История и методология юридической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История и методология юридической науки



[индекс дисциплины М2.Б2]

 

Год набора

 

Код и наименование направления подготовки или специальности:     40.04.01 Юриспруденция
   
Уровень высшего образования: уровень магистратуры
   
   
Направленность

Образовательные программы магистратуры

(профиль) или специализация ООП ВО:
   
Форма (формы) обучения: очная, очно-заочная и заочная
   
Квалификация (степень): Магистр

 

Москва – 2019

Программа утверждена на заседании

кафедры истории государства и права протокол № 7 от «19» марта 2019 года

 

Авторы-составители:

д.ю.н., профессор Исаев И. А.,

к.и.н., доцент Гоголева Т.Ю.,

д.ю.н., профессор Липень С.В.,

к.ю.н., доцент Филиппова Т.П.,

к.ю.н. Чупова М.Д.

 

Рецензент: декан юридического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», доцент, к.ю.н. Ильина Т.Н. 

 

Исаев И. А., Гоголева Т.Ю., Липень С.В., Филиппова Т.П., Чупова М.Д.

 

«История и методология юридической науки»: рабочая программа / Исаев И. А., Гоголева Т.Ю., Липень С.В., Филиппова Т.П., Чупова М.Д. — М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2019.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 (030900.68) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763.

 

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
1.1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины (модуля) 4
1.2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВО 5
1.3. Формируемые компетенции 6
1.4 Планируемые результаты освоения учебной дисциплины (модуля) 7
II. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 8
2.1 Программа учебной дисциплины (модуля) 8
2.2 Содержание учебной дисциплины (модуля) 2.2.1 Занятия лекционного типа 16 20
  2.2.2 Занятия семинарского типа 21
  2.2.3 Самостоятельная работа 36
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 41
IV. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 42
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 45
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 49

 

 


 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины (модуля)

 

Учебная дисциплина (модуль) «История и методология юридической науки» знакомит обучающихся с закономерностями становления и развития юридической науки, особенностями методологии проведении юридических исследований в разные исторические периоды.

Предмет данного дисциплины определяет и структурирование учебного курса. Разделы изучения дисциплины включают в себя исторические аспекты накопления знаний о праве, становления и развития юридической науки, ее методологии, организации научных исследований в период Древнего мира и Средних веков, в Новое и Новейшее время как за рубежом, так и в России. Содержание учебной дисциплины отражает современное состояние научных исследований в области изучению государственно-правовых явлений, а также состояние и перспективы развитие юридического образования, правового обучения и воспитания.

Учебная дисциплина (модуль) «История и методология юридической науки» входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки 40.04.01 (030900.68) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), что обусловлено предполагаемыми видами будущей профессиональной деятельности обучающихся, организацией в процессе магистерской подготовки научно-исследовательской деятельности и необходимостью защиты в рамках итоговой государственной аттестации выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации.

Обучающиеся в магистратуре должны усвоить исторический опыт организации как зарубежной, так и отечественной юридической науки, основные методологические традиции, господствовавшие в научных исследованиях разных исторических периодов, идеи и доктрины, определявшие содержание юридической науки и правового образования в то или иное время. Цель курса – изучение истории зарубежной и отечественной юриспруденции в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований. Преподавание курса «История и методология юридической науки» ориентировано на формирование у обучающихся установки на систематический самостоятельный поиск нового знания, организацию собственной исследовательской деятельности. Целью освоения дисциплины также является подготовка обучающихся к педагогической деятельности и правовому воспитанию, проведению самостоятельных педагогических исследований. Изучение «Истории и методологии юридической науки» – необходимое условие качественного освоения основной образовательной программы магистратуры.

    «История и методология юридической науки», наряду с другими дисциплинами ООП по направлению «Юриспруденция», обеспечивает подготовку обучающихся в магистратуре к следующим видам профессиональной деятельности (п. 4.3. ФГОС ВПО):

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

д) организационно-управленческая;

е) научно-исследовательская;

ж) педагогическая.

Изучение дисциплины «История и методология юридической науки», наряду с другими дисциплинами ООП, обеспечивает подготовку обучающихся по направлению «Юриспруденция» к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской образовательной программы и видами профессиональной деятельности (п. 4.4 ФГОС ВПО):

а) правотворческая деятельность:подготовка нормативных правовых актов;

б ) правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; защита частной, государственной и муниципальной и иных форм собственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г)экспертно-консультационная деятельность:оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативно-правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций;

е)научно-исследовательская деятельность:проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж)педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания.

 

1.2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВО

«История и методология юридической науки» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла (М.2.Б.2) ООП по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных обучающимися в ходе изучения историко-правовых и теоретико-правовых курсов по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), в том числе «История государства и права зарубежных стран», «История отечественного государства и права», «Римское право», «Теория государства и права».

