Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа 2. Определение полей зрения (периметрия).
Для оценки периферического зрения исследуют поле зрения, т.е. периферическое пространство, которое человек видит одним глазом при фиксации взгляда в одной точке. Величина поля зрения у различных людей неодинакова и зависит от глубины расположения и формы глазного яблока, надбровных дуг и носа, сетчатки глаза, а также функционального состояния организма. При ряде заболеваний сетчатки и центральных зрительных структур поля зрения изменяются (сужение периферических границ полей зрения, секторообразное или половинчатое выпадение полей зрения – гемианопсия, островковые выпадения – скотомы). Характер изменений полей зрения обоих глаз позволяет локализовать место поражения зрительного анализатора (рис.9). Различают цветовое (хроматическое) и бесцветное – черно-белое (ахроматическое) поле зрения. Ахроматическое поле зрения больше хроматического, так как оно обусловлено деятельностью палочек, расположенных преимущественно на периферии сетчатки. Для различных цветов поле зрения также неодинаково: больше всех оно для желтого цвета, а самое узкое для зеленого. Оснащение: проекционный периметр Форстера, набор указок с опознавательными марками, линейка, цветные карандаши, бланки-оттиски нормальных полей зрения для правого и левого глаза. Цель работы: определить границы ахроматического и хроматического полей зрения. Ход работы: Для определения полей зрения применяются приборы, называемые периметрами. Периметр Форстера представляет собой полукруг, разделенный на градусы (от 0º до 90º), который может вращаться, т.к. подвижно укреплен на оси штатива. В середине полукруга имеется белая метка, на которой испытуемый фиксирует взгляд. Напротив середины находится подставка для подбородка, которая может передвигаться вверх и вниз. Она служит для фиксации головы в процессе измерения (рис.10). Рис. 10. Определение поля зрения с помощью периметра Форстера
Определение поля зрения осуществляют следующим образом. Периметр Форстера ставят против света. Полукруг (дуга) периметра устанавливают в горизонтальное положение. Испытуемый садится спиной к свету и ставит свой подбородок в выемку подставки штатива периметра. При исследовании поля зрения правого глаза подбородок устанавливается в левую выемку подставки и наоборот. Высота подставки регулируется так, чтобы верхний конец штатива находился на уровне нижнего края глазницы. Правый глаз фиксирует взгляд на белом кружке в центре дуги, а левый глаз закрывают щитком или ладонью (рис.10).
Исследователь берет указку с белой маркой и медленно ведет ее от периферии дуги периметра (90°) к центру (0°). Испытуемый сообщает о моменте появления белой марки в поле зрения исследуемого фиксированного глаза. Отмечают соответствующий угол по градусной шкале дуги и для контроля проводят повторное исследование, отодвигая указку назад и спрашивая, видна ли марка. Получив совпадающие данные, эту точку отмечают на соответствующем меридиане стандартного бланка для периметрии (рис.11). Рис. 11. Стандартные бланки для определения полей зрения левого (а) и правого (б) глаза (обозначены поля для черно-белых стимулов в норме).
После этого измеряется поле зрения с другой стороны дуги. Далее дугу периметра устанавливают в вертикальное положение и аналогичным образом определяют поле зрения сверху и снизу, а также под углом 45°, т.е. в косых направлениях. Чем по большему числу меридианов проводятся измерения, тем точнее границы поля зрения. Полученные данные сопоставляют с данными на стандартном бланке (рис.11). Заменив белую марку цветной, тем же способом определяют границы цветового поля зрения (например, для зеленого и красного цветов) (рис.12). При этом испытуемый должен не только увидеть марку, но и точно определить ее цвет. Аналогичные измерения производят для левого глаза (подбородок при этом ставят на правую выемку подставки). Границы поля зрения для черно-белых стимулов в норме составляет: книзу-65°, кверху-55°, внутрь – 60°, наружу - 90° Рис. 12. Периметрический снимок ахроматического и хроматического полей зрения для правого глаза: _____для черно-белого видения; -·- для желтого цвета; ---для синего цвета; _.._.. для красного цвета; ··· для зеленого цвета Оформление работы: Результаты исследования занести в тетрадь. По полученным данным вычертить периметрические снимки полей зрения для двух цветов (белого и цветного). Сравните величину полей зрения и объясните причину их различия. Оцените полученные результаты, сделав заключение о состоянии периферического зрения у испытуемого.
Работа 3. Исследование слепого пятна сетчатки (опыт Мариотта). Место выхода зрительного нерва из глазного яблока (слепое пятно) не содержит фоторецепторов и поэтому нечувствительно к свету. В обычных условиях его отсутствие не ощущается, так как «пробел» в поле зрения компенсируется активностью соседних участков сетчатки и непрерывными движениями глазных яблок. Вместе с тем в классическом опыте Мариотта (XVII в) наличие слепого пятна легко обнаруживается (рис.13). Оснащение: карточка для выявления слепого пятна. Цель работы: провести исследование по выявлению слепого пятна. Ход работы: Взять в руки картинку и, закрыв левый глаз ладонью, правым глазом смотреть на крестик с расстояния вытянутой руки (примерно на 50см). Затем медленно приближайте рисунок к себе. При этом в какой-то момент белый кружок становится невидимым. Б Рис. 13. Опыт со слепым пятном. А – карточка для выявления слепого пятна; Б - объяснение опыта со слепым пятном: лучи от крестика (а) падают на желтое пятно (б); лучи от кружка (в) при определенном расстоянии карточки от глаз упадут на слепое пятно (ГД) Оформление работы: Отметьте, на каком расстоянии от глаза рисунок исчезает. Сделайте выводы, объяснив, почему найденный участок сетчатки не реагирует на действие светового раздражителя.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.94.187 (0.007 с.) |