы: Исследовать характеристики звукопроводящего (среднего ухо) и звуковоспринимающего аппарата (внутреннее ухо) слуховой системы с помощью камертонов.

Воздушная проводимость

Если поднести звучащий камертон (предварительно ударив его молоточком) к наружному слуховому проходу, не касаясь его, то можно определить воздушную проводимость звука, которая обеспечивается распространением звуковой волны обычным путем через звукопередающий аппарат (рис.17).

Ход работы: Для наблюдения воздушной проводимости звука берут камертон (например, на 128 Гц) и, ударив его молоточком, подносят к наружному слуховому проходу исследуемого уха, не касаясь его. Обе бранши камертона и наружный слуховой проход должны быть расположены в одной плоскости (рис.17). Через каждые 3-5 сек. звучащий камертон слегка отдаляют и вновь подносят к уху, чтобы исключить влияние привыкания и утомления. Засекают время слышимости звука испытуемым. После того, как испытуемый перестает слышать звук камертона, исследование проводят с противоположным ухом.

 

Рис. 17. Распространение звука по воздуху и костной ткани.

(Камертон подносят к уху и прикладывают к своду черепа.)

 

В норме не должно быть различия во времени восприятия звука обоими ушами. При поражении звукопроводящего отдела слухового анализатора время воздушной проводимости на больном ухе укорачивается.

Оформление работы: Результаты исследований занесите в протокол и сравните с нормой (таблица 5: данные воздушной проводимости). Оцените состояние звукопроводящего аппарата испытуемого.

 

2.2. Костная проводимость (опыт Вебера).

Костная проводимость звука – это передача звуковых волн непосредственно через кости черепа.

Ход работы: Для определения костной проводимости звука ножку звучащего камертона (С128) прикладывают на середину темени испытуемого. Бранши камертона должны совершать колебания во фронтальной плоскости (рис.17). Интересуются, слышит ли он обоими ушами звук одинаковой силы. Затем опыт повторяют, предварительно заложив в одно ухо ватный тампон. Со стороны уха, заложенного тампоном, звук будет казаться более сильным, так как он достигает слуховых рецепторов кратчайшим путем – через кости черепа, поэтому потеря звуковой энергии уменьшается. В случае одностороннего поражения звуковоспринимающего аппарата (внутреннее ухо) ощущение звука усиливается в здоровом ухе.

Для сравнения костной проводимости различных костей черепа ножку звучащего камертона можно приложить к этим костям (теменной, височной, лобной, затылочной).

Оформление работы: Результаты исследований занесите в протокол. Отметьте, почувствует ли испытуемый разницу в силе восприятия звука правым и левым ухом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.009 с.)