Приступая к изучению курса «История и методология юридической науки», магистрант должен знать общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; систему исторических фактов, связанных с генезисом и эволюцией государственно-правовых институтов; зарождение политических и правовых доктрин; особенности становления и развития правовой культуры. Для освоения дисциплины обучающийся должен уметь выявить общие закономерности возникновения, развития и функционирования различных государственно-правовых систем, сопоставлять различные точки зрения; владеть юридической терминологией, методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых идей.

«История и методология юридической науки» закладывает фундамент для усвоения и закрепления знаний и умений, приобретаемых в результате последующего изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов ООП (в том числе «История политических и правовых учений», «Философия права», «Сравнительное правоведение»), создаёт базис для формирования и развития навыков научно-исследовательской работы обучающихся («Научно-исследовательский семинар»).

    Содержание и структура учебной дисциплины (модуля) «История и методология юридической науки» выстроены в соответствии с практико-ориентированной моделью обучения в рамках современного юридического образования России.

Формируемые компетенции

По итогам освоения данной и других учебных дисциплин (модулей) основной образовательной программы по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») у выпускника должны быть сформированы следующие компетенции:

Общекультурные компетенции:

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2).

Профессиональные компетенции:

- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

 

Планируемые результаты освоения

учебной дисциплины (модуля)

 

В результате освоения учебной дисциплины (модуля) «Истории и методологии юридической науки» обучающийся должен

знать:

- предмет дисциплины «История и методология юридической науки»;

- место и роль дисциплины в системе магистерской подготовки;

- современные представления о научном познании;

- юридические типы научного познания;

- юридическое познание как вид деятельности;

- предмет и объект юридической науки, её структура;

-основные этапы в истории становления и развития юридической науки;

- история зарубежного и российского правоведения;

- научные теории и их представители в области юриспруденции;

- понятие и принципы методологии юридической науки;

- методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания;

- виды научных исследований в области изучения права и государства;

- история становления и развития юридического образования;

- современные организационные и нормативные основы функционирования отечественного правового обучения и воспитания;

- основные формы и методы правового обучения и воспитания;

 

уметь:

- применять полученные знания для анализа исторического процесса становления и развития юридической науки;

- анализировать закономерности зарождения и эволюции методологий исследования государственно-правовых явлений;

- ориентироваться в многообразии методологических подходов к предметной области юридической науки;

- оперировать научными понятиями и категориями в области юриспруденции;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

-осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;

- давать научно-обоснованную оценку государственно-правовой практики;

 - аргументировано обосновывать свою точку зрению и вести продуктивную полемику в предметной области юридического познания;

- соблюдать принципы этики юриста, добросовестно исполнять профессиональные обязанности;

- определять цели и задачи правового обучения;

- управлять самостоятельной работой обучающихся при изучении права;

- эффективно осуществлять правовое воспитание;

 

Владеть:

- научной терминологией в области юриспруденции;

- навыками историографического и библиографического анализа исследуемой правовой проблематики;

- методологией научного исследования в области юриспруденции;

- навыками использования различных методов исследования и их применения в самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- квалифицированно проводить научные исследования в области права и юридической педагогики;

- способностью квалифицированно толковать правовые источники, в том числе в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;

- навыками анализа и реализации управленческих инноваций;

- способностью преподавать правоведческие дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровнях;

- способностью осуществлять правовое воспитание.

II. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

2.1 Программа учебной дисциплины (модуля)

 

Общая трудоемкость дисциплины «История и методология юридической науки» составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. В соответствии с учебным планом ООП данная дисциплина изучается в 1 триместре/семестре. Формой промежуточной аттестации выступает экзамен (контроль – 36 часов по очной, очно-заочной формам обучения и 9 часов по заочной форме обучения).

Для различных форм обучения основная образовательная программа предусматривает следующие тематические планы:

- очная форма обучения;

- очно-заочная форма обучения;

    - заочная форма обучения.

 

Основными видами учебных занятий по дисциплине (модулю) «История и методология юридической науки» являются лекции, лабораторные и семинарские занятия. Важное место в образовательном процессе отводится самостоятельной (внеаудиторной) работе обучающихся, что способствует более глубокому усвоению знаний по предмету, развивает навыки самообразования.

 

Тематический план для очной формы обучения

 

п/п

Раздел (модуль),

тема учебной дисциплины

Триместр

 

Виды учебной деятельности, трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Форма

контроля

Лекции Практические занятия СР
1. Юриспруденция в системе научного знания. «История и методология юридической науки» как учебная дисциплина.   1 2 2 5 Обзорная лекция по учебному курсу с использованием презентации и постановкой образователь- ных задач.   Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия семинарского типа. Собеседование/ Индивидуальные консуль- тации.   Опрос, «управляемая дискус сия».  
2. Зарождение науки о праве в Древнем мире. Юриспруденция Средних веков и эпохи Возрождения. Становление юридического образования. 1   2 5 Работа в «малых группах». Анализ и оценка работы в «малых группах», подведе- ние итогов занятия.
3. История и методология юридической науки в период Нового времени. Университеты как центры юридического образования и науки. 1   2 5 Обсуждение вопросов в соответст- вии с планом занятия, работа с источниками. Опрос обучаю- щихся, доклады-презентации, анализ ответов и докладов.
4. История и методология юридической науки в период Новейшего времени. Научные исследования в области права. 1   2 5 Обсуждение вопросов в соответст- вии с планом занятия, работа с источниками. Дискуссия по обсуждаемой проблематике Опрос обучаю- щихся, оценка докладов-презентаций. Анализ аргумен- тации позиций в «управляемой дискуссии».
5.   История и методология права в России. Отечественное юридическое образование. 1   2 5 Работа в формате «круглого стола». Дискус- сия по теме, анализ аргумен- тации позиций, подведе- ние итогов.
6. Понятие и принципы методологии современной юридической науки. Методология юридического исследования. 1   2 6 Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия и на основе выполненногообучающи- мися письменного практикума. Собеседование по тематике магистер- ских диссерта- ционных исследований.
7. Практикум по методологии юридического исследования. 1   2 15 Лабораторное занятие. Доклады-презентации, контроль выполнения практикума по методологии юридического исследования.
8. Правовое обучение и воспитание: сущность и место в современном юридическом образовании России. 1     10 Учебно-практическая конференция обучающихся Подготовка и защита тематических презентаций в соответствии с программой конференции  
  ВСЕГО: 108 час 2 час. 14 час. 56 час.   36 час.

 

Тематический план для очно-заочной формы обучения

 

п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Триместр

 

Виды учебной деятельности, трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Форма

контроля

Лекции   Практические занятия СР
1. Юриспруденция в системе научного знания. «История и методология юридической науки» как учебная дисциплина.   1 2 2 5 Обзорная лекция по учебному курсу с использова- нием презента- ции и постановкой образова- тельных задач.   Обсуждение вопросов в соответ- ствии с планом занятия семинар- ского типа. Собеседование / Индиви- дуальные консуль-тации.   Опрос, «управляемая дискус- сия».
2-4. История и методология зарубежной юридической науки. Научные исследования в области права. Становление и развитие юридического образования. 1   2 10 Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия, работа с источни- ками. / Работа в «малых группах», кейс-задания. Опрос обучающихся, анализ ответов. / «Управляемая дискус- сия». Подведение итогов занятия.
5. История и методология права в России. Отечественное юридическое образование. 1   2 10 Работа в формате «круглого стола». Дискус сия по теме, анализ аргумен тации позиций, подведе ние итогов.
6. Понятие и принципы методологии современной юридической науки. Методология юридических исследований. 1   2 10 Обсуждение вопросов в соответст- вии с планом занятия и на основе выполненного обучающи- мися письменного практикума. Собеседование по тематике магистер ских диссерта ционных исследований.
7. Практикум по методологии юридического исследования 1   2 15 Лабораторное занятие. Проверка выполнения практикума по методологии юридического исследования.  
8. Правовое обучение и воспитание: сущность и место в современном юридическом образовании России. 1     10 Учебно-практическая конференция обучающихся Подготовка и защита тематических презентаций в соответствии с программой конференции.  
  ВСЕГО 108 час 2 час. 10 час. 60 час.   36 час.

 

Тематический план для заочной формы обучения

Раздел (тема) учебной дисциплины

Семестр

 

Виды учебной деятельности, трудоемкость (в часах)

Образователь

ные технологии

Форма

контроля

Лекции   Практические занятия СР
Юриспруденция в системе научного знания. «История и методология юридической науки» как учебная дисциплина.   1 2   4 Обзорная лекция по учебному курсу с использова нием презентации и постановкой образователь ных задач Собеседо вание. / Индивидуальные консультации.
История и методология зарубежной юридической науки. Научные исследования в области права. Становление и развитие юридического образования. 1   2 15 Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия, работа с источниками. / Работа в «малых группах», кейс-задания Опрос обучающихся, анализ ответов. / «Управляемая дискус- сия». Подведе ние итогов занятия.
История и методология права в России. Отечественное юридическое образование. 1   2 15 Работа в формате «круглого стола» Дискуссия по теме, анализ аргументации позиций, подведение итогов
Понятие и принципы методологии современной юридической науки. Методология юридических исследований. 1   2 20 Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия и на основе выполненного обучающи- мися письменного практикума Собеседо вание по тематике магистер ских диссерта ционных исследований
Практикум по методологии юридического исследования.   1   2 20 Лабораторное занятие  Проверка выполне ния практику ма по истории и методоло гии юридического исследования.  
Правовое обучение и воспитание: сущность и место в современном юридическом образовании России. 1     15 Учебно-практическая конференция обучающихся: заочно-дистанционная форма проведения Подготовка и защита тематических презентаций в соответствии с программой конференции.  
ВСЕГО 108 час. 2 час. 8 час. 89 час.   9 час.

 

 

2.2 Содержание учебной дисциплины (модуля)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.054 с.